МКОУ «СОШ №3»
Комбинированный урок
технологии и литературного чтения
в 4 «б» классе
Тема: «Все краски осени.
Стихи русских поэтов об осени».
учитель начальных классов:
Гаджиева Гульжанат Омаровна
Избербаш, 2023 г.
Цель: выполнение трёх коллективных панно «Осень» в технике «Пластилинография», «Объёмная аппликация».
Задачи:
формировать умение приклеивать листочки, цветную бумагу, пластилин к основе изделия, оформлять рамку панно, умение работать в группах;
развитие индивидуальных творческих способностей каждого ученика;
воспитание толерантного отношения друг к другу; воспитание любви к родной природе.
Оборудование:
Осенние листья, цветная бумага, пластилин, основа для панно, ножницы, клей ПВА.
Оформление:
слайды «Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», «Репродукция картины В.Д. Поленова «Золотая осень», «Портреты русских писателей», «Портрет композитора П.И.Чайковского»; аудиозапись из альбома «Времена года» П.И. Чайковского «Осень»;букет из осенних цветов, оформление на доске, стол с дарами осени.
План урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности рабочих мест.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Актуализация.
IV. Беседа о картинах русских художников И.И.Левитана и В.Д.Поленова.
V. Чтение стихов русских поэтов.
VI. Прослушивание отрывка из альбома «Времена года» композитора П.И.Чайковского «Осень».
VII. Знакомство с новым материалом.
Повторение правил по технике безопасности.
VIII. Минутка здоровья.
IX. «Твоя мастерская» (самостоятельная работа в группах).
X. Работа с пословицами.
XI. Итоги урока.
1.Организация выставки работ учащихся.
2. Анализ выполненных работ. Оценка качества выполненных изделий.
XII. Рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка готовности рабочих мест.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
-Начинаем урок технологии и литературного чтения,
Я вижу, что вы готовы к уроку. Всё необходимое для урока у вас лежит на столах.
(слайд 1)
II. Сообщение темы и цели урока.
-Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
-Что это? (Осень.)
-Как вы догадались? (Осенью листья меняют цвет.)
(слайд 2)
-Сегодня на уроке прозвучат стихи русских поэтов про осень и каждая группа закончит работу над панно, начатую на предыдущем уроке.
-Тема урока «Все краски осени. Стихи русских поэтов об осени».
III. Актуализация. ( слайд 3)
Чтение учителем стихотворения Петра Андреевича Вяземского «Осень». Кокетничает осень с нами:
Красавица на западе своём
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днём.
Всё мне в ней нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя…
-Это стихотворение написал русский поэт Пётр Андреевич Вяземский. Называется оно «Осень».
IV. Беседа о картинах русских художников Исаака Левитана и Н.И.Осенева.
(Слайд 4,5)
-Обратите внимание на картины русских художников Исаака Левитана «Золотая осень» и Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».
-Какое время года изобразили художники на своих картинах? (Осень.)
-Какие краски они использовали? (Жёлтые, оранжевые, красные.)
-Какое настроение вызывают у вас эти картины? (Радостное.)
-Почему? (Яркие краски.)
V.Чтение стихов русских поэтов.
-Не только художники в своём творчестве изображают осень, но и поэты.
-Какие стихи об осени приготовили вы к нашему уроку?
(Чтение стихов учащимися.)
( слайд 6)
-Апполон Майков «Осень»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
-Фёдор Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде;
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
-Иван Бунин
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чаще идёт,
Мёртвые листья срывает и весело
В бешенной пляске несёт.
Только замрёт, припадёт и послушает
Снова взмахнёт, а за ним
Лес загудит, затрепещет, и сыплются
Листья дождём золотым…
Александр Сергеевич Пушкин отрывок из «Евгения Онегина»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
-Молодцы! Хорошие стихи вы подготовили!
VI. Прослушивание отрывка из альбома «Времена года» композитора П.И.Чайковского пьеса «Осень». (слайд 7) до 2.48
-Прослушаем отрывок из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского пьесу «Осень».
(Звучит аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Осень».)
-Ребята, какую картину вы себе представили, слушая это произведение?
Дети отвечают. (слайд 8)
-Как относятся к осени и художники, чьи картины мы сегодня увидели, и поэты, чьи стихи мы сегодня читали, и композиторы? (Они любят это время года.)
-Вы заметили, что мелодия была немного грустная. Почему, как вы думаете?
Дети отвечают.
-Золотая осень – красивое время года! И всё-таки немножко грустно: уж очень недолговечна её красота. Пройдёт совсем немного время и вся красота поблекнет, заморосят осенние дожди. Но…
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода - благодать.
Дождь ли, снег - любое время года
Надо благодарно принимать…
-Вы согласны с этими словами?
-Я тоже согласна и рада, что наши мнения совпадают.
VII. Знакомство с новым материалом.
-Ребята, мы сегодня завершим работу над панно, начатые на предыдущем уроке. Обратите внимание на ваши работы.
-На прошлом уроке мы подготовили фон нашего панно, необходимые материалы. Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу.
-В каждой группе на столах лежат необходимые материалы для работы. 1 группа будет работать с цветной бумагой, 2 группа с пластилином, 3 группа с осенними листочками.
-Каждый из вас в группе будет выполнять свою работу. От того, как вы будете работать, будет зависеть конечный результат выполнения панно.
Правила по технике безопасности. (слайд9)
-Прежде, чем вы приступите к выполнению работы, вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем и пластилином. (видео)
VIII. Минутка здоровья. (физминутка) (слайд10)
IX. «Твоя мастерская» (самостоятельная работа в группах).
Сборка панно.
(Учитель оказывает при необходимости индивидуальную помощь).
Звучит аудиозапись музыки для релаксации. (слайд 11)
X. Работа с пословицами.
-Как понимаете пословицу «Не дорого начало, а похвален конец»? (на доске)
-Объясните смысл пословицы.
( Главное не то, как ты начал, а важен конец. Конец дороже. Любое дело нужно доводить до конца. )
XI. Итоги урока.
1.Организация выставки работ учащихся.
2. Анализ выполненных работ. Оценка качества выполненных изделий.
-У вас получились замечательные панно.
XII. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу.
-Что вы хотели показать своими работами? (Золотую осень, осенний лес, что мы любим родную природу.)
-Какие чувства вы испытывали, работая в группах?
Дети отвечают.
( слайд 12)
Песня «Ласковая осень» (слайд 13)
-Спасибо за урок!