Просмотр содержимого документа
«Комментарии к презентации "Использование нейропсихологических приемов в коррекции нарушений письменной речи младших школьников"»
Нейропсихология - наука о мозговой организации психических процессов человека.
Основоположником её является А.Р. Лурия. Одно из её направлений – нейропсихология детского возраста. Это направление:
1). изучает формирование психических процессов ребенка в онтогенезе.
2). выявляет причины и механизмы нарушений мышления, памяти, восприятия, речи, пространственных представлений и моторных навыков.
3). разрабатывает технологии по коррекции различных проблем школьной дезадаптации.
Нейропсихологические технологии показывают высокую эффективность в результатах коррекционной работы учителя-логопеда, в частности, применительно к специфическим нарушениям письма.
В качестве иллюстрации представлено несколько работ учащихся до и после коррекционной работы:
1. Акустико-артикуляционная дисграфия – ведущие нарушения : несформированность слухового и зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, а также несформированность функций регуляции и контроля.
2. Письмо ребенка с нестабильностью нейродинамических процессов, на которые оказывает влияние его эмоциональное состояние. Работоспособность таких детей также зависит от их эмоционального состояния.
3. Дисграфия, вызванная нарушением зрительного и пространственного гнозиса, зрительной и пространственной памяти.
Проделанная работа позволяет увидеть положительную динамику.
«Увидеть ошибку легко – трудно найти причину» (А.Р. Лурия). Как правило, речь не страдает изолированно, всегда что-то еще (память, поведение, внимание, общесоматическое состояние).
Рекомендую при возможности проконсультироваться у нейропсихолога.
Представлю вам некоторые приемы коррекции, которые относятся к нейропсихологическим, и которые мы используем постоянно на занятиях.
«Письмо палочками». Дети фронтально работают в тетрадях, кто-то один у доски с проговариванием. Слово медленно проговаривается, каждая буква заменяется палочкой. Эффективно при пропуске букв в словах.
«Письмо двумя руками» - наращивание межполушарных связей, на которые опирается генез различения звуков (развитие фонематического слуха при заменах букв на письме).
«Графические диктанты» – коррекция пространственных представлений, функций анализа и контроля (ориентировка на листе тетради, ошибки оптического характера).
«Путаница» - тренировка переключения, закрепление образа слова, активизация словаря.
«Поиск и обведение букв» – коррекция зрительного восприятия и памяти.
«Арабское письмо» – эффективно при перестановках букв и не дописывании окончаний.
«Деформированные тексты» – закрепление образа слова, тренировка переключения.
«Полянка»- формирование и закрепление пространственных представлений.
«Веревочки» – развитие мелкой моторики и тренировка волевого компонента деятельности.