СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комментарии к заданиям учебника русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

с 44 урока по 51 урок. Школа XXI века.

Разбор каждого задания

Просмотр содержимого документа
«Комментарии к заданиям учебника русский язык»




Урок 44

Правописание

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Задачи урока: проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать ор­фографическую зоркость.

Начало урока

Письмо под диктовку текста упр. 3 (урок 43 тетради «Пи­шем грамотно»).


Работа по учебнику

Упражнение 1 — сравнение составленной учениками транс­крипции слов с буквенной записью этих слов, объяснение осо­бенностей передачи звукового состава слова на письме. Вы­полняется письменно, фронтально. Поочерёдно вызываемые к доске ученики подробно комментируют свою работу.

Возможные ошибки. Ученики, ориентируясь на буквен­ную запись, не отражают в транскрипции реальный звуковой состав слов. Правильный вариант записи:

[кот] - кот [сас'эт] - сосед

[нап'ир'от] — наперёд [св'эт] — свет

Упражнение 2 (работа в паре) — развитие орфографической зорко­сти. Выполняется в парах с последующей проверкой.

Возможные ошибки. Не выписаны те слова с орфо­граммой «Парные по звонкости-глухости согласные в кор­не», у которых звуковой состав и буквенный состав совпада­ют: липки, (на) ребят, (в) шапках. Этот тип ошибок свиде­тельствует о неправильно сделанном обобщении, что орфограмма — это всегда несовпадение звуковой и буквен­ной записей.

Помощь. Ещё раз объяснить, что орфограмма — это «опас­ное место»: написание, которое необходимо проверить, что­бы выяснить, совпадают звуковой и буквенный составы слова или нет. Следует также указать ученикам на то, что при письме под диктовку они будут слышать сочетание [пк] и в слове дуб­ки, и в слове липки: и в том и в другом слове есть орфограмма, которую нужно проверять.

Дополнительное задание. Подготовиться к письму под диктовку.

Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости. Выпол­няется фронтально или в парах с одновременной работой на доске.

Образец выполнения упражнения:

  1. запоздалый (поздно), (в) лесу (лес), тепло (тёплый), зеленеет (зелень, зелёный), трава (травы), такая (так), среди (средний), тропинка (тропы), (в) темноте (тёмный), белеют (белый), берёзка, весенний (вёсны), опоздал (поздно), сбежать (бег), теперь, зелёной (зе­лень), берёзы;

  2. берёзка (берёза), совсем, травке (трава), сок (соки), ветка (веточка).

При низком темпе работы часть слов первой группы называется, проверяется, но не записывается.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — повторение правила о безударных гласных в корне слова. Предлагается для домашней работы или как до­полнительное учащимся, быстро справившимся с самостоя­тельной работой.

Упражнение 2 — проверка орфографической зоркости. Выпол­няется самостоятельно.

Возможные ошибки. Не подчёркнута орфограмма в сло­не (без) стекла — ошибка связана с невнимательным, неосоз­нанным прочтением: не вдумываясь в смысл строчки, ученики механически «выхватывают» слово стёкла. Подчёркнута только одна орфограмма в слове борода — следствие неустой­чивого внимания: после того как первая орфограмма подчёрк­нута, переходят к следующему слову.

Помощь. Перед началом работы обсудить причины появ­ления подобных ошибок.

Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости, умения группировать слова в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове. Выполняется письменно, в парах, с последующей проверкой. Кроме слов, предложенных в упражнении, необ­ходимо записывать и проверочные слова.

Упражнение 4 — проверка орфографической зоркости. Выпол­няется самостоятельно.

Возможная трудность. Подбор проверочного слова к слову мешал.

Помощь. Предложите вспомнить слово помеха, напомни­те о возможности чередования звуков в корне.

Словарная работа. Составить и записать предложение со словом апрель.

Дифференцированная работа. Упражнения 45, 47 выпол­няются в тетради «Учусь писать без ошибок».

Дополнительная работа. Выполнить упр. 12, 13 из раздела «Дополнительные упражнения» (с. 108-109 тетради «Пишем грамотно»). Эти упражнения способствуют закреплению на­писания слов с орфограммой «Проверяемые безударные глас­ные в корне слова».

