Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Комбинированный урок
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
4 класс VIII вида
Учитель-дефектолог
Саманчук М.Г.
г.Севастополь
2016 г.
Пояснительная записка
Коррекционное занятие «Народные промыслы» подготовлено для учащейся с ОВЗ, обучающейся на индивидуальном обучении. На уроке используются общественные ресурсы. Предмет изучения – русское народное творчество – позволяет учащейся стать активным участникам изучения темы.
Форма проведения урока – индивидуальное занятие.
Материально-техническое обеспечение: презентация «Народные промыслы», звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы
(4 комплекта – пословицы, поговорки, сказки, 4 комплекта – народные песни игрушки), народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.
Тема: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ».
Цели:
Учебные:
Обобщить знания об изученных видах народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и родителями;
- помочь ученику в аргументации своего мнения;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Коррекционные:
Развития мелкой моторики.
Развитие пространственного мышления, памяти, чувства ритма, координации движения.
Воспитывать усидчивость, внимание.
Развивать творческое воображение, понятие красоты.
Воспитательные:
- Прививать интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.
Оборудование: презентация «Народные промыслы», звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы (4 комплекта – пословицы, поговорки, сказки, 4 комплекта – народные песни), игрушки, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта, краски, альбомы, образцы работ.
Слайд 1-2
Вступительное слово: Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей появилось желание общаться, делиться друг с другом своими мыслями и чувствами.
Ход урока:
Слайд 3 1. Какие виды народного творчества вы знаете?
Слайд 4 2. Отгадайте загадки:
Румяный, круглый паренек
Сбежал из дома на денек.
Ходил, бродил
До той поры пока в лесу
Не встретил рыжую лису
(Колобок)
Стоит в горшке
На окне ёжик.
(Кактус)
Стоит чудо в семи шубах.
Кто его тронет – сам заплачет.
(Лук)
Слайд 5 - русские народные сказки (узнать по репродукции картины);
Слайд 6 – потешки, скороговорки (чистоговорки);
Слайд 7 - считалки;
Слайд 8 - пословицы и поговорки;
Слайд 9 - народные музыкальные инструменты;
Слайд 10 – русские народные песни.
3. Русское народное творчество.
Рассказ о прикладном народном искусстве:
Слайд 11 А) Роспись:
- на керамике и фарфоре – Гжель;
- на металлических подносах;
- на деревянной посуде – Хохлома.
Слайд 12 Б) Изделия из ткани:
- кружева и вышивка выполнялись на ткани изо льна. Эта ткань использовалась для создания одежды, занавесок, полотенец – Вологодское кружево;
- национальная русская одежда.
Слайд 13 В) Игрушки:
- русская глиняная народная игрушка, расписанная и обожженная в печи (свистульки, Дымковская игрушка);
- русская деревянная народная игрушка в виде расписных, полых кукол (матрешка).
Работа сопровождалась пением, так возникла русская народная песня.
Слайд 14 4. Русский национальный костюм.
Основой мужской одежды являлась мужская сорочка (нижняя рубаха). Основой женской одежды – длинная рубаха, украшенная оторочкой или вышивкой.
Слайд 15 5. Русские народные головные уборы.
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы, поэтому они повязывались платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади.
Слайд 16-17 6. Русские народные музыкальные инструменты.
Слайд 18 7. Русская народная песня.
Звучит русская народная песня «Калинка».
Русские народные песни бывают разные. Люди пели во время посева и уборки урожая, у колыбели, на свадьбах или на веселых гуляниях, где звучали потешки, заклички, частушки и веселые песни.
Слайд 19 А теперь самостоятельное изготовление детали национального костюма.
Слайд 20-21 7. Итог занятия:
- кто создал это творчество?
- как передавалось народное творчество?
- назвать жанры народного творчества.