СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативная функция классного руководителя в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

С начала учебного года выполнять коммуникативную функцию в ученическом коллективе мне помогает система самоуправления «МОЙ ГОРОД». Задачи системы - регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса, оказание помощи обучающемуся в формировании коммуникативных качеств.

Из числа учащихся, в ходе выборов, активная группа, лидеры, осуществляет функционирование системы «МОЙ ГОРОД». Они разделяют между собой роли и функции. В начале года правильной работе системы уделяется большое количество времени и внимания. Дети с легкостью подхватывают ролевую игру, в ходе которой они могут проявить свои таланты.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная функция классного руководителя в условиях ФГОС»

Коммуникативная функция классного руководителя в условиях ФГОС

Бараулина А.В.1

Воспитание - великое дело, им решается участь человека.

В.Г. Белинский

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Сегодня цель воспитательной работы школы помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нужно не забывать, что она формируется личностью классного руководителя. Именно классный руководитель стоит ближе всех к ребенку в стенах школы. Его деятельность – это важное звено в воспитательной системе учебного заведения.

Перед каждым классным руководителем стоит цель - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытии его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; гармонизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности.

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится функциям классного руководителя: организационно-координирующей, коммуникативной, аналитико-прогностической, контрольной.

С начала учебного года выполнять коммуникативную функцию в ученическом коллективе мне помогает система самоуправления «МОЙ ГОРОД». Задачи системы - регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса, оказание помощи обучающемуся в формировании коммуникативных качеств.

Из числа учащихся, в ходе выборов, активная группа, лидеры, осуществляет функционирование системы «МОЙ ГОРОД». Они разделяют между собой роли и функции. В начале года правильной работе системы уделяется большое количество времени и внимания. Дети с легкостью подхватывают ролевую игру, в ходе которой они могут проявить свои таланты.

Система самоуправления «МОЙ ГОРОД» состоит из:

  1. Группа «Управление» - осуществляет регулирование работы города, взаимосвязь всех отраслей, тесное взаимодействие с классным руководителем и педагогическими работниками.

  2. Группа «Порядок» - учащиеся, которые составляют график дежурства, следят за его выполнением. Осуществляют ежедневное оценивание чистоты кабинета после дежурства.

  3. Группа «Чистота» - ребята ответственные за питание в столовой, они контролируют как одноклассники моют руки перед едой, принимаю пищу, убирают за собой со стола.

  4. Группа «Аккуратность» - следят за внешним видом ребят, за видом их тетрадей и учебников, наличием второй обуви, за правильной формой на физ. культуре.

  5. Группа «Веселье» - выполняет досуговую функцию, они предлагают классу внеклассные мероприятия и регулируют участие класса в школьной жизни.

  6. Группа «Информация» - собирает новости в классе, делит их на отрицательные и положительные, рассказывают о них и делают выводы.

Еженедельно подводятся итоги жизни города, каждая группа готовит доклад о своей работе в различных формах. К концу четверти это мероприятие становиться масштабней, ребята не только подводят итоги, но и ставят перед собой цели на будущую четверть.

Работая в таком ключе в течении года я выделила для себя как положительные стороны, так и отрицательные. Данная структура помогает классному руководителю формировать коммуникативные качества учащихся, дети становятся более ответственными, они понимают, что от каждого зависит функционирование системы. Не смотря на большие временные затраты в начале года, к концу классный коллектив знает свои роли и легко с ними справляется.

Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы и других учебных заведений, а в более узком аспекте - качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны.

Значимость самоуправления высока и дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто не допустимо. Сегодня настало время не только декларировать необходимость введения (или восстановления) самоуправления школьников, но и заниматься практической систематической работой как с педагогами, так и с учащимися, которые также нуждаются в разъяснении значения этого вида деятельности.

Организация самоуправления — это не только отклик на требования жизни. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI век, безусловно, будет еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Это объясняет возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека.

Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Сегодня востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент.

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.


литература


Леоненко А.Н.; Формиргование классного коллектива через традиции классаи школы; Екатеренбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО»,2013;284с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

Лаштур Е.С., Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения; 2014; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/02/rol-klassnogo-rukovoditelya-v-sisteme-vospitaniya

Официальный сайт ФГОС; http://standart.edu.ru/

Образование: вчера, сегодня, завтра; Научно-практическая Интернет конференция; http://odt.orb.ru/orenik/index.php?option=com_content&view=article&id=187:2011-11-10-09-32-47&catid=40:2011-02-16-13-14-24&Itemid=60

1 МБОУ СОШ №44 имени народного учителя СССР Лавровой Г.В., Нижний Тагил, Россия, http://ntschool44.3dn.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!