Каллиграфическая минутка. Вспомнить точку начала движения при написании строчных букв л, м, я. Прописать соединения букв шл, ям, тя, ия, им, ил.





Урок 45 Правописание

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Задачи урока: определять наличие в корне слова изучае­мых орфограмм (безударные гласные, парные по звонкости­ глухости согласные); применять правильный способ проверки орфограмм и выбирать правильную букву; тренинг в безоши­бочном написании словарных слов.

Обратите внимание. Уроки 45, 46 завершают изу­чение темы «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Целью учителя на этих уроках является проверка усвоения учащимися данного учебного материала: а) насколько хорошо дети видят наличие изучаемых орфограмм в сло­вах; б) могут ли их проверить, легко ли при этом подбирают проверочные слова; в) могут ли гра­мотно писать слова с изучаемыми орфограммами под диктовку с предварительной подготовкой и без неё. Приоритетная форма организации этих уроков — самостоятельная работа учащихся.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — повторение изученных ранее орфограмм и от­работка письма по памяти. Учащиеся при обсуждении орфо­грамм приходят к выводу, что все слова с орфограммой «Пар­ные по звонкости-глухости согласные в конце корня» можно проверить (кошка — кошечка, картошка — картошечка, морковка — морковочка, рот — ротик). Часть орфограмм «Безударные гласные в корне слова» можно проверить (зер­но — зёрна, пшено — пшённая (каша), молоко — молочный), а часть необходимо запомнить (картошка, морковка, берёт, молоко). Учитель просит учащихся подчеркнуть непроверяе­мые орфограммы двумя чёрточками.

По усмотрению учителя само письмо по памяти можно провести на следующем уроке после подготовительной рабо­ты (поиск и подчёркивание орфограмм, подбор проверочных слов, обнаружение непроверяемых случаев и подчёркивание их двумя чёрточками), которую учащиеся выполняют дома.

Упражнение 2 — проверка умения выделять в группе родствен­ных слов проверочные для безударного гласного в корне сло­ва. Выполняется самостоятельно. Правильная запись: полёт, перелёт, летать, прилетела.

Упражнение 3 позволяет проверить, насколько хорошо уча­щиеся умеют определять наличие орфограммы «Безударные гласные в корне слова» и подбирать проверочные слова. По­иск слов с безударными гласными учащиеся выполняют само­стоятельно, после этого называют устно проверочные слова.

Вариант выполнения. Учащиеся выписывают в свои тетради слова, в корне которых есть безударный гласный, ря­дом записывая проверочное слово.

Упражнение 4 — списывание и поиск орфограмм в выделен­ных словах. Может быть предложено в качестве домашнего за­дания.

Упражнение 5 позволяет проверить, насколько хорошо уча­щиеся умеют определять наличие орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и подбирать про­верочные слова. Выполняется самостоятельно, письменно. Должны быть выписаны слова: снег, глазками, лапками, гиб­кою, лебедь, гладкой, подчёркнуты буквы-орфограммы и по­добраны проверочные слова к каждому слову.

Возможная трудность. Подбор проверочных слов к словам гибкою, гладкой.

Вариант помощи. На доске записываются слова, среди которых есть как проверочные, так и лишние. Учитель обра­щает внимание учеников на то, что часть проверочных слов можно найти среди слов, написанных на доске. В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может написать на доске проверочные слова ко всем словам. Примерный спи­сок в этом случае:

гладь, лапки, глаза, сгибать, снежки, гладить, снега, сгиб, глаз, лапа, лебеди

При таком варианте помощи сохраняется возможность вы­яснить, понимают ли учащиеся, какие слова являются прове­рочными.

Упражнение 6 — развитие орфографической зоркости, накоп­ление зрительных образов слов, отработка навыка проверки безударных гласных в корне слова. Выполняется письменно, самостоятельно. После записи проверочного слова учащиеся обязательно должны записывать исходное словосочетание.

Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, требующих педагогической поддержки, на доске за­писываются слова-подсказки: день, дом, зимний, вечерний, ih/вный, нос, гриб, наряд, ночь, смех, зверь, холод, ветер, даль, страны, осень, сапог, зелень, лист.

