СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коми игры и игрушки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучаем коми игры и некоторые традиции коми народа

Просмотр содержимого документа
«Коми игры и игрушки»

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»






КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ



Тема: Коми народные игры и игрушки.









Студента(ки) 731 группы

Социального отделения:

Утямышевой Яны




Место проведения урока:

МОУ СОШ № 18 г.Сыктывкар

Дата проведения: 19.10.2017г.

ФИО преподавателя-консультанта:

Пружинская Вера Борисовна

Допуск к проведению урока:

(подпись преподавателя)

Дата:


















Сыктывкар 2017





Тема: Коми народные игры и игрушки

Цель:формирование представлений обучающихся о коми народных играх и игрушках

Задачи:

Обучающие:

  • Ознакомить учащихся с коми народными играми и игрушками.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей, стремление больше узнать о родном крае.

Воспитывающие:

  • Воспитание у детей целостного отношения к коми национальной культуре, традициям и играм народа коми



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.


Библиографический список:

Методичка краеведение 3 класс

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/04/23/igry-dlya-razvitiya-vnimaniya-pamyati-i-myshleniya

http://www.13.dsishimbay.ru/index.php/2012-03-13-11-11-13/2013-04-23-04-49-41/39-2012-03-13-11-09-47

http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/zachem-rebenku-igrat/
































Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный этап:

приветствие


- Здравствуйте, ребята, меня зовут Яна Александровна. Рада всех вас видеть. Я студентка педагогического колледжа имени Куратова.

Я вижу, что все готовы к нашему занятию, присаживайтесь.


Проверяют свои школьные принадлежности садятся за парты

Основной этап:

актуализация знаний

(1 слайд)







усвоение новых знаний

(2 слайд)













(3-5 слайд)














(6 слайд)


































(7 слайд)











(8 слайд)










(9 слайд)




(10 слайд)






















Викторина.

Какую тему изучали на прошлом уроке?

• Чем занимались дети в свободное от трудовых обязанностей время?

• Кто из вас любит играть? Давайте поиграем

«На стол! Под стол! Стучать!»

Сначала я говорю вам команду и ее выполняю, а вы повторяете за мной . Например: я говорю вам: «Под стол!» и руки кладу на под стол ,вы повторяете за мной,но вы будьте внимательны. Понравилась игра? А чему она учит?
Эта игра развивает наше слуховое внимание.

А вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

И тема нашего занятия Коми народные игры и игрушки

Какие игры более интересные: шумные, подвижные или тихие, спокойные? На улице или в помещении? Во что играете на улице летом? Зимой?

Как вы думаете, зачем детям нужна игра?

На самом деле желание играть у ребенка заложила сама природа. Ведь детям необходимо учиться жить. Для того, чтобы чему-нибудь научиться, ребенку нужно не только посмотреть-послушать-запомнить, но и опробовать это на практике. Игра не просто важна – она необходима для развития ребенка.

Знаете ли вы, в какие коми игры играли дети?
хотите ли вы узнать об этом более подробно?

• В летний период широко были распространены подвижные игры с битами и мячами: лапта( командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время), городки,(В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками») , в котёл. Эти игры проводились во дворе, на дороге или на лесной поляне вблизи селения. В играх участвовал весь народ селения. К церковному празднику пасхе строили качели, на которых могло качаться до восьми человек. Распространены были состязания на воде: на дальность заплыва; в скорости переплывания реки; в нырянии; кто дальше просидит под водой.

В летние месяцы девочки девяти- двенадцати лет строили рядом с домом или под крыльцом небольшие деревянные домики.

Как вы думаете, как они назывались?

В них создавали обстановку, напоминающую взрослое жилище, играли в семью.

• Очень разнообразным был зимний игровой репертуар. Непременной зимней забавой детей было катание с обледенелых горок, его назвали «излюбленным северным спортом». Ребята катались на небольших деревянных санях и на бересте. Нередко устраивались состязания на дальность «заездов».

Самые маленькие дети катались со взвоза – бревенчатого настила, пристраивавшегося ко входу в скотный двор. Дети постарше катались на масленицу с рукотворных снежных гор, которые строились «всем миром». Они заливались водой и назывались «катушками». Сооружались так, чтобы спуск выходил на реку. Катались и на берестяных пестерях и на небольших деревянных саночках.

