СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативная компетентность педагогических работников образовательных организаций

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

nI. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ  МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ.

n2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ  БАРЬЕРЫ, ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮЩИЕ СИМПАТИЮ

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная компетентность педагогических работников образовательных организаций»

Коммуникативная компетентность педагогических работников образовательных организаций В.С. Новиков,  кандидат юридических наук, доцент,  почетный академик Международной академии дополнительного образования, учитель права и ОБЖ

Коммуникативная компетентность педагогических работников образовательных организаций

В.С. Новиков,

кандидат юридических наук, доцент,

почетный академик Международной академии дополнительного образования, учитель права и ОБЖ

План выступления: I . ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ.  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮЩИЕ СИМПАТИЮ

План выступления:

  • I . ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ.
  • 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮЩИЕ СИМПАТИЮ
Цели выступления: - расширить теоретические представления о педагогическом общении; - познать функции педагогического общения;  - познать структуру педагогического общения; - познать коммуникативные барьеры; - формировать навыки и умения устанавливать психологический контакт

Цели выступления:

  • - расширить теоретические представления о педагогическом общении;
  • - познать функции педагогического общения;
  • - познать структуру педагогического общения;
  • - познать коммуникативные барьеры;
  • - формировать навыки и умения устанавливать психологический контакт
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.  Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.
  • Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
  • Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
  • Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.
  • Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года №593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих » , раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года №593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих » , раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Актуальность темы выступления В структуру профессионального мастерства педагогических работников входят четыре компонента: - профессиональная компетентность; - информационная компетентность; - коммуникативная компетентность ; - правовая компетентность  ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Актуальность темы выступления

  • В структуру профессионального мастерства педагогических работников входят четыре компонента: - профессиональная компетентность; - информационная компетентность; - коммуникативная компетентность ; - правовая компетентность ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
Актуальность темы выступления Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва

Актуальность темы выступления

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 11 января 2011 г. N 1н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"
Педагогическое общение - ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии и т.п. при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача системы профессионально-психологических знаний, оказание влияния в целях формирования желания у обучаемых самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения .

Педагогическое общение -

  • ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии и т.п. при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача системы профессионально-психологических знаний, оказание влияния в целях формирования желания у обучаемых самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения .
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В процессе педагогического общения преподаватель и слушатели реализуют в совокупности четыре основные функции: интеллектуальную, влияния друг на друга, информационную и облегчающую. Сущность интеллектуальной функции заключается в том, что преподаватель и слушатели познают психологическую структуру личности друг друга. При этом преподаватель должен в первую очередь познать подструктуры направленности (близкие, средние и далекие перспективные цели, интересы, потребности и т.п.) и опыта (исходный уровень знаний, навыков и умений) личности слушателей.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • В процессе педагогического общения преподаватель и слушатели реализуют в совокупности четыре основные функции: интеллектуальную, влияния друг на друга, информационную и облегчающую.
  • Сущность интеллектуальной функции заключается в том, что преподаватель и слушатели познают психологическую структуру личности друг друга. При этом преподаватель должен в первую очередь познать подструктуры направленности (близкие, средние и далекие перспективные цели, интересы, потребности и т.п.) и опыта (исходный уровень знаний, навыков и умений) личности слушателей.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Сущность функции влияния друг на друга заключается в том, что преподаватель и слушатели в учебном процессе воздействуют друг на друга, чтобы реализовать свои близкие, средние и далекие перспективные цели. Сущность информационной функции заключается в том, что преподаватель передаст слушателям свою систему профессионально-психологических знаний.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • Сущность функции влияния друг на друга заключается в том, что преподаватель и слушатели в учебном процессе воздействуют друг на друга, чтобы реализовать свои близкие, средние и далекие перспективные цели.
  • Сущность информационной функции заключается в том, что преподаватель передаст слушателям свою систему профессионально-психологических знаний.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Сущность облегчающей функции заключается в том, что преподаватель помогает, облегчает слушателям при усвоении ими программного материала на лекциях, семинарах и т.п .

