СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коми праздник "Пыжа Гаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У истоков праздника стоял коми композитор Прометей Чисталев. Как-то он приехал в Керчомъю снимать фильм. Посадил рыбаков на лодки и с песнями да игрой знаменитых керчомских гармонистов они проехали по озеру ВАД.  «Пыжа Гаж» теперь - это праздничный комплекс в с. Керчомья, включающий инструментальное исполнительство, песни и танцы, характерные для фольклорной традиции вычегодских коми. 

Просмотр содержимого документа
«Коми праздник "Пыжа Гаж"»

«ПЫЖА ГАЖ» у озера Вад Экскурсия к верхневычегодскому озеру Вад, с. Керчомъя Материал подготовлен учителем МОУ Керчомская СОШ Поповой Л.В.

«ПЫЖА ГАЖ» у озера Вад

Экскурсия к верхневычегодскому озеру Вад, с. Керчомъя

Материал подготовлен учителем МОУ Керчомская СОШ Поповой Л.В.

Этнографические заметки в пути

Этнографические заметки в пути

При въезде в село Керчомъя со стороны Усть-Куломской встретит вас лесная речушка ВУКТЫЛ. Она обладает водой из сотен лесных ручейков. Тут живет рыба хариус. Место для рыбацкого бивуака.

При въезде в село Керчомъя со стороны Усть-Куломской встретит вас лесная речушка ВУКТЫЛ.

Она обладает водой из сотен лесных ручейков.

Тут живет рыба хариус. Место для рыбацкого бивуака.

Год основания с. Керчомъя – 1646. Топонимика полагает название села произошло из двух слов: КЕР и ЧОМ – БРЕВНО и ДОМИК, те. «бревенчатый домик». В таких домиках жили охотники и рыбаки. Потом сюда приехали старообрядцы с Чердынского края и село разрослось по левую и по правую сторону озера…

Год основания с. Керчомъя – 1646.

Топонимика полагает название села произошло из двух слов: КЕР и ЧОМ – БРЕВНО и ДОМИК, те. «бревенчатый домик». В таких домиках жили охотники и рыбаки. Потом сюда приехали старообрядцы с Чердынского края и село разрослось по левую и по правую сторону озера…

Каждый маленький керчомец с детства приобщен к природе: воде, лесу, ветру. Это подтверждает местный фольклор. Кокэ, Кокэ, вэтлi Ч'о'дъя-пувъя ягэ, Сэтэра-л'о'мъя войтэ, Низя-ура в'о'рэ, Тшака-озъя керэсэ, Няня-й'о'ла керкаэ. (коми детская песенка) ---------------------------- Ножки, ножки, ходите По бору черничному, ягодному По зарослям смородино-черемуховым По лесу соболино-беличью По грибной, земляничной горушке В дом, где хлеб и молоко

Каждый маленький керчомец с детства приобщен к природе: воде, лесу, ветру. Это подтверждает местный фольклор.

Кокэ, Кокэ, вэтлi

Ч'о'дъя-пувъя ягэ,

Сэтэра-л'о'мъя войтэ,

Низя-ура в'о'рэ,

Тшака-озъя керэсэ,

Няня-й'о'ла керкаэ.

(коми детская песенка)

----------------------------

Ножки, ножки, ходите

По бору черничному, ягодному

По зарослям смородино-черемуховым

По лесу соболино-беличью

По грибной, земляничной горушке

В дом, где хлеб и молоко

         Итак, мы у озера Вад, на берегу которого располагается наш населенный пункт…

Итак, мы у озера Вад, на берегу которого располагается наш населенный пункт…

 Преданья старины глубокой рассказывают, что раньше здесь главенствовали туны ТУН, в некотором смысле, шаман. Он связан с потусторонними силами природы и духов и может общаться с ними, предрекать будущее, менять его или наказывать особо ему не нравящихся членов коми социума. Говорят, они имели более или менее выраженные качества способностей и поэтому часто вынуждены были меряться силой (для статусности???). Местные старожилы Керчомьи утверждают, что некогда жили два туна :Оврам Иван и Карп Иван имели почти равные силы. Они были и рыбаками и охотниками – предводителями коми артелей. На берегу Вычегды плыла лодка Карп Ивана, а второй тун со своей артелью обедал. Охотники передали своим детям и те нам, следующее: :Оврам Иван крикнул: - Лодка сувт (стой)! Лодка остановилась, хотя все видели течение. Неведомая сила держала лодку, несмотря на потуги гребцов. Второй тун из лодки закричал: - И тэнад – сувтас мед!Сувт!(пер.авт. - Пусть и у тебя остановится.Стой!). И все лицезрели, как пламя, лизавшее стенки котла не могло заставить кипеть, уже закипавшую было воду.