Каллиграфическая минутка. Вспомнить точку начала движения при написании строчных букв л, м, я. Прописать соединения букв ся, сл, см, ел, ем.



Урок 46 Правописание

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Задача урока: отрабатывать умение правильно обозначать безударные гласные и парные по звонкости-глухости соглас­ные в корне.

Начало урока

Письмо по памяти стихотворения, разобранного на преды­дущем уроке, с обязательным подчёркиванием изученных ор­фограмм и последующей самопроверкой по тексту в тетради Пишем грамотно» (№ 1). Перед тем как учащиеся начнут писать по памяти, учитель записывает на доске слова закрыла, правится, хочет и предлагает учащимся обращаться к этой подсказке.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — отработка умения доказать написание буквы, отработка орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Выполняется в два этапа. Сначала в хо­де фронтальной устной работы подбираются проверочные слова, при этом учитель настойчиво предлагает к каждому сло­ву подбирать несколько проверочных слов, например к слову ёж это слова ежи, ёжик, ежиха, ежата, ёжики, ежовый. На втором этапе учащиеся самостоятельно записывают в каждом случае по одному проверочному слову и записывают заданные словосочетания, подчёркивая орфограмму.

Упражнение 2 — развитие словарного запаса, развитие орфо­графической зоркости. Выполняется письменно, в парах. Хо­рошо, если учащиеся сами заметят, что в двух случаях возмож­ны два варианта: мягкий голос и мягкий хлеб, гладкая лест­ница и гладкая кожа. Должны быть подчёркнуты буквы: ловкий, мягкий, голос, хлеб, лёгкая, походка, сладкое, рез­кое, гладкая.

Дополнительное задание. Прочитать словосочетания и записать их под диктовку учителя.

Упражнение 3 — развитие умения выбирать заданное прове­рочное слово. Выполняется письменно, фронтально. Слож­ность упражнения заключается в том, что учащиеся должны подбирать проверочные слова определённой части речи, т. е., кроме определения, является ли слово проверочным, уча­щиеся ещё должны определять, является ли это слово глаго­лом. Примерный список проверочных слов: скользить, поса­дить, загадать, отгадать, подсказать, закладывать.

Упражнение 4 — совершенствование навыка проверки изучен­ных орфограмм корня. Выполняется в ходе дифференцирован­ной работы учащимися, требующими педагогической поддерж­ки. Обязательная часть выполнения — списывание словосочета­ний в свою тетрадь после проверки, правильно ли вставлены буквы. Если учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, то можно написать на доске слова-подсказки: смех, маленький, малыши, легонько, загадать, колется, находить, хрупок, иг­ры, сладенький, водный, мягонький, подушечка, дети, варе-холод, ватрушечка, робость, улыбочка.

Упражнение 5 по своим задачам сходно с предыдущим упраж­нением, но работа идёт на уровне текста. Выполняется в ходе дифференцированной работы учащимися, успешно усваиваю­щими программный материал. Часть текста после проверки вставленных букв учащиеся списывают в тетрадь.

Упражнение 6 — отработка умения определять тип орфограм­мы и выбирать соответствующий способ проверки. Учащиеся должны сделать буквенную запись слов элементами транс­крипции. Выполняется письменно, фронтально. Перед выпол­нением учитель прочитывает текст стихотворения целиком.

Дополнительное задание. Записать стихотворение, ис­пользуя только буквенную запись.

Упражнение 7 — отработка изученных орфограмм. Выполняет­ся письменно, самостоятельно. Учащиеся работают каждый в своём темпе, в случае трудностей с подбором проверочных (лов индивидуально обращаются к учителю.

Словарная работа. Комментированный словарный дик­тант. Диктуются слова: ворона, апрель, земляника, медведь, корзина, октябрь, пальто, кино, коньки, ветер.