Ближе к весне, когда снег постепенно увлажнялся, ребята начинали строить снежные домики и крепости. Вначале выкапывали подземные ходы (они могли достигать длины 50 м), затем сооружали укрепления – стены и башни. Когда крепость была готова, мальчики делились на две команды и начинали играть в снежки. После нескольких дней игры в снежные перестрелки, начинался штурм крепости. Если штурм оканчивался успешно, то победители разрушали её и подземные ходы.

Везде дети играли в салки, догонялки, прятки.

• Как в игре выбирают ведущего?

У коми ребят тоже были такие считалки. Они возникли в такой седой древности.

Гигин, гогин,

Напаръя.

Шыръя, пыръя

Локтöм! Чикили-микили,

Канарье-напарье,

Вильс-вальс.

Гулю!

И сейчас мы с вами поиграем в такую игру:

« Маленький воробушек».

Маленький воробушек (ичотик пышкай)

Выбранный по желанию или считалочкой.

У маленького воробушка живот болит

Где ходил,где ходил,маленький воробушек?

У маленького воробушка нога сломалась

Где ходил ,где танцевал,маленький воробушек?

У маленького воробушка рука болит

Где ходил ,где танцевал ,маленький воробушек?

У маленького воробушка глаза болят.

В зимние вечера играли в игру «Шег» (Лодыжка)

Лодыжка – это соединительная косточка коленного сустава у барана или овцы. Иногда ребята их окрашивали в синий или красный цвет. Играли на полу или на печи. Один игрок брал косточки в ладонь, подбрасывал вверх. Падали косточки по-разному. Затем по косточке щёлкали с таким условием, чтоб лежащие в одинаковом положении косточки задели друг друга. Выбитую косточку игрок забирал себе и получал право следующего щелчка.

Играли и в другие игры.

• Какие вы любите игрушки? Откуда они у вас появились? Расскажите.

А какие игрушки были у детей в старину?

Из чего их изготавливали?

• Из дерева вырезали лошадок и уточек. Лошадок запрягали в маленькие деревянные (или берестяные) саночки. В них катали самодельных тряпичных кукол. Таких кукол девочки изготавливали сами. (В продолговатый конвертик из прочной ткани зашивали тряпочки и вату. Так получалось «тело». К нему пришивалась «голова»: войлочный шарик, обтянутый холстом. Из кудели делали косу, заплетали цветочные ленточки. Черты лица рисовали или прошивали.) Каждая кукла имела наряды, были и праздничные одежды с элементами орнамента. С куклами обращались очень бережно. Они служили детям по 5-6 и более лет, переходя от старших сестёр к младшим. У сестёр было не менее 7-8 кукол.

Из глины игрушки дети лепили сами. Это была посуда, фигурки животных. Самодельными игрушками играли дети младшего возраста (3-9 лет), расположившись на полу, на лавках, на полатях. Хранились игрушки в больших ящиках или коробах, стоявших в сенях.


– Чему дети учились в играх? Какие навыки получали? Какие игры похожи на современные или играют до сих пор? Какая отличительная черта есть у старинных игр? (Иногда чёткое деление игр для девочек и игр для мальчиков.) В чём особенность старинных игрушек? (Они самодельные.)


1) Какую игру один из учёных назвал «излюбленным северным спортом»? (Катание с гор.)

2) В какой игре фигуры носили названия «дом», «пушка», «ласточка», «пароход»? (В игре в городки.)

3) Какая старинная игра похожа на хоккей? (Игра в «котёл».)

4) Что такое «чомики»? (Самодельные домики для игры в семью.)


О воспитании детей в коми семье.

Играли, забавлялись.











Ответы детей








Ответы детей














чомики


























По считалке.






























Самодельные и выполненные взрослыми.

Из дерева, глины, тряпочек.



















Ответы детей

Подведение итогов

Что вы нового узнали на занятии?

Все ли у вас получилось? Что усвоили на занятии?

Что вам было интересным на занятии?


Отвечают на вопросы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!