Преданья старины глубокой рассказывают, что раньше здесь главенствовали туны

ТУН, в некотором смысле, шаман. Он связан с потусторонними силами природы и духов и может общаться с ними, предрекать будущее, менять его или наказывать особо ему не нравящихся членов коми социума. Говорят, они имели более или менее выраженные качества способностей и поэтому часто вынуждены были меряться силой (для статусности???). Местные старожилы Керчомьи утверждают, что некогда жили два туна :Оврам Иван и Карп Иван имели почти равные силы. Они были и рыбаками и охотниками – предводителями коми артелей. На берегу Вычегды плыла лодка Карп Ивана, а второй тун со своей артелью обедал. Охотники передали своим детям и те нам, следующее:

:Оврам Иван крикнул:

- Лодка сувт (стой)!

Лодка остановилась, хотя все видели течение. Неведомая сила держала лодку, несмотря на потуги гребцов. Второй тун из лодки закричал:

- И тэнад – сувтас мед!Сувт!(пер.авт. - Пусть и у тебя остановится.Стой!).

И все лицезрели, как пламя, лизавшее стенки котла не могло заставить кипеть, уже закипавшую было воду.

Туны покровительствовали домашнему очагу…

Туны покровительствовали домашнему очагу…

И удаче охотника и рыболова… Ну, а как же возник «ПЫЖА ГАЖ» в Керчомъе?

И удаче охотника и рыболова…

Ну, а как же возник «ПЫЖА ГАЖ» в Керчомъе?

У истоков праздника стоял коми композитор Прометей Чисталев. Как-то он приехал в Керчомъю снимать фильм. Посадил рыбаков на лодки и с песнями да игрой знаменитых керчомских гармонистов они проехали по озеру ВАД.  «Пыжа Гаж» теперь - это праздничный комплекс в с. Керчомья, включающий инструментальное исполнительство, песни и танцы, характерные для фольклорной традиции вычегодских коми.

У истоков праздника стоял коми композитор Прометей Чисталев. Как-то он приехал в Керчомъю снимать фильм. Посадил рыбаков на лодки и с песнями да игрой знаменитых керчомских гармонистов они проехали по озеру ВАД. «Пыжа Гаж» теперь - это праздничный комплекс в с. Керчомья, включающий инструментальное исполнительство, песни и танцы, характерные для фольклорной традиции вычегодских коми.

С утра «Пыжа Гаж» все пекут рыбники

С утра «Пыжа Гаж» все пекут рыбники

        И переходят на другой берег озера: кто на лодке, кто пешком, а кто и вплавь Керчомские певуньи И традиционный праздник «ПЫЖА ГАЖ» – праздник лодки

И переходят на другой берег озера: кто на лодке, кто пешком, а кто и вплавь

Керчомские певуньи

И традиционный праздник «ПЫЖА ГАЖ» – праздник лодки

На «Пыжа Гаж» можно познакомиться с самодеятельными композиторами. На снимке – Василий Яковлевич Гущин

На «Пыжа Гаж» можно познакомиться с самодеятельными композиторами. На снимке – Василий Яковлевич Гущин

Траилина Наталья Окончила МОУ Керчомская СОШ. Выступала в группе «Козин». Затем совместно с Лидией Логиновой. Окончила консерваторию в г. Санкт - Петербург

Траилина Наталья

Окончила МОУ Керчомская СОШ.

Выступала в группе «Козин».

Затем совместно с Лидией Логиновой.

Окончила консерваторию в г. Санкт - Петербург

«Кадры» решают все! Ваши фотографии с праздника станут бесценной реликвией в семейном архиве!

«Кадры» решают все!

Ваши фотографии с праздника станут бесценной реликвией в семейном архиве!

