Урок 44
Правописание
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Задачи урока: проверять парные по звонкости-глухости согласные и безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость.
Начало урока
Письмо под диктовку текста упр. 3 (урок 43 тетради «Пишем грамотно»).
Работа по учебнику
Упражнение 1 — сравнение составленной учениками транскрипции слов с буквенной записью этих слов, объяснение особенностей передачи звукового состава слова на письме. Выполняется письменно, фронтально. Поочерёдно вызываемые к доске ученики подробно комментируют свою работу.
Возможные ошибки. Ученики, ориентируясь на буквенную запись, не отражают в транскрипции реальный звуковой состав слов. Правильный вариант записи:
[кот] - кот [сас'эт] - сосед
[нап'ир'от] — наперёд [св'эт] — свет
Упражнение 2 (работа в паре) — развитие орфографической зоркости. Выполняется в парах с последующей проверкой.
Возможные ошибки. Не выписаны те слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне», у которых звуковой состав и буквенный состав совпадают: липки, (на) ребят, (в) шапках. Этот тип ошибок свидетельствует о неправильно сделанном обобщении, что орфограмма — это всегда несовпадение звуковой и буквенной записей.
Помощь. Ещё раз объяснить, что орфограмма — это «опасное место»: написание, которое необходимо проверить, чтобы выяснить, совпадают звуковой и буквенный составы слова или нет. Следует также указать ученикам на то, что при письме под диктовку они будут слышать сочетание [пк] и в слове дубки, и в слове липки: и в том и в другом слове есть орфограмма, которую нужно проверять.
Дополнительное задание. Подготовиться к письму под диктовку.
Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости. Выполняется фронтально или в парах с одновременной работой на доске.
Образец выполнения упражнения:
запоздалый (поздно), (в) лесу (лес), тепло (тёплый), зеленеет (зелень, зелёный), трава (травы), такая (так), среди (средний), тропинка (тропы), (в) темноте (тёмный), белеют (белый), берёзка, весенний (вёсны), опоздал (поздно), сбежать (бег), теперь, зелёной (зелень), берёзы;
берёзка (берёза), совсем, травке (трава), сок (соки), ветка (веточка).
При низком темпе работы часть слов первой группы называется, проверяется, но не записывается.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — повторение правила о безударных гласных в корне слова. Предлагается для домашней работы или как дополнительное учащимся, быстро справившимся с самостоятельной работой.
Упражнение 2 — проверка орфографической зоркости. Выполняется самостоятельно.
Возможные ошибки. Не подчёркнута орфограмма в слоне (без) стекла — ошибка связана с невнимательным, неосознанным прочтением: не вдумываясь в смысл строчки, ученики механически «выхватывают» слово стёкла. Подчёркнута только одна орфограмма в слове борода — следствие неустойчивого внимания: после того как первая орфограмма подчёркнута, переходят к следующему слову.
Помощь. Перед началом работы обсудить причины появления подобных ошибок.
Упражнение 3 — развитие орфографической зоркости, умения группировать слова в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове. Выполняется письменно, в парах, с последующей проверкой. Кроме слов, предложенных в упражнении, необходимо записывать и проверочные слова.
Упражнение 4 — проверка орфографической зоркости. Выполняется самостоятельно.
Возможная трудность. Подбор проверочного слова к слову мешал.
Помощь. Предложите вспомнить слово помеха, напомните о возможности чередования звуков в корне.
Словарная работа. Составить и записать предложение со словом апрель.
Дифференцированная работа. Упражнения 45, 47 выполняются в тетради «Учусь писать без ошибок».
Дополнительная работа. Выполнить упр. 12, 13 из раздела «Дополнительные упражнения» (с. 108-109 тетради «Пишем грамотно»). Эти упражнения способствуют закреплению написания слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Каллиграфическая минутка. Вспомнить точку начала движения при написании строчных букв л, м, я. Прописать соединения букв шл, ям, тя, ия, им, ил.
Урок 45 Правописание
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Задачи урока: определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (безударные гласные, парные по звонкости глухости согласные); применять правильный способ проверки орфограмм и выбирать правильную букву; тренинг в безошибочном написании словарных слов.
Обратите внимание. Уроки 45, 46 завершают изучение темы «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». Целью учителя на этих уроках является проверка усвоения учащимися данного учебного материала: а) насколько хорошо дети видят наличие изучаемых орфограмм в словах; б) могут ли их проверить, легко ли при этом подбирают проверочные слова; в) могут ли грамотно писать слова с изучаемыми орфограммами под диктовку с предварительной подготовкой и без неё. Приоритетная форма организации этих уроков — самостоятельная работа учащихся.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — повторение изученных ранее орфограмм и отработка письма по памяти. Учащиеся при обсуждении орфограмм приходят к выводу, что все слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в конце корня» можно проверить (кошка — кошечка, картошка — картошечка, морковка — морковочка, рот — ротик). Часть орфограмм «Безударные гласные в корне слова» можно проверить (зерно — зёрна, пшено — пшённая (каша), молоко — молочный), а часть необходимо запомнить (картошка, морковка, берёт, молоко). Учитель просит учащихся подчеркнуть непроверяемые орфограммы двумя чёрточками.
По усмотрению учителя само письмо по памяти можно провести на следующем уроке после подготовительной работы (поиск и подчёркивание орфограмм, подбор проверочных слов, обнаружение непроверяемых случаев и подчёркивание их двумя чёрточками), которую учащиеся выполняют дома.
Упражнение 2 — проверка умения выделять в группе родственных слов проверочные для безударного гласного в корне слова. Выполняется самостоятельно. Правильная запись: полёт, перелёт, летать, прилетела.
Упражнение 3 позволяет проверить, насколько хорошо учащиеся умеют определять наличие орфограммы «Безударные гласные в корне слова» и подбирать проверочные слова. Поиск слов с безударными гласными учащиеся выполняют самостоятельно, после этого называют устно проверочные слова.
Вариант выполнения. Учащиеся выписывают в свои тетради слова, в корне которых есть безударный гласный, рядом записывая проверочное слово.
Упражнение 4 — списывание и поиск орфограмм в выделенных словах. Может быть предложено в качестве домашнего задания.
Упражнение 5 позволяет проверить, насколько хорошо учащиеся умеют определять наличие орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и подбирать проверочные слова. Выполняется самостоятельно, письменно. Должны быть выписаны слова: снег, глазками, лапками, гибкою, лебедь, гладкой, подчёркнуты буквы-орфограммы и подобраны проверочные слова к каждому слову.
Возможная трудность. Подбор проверочных слов к словам гибкою, гладкой.
Вариант помощи. На доске записываются слова, среди которых есть как проверочные, так и лишние. Учитель обращает внимание учеников на то, что часть проверочных слов можно найти среди слов, написанных на доске. В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может написать на доске проверочные слова ко всем словам. Примерный список в этом случае:
гладь, лапки, глаза, сгибать, снежки, гладить, снега, сгиб, глаз, лапа, лебеди
При таком варианте помощи сохраняется возможность выяснить, понимают ли учащиеся, какие слова являются проверочными.
Упражнение 6 — развитие орфографической зоркости, накопление зрительных образов слов, отработка навыка проверки безударных гласных в корне слова. Выполняется письменно, самостоятельно. После записи проверочного слова учащиеся обязательно должны записывать исходное словосочетание.
Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, требующих педагогической поддержки, на доске записываются слова-подсказки: день, дом, зимний, вечерний, ih/вный, нос, гриб, наряд, ночь, смех, зверь, холод, ветер, даль, страны, осень, сапог, зелень, лист.
Каллиграфическая минутка. Вспомнить точку начала движения при написании строчных букв л, м, я. Прописать соединения букв ся, сл, см, ел, ем.
Урок 46 Правописание
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Задача урока: отрабатывать умение правильно обозначать безударные гласные и парные по звонкости-глухости согласные в корне.
Начало урока
Письмо по памяти стихотворения, разобранного на предыдущем уроке, с обязательным подчёркиванием изученных орфограмм и последующей самопроверкой по тексту в тетради Пишем грамотно» (№ 1). Перед тем как учащиеся начнут писать по памяти, учитель записывает на доске слова закрыла, правится, хочет и предлагает учащимся обращаться к этой подсказке.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — отработка умения доказать написание буквы, отработка орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова». Выполняется в два этапа. Сначала в ходе фронтальной устной работы подбираются проверочные слова, при этом учитель настойчиво предлагает к каждому слову подбирать несколько проверочных слов, например к слову ёж это слова ежи, ёжик, ежиха, ежата, ёжики, ежовый. На втором этапе учащиеся самостоятельно записывают в каждом случае по одному проверочному слову и записывают заданные словосочетания, подчёркивая орфограмму.
Упражнение 2 — развитие словарного запаса, развитие орфографической зоркости. Выполняется письменно, в парах. Хорошо, если учащиеся сами заметят, что в двух случаях возможны два варианта: мягкий голос и мягкий хлеб, гладкая лестница и гладкая кожа. Должны быть подчёркнуты буквы: ловкий, мягкий, голос, хлеб, лёгкая, походка, сладкое, резкое, гладкая.
Дополнительное задание. Прочитать словосочетания и записать их под диктовку учителя.
Упражнение 3 — развитие умения выбирать заданное проверочное слово. Выполняется письменно, фронтально. Сложность упражнения заключается в том, что учащиеся должны подбирать проверочные слова определённой части речи, т. е., кроме определения, является ли слово проверочным, учащиеся ещё должны определять, является ли это слово глаголом. Примерный список проверочных слов: скользить, посадить, загадать, отгадать, подсказать, закладывать.
Упражнение 4 — совершенствование навыка проверки изученных орфограмм корня. Выполняется в ходе дифференцированной работы учащимися, требующими педагогической поддержки. Обязательная часть выполнения — списывание словосочетаний в свою тетрадь после проверки, правильно ли вставлены буквы. Если учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, то можно написать на доске слова-подсказки: смех, маленький, малыши, легонько, загадать, колется, находить, хрупок, игры, сладенький, водный, мягонький, подушечка, дети, варе-холод, ватрушечка, робость, улыбочка.
Упражнение 5 по своим задачам сходно с предыдущим упражнением, но работа идёт на уровне текста. Выполняется в ходе дифференцированной работы учащимися, успешно усваивающими программный материал. Часть текста после проверки вставленных букв учащиеся списывают в тетрадь.
Упражнение 6 — отработка умения определять тип орфограммы и выбирать соответствующий способ проверки. Учащиеся должны сделать буквенную запись слов элементами транскрипции. Выполняется письменно, фронтально. Перед выполнением учитель прочитывает текст стихотворения целиком.
Дополнительное задание. Записать стихотворение, используя только буквенную запись.
Упражнение 7 — отработка изученных орфограмм. Выполняется письменно, самостоятельно. Учащиеся работают каждый в своём темпе, в случае трудностей с подбором проверочных (лов индивидуально обращаются к учителю.
Словарная работа. Комментированный словарный диктант. Диктуются слова: ворона, апрель, земляника, медведь, корзина, октябрь, пальто, кино, коньки, ветер.
Каллиграфическая минутка. Вспомнить точку начала движения при написании букв л, м, я. Прописать соединения букв гя, гл, гм, жл, жм, ня, нл, им
Урок 4 7 Как устроен наш язык
Суффикс как часть слова
Задача урока: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем. Особое внимание следует уделить значению суффиксов.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» готовит к восприятию последующего материала. Ученики должны обнаружить: а) различия в значении слов школа и школьник (школа — это место, где учатся, школьник — это тот, кто ходит в школу); б) различие в составе слов (слово школа состоит из корня и окончания, слово школьник состоит из корня, нулевого окончания и ещё одной части). Кроме того, важно увидеть разницу в вопросах (что? и кто?), на которые отвечают данные слова, и в окончаниях (у слова школа — -а, у слова школьник — нулевое).