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • Сущность облегчающей функции заключается в том, что преподаватель помогает, облегчает слушателям при усвоении ими программного материала на лекциях, семинарах и т.п .
Способы формирования первого впечатления Умение преподавателя сознательно вмешиваться в процесс формирования своего первого впечатления в ситуации знакомства с обучаемыми называется самоподачей, саморекламой, самопрезентацией, самопредъявлением, самопредставлением. Разработаны три способа самоподачи профессорско-преподавательского состава в ситуации знакомства с обучаемыми : - самоподача превосходства; - самоподача привлекательности; - самоподача отношения преподавателя к обучаемым .

Способы формирования первого впечатления

  • Умение преподавателя сознательно вмешиваться в процесс формирования своего первого впечатления в ситуации знакомства с обучаемыми называется самоподачей, саморекламой, самопрезентацией, самопредъявлением, самопредставлением.
  • Разработаны три способа самоподачи профессорско-преподавательского состава в ситуации знакомства с обучаемыми :
  • - самоподача превосходства;
  • - самоподача привлекательности;
  • - самоподача отношения преподавателя к обучаемым .
Самоподача превосходства - это первый способ формирования первого впечатления, когда преподаватель взаимодействует с обучаемыми в ситуации знакомства. Самоподача превосходства начинает работать на преподавателя, когда обучаемые ощущают неравенство по какому-то важному для них параметру или параметрам. Поэтому преподаватель оценивается обучаемыми в ситуации знакомства значительно выше по личностным и профессионально-деловым качествам. Если обучаемые в чем-то превосходят преподавателя, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.

Самоподача превосходства -

  • это первый способ формирования первого впечатления, когда преподаватель взаимодействует с обучаемыми в ситуации знакомства. Самоподача превосходства начинает работать на преподавателя, когда обучаемые ощущают неравенство по какому-то важному для них параметру или параметрам. Поэтому преподаватель оценивается обучаемыми в ситуации знакомства значительно выше по личностным и профессионально-деловым качествам.
  • Если обучаемые в чем-то превосходят преподавателя, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.
Самоподача привлекательности -  это второй способ формирования первого впечатления преподавателем в ситуации знакомства с обучаемыми. Самоподача привлекательности начинает работать на преподавателя, когда он внешне нравится обучаемым. В результате обучаемые склонны считать преподавателя умным, доброжелательным, внимательным, вежливым, т.е. обучаемые переоценивают личностные и профессионально-деловые качества преподавателя. Если же обучаемые считают, что преподаватель внешне непривлекателен, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.

Самоподача привлекательности -

  • это второй способ формирования первого впечатления преподавателем в ситуации знакомства с обучаемыми. Самоподача привлекательности начинает работать на преподавателя, когда он внешне нравится обучаемым. В результате обучаемые склонны считать преподавателя умным, доброжелательным, внимательным, вежливым, т.е. обучаемые переоценивают личностные и профессионально-деловые качества преподавателя. Если же обучаемые считают, что преподаватель внешне непривлекателен, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.
Самоподача отношения преподавателя к обучаемым -  это третий способ сознательного формирования первого впечатления преподавателем в ситуации знакомства с обучаемыми. Самоподача отношения преподавателя к обучаемым начинает работать на преподавателя, когда он относится доброжелательно к обучаемым или демонстративно подчеркивает сходство позиций, единство во взглядах, в желаниях, в убеждениях, в мотивах, в потребностях, в интересах, в хобби, во мнениях с обучаемыми и т.п. В результате обучаемые склонны переоценивать личностные и профессионально-деловые качества преподавателя. Если же преподаватель недоброжелательно относится к обучаемым, то они недооценивают личностные и профессионально-деловые качества преподавателя.

Самоподача отношения преподавателя к обучаемым -

  • это третий способ сознательного формирования первого впечатления преподавателем в ситуации знакомства с обучаемыми. Самоподача отношения преподавателя к обучаемым начинает работать на преподавателя, когда он относится доброжелательно к обучаемым или демонстративно подчеркивает сходство позиций, единство во взглядах, в желаниях, в убеждениях, в мотивах, в потребностях, в интересах, в хобби, во мнениях с обучаемыми и т.п. В результате обучаемые склонны переоценивать личностные и профессионально-деловые качества преподавателя. Если же преподаватель недоброжелательно относится к обучаемым, то они недооценивают личностные и профессионально-деловые качества преподавателя.
Механизмы межличностного взаимовосприятия :  - эмпатия — вчувствование преподавателя в психическое состояние обучаемых, т.е. настройка на их эмоциональную