 В промежутках между песнями можно запросто посоревноваться всем гостям Искупаться и славно порезвиться на природе

В промежутках между песнями можно запросто посоревноваться всем гостям

Искупаться и славно порезвиться на природе

Детский образцовый коллектив «КОЗИН»

Детский образцовый коллектив «КОЗИН»

Центральными праздничными действами являются: выступление мужских ансамблей гармонистов, исполнение коми народных песен женщинами, которые устраивают традиционный хоровод. В ходе праздника проходят соревнования местных мастеров-лодочников: чья лодка более качественно сделана, более устойчива на воде и быстрее на ходу. Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни. На праздник съезжаются народные гармонисты, певцы, частушечники, танцоры, многочисленные гости из различных сел Республики Коми.  хоровод

Центральными праздничными действами являются: выступление мужских ансамблей гармонистов, исполнение коми народных песен женщинами, которые устраивают традиционный хоровод.

В ходе праздника проходят соревнования местных мастеров-лодочников: чья лодка более качественно сделана, более устойчива на воде и быстрее на ходу.

Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни. На праздник съезжаются народные гармонисты, певцы, частушечники, танцоры, многочисленные гости из различных сел Республики Коми.

хоровод

У озера - заливные луга, где проводятся традиционный праздник с ухой и прочей вкусной снедью.

У озера - заливные луга, где проводятся традиционный праздник с ухой и прочей вкусной снедью.

Говорят, в озере плавает щука-гигантских размеров. Купальщики рассказывают, как она проплывает у них медленно под животом – так, что щекотно и страшно…После этого многие предпочитают другие места для этого.

Говорят, в озере плавает щука-гигантских размеров.

Купальщики рассказывают, как она проплывает у них медленно под животом – так, что щекотно и страшно…После этого многие предпочитают другие места для этого.

Костер – би пур – необходимый атрибут праздника Какой же праздник без живого огня? На нем готовят пищу, им греются, он отгоняет комаров своим едким дымком. На угольках пекут картошку – «печенча». У него укладываются спать.

Костер – би пур – необходимый атрибут праздника

Какой же праздник без живого огня?

На нем готовят пищу, им греются, он отгоняет комаров своим едким дымком. На угольках пекут картошку – «печенча». У него укладываются спать.

Рецепт «тройной ухи»: беруться три сорта рыбы и отвариваются пооочредно в котелке. Кладутся приправы и специи, картофель и…рюмка водки.

Рецепт «тройной ухи»: беруться три сорта рыбы и отвариваются пооочредно в котелке. Кладутся приправы и специи, картофель и…рюмка водки.

Весенние гости озера – лебеди. Местные жители знают: стрелять в лебедей нельзя. Кто это сделает, всю жизнь одним проживет.

Весенние гости озера – лебеди. Местные жители знают: стрелять в лебедей нельзя. Кто это сделает, всю жизнь одним проживет.

Вы не поверите! Как только Пыжа Гаж заканчивается, часто приходит Войпель – Северный ветер, и вступает в свои права…

Вы не поверите! Как только Пыжа Гаж заканчивается, часто приходит Войпель – Северный ветер, и вступает в свои права…

Легенда о Вакуле… А еще в водах озера ВАД водятся буд-то бы ВАКУЛЬ и ВАКУТТЯ, которые якобы действовуют в полночь. Днём они выходят только по весне - в ЛОЛ ЛУН (духов день). Местная легенда гласит, что сын рыбака в этот день очень хотел искупаться, но отец ему запрещал – КУТТЯ утащит. Но сын очень просил и отец, дабы не повергать жизнь сына опасности, веслом начерпал ему в лодку воды и сказал купаться в лодке. Сам пошел развешивать сети, и только он повесил сеть, как обернувшись, увидел – сын был мертв и лежал в воде на дне лодки вниз головой.

Легенда о Вакуле…

А еще в водах озера ВАД водятся буд-то бы ВАКУЛЬ и ВАКУТТЯ, которые якобы действовуют в полночь. Днём они выходят только по весне - в ЛОЛ ЛУН (духов день).

Местная легенда гласит, что сын рыбака в этот день очень хотел искупаться, но отец ему запрещал – КУТТЯ утащит. Но сын очень просил и отец, дабы не повергать жизнь сына опасности, веслом начерпал ему в лодку воды и сказал купаться в лодке. Сам пошел развешивать сети, и только он повесил сеть, как обернувшись, увидел – сын был мертв и лежал в воде на дне лодки вниз головой.

Тут, в лесу «ВАД СЕРТ», проживает и В:ОРСА. Он силен и опасен. Прежде чем стать стойбищем, надо просить его разрешения, так как в лесу у него свои заповедные тропы.

Тут, в лесу «ВАД СЕРТ», проживает и В:ОРСА.