Каллиграфическая минутка. Вспомнить точку начала движения при написании букв л, м, я. Прописать соединения букв гя, гл, гм, жл, жм, ня, нл, им



Урок 4 7 Как устроен наш язык

Суффикс как часть слова

Задача урока: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для об­разования новых слов, стоит за корнем. Особое внимание сле­дует уделить значению суффиксов.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» готовит к восприятию по­следующего материала. Ученики должны обнаружить: а) раз­личия в значении слов школа и школьник (школа — это ме­сто, где учатся, школьник — это тот, кто ходит в школу); б) различие в составе слов (слово школа состоит из корня и окончания, слово школьник состоит из корня, нулевого окончания и ещё одной части). Кроме того, важно увидеть разницу в вопросах (что? и кто?), на которые отвечают дан­ные слова, и в окончаниях (у слова школа — -а, у слова школь­ник — нулевое).

Возможные трудности. Ученики не могут назвать су­щественные отличительные признаки.

Помощь. Учитель должен напомнить, что всегда нужно обращать внимание на значение слов и на звучание, и попро­сить найти различие в значении и в звучании слов.

Упражнение 1 — наблюдение за тем, что между корнем и окончанием может быть ещё какая-то часть, которая имеет значение. Выполняется фронтально, устно. Учитель дубли­рует материал упражнения на доске. Ученики по очереди вы­ходят к доске и выполняют необходимые действия с подроб­ным комментированием. Примерный ответ ученика: «Ищем корень в слове (со) слонёнком. Корень — это общая часть родственных слов, в словах слон и слонёнок общая часть слон, значит, корень этих родственных слов -слон-. Ищем окончание, для этого нужно изменить форму слова (со) сло­нёнком: (есть) слонёнок, (нет) слонёнка, (подойду к) слонёнку, (вижу) слонёнка, (любуюсь) слонёнком, (гово­рю о) слонёнке; значит, окончание -ом. Часть, которая обра­зовала слово слонёнком, — -ёнк-, она стоит между корнем и окончанием».

Возможные ошибки. Неверное выделение окончаний.

Помощь. Учитель просит использовать таблицу «Пра­вильно изменяй формы слов» на форзаце учебника.

Возможные трудности. 1. Выделение корня в словах орёл — орлёнок (учитель указывает на чередование). 2. Выде­ление суффикса в паре коза — козлёнок (слово козлёнок обра­зовано от слова козёл, однако в его составе есть суффикс

ёнок-, обозначающий детёныша. Если у учеников возникнет вопрос о корне в слове козлёнок, следует объяснить, как образовано слово).

Заканчивается работа с упражнением обобщающим вопросом: что мы заметили в последних словах каждого предложе­ния? (Во всех этих словах есть часть, с помощью которой они образовались от родственных слов; эта часть стоит за корнем, н ней «прячется» значение, которым отличается образован­ное слово от исходного.)

Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюде­ния, вводя понятие «суффикс».

Упражнение 2 — закрепление новых знаний (суффикс служит для образования слов и имеет значение, т. е. является значи­мой частью слова, меняющей его значение), отработка умения образовывать слова с опорой на заданную модель. Выполняет­ся фронтально, письменно.

Возможные трудности. Написание слова зайчонок, возможно, заяц, если данное словарное слово ещё не отрабо­тано. (Учитель напоминает правильное написание.)

Вопросы, организующие наблюдения: в каждом ряду напи­таны формы одного и того же слова или родственные слова? Как это можно доказать? (Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у вто­рого и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое появляется при образовании этого слова и содержит­ся в суффиксе.)

Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдения, сде­ланные во время выполнения упр. 2. Вопросы, проверяющие усвоение значения суффиксов: какой суффикс поможет обра­зовать слово, называющее детёныша льва? Какой суффикс по­может образовать слово, называющее его маму?

Упражнение 3 (работа в паре) — знакомство С группой суффиксов: -анин- (-янин-), -ан- (-ян-), их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Выполняется устно, в парах.

Во время проверки после ответов учеников учитель на дос­ке записывает слова, выделяя корни и суффиксы:


Возможная трудность. Образование слов марсианин, марсиане.

Помощь. Учитель сообщает о наличии в суффиксе бук­вы и. Вариант ответа на вопрос о значении этих суффиксов: «Эти суффиксы называют людей по месту их жительства». Уче­ники записывают два-три ряда слов по своему выбору. Учитель обращает внимание на то, что часть первых слов пишется с прописной буквы, а часть — со строчной.

Вариант выполнения. После устного разбора класс пе­реходит к следующему упражнению, письменное выполнение этого упражнения предлагается как домашнее задание.

Упражнение 4 — наблюдение за уменьшительно-ласкательны­ми суффиксами. Слова хозяюшка, работушка, собачка выно­сят на доску, в них выделяются суффиксы. Ученики называют слова, от которых образовались данные слова, и называют то дополнительное значение, которое появляется при добавле­нии суффикса, — это позволяет им сформулировать значение суффиксов. Материал рубрики «Подсказка» читается как проверка правильности сделанных учениками выводов о зна­чении суффиксов.

Упражнение 5 (трудное) ПОИСК СЛОВ, В Которых СуффиКСЫ имеют уменьшительно-ласкательное значение. Выполняется в па­рах. Ученики выписывают слова: лапки, коготок, (у) Ва-сюшки, ушки, шубка, хвостиком, глазки, песенку, мышка, зубки.

Словарная работа. Составление и запись предложений со словами ученик, собака.

Каллиграфическая минутка. Вспомнить точку начала движения при написании строчных букв л, м, я. Прописать соединения букв ыл, ым, ум, ул, зм, зл, зя.







Урок 48 Как устроен наш язык

Значения суффиксов

Задачи урока: отрабатывать алгоритм нахождения суф­фикса в словах; познакомить с новыми группами суффиксов. Работа по учебнику

Упражнение 1 — знакомство со значением суффикса -еньк-, по­вторение материала предыдущего урока: суффикс имеет зна­чение, с его помощью образуются новые слова. Выполняется фронтально. Запись в тетрадях:

белый + -еньк- = беленький

гладкий + -еньк- = гладенький

хороший + -еньк- = хорошенький

Рубрики «Вспомни изученное» и «Подсказка» вводят ал­горитм нахождения суффикса в слове. До прочтения рубрик учитель задаёт вопрос: что нужно сделать, чтобы найти в сло­ве суффикс? (Суффикс — это часть слова между корнем и окон­чанием, значит, сначала нужно найти в слове окончание. Для этого следует изменить форму слова. Потом необходимо най­ти корень. Чтобы найти корень, нужно подобрать к слову род­ственные слова и найти их общую часть, а затем часть, кото­ рая стоит между корнем и окончанием, — это и будет суф­фикс.) Ученики должны понять необходимость соблюдения порядка выделения суффикса: во-первых, постараться найти слово, от которого образовалось данное с помощью найденно­го суффикса; во-вторых, подобрать ещё несколько слов с та­ким же суффиксом. Это поможет избежать ошибок, связанных с механическим, неосознанным выделением суффиксов.

Упражнение 2 — отработка алгоритма выделения суффиксов. Выполняется фронтально. Вызванные к доске ученики под­робно комментируют свои действия. В зависимости от темпа работы класса учитель определяет, сколько слов из каждой группы с одним и тем же суффиксом разбирается письменно. Остальные слова анализируются устно, и после этого делается вывод о значении суффикса. В процессе выполнения важно достичь осознанности в применении алгоритма. Запись:

Голосок голоска, голоску; голос, голосистый голос + -ok- = голосок

Волосок волоска, волоску; волос, волосяной (волос + -ок- = волосбк

Обязательно нужно отметить чередование согласных в корне слов башмак — башмачок, крюк — крючок.

Упражнение 3 (трудное) — образование слов с заданным значени­ем. Начинается фронтально, устно, заканчивается самостоя­тельно, письменно. Учащиеся устно работают с несколькими словами, после чего учитель просит назвать принцип, по кото­рому можно разделить ласковые формы имён на группы. Лег­ко заметить, что ряд слов образуется с помощью одного и того же суффикса (для одной группы это суффикс -очк-, для вто­рой — -еньк-, для третьей — -ечк-). После этого разбираются причины ошибок Серёжи.

Причина первой ошибки: Серёжа забыл, что новое слово образуется при добавлении суффикса не ко всему слову, а к его корню: Люд- + -очк- = Людочка. Причина второй ошибки: имя Наташенька Серёжа должен был образовать от корня имени Наташа с помощью суффикса -еньк-. Правило написания со­четания жи — ши, которое действует только под ударением,

|десь неуместно. Далее учащимся предлагается самостоятель­но подобрать ещё несколько имён с данными суффиксами.

Упражнение 4 (работа в группе) — знакомство с суффиксами, с помо­щью которых образуются отчества людей. Схема анализирует-О написании отчеств с прописной буквы, после чего начинается работа в группах с последующей взаимопроверкой.

Возможная трудность. Написание отчеств Николае­вич, Андреевич (ошибочные написания типа «Николайевич», «Андрейевич» или «Андревич»).

Помощь. Обсудить образец Сергей — Сергеевич: буквы й в отчестве нет, есть две буквы е — одна в корне, другая в суф­фиксе. Вторая буква е при этом обозначает два звука, первый ИЗ которых — [й'].

Словарная работа. Составить и записать предложение со (ловом фамилия.

Дополнительная работа. Прочитать написанную на доске скороговорку. Найти родственные слова. Выписать их.

Грачиная скороговорка

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера!»

(М. Бородицкая)

После того как слова названы, учитель предлагает найти среди родственных слово то, от которого образованы все ос­тальные, и записать его первым. Запись: грачЦ грачин\ая\, грачихЩ, (с) грачат\ами\. В словах выделяются корень, окон­чание (форма слова изменяется устно), суффикс. Выполнение задания способствует отработке умения выделять в словах суф­фиксы. Можно предложить списать всю скороговорку.

Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на со­единительный штрих в написании сочетаний строчных букв о, б, в, ф, э, ю и л, м, я. Прописать соединения букв оя, ол, ом, бл, бм.







Урок 49 Правописание

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Задача урока: учить определять наличие в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится. Работа по учебнику

Упражнение 1 — наблюдение за группами родственных слов, в каждой из которых есть слово с непроизносимым согласным. Для обнаружения несовпадения произношения и написания таких слов предлагается записать их с помощью транскрип­ции. Выполняется фронтально, письменно. Группы слов мож­но записывать в строчку, как в учебнике, или в столбик:



грусть

свист

грустить

'свистеть

грустный

свистнуть

[грусный']

[св'йснут']

весть

звезда

известие

звездопад

известный

звёздный

[изв'эсный']

[зв'бзный']

Вопросы для анализа наблюдаемых языковых явлений: какие' звукосочетания можно назвать опасными? (Сочетания [сн], |с и'], [зн], [з'н'].) Что привело к тому, что в корне слова один из звуков перестал произноситься? (Сочетание трёх звуков.)

Дополнительные вопросы после выполнения основного задания. В каких словах есть орфограмма «Безударные гласные в корне слова» и какими родственными словами она проверяется? В каких словах есть орфограмма «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»? Как её можно промерить?

Упражнение 2 (трудное) — обнаружение непроизносимого соглас­ного в корне слова с опорой на родственное слово, перевод туковой записи в буквенную. Предлагается сильным учени­кам.

Возможная трудность. Учащиеся не могут обнаружить наличие непроизносимого согласного в словах, записанных

Помощь. Учитель просит объяснять значение данных слов, используя родственные слова, и перед буквенной записью обязательно выделять корень в написанном первым родственном слове. Например: [уч'ас'н'ик] — это тот, кто прини­мает участие, тот, кто в чём-то участвует; в словах участие, участвовать, участник — корень -участ-, произносим | уч'ас'н'ик], пишем участник.

Остальные учащиеся под контролем учителя выполняют упр. 53 в тетради «Учусь писать без ошибок».

После завершения работы оба упражнения проверяются.

Рубрика «Путешествие в прошлое» знакомит учеников с историей слова устный, это поможет лучше запомнить на­писание данного слова.

Упражнение 3 — наблюдение за особенностями произношения п написания слов с непроизносимым согласным. Предлагается дня самостоятельной работы или как домашнее задание.

Дополнительное задание. Объяснить значение слов местность и вестник.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — обнаружение непроизносимого согласного и корне с помощью подбора родственных слов. Перед выполнением упражнения учитель предупреждает, что сначала необходимо подобрать и записать родственное проверочное слово и лишь после этого вставлять или не встав­лять букву; называет требования к проверочным словам — на­личие гласной между звуками «опасного» звукосочетания (грустить) или позиция конца слова (весть). Выполняется в парах — учащиеся вдвоём подбирают проверочное слово, об­суждают вариант написания, после чего каждый записывает проверяемые и проверочные слова в своей тетради. После за­вершения работы упражнение проверяется фронтально.

Возможные ошибки. Учащиеся вставляют лишние буквы в слова чудесный и прекрасный (эти слова введены в упраж­нение для того, чтобы избежать выработки неправильного стереотипа: слышу сочетания [сн], [зн] — пишу стн, здн).

Упражнение 2 — отработка правописания группы слов, написа­ние которых нельзя проверить. Выполняется письменно, фронтально.

Упражнение 3 — отработка написания слов с изучаемой орфо­граммой. Выполняется в парах либо как домашнее задание.

Упражнение 4 — тренировка в подборе проверочных слов и от­работка непроверяемых написаний. Выполняется самостоя­тельно (с последующей проверкой). При ответе на последний вопрос учащиеся должны указать, что в первом столбике напи­саны слова, в которых есть непроизносимый согласный (это подтверждается подбором проверочных слов); во втором стол­бике записаны слова, в которых есть непроизносимый непро­веряемый согласный (эти слова нужно запомнить); в третьем столбике записаны слова, в которых нет непроизносимого со­гласного (это подтверждается подбором проверочных слов).

Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на со­единительный штрих, необходимый для написания сочетаний строчных букв о, б, в, ф, э, ю и л, м, я. Прописать соедине­ния букв вя, вл, вм, эл, эм, эя.




Урок 50

Правописание

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Задачи урока: отрабатывать способы проверки орфограмм «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — отработка способа проверки орфограммы

Непроизносимые согласные в корне слова». Выполняется письменно, фронтально.

Вариант выполнения. Сначала выписываются слова, в которых нет непроизносимых согласных (с обязательной заПИСЬЮ проверочных слов), потом слова, в которых есть не­произносимый согласный; можно записывать слова, распреде­ляя их по тому же принципу, в два столбика.

Возможная трудность. Подбор проверочных слов к словам ненастный, рукописный (трудность связана с нечас­тым употреблением этих слов в языковой практике второ­классников).

Помощь. Объяснение значений слов.

Возможные ошибки. Вставка лишней буквы в слова ужасный, опасность, опасный.

Помощь. Напомнить, что орфограммы в этих словах нуж­но проверять, сравнивая с однокоренными: ужас, ужасен; опасение, опасаться.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает материал наблюде­ний, сделанных на предыдущем уроке и в процессе выполнения упр. 1. До прочтения рубрики учитель просит учащихся расска­зать, с какой особенностью русского правописания они познако­мились, после чего предлагает прочитать материал рубрики.

Упражнение 2 — ЗНаКОМСТВО С Группой СЛОВ, В КОТОрЫХ Орфо-

грамму «Непроизносимые согласные в корне слова» прове­рить нельзя и, следовательно, написание которых необходи­мо запомнить. Выполняется фронтально. С каждым из заучи­ваемых слов устно составляется несколько предложений, одно из которых записывается на доске и в тетрадях.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — соотнесение буквенной записи и звучания слов, развитие орфографической зоркости. Поиск слов уча­щиеся осуществляют самостоятельно и записывают найден­ные слова в столбик, подбор проверочных слов проходит фронтально. Должны быть выписаны слова: честный, преле­стный, сердце, известный, грустный, звёздный, солнце, тростник, окрестность.

Упражнение 2 — работа с орфограммой «Непроизносимые со­гласные в корне слова», отработка навыка подбора провероч­ных слов. Выполняется письменно, самостоятельно, с после­дующей фронтальной проверкой, в ходе которой учащиеся по цепочке называют слова, где были пропуски, сообщают, встав­лена ли буква и какая, и называют проверочное слово. В клас­се с большим количеством учащихся, испытывающих трудно­сти, учитель может написать на доске слова-подсказки: уча­стие, прекрасен, опасен, праздник, солнечный, чудесен, звезда, грустить, счастье, известие, опоздать.

