Комбинированный урок в 4 классе VIII вида на тему: "Народные промыслы"

Конспект комбинированного урока с презентацией для 4 коррекционного класса VIII вида. Задействованы предметы: изобразительное искусство, литературное чтение, мзукальное искусство, арт-терапия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта коррекционного занятия»

Технологическая карта



Класс: 4 VIII вида


Автор: Саманчук Марина Георгиевна


Тема: Народные промыслы.


Тип урока: обобщение знаний.


Оборудование: презентация «Народные промыслы», звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы (4 комплекта – пословицы, поговорки, сказки, 4 комплекта – народные песни игрушки), народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.


Цели:


Учебные: обобщить знания об изученных видах народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.


Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и родителями; помочь ученику в аргументации своего мнения; строить понятные для партнёра высказывания.


Коррекционные: развития мелкой моторики; развитие пространственного мышления, памяти, чувства ритма, координации движения; воспитывать усидчивость, внимание; развивать творческое воображение, понятие красоты.


Воспитательные: прививать интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент.


Слайд 1

Вступительное слово: Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей появилось желание общаться, делиться друг с другом своими мыслями и чувствами.

Настраиваются на работу

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.


Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация знаний.



Слайд 2

1. Речевая зарядка.

Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. («Хоботок», «почесать» губами зубы, круговые движения языком).


2.Собери пословицы о труде.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.


- Объясни смысл понравившейся пословицы.


- В каких источниках информации можно найти другие пословицы о труде?


3. Эмоциональная речевая разминка. Чтение стихотворения опавшей листвы.

Разговор еле слышен:

Мы с клёнов…

Мы с яблонь…

Мы с вязов…

Мы с вишен…

С осинок…

С черёмухи…

С дуба…

С берёзы…

Везде листопад:

На пороге морозы! Ю.Капотов

Выполняет гимнастику.







собирает пословицы.





объясняет смысл пословиц.


В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковых словарях.

Чтение стихотворения по заданию.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.


Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию


Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III. Определение темы и цели урока



Слайд 3-4

1. Какие виды народного творчества вы знаете?

- русские народные сказки (узнать по репродукции картины);

- потешки;

- скороговорки (чистоговорки);

- считалки;

- пословицы и поговорки;

- загадки;

- народные музыкальные инструменты;

- песни.



2. Отгадай загадки:

Румяный, круглый паренек

Сбежал из дома на денек.

Ходил, бродил

До той поры пока в лесу

Не встретил рыжую лису

(Колобок)

Стоит в горшке

На окне ёжик.

(Кактус)

Стоит чудо в семи шубах.

Кто его тронет – сам заплачет.

(Лук)

Отвечает, проверяет ответы по слайдам презентации.













Отгадывает загадки, проверяет правильность по слайдами презентации

Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи,

аргументировать свою позицию.


Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты деятельности.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV.Работа по теме урока.



Слайд 5-18

3. Русское народное творчество.

Рассказ о прикладном народном искусстве:

А) Роспись:

- на керамике и фарфоре – Гжель;

- на металлических подносах;

- на деревянной посуде – Хохлома.

Б) Изделия из ткани:

- кружева и вышивка выполнялись на ткани изо льна. Эта ткань использовалась для создания одежды, занавесок, полотенец – Вологодское кружево;

- национальная русская одежда.

В) Игрушки:

- русская глиняная народная игрушка, расписанная и обожженная в печи (свистульки, Дымковская игрушка);

- русская деревянная народная игрушка в виде расписных, полых кукол (матрешка).

Работа сопровождалась пением, так возникла русская народная песня.

4. Русский национальный костюм.

Основой мужской одежды являлась мужская сорочка (нижняя рубаха). Основой женской одежды – длинная рубаха, украшенная оторочкой или вышивкой.

5. Русские народные головные уборы.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы, поэтому они повязывались платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади.

6. Русская народная песня.

Звучит русская народная песня «Калинка».

Русские народные песни бывают разные. Люди пели во время посева и уборки урожая, у колыбели, на свадьбах или на веселых гуляниях, где звучали потешки, заклички, частушки и веселые песни.