Он силен и опасен. Прежде чем стать стойбищем, надо просить его разрешения, так как в лесу у него свои заповедные тропы.

 проделки Во:рса Бывалые охотники вспоминали, как он ночью являлся на могучем коне и вначале предупреждал: - Убери свой ЧОМ – он у меня на пути! Если охотник его не убирал, В:ОРСА мог разметать все по бревнышку .

проделки Во:рса

Бывалые охотники вспоминали, как он ночью являлся на могучем коне и вначале предупреждал:

- Убери свой ЧОМ – он у меня на пути!

Если охотник его не убирал, В:ОРСА мог разметать все по бревнышку .

А вот грибники не боятся. Наступает сезон для грибов у озера ВАД в местечке ВАДСЕРТ Грибы там располагаются необычно – на грядах, под елями Под елью полакомится можно ыжман (жимолость)

А вот грибники не боятся. Наступает сезон для грибов у озера ВАД в местечке ВАДСЕРТ

Грибы там располагаются необычно – на грядах, под елями

Под елью полакомится можно ыжман (жимолость)

А еще, от озера ВАД пути ведут на…сенокосные угодья. Ведь после Иванова дня грядет страда: захотите – научим. Не хотите?

А еще, от озера ВАД пути ведут на…сенокосные угодья. Ведь после Иванова дня грядет страда: захотите – научим. Не хотите?

    Если вы не успели приехать на «Пыжа Гаж» и приехали в село Керчомъя осенью, тут на месте вам сварят капусту по-коми – в большом чане.

Если вы не успели приехать на «Пыжа Гаж» и приехали в село Керчомъя осенью, тут на месте вам сварят капусту по-коми – в большом чане.

1.Входят в дом и далее порога не идут. 2.Садиться разрешается только с приглашения хозяина дома. 3.Пригашение «Садитесь за стол!» должно быть озвучено хозяином трижды. После первого и второго приглашения садиться не рекомендуется – это признак особой наглости и хозяева непреминут вас осудить потом или отметят это ваше качество в своем сознании. После третьего приглашения – садитесь. Если Вы не усаживаетесь – это характеризует надменность и высокомерие гостя и, соответственно, унижение его, хозяина, персоны. О таком госте говорят: ЫЖДАЛЫС, ЫЖДАЛЫСЬ – мнит из себя БОЛЬШОГО человека  Правила  керчомского гостя

1.Входят в дом и далее порога не идут.

2.Садиться разрешается только с приглашения хозяина дома.

3.Пригашение «Садитесь за стол!» должно быть озвучено хозяином трижды. После первого и второго приглашения садиться не рекомендуется – это признак особой наглости и хозяева непреминут вас осудить потом или отметят это ваше качество в своем сознании. После третьего приглашения – садитесь. Если Вы не усаживаетесь – это характеризует надменность и высокомерие гостя и, соответственно, унижение его, хозяина, персоны. О таком госте говорят: ЫЖДАЛЫС, ЫЖДАЛЫСЬ – мнит из себя БОЛЬШОГО человека

Правила керчомского гостя

                                                                                           4. Детям запрещалось садиться за один стол со взрослыми – или запрещалось первым начинать вкушать пищу.  5. Нельзя называть детей красивыми – табу. Следует говорить: Бог с ним, те, примерно так: Ваш ребенок да храним Богом (Ен Сы Кед).  Если хозяин приветлив к гостю, он он говорит:  - ШОЙЧЧЫ – ШОНТЫСЬ (заходи и погрейся), ни летом, ни зимой данная фраза не меняется .

4. Детям запрещалось садиться за один стол со взрослыми – или запрещалось первым начинать вкушать пищу. 5. Нельзя называть детей красивыми – табу. Следует говорить: Бог с ним, те, примерно так: Ваш ребенок да храним Богом (Ен Сы Кед). Если хозяин приветлив к гостю, он он говорит: - ШОЙЧЧЫ – ШОНТЫСЬ (заходи и погрейся), ни летом, ни зимой данная фраза не меняется .

ЫДЖЫД АТТЬЕ!  Ждем вас летом, в последний выходной день июня!

ЫДЖЫД АТТЬЕ! Ждем вас летом, в последний выходной день июня!

Материалы Использованы фотоархивы и этнографические записи Поповой Любови Васильевны.

Материалы

Использованы фотоархивы и этнографические записи Поповой Любови Васильевны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!