Возможные трудности. Ученики не могут назвать существенные отличительные признаки.
Помощь. Учитель должен напомнить, что всегда нужно обращать внимание на значение слов и на звучание, и попросить найти различие в значении и в звучании слов.
Упражнение 1 — наблюдение за тем, что между корнем и окончанием может быть ещё какая-то часть, которая имеет значение. Выполняется фронтально, устно. Учитель дублирует материал упражнения на доске. Ученики по очереди выходят к доске и выполняют необходимые действия с подробным комментированием. Примерный ответ ученика: «Ищем корень в слове (со) слонёнком. Корень — это общая часть родственных слов, в словах слон и слонёнок общая часть слон, значит, корень этих родственных слов -слон-. Ищем окончание, для этого нужно изменить форму слова (со) слонёнком: (есть) слонёнок, (нет) слонёнка, (подойду к) слонёнку, (вижу) слонёнка, (любуюсь) слонёнком, (говорю о) слонёнке; значит, окончание -ом. Часть, которая образовала слово слонёнком, — -ёнк-, она стоит между корнем и окончанием».
Возможные ошибки. Неверное выделение окончаний.
Помощь. Учитель просит использовать таблицу «Правильно изменяй формы слов» на форзаце учебника.
Возможные трудности. 1. Выделение корня в словах орёл — орлёнок (учитель указывает на чередование). 2. Выделение суффикса в паре коза — козлёнок (слово козлёнок образовано от слова козёл, однако в его составе есть суффикс
ёнок-, обозначающий детёныша. Если у учеников возникнет вопрос о корне в слове козлёнок, следует объяснить, как образовано слово).
Заканчивается работа с упражнением обобщающим вопросом: что мы заметили в последних словах каждого предложения? (Во всех этих словах есть часть, с помощью которой они образовались от родственных слов; эта часть стоит за корнем, н ней «прячется» значение, которым отличается образованное слово от исходного.)
Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдения, вводя понятие «суффикс».
Упражнение 2 — закрепление новых знаний (суффикс служит для образования слов и имеет значение, т. е. является значимой частью слова, меняющей его значение), отработка умения образовывать слова с опорой на заданную модель. Выполняется фронтально, письменно.
Возможные трудности. Написание слова зайчонок, возможно, заяц, если данное словарное слово ещё не отработано. (Учитель напоминает правильное написание.)
Вопросы, организующие наблюдения: в каждом ряду напитаны формы одного и того же слова или родственные слова? Как это можно доказать? (Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое появляется при образовании этого слова и содержится в суффиксе.)
Рубрика «Обрати внимание» обобщает наблюдения, сделанные во время выполнения упр. 2. Вопросы, проверяющие усвоение значения суффиксов: какой суффикс поможет образовать слово, называющее детёныша льва? Какой суффикс поможет образовать слово, называющее его маму?
Упражнение 3 (работа в паре) — знакомство С группой суффиксов: -анин- (-янин-), -ан- (-ян-), их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Выполняется устно, в парах.
Во время проверки после ответов учеников учитель на доске записывает слова, выделяя корни и суффиксы:
Возможная трудность. Образование слов марсианин, марсиане.
Помощь. Учитель сообщает о наличии в суффиксе буквы и. Вариант ответа на вопрос о значении этих суффиксов: «Эти суффиксы называют людей по месту их жительства». Ученики записывают два-три ряда слов по своему выбору. Учитель обращает внимание на то, что часть первых слов пишется с прописной буквы, а часть — со строчной.
Вариант выполнения. После устного разбора класс переходит к следующему упражнению, письменное выполнение этого упражнения предлагается как домашнее задание.
Упражнение 4 — наблюдение за уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова хозяюшка, работушка, собачка выносят на доску, в них выделяются суффиксы. Ученики называют слова, от которых образовались данные слова, и называют то дополнительное значение, которое появляется при добавлении суффикса, — это позволяет им сформулировать значение суффиксов. Материал рубрики «Подсказка» читается как проверка правильности сделанных учениками выводов о значении суффиксов.
Упражнение 5 (трудное) — ПОИСК СЛОВ, В Которых СуффиКСЫ имеют уменьшительно-ласкательное значение. Выполняется в парах. Ученики выписывают слова: лапки, коготок, (у) Ва-сюшки, ушки, шубка, хвостиком, глазки, песенку, мышка, зубки.
Словарная работа. Составление и запись предложений со словами ученик, собака.
Каллиграфическая минутка. Вспомнить точку начала движения при написании строчных букв л, м, я. Прописать соединения букв ыл, ым, ум, ул, зм, зл, зя.
Урок 48 Как устроен наш язык
Значения суффиксов
Задачи урока: отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах; познакомить с новыми группами суффиксов. Работа по учебнику
Упражнение 1 — знакомство со значением суффикса -еньк-, повторение материала предыдущего урока: суффикс имеет значение, с его помощью образуются новые слова. Выполняется фронтально. Запись в тетрадях:
белый + -еньк- = беленький
гладкий + -еньк- = гладенький
хороший + -еньк- = хорошенький
Рубрики «Вспомни изученное» и «Подсказка» вводят алгоритм нахождения суффикса в слове. До прочтения рубрик учитель задаёт вопрос: что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс? (Суффикс — это часть слова между корнем и окончанием, значит, сначала нужно найти в слове окончание. Для этого следует изменить форму слова. Потом необходимо найти корень. Чтобы найти корень, нужно подобрать к слову родственные слова и найти их общую часть, а затем часть, кото рая стоит между корнем и окончанием, — это и будет суффикс.) Ученики должны понять необходимость соблюдения порядка выделения суффикса: во-первых, постараться найти слово, от которого образовалось данное с помощью найденного суффикса; во-вторых, подобрать ещё несколько слов с таким же суффиксом. Это поможет избежать ошибок, связанных с механическим, неосознанным выделением суффиксов.
Упражнение 2 — отработка алгоритма выделения суффиксов. Выполняется фронтально. Вызванные к доске ученики подробно комментируют свои действия. В зависимости от темпа работы класса учитель определяет, сколько слов из каждой группы с одним и тем же суффиксом разбирается письменно. Остальные слова анализируются устно, и после этого делается вывод о значении суффикса. В процессе выполнения важно достичь осознанности в применении алгоритма. Запись:
Голосок голоска, голоску; голос, голосистый голос + -ok- = голосок
Волосок волоска, волоску; волос, волосяной (волос + -ок- = волосбк
Обязательно нужно отметить чередование согласных в корне слов башмак — башмачок, крюк — крючок.
Упражнение 3 (трудное) — образование слов с заданным значением. Начинается фронтально, устно, заканчивается самостоятельно, письменно. Учащиеся устно работают с несколькими словами, после чего учитель просит назвать принцип, по которому можно разделить ласковые формы имён на группы. Легко заметить, что ряд слов образуется с помощью одного и того же суффикса (для одной группы это суффикс -очк-, для второй — -еньк-, для третьей — -ечк-). После этого разбираются причины ошибок Серёжи.
Причина первой ошибки: Серёжа забыл, что новое слово образуется при добавлении суффикса не ко всему слову, а к его корню: Люд- + -очк- = Людочка. Причина второй ошибки: имя Наташенька Серёжа должен был образовать от корня имени Наташа с помощью суффикса -еньк-. Правило написания сочетания жи — ши, которое действует только под ударением,
|десь неуместно. Далее учащимся предлагается самостоятельно подобрать ещё несколько имён с данными суффиксами.