Слушает учителя, просматривает слайды презентации


















































Слушает русскую народную песню

Познавательные:

выделять существенную информацию.


Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.


Коммуникативные:

проявлять активность в индивидуальной деятельности.

V. Продолжение работы по теме урока.



Слайд 19

А теперь мы сами изготовим деталь русского национального костюма:


- девочки раскрашивают головную повязку (венчик);

- мальчики раскрашивают воротник мужской рубашки.


И будем мы это делать, слушая русские народные песни.





Слушает музыку,

раскрашивает головной убор.

Познавательные:

выделять существенную информацию из русских народных песен


Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

VI.Рефлексия урока.



Слайд 20

-Выбери предложение.

Продолжите его.

Мне на уроке…

Я открыл для себя …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…


Высказывает мнения.


Личностные:

оценивать собственную деятельность.

VII.Подведение итогов урока.



Слайд 20

- кто создал это творчество?

- как передавалось народное творчество?

- назвать жанры народного творчества.


Подводит итог урока.

Познавательные:

выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

VIII. Домашнее задание.



Слайд 21

-Выучить любую русскую народную песню. Нарисовать иллюстрации

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат

.


Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы конспект урока»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»















Комбинированный урок

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»


4 класс VIII вида



Учитель-дефектолог

Саманчук М.Г.












г.Севастополь

2016 г.



Пояснительная записка


Коррекционное занятие «Народные промыслы» подготовлено для учащейся с ОВЗ, обучающейся на индивидуальном обучении. На уроке используются общественные ресурсы. Предмет изучения – русское народное творчество – позволяет учащейся стать активным участникам изучения темы.

Форма проведения урока – индивидуальное занятие.

Материально-техническое обеспечение: презентация «Народные промыслы», звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы
(4 комплекта – пословицы, поговорки, сказки, 4 комплекта – народные песни игрушки), народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта.



Тема: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ».



Цели:

Учебные:

Обобщить знания об изученных видах народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и родителями;

- помочь ученику в аргументации своего мнения;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Коррекционные:

  • Развития мелкой моторики.

  • Развитие пространственного мышления, памяти, чувства ритма, координации движения.

  • Воспитывать усидчивость, внимание.

  • Развивать творческое воображение, понятие красоты.

Воспитательные:

- Прививать интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.


Оборудование: презентация «Народные промыслы», звукозапись русских народных песен, карточки для индивидуальной работы (4 комплекта – пословицы, поговорки, сказки, 4 комплекта – народные песни), игрушки, народные музыкальные инструменты, предметы крестьянского быта, краски, альбомы, образцы работ.



Слайд 1-2

Вступительное слово: Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей появилось желание общаться, делиться друг с другом своими мыслями и чувствами.

Ход урока:

Слайд 3 1. Какие виды народного творчества вы знаете?

Слайд 4 2. Отгадайте загадки:

Румяный, круглый паренек

Сбежал из дома на денек.

Ходил, бродил

До той поры пока в лесу

Не встретил рыжую лису

(Колобок)

Стоит в горшке

На окне ёжик.

(Кактус)

Стоит чудо в семи шубах.

Кто его тронет – сам заплачет.

(Лук)

Слайд 5 - русские народные сказки (узнать по репродукции картины);

Слайд 6 – потешки, скороговорки (чистоговорки);

Слайд 7 - считалки;

Слайд 8 - пословицы и поговорки;

Слайд 9 - народные музыкальные инструменты;

Слайд 10 – русские народные песни.

3. Русское народное творчество.

Рассказ о прикладном народном искусстве:

Слайд 11 А) Роспись:

- на керамике и фарфоре – Гжель;

- на металлических подносах;

- на деревянной посуде – Хохлома.

Слайд 12 Б) Изделия из ткани:

- кружева и вышивка выполнялись на ткани изо льна. Эта ткань использовалась для создания одежды, занавесок, полотенец – Вологодское кружево;

- национальная русская одежда.

Слайд 13 В) Игрушки:

- русская глиняная народная игрушка, расписанная и обожженная в печи (свистульки, Дымковская игрушка);

- русская деревянная народная игрушка в виде расписных, полых кукол (матрешка).

Работа сопровождалась пением, так возникла русская народная песня.

Слайд 14 4. Русский национальный костюм.

Основой мужской одежды являлась мужская сорочка (нижняя рубаха). Основой женской одежды – длинная рубаха, украшенная оторочкой или вышивкой.

Слайд 15 5. Русские народные головные уборы.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы, поэтому они повязывались платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади.

Слайд 16-17 6. Русские народные музыкальные инструменты.

Слайд 18 7. Русская народная песня.

Звучит русская народная песня «Калинка».

Русские народные песни бывают разные. Люди пели во время посева и уборки урожая, у колыбели, на свадьбах или на веселых гуляниях, где звучали потешки, заклички, частушки и веселые песни.

Слайд 19 А теперь самостоятельное изготовление детали национального костюма.

Слайд 20-21 7. Итог занятия:

- кто создал это творчество?

- как передавалось народное творчество?

- назвать жанры народного творчества.

Просмотр содержимого презентации
«Народные промыслы»

Комбинированный урок  «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»  4 класс VIII вида Саманчук Марина Георгиевна, учитель-дефектолог ГБС (К)ОУ г.Севастополя ОШИ № 1 VIII вида 2016 год

Комбинированный урок «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» 4 класс VIII вида

Саманчук Марина Георгиевна, учитель-дефектолог

ГБС (К)ОУ г.Севастополя ОШИ № 1 VIII вида

2016 год

Цели: Учебные: Обобщить знания об изученных видах народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и родителями; - помочь ученику в аргументации своего мнения; - строить понятные для партнёра высказывания. Коррекционные: Развития мелкой моторики. Развитие пространственного мышления, памяти, чувства ритма, координации движения. Воспитывать усидчивость, внимание. Развивать творческое воображение, понятие красоты. Воспитательные :  - Прививать интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

Цели:

Учебные:

Обобщить знания об изученных видах народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и родителями;

- помочь ученику в аргументации своего мнения;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Коррекционные:

Развития мелкой моторики.

Развитие пространственного мышления, памяти, чувства ритма, координации движения.

Воспитывать усидчивость, внимание.

Развивать творческое воображение, понятие красоты.

Воспитательные :

- Прививать интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

Какие виды народного творчества вы знаете?

Какие виды народного творчества вы знаете?

ЗАГАДКИ

ЗАГАДКИ

СКАЗКИ

СКАЗКИ

СКОРОГОВОРКИ Не будь тороплив, а будь терпелив.  Говори, не торопись и смотри, не ошибись.  Юлька-Юленька-Юла, Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька

СКОРОГОВОРКИ

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Говори, не торопись и смотри, не ошибись.

Юлька-Юленька-Юла,

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

СЧИТАЛКИ Покажи свой кожушок. Кожушок горит огнём, Сколько пёрышек на нём? 1 – 2 – 3 – 4 – 5 … Петушок, петушок , Невозможно сосчитать!

СЧИТАЛКИ

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнём,

Сколько пёрышек на нём?

1 – 2 – 3 – 4 – 5 …

Петушок, петушок ,

Невозможно сосчитать!

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Ум да здоровье всего дороже. Учиться никогда не поздно. Учить – ум точить. Азбука – к мудрости ступенька. Ученье свет, а неученье – тьма.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • Ум да здоровье всего дороже.
  • Учиться никогда не поздно.
  • Учить – ум точить.
  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Ученье свет, а неученье – тьма.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РОСПИСЬ

РОСПИСЬ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТКАНИ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТКАНИ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ

РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ

РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Рекрутские (солдатские) песни Былины Трудовые песни Исторические песни Обрядовые песни Лирические песни

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Рекрутские (солдатские)

песни

Былины

Трудовые песни

Исторические песни

Обрядовые песни

Лирические песни

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕНЧИКА

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕНЧИКА

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:  кто создал это творчество?   как передавалось народное творчество?  - назвать жанры народного творчества.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

  • кто создал это творчество?
  • как передавалось народное творчество?

- назвать жанры народного творчества.

При оформлении презентации использованы графические клипарты: http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/narod2.html http://www.ivanivanich.ru/

При оформлении презентации использованы графические клипарты:

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/narod2.html

http://www.ivanivanich.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей