«ПЫЖА ГАЖ» у озера Вад
Экскурсия к верхневычегодскому озеру Вад, с. Керчомъя
Материал подготовлен учителем МОУ Керчомская СОШ Поповой Л.В.
Этнографические заметки в пути
При въезде в село Керчомъя со стороны Усть-Куломской встретит вас лесная речушка ВУКТЫЛ.
Она обладает водой из сотен лесных ручейков.
Тут живет рыба хариус. Место для рыбацкого бивуака.
Год основания с. Керчомъя – 1646.
Топонимика полагает название села произошло из двух слов: КЕР и ЧОМ – БРЕВНО и ДОМИК, те. «бревенчатый домик». В таких домиках жили охотники и рыбаки. Потом сюда приехали старообрядцы с Чердынского края и село разрослось по левую и по правую сторону озера…
Каждый маленький керчомец с детства приобщен к природе: воде, лесу, ветру. Это подтверждает местный фольклор.
Кокэ, Кокэ, вэтлi
Ч'о'дъя-пувъя ягэ,
Сэтэра-л'о'мъя войтэ,
Низя-ура в'о'рэ,
Тшака-озъя керэсэ,
Няня-й'о'ла керкаэ.
(коми детская песенка)
----------------------------
Ножки, ножки, ходите
По бору черничному, ягодному
По зарослям смородино-черемуховым
По лесу соболино-беличью
По грибной, земляничной горушке
В дом, где хлеб и молоко
Итак, мы у озера Вад, на берегу которого располагается наш населенный пункт…
Преданья старины глубокой рассказывают, что раньше здесь главенствовали туны
ТУН, в некотором смысле, шаман. Он связан с потусторонними силами природы и духов и может общаться с ними, предрекать будущее, менять его или наказывать особо ему не нравящихся членов коми социума. Говорят, они имели более или менее выраженные качества способностей и поэтому часто вынуждены были меряться силой (для статусности???). Местные старожилы Керчомьи утверждают, что некогда жили два туна :Оврам Иван и Карп Иван имели почти равные силы. Они были и рыбаками и охотниками – предводителями коми артелей. На берегу Вычегды плыла лодка Карп Ивана, а второй тун со своей артелью обедал. Охотники передали своим детям и те нам, следующее:
:Оврам Иван крикнул:
- Лодка сувт (стой)!
Лодка остановилась, хотя все видели течение. Неведомая сила держала лодку, несмотря на потуги гребцов. Второй тун из лодки закричал:
- И тэнад – сувтас мед!Сувт!(пер.авт. - Пусть и у тебя остановится.Стой!).
И все лицезрели, как пламя, лизавшее стенки котла не могло заставить кипеть, уже закипавшую было воду.
Туны покровительствовали домашнему очагу…
И удаче охотника и рыболова…
Ну, а как же возник «ПЫЖА ГАЖ» в Керчомъе?
У истоков праздника стоял коми композитор Прометей Чисталев. Как-то он приехал в Керчомъю снимать фильм. Посадил рыбаков на лодки и с песнями да игрой знаменитых керчомских гармонистов они проехали по озеру ВАД. «Пыжа Гаж» теперь - это праздничный комплекс в с. Керчомья, включающий инструментальное исполнительство, песни и танцы, характерные для фольклорной традиции вычегодских коми.
С утра «Пыжа Гаж» все пекут рыбники
И переходят на другой берег озера: кто на лодке, кто пешком, а кто и вплавь
Керчомские певуньи
И традиционный праздник «ПЫЖА ГАЖ» – праздник лодки
На «Пыжа Гаж» можно познакомиться с самодеятельными композиторами. На снимке – Василий Яковлевич Гущин
Траилина Наталья
Окончила МОУ Керчомская СОШ.
Выступала в группе «Козин».
Затем совместно с Лидией Логиновой.
Окончила консерваторию в г. Санкт - Петербург
«Кадры» решают все!
Ваши фотографии с праздника станут бесценной реликвией в семейном архиве!
В промежутках между песнями можно запросто посоревноваться всем гостям
Искупаться и славно порезвиться на природе
Детский образцовый коллектив «КОЗИН»
Центральными праздничными действами являются: выступление мужских ансамблей гармонистов, исполнение коми народных песен женщинами, которые устраивают традиционный хоровод.
В ходе праздника проходят соревнования местных мастеров-лодочников: чья лодка более качественно сделана, более устойчива на воде и быстрее на ходу.
Праздник завершается коллективными катаниями на лодках, луговыми гуляниями и дегустацией разнообразных блюд традиционной коми кухни. На праздник съезжаются народные гармонисты, певцы, частушечники, танцоры, многочисленные гости из различных сел Республики Коми.
хоровод
У озера - заливные луга, где проводятся традиционный праздник с ухой и прочей вкусной снедью.
Говорят, в озере плавает щука-гигантских размеров.
Купальщики рассказывают, как она проплывает у них медленно под животом – так, что щекотно и страшно…После этого многие предпочитают другие места для этого.
Костер – би пур – необходимый атрибут праздника
Какой же праздник без живого огня?
На нем готовят пищу, им греются, он отгоняет комаров своим едким дымком. На угольках пекут картошку – «печенча». У него укладываются спать.
Рецепт «тройной ухи»: беруться три сорта рыбы и отвариваются пооочредно в котелке. Кладутся приправы и специи, картофель и…рюмка водки.
Весенние гости озера – лебеди. Местные жители знают: стрелять в лебедей нельзя. Кто это сделает, всю жизнь одним проживет.
Вы не поверите! Как только Пыжа Гаж заканчивается, часто приходит Войпель – Северный ветер, и вступает в свои права…
Легенда о Вакуле…
А еще в водах озера ВАД водятся буд-то бы ВАКУЛЬ и ВАКУТТЯ, которые якобы действовуют в полночь. Днём они выходят только по весне - в ЛОЛ ЛУН (духов день).
Местная легенда гласит, что сын рыбака в этот день очень хотел искупаться, но отец ему запрещал – КУТТЯ утащит. Но сын очень просил и отец, дабы не повергать жизнь сына опасности, веслом начерпал ему в лодку воды и сказал купаться в лодке. Сам пошел развешивать сети, и только он повесил сеть, как обернувшись, увидел – сын был мертв и лежал в воде на дне лодки вниз головой.
Тут, в лесу «ВАД СЕРТ», проживает и В:ОРСА.
Он силен и опасен. Прежде чем стать стойбищем, надо просить его разрешения, так как в лесу у него свои заповедные тропы.
проделки Во:рса
Бывалые охотники вспоминали, как он ночью являлся на могучем коне и вначале предупреждал:
- Убери свой ЧОМ – он у меня на пути!
Если охотник его не убирал, В:ОРСА мог разметать все по бревнышку .
А вот грибники не боятся. Наступает сезон для грибов у озера ВАД в местечке ВАДСЕРТ
Грибы там располагаются необычно – на грядах, под елями
Под елью полакомится можно ыжман (жимолость)
А еще, от озера ВАД пути ведут на…сенокосные угодья. Ведь после Иванова дня грядет страда: захотите – научим. Не хотите?
Если вы не успели приехать на «Пыжа Гаж» и приехали в село Керчомъя осенью, тут на месте вам сварят капусту по-коми – в большом чане.
1.Входят в дом и далее порога не идут.
2.Садиться разрешается только с приглашения хозяина дома.
3.Пригашение «Садитесь за стол!» должно быть озвучено хозяином трижды. После первого и второго приглашения садиться не рекомендуется – это признак особой наглости и хозяева непреминут вас осудить потом или отметят это ваше качество в своем сознании. После третьего приглашения – садитесь. Если Вы не усаживаетесь – это характеризует надменность и высокомерие гостя и, соответственно, унижение его, хозяина, персоны. О таком госте говорят: ЫЖДАЛЫС, ЫЖДАЛЫСЬ – мнит из себя БОЛЬШОГО человека
Правила керчомского гостя
4. Детям запрещалось садиться за один стол со взрослыми – или запрещалось первым начинать вкушать пищу. 5. Нельзя называть детей красивыми – табу. Следует говорить: Бог с ним, те, примерно так: Ваш ребенок да храним Богом (Ен Сы Кед). Если хозяин приветлив к гостю, он он говорит: - ШОЙЧЧЫ – ШОНТЫСЬ (заходи и погрейся), ни летом, ни зимой данная фраза не меняется .
ЫДЖЫД АТТЬЕ! Ждем вас летом, в последний выходной день июня!
Материалы
Использованы фотоархивы и этнографические записи Поповой Любови Васильевны.