Упражнение 4 (работа в группе) — знакомство с суффиксами, с помощью которых образуются отчества людей. Схема анализирует-О написании отчеств с прописной буквы, после чего начинается работа в группах с последующей взаимопроверкой.
Возможная трудность. Написание отчеств Николаевич, Андреевич (ошибочные написания типа «Николайевич», «Андрейевич» или «Андревич»).
Помощь. Обсудить образец Сергей — Сергеевич: буквы й в отчестве нет, есть две буквы е — одна в корне, другая в суффиксе. Вторая буква е при этом обозначает два звука, первый ИЗ которых — [й'].
Словарная работа. Составить и записать предложение со (ловом фамилия.
Дополнительная работа. Прочитать написанную на доске скороговорку. Найти родственные слова. Выписать их.
Грачиная скороговорка
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера!»
(М. Бородицкая)
После того как слова названы, учитель предлагает найти среди родственных слово то, от которого образованы все остальные, и записать его первым. Запись: грачЦ грачин\ая\, грачихЩ, (с) грачат\ами\. В словах выделяются корень, окончание (форма слова изменяется устно), суффикс. Выполнение задания способствует отработке умения выделять в словах суффиксы. Можно предложить списать всю скороговорку.
Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на соединительный штрих в написании сочетаний строчных букв о, б, в, ф, э, ю и л, м, я. Прописать соединения букв оя, ол, ом, бл, бм.
Урок 49 Правописание
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Задача урока: учить определять наличие в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится. Работа по учебнику
Упражнение 1 — наблюдение за группами родственных слов, в каждой из которых есть слово с непроизносимым согласным. Для обнаружения несовпадения произношения и написания таких слов предлагается записать их с помощью транскрипции. Выполняется фронтально, письменно. Группы слов можно записывать в строчку, как в учебнике, или в столбик:
грусть | свист |
грустить | 'свистеть |
грустный | свистнуть |
[грусный'] | [св'йснут'] |
весть | звезда |
известие | звездопад |
известный | звёздный |
[изв'эсный'] | [зв'бзный'] |
Вопросы для анализа наблюдаемых языковых явлений: какие' звукосочетания можно назвать опасными? (Сочетания [сн], |с и'], [зн], [з'н'].) Что привело к тому, что в корне слова один из звуков перестал произноситься? (Сочетание трёх звуков.)
Дополнительные вопросы после выполнения основного задания. В каких словах есть орфограмма «Безударные гласные в корне слова» и какими родственными словами она проверяется? В каких словах есть орфограмма «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»? Как её можно промерить?
Упражнение 2 (трудное) — обнаружение непроизносимого согласного в корне слова с опорой на родственное слово, перевод туковой записи в буквенную. Предлагается сильным ученикам.
Возможная трудность. Учащиеся не могут обнаружить наличие непроизносимого согласного в словах, записанных
Помощь. Учитель просит объяснять значение данных слов, используя родственные слова, и перед буквенной записью обязательно выделять корень в написанном первым родственном слове. Например: [уч'ас'н'ик] — это тот, кто принимает участие, тот, кто в чём-то участвует; в словах участие, участвовать, участник — корень -участ-, произносим | уч'ас'н'ик], пишем участник.
Остальные учащиеся под контролем учителя выполняют упр. 53 в тетради «Учусь писать без ошибок».
После завершения работы оба упражнения проверяются.
Рубрика «Путешествие в прошлое» знакомит учеников с историей слова устный, это поможет лучше запомнить написание данного слова.
Упражнение 3 — наблюдение за особенностями произношения п написания слов с непроизносимым согласным. Предлагается дня самостоятельной работы или как домашнее задание.
Дополнительное задание. Объяснить значение слов местность и вестник.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — обнаружение непроизносимого согласного и корне с помощью подбора родственных слов. Перед выполнением упражнения учитель предупреждает, что сначала необходимо подобрать и записать родственное проверочное слово и лишь после этого вставлять или не вставлять букву; называет требования к проверочным словам — наличие гласной между звуками «опасного» звукосочетания (грустить) или позиция конца слова (весть). Выполняется в парах — учащиеся вдвоём подбирают проверочное слово, обсуждают вариант написания, после чего каждый записывает проверяемые и проверочные слова в своей тетради. После завершения работы упражнение проверяется фронтально.
Возможные ошибки. Учащиеся вставляют лишние буквы в слова чудесный и прекрасный (эти слова введены в упражнение для того, чтобы избежать выработки неправильного стереотипа: слышу сочетания [сн], [зн] — пишу стн, здн).
Упражнение 2 — отработка правописания группы слов, написание которых нельзя проверить. Выполняется письменно, фронтально.
Упражнение 3 — отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Выполняется в парах либо как домашнее задание.
Упражнение 4 — тренировка в подборе проверочных слов и отработка непроверяемых написаний. Выполняется самостоятельно (с последующей проверкой). При ответе на последний вопрос учащиеся должны указать, что в первом столбике написаны слова, в которых есть непроизносимый согласный (это подтверждается подбором проверочных слов); во втором столбике записаны слова, в которых есть непроизносимый непроверяемый согласный (эти слова нужно запомнить); в третьем столбике записаны слова, в которых нет непроизносимого согласного (это подтверждается подбором проверочных слов).
Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на соединительный штрих, необходимый для написания сочетаний строчных букв о, б, в, ф, э, ю и л, м, я. Прописать соединения букв вя, вл, вм, эл, эм, эя.
Урок 50
Правописание Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Задачи урока: отрабатывать способы проверки орфограмм «Непроизносимые согласные в корне слова»; закреплять написание слов с непроверяемыми орфограммами.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — отработка способа проверки орфограммы
Непроизносимые согласные в корне слова». Выполняется письменно, фронтально.
Вариант выполнения. Сначала выписываются слова, в которых нет непроизносимых согласных (с обязательной заПИСЬЮ проверочных слов), потом слова, в которых есть непроизносимый согласный; можно записывать слова, распределяя их по тому же принципу, в два столбика.
Возможная трудность. Подбор проверочных слов к словам ненастный, рукописный (трудность связана с нечастым употреблением этих слов в языковой практике второклассников).
Помощь. Объяснение значений слов.
Возможные ошибки. Вставка лишней буквы в слова ужасный, опасность, опасный.
Помощь. Напомнить, что орфограммы в этих словах нужно проверять, сравнивая с однокоренными: ужас, ужасен; опасение, опасаться.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает материал наблюдений, сделанных на предыдущем уроке и в процессе выполнения упр. 1. До прочтения рубрики учитель просит учащихся рассказать, с какой особенностью русского правописания они познакомились, после чего предлагает прочитать материал рубрики.
Упражнение 2 — ЗНаКОМСТВО С Группой СЛОВ, В КОТОрЫХ Орфо-
грамму «Непроизносимые согласные в корне слова» проверить нельзя и, следовательно, написание которых необходимо запомнить. Выполняется фронтально. С каждым из заучиваемых слов устно составляется несколько предложений, одно из которых записывается на доске и в тетрадях.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — соотнесение буквенной записи и звучания слов, развитие орфографической зоркости. Поиск слов учащиеся осуществляют самостоятельно и записывают найденные слова в столбик, подбор проверочных слов проходит фронтально. Должны быть выписаны слова: честный, прелестный, сердце, известный, грустный, звёздный, солнце, тростник, окрестность.
Упражнение 2 — работа с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова», отработка навыка подбора проверочных слов. Выполняется письменно, самостоятельно, с последующей фронтальной проверкой, в ходе которой учащиеся по цепочке называют слова, где были пропуски, сообщают, вставлена ли буква и какая, и называют проверочное слово. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, учитель может написать на доске слова-подсказки: участие, прекрасен, опасен, праздник, солнечный, чудесен, звезда, грустить, счастье, известие, опоздать.
Упражнение 3 — подбор слов с изучаемой орфограммой, активизация словарного запаса. Выполняется письменно, в парах. Учащимся, которые затрудняются в подборе слов, учитель советует просмотреть в тетради материал уроков 49 и 50.
Упражнение 4 — развитие орфографической зоркости, умения классифицировать орфограммы. Выполняется в парах, письменно. В восьми словах есть орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова», в одном слове — орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».
Подготовку к письму по памяти можно предложить как домашнее задание.
Словарная работа. Учащиеся дома готовятся к словарному диктанту, заучивая написание слов здравствуйте, лестница, чувствовать, праздник.
Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на соединительный штрих при написании сочетаний строчных букв о, б, в, ф, э,ю и л, м, я. Прописать соединения букв юя, н»л, юм, фл, фм, фя.
Урок 51 Правописание
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Задачи урока: отрабатывать способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова»; орфографический тренинг.
Начало урока
Повторение правописания слов здравствуйте, лестница, чувствовать, праздник. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — отработка написания слов с непроизносимым согласным с опорой на родственное слово, в корне которого данный звук произносится чётко. Выполняется в парах. Последующая коллективная проверка способствует развитию орфографической зоркости и расширению словарного запаса, так как дети могут подобрать разные слова, например к слову грусть — грустный, взгрустнул, погрустнел и т. д.
Возможная ошибка. Рядом со словом прелесть или лесть написано слово лестница.
Помощь. Перед выполнением упражнения объяснить значение этих слов.
Упражнение 2 — развитие внимания к «опасным» сочетаниям звуков и отработка навыка проверки подобных орфограмм. При ответе на завершающий вопрос упражнения ученики используют материал рубрики «Обрати внимание» предыдущего урока. Выполняется самостоятельно. Проверка после выполнения: назвать слова, в которые вписано сочетание сн (с обязательным доказательством, т. е. подбором проверочного слова); назвать слова, в которые вписано сочетание стн (с обязательным доказательством); назвать слова, в которые вписано сочетание зн; назвать слова, в которые вписано сочетание здн.
Упражнение 3 — отработка правописания слов с изучаемой орфограммой. Выполняется самостоятельно.
Упражнение 4 — повторение трёх изученных орфограмм. Используется для организации дифференцированной работы.
Упражнение 5 — развитие навыка безошибочного списывания и отработка правильного подбора проверочных слов. В классе фронтально выполняется большая часть работы: записываются выделенные слова и проверочные к ним. Лишним словом является слово интересная, так как в этом слове в «опасном» звукосочетании не прячется звук-невидимка. Подготовка к письму под диктовку осуществляется коллективно: прочитываются предложения, в словах подчёркиваются изученные орфограммы, подбираются проверочные слова. Подчёркиваются словарные слова. В качестве домашнего задания учащимся предлагается внимательно прочитать текст, запомнить написание словарных слов.
Упражнение б — развитие орфографической зоркости, умения находить слова с нужной орфограммой. Можно предложить выполнить упражнение в группах. Хорошо, если учащиеся назовут не одно, а два слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» (зелёных, траве).
Возможная трудность. В тексте есть слово одуванчики с непроверяемым безударным гласным в корне слова.
Помощь. Напомнить, что не все безударные гласные можно проверить.
Дифференцированная работа. Сильные учащиеся самостоятельно работают с упр. 4, выполняя его письменно, остальные — с упр. 55, 57 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Дополнительная работа
1. Выполнить из раздела «Дополнительные упражнения»
гетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 9 на с. 105 и упр. 14 на
стр. 109-110. Эти упражнения способствуют закреплению написания слов с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
2. Записать пять слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова».
Словарная работа. Подбор родственных слов к слову работа, составление и запись предложений с этими словами.
Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на соединительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соединения букв Оя, Ол, Ом, Бл, Бм.