Упражнение 3 — подбор слов с изучаемой орфограммой, акти­визация словарного запаса. Выполняется письменно, в парах. Учащимся, которые затрудняются в подборе слов, учитель со­ветует просмотреть в тетради материал уроков 49 и 50.

Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости, умения классифицировать орфограммы. Выполняется в парах, пись­менно. В восьми словах есть орфограмма «Проверяемые без­ударные гласные в корне слова», в одном слове — орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».

Подготовку к письму по памяти можно предложить как до­машнее задание.

Словарная работа. Учащиеся дома готовятся к словарному диктанту, заучивая написание слов здравствуйте, лестница, чувствовать, праздник.

Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на со­единительный штрих при написании сочетаний строчных букв о, б, в, ф, э,ю и л, м, я. Прописать соединения букв юя, н»л, юм, фл, фм, фя.




Урок 51 Правописание

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Задачи урока: отрабатывать способы проверки орфограм­мы «Непроизносимые согласные в корне слова»; орфографи­ческий тренинг.

Начало урока

Повторение правописания слов здравствуйте, лестни­ца, чувствовать, праздник. Словарный диктант с последую­щей взаимопроверкой.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — отработка написания слов с непроизносимым согласным с опорой на родственное слово, в корне которого данный звук произносится чётко. Выполняется в парах. По­следующая коллективная проверка способствует развитию ор­фографической зоркости и расширению словарного запаса, так как дети могут подобрать разные слова, например к слову грусть — грустный, взгрустнул, погрустнел и т. д.

Возможная ошибка. Рядом со словом прелесть или лесть написано слово лестница.

Помощь. Перед выполнением упражнения объяснить зна­чение этих слов.

Упражнение 2 — развитие внимания к «опасным» сочетаниям звуков и отработка навыка проверки подобных орфограмм. При ответе на завершающий вопрос упражнения ученики ис­пользуют материал рубрики «Обрати внимание» предыдуще­го урока. Выполняется самостоятельно. Проверка после вы­полнения: назвать слова, в которые вписано сочетание сн (с обязательным доказательством, т. е. подбором проверочно­го слова); назвать слова, в которые вписано сочетание стн (с обязательным доказательством); назвать слова, в которые вписано сочетание зн; назвать слова, в которые вписано соче­тание здн.

Упражнение 3 — отработка правописания слов с изучаемой ор­фограммой. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 4 — повторение трёх изученных орфограмм. Ис­пользуется для организации дифференцированной работы.

Упражнение 5 — развитие навыка безошибочного списывания и отработка правильного подбора проверочных слов. В классе фронтально выполняется большая часть работы: записывают­ся выделенные слова и проверочные к ним. Лишним словом является слово интересная, так как в этом слове в «опасном» звукосочетании не прячется звук-невидимка. Подготовка к письму под диктовку осуществляется коллективно: прочиты­ваются предложения, в словах подчёркиваются изученные ор­фограммы, подбираются проверочные слова. Подчёркивают­ся словарные слова. В качестве домашнего задания учащимся предлагается внимательно прочитать текст, запомнить напи­сание словарных слов.

Упражнение б — развитие орфографической зоркости, умения находить слова с нужной орфограммой. Можно предложить выполнить упражнение в группах. Хорошо, если учащиеся на­зовут не одно, а два слова с орфограммой «Проверяемые безу­дарные гласные в корне слова» (зелёных, траве).

Возможная трудность. В тексте есть слово одуванчи­ки с непроверяемым безударным гласным в корне слова.

Помощь. Напомнить, что не все безударные гласные мож­но проверить.

Дифференцированная работа. Сильные учащиеся самостоятельно работают с упр. 4, выполняя его письменно, остальные — с упр. 55, 57 в тетради «Учусь писать без ошибок».

Дополнительная работа

1. Выполнить из раздела «Дополнительные упражнения»
гетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 9 на с. 105 и упр. 14 на
стр. 109-110. Эти упражнения способствуют закреплению написания слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

2. Записать пять слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова».

Словарная работа. Подбор родственных слов к слову ра­бота, составление и запись предложений с этими словами.

Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на со­единительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соединения букв Оя, Ол, Ом, Бл, Бм.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!