Механизмы межличностного взаимовосприятия :

  • - эмпатия — вчувствование преподавателя в психическое состояние обучаемых, т.е. настройка на их эмоциональную "волну" путем сопереживания, сочувствия. Для этого преподаватель должен уметь познать психическое состояние обучаемых, а потом осуществить самонастройку своего внутреннего психического состояния на эмоциональную "волну" обучаемых;
Механизмы межличностного взаимовосприятия : - рефлексия — это имитация мыслей и деяний обучаемых на основе анализа собственного рефлексивного мышления, чтобы настроиться на интеллектуальную «волну» обучаемых (размышление за обучаемых); - саморефлексия — внутренняя психическая деятельность преподавателя, направленная на самопознание своей психологической структуры личности, на осмысление своих собственных мыслей, деяний;

Механизмы межличностного взаимовосприятия :

  • - рефлексия — это имитация мыслей и деяний обучаемых на основе анализа собственного рефлексивного мышления, чтобы настроиться на интеллектуальную «волну» обучаемых (размышление за обучаемых);
  • - саморефлексия — внутренняя психическая деятельность преподавателя, направленная на самопознание своей психологической структуры личности, на осмысление своих собственных мыслей, деяний;
Механизмы межличностного взаимовосприятия : - идентификация — настройка преподавателя на эмоциональную «волну» (эмпатия) и на интеллектуальную «волну» (рефлексия) обучаемых одновременно, т.е. это эмпатия плюс рефлексия. Для этого преподавателем конкретная педагогическая ситуация продумывается (рефлексия) за обучаемых (умение поставить себя на место обучаемых, взглянуть на проблему обучаемых с их точки зрения) и прочувствывается (эмпатия) за обучаемых их психическое состояние, чтобы рефлексивно определить ход их мыслей и чувств одновременно;

Механизмы межличностного взаимовосприятия :

  • - идентификация — настройка преподавателя на эмоциональную «волну» (эмпатия) и на интеллектуальную «волну» (рефлексия) обучаемых одновременно, т.е. это эмпатия плюс рефлексия. Для этого преподавателем конкретная педагогическая ситуация продумывается (рефлексия) за обучаемых (умение поставить себя на место обучаемых, взглянуть на проблему обучаемых с их точки зрения) и прочувствывается (эмпатия) за обучаемых их психическое состояние, чтобы рефлексивно определить ход их мыслей и чувств одновременно;
Механизмы межличностного взаимовосприятия : - стереотипизация — восприятие и оценка обучаемых преподавателем на основе его жизненного опыта, который преподаватель использует (первое впечатление) для интерпретации поведения обучаемых в педагогическом процессе; - обратная связь — восприятие, понимание, оценка, контроль преподавателем уровня усвоения обучаемыми учебного материала, например, по каждой лекции на семинарах;

Механизмы межличностного взаимовосприятия :

  • - стереотипизация — восприятие и оценка обучаемых преподавателем на основе его жизненного опыта, который преподаватель использует (первое впечатление) для интерпретации поведения обучаемых в педагогическом процессе;
  • - обратная связь — восприятие, понимание, оценка, контроль преподавателем уровня усвоения обучаемыми учебного материала, например, по каждой лекции на семинарах;
Механизмы межличностного взаимовосприятия : - аттракция — это внешнее выражение преподавателем симпатии к обучаемым, позитивного отношения, доброжелательности в учебном процессе; - казуальная атрибуция — предположение преподавателя о том, почему слушатель не готов к семинарскому занятию, путем приписывания ему причин и мотивов его поведения при отсутствии информации о реальных причинах и мотивах поведения обучаемого.

Механизмы межличностного взаимовосприятия :

  • - аттракция — это внешнее выражение преподавателем симпатии к обучаемым, позитивного отношения, доброжелательности в учебном процессе;
  • - казуальная атрибуция — предположение преподавателя о том, почему слушатель не готов к семинарскому занятию, путем приписывания ему причин и мотивов его поведения при отсутствии информации о реальных причинах и мотивах поведения обучаемого.
Межгрупповые механизмы взаимовосприятия: - социальная категоризация — распределение различных категорий обучаемых по определенным категориям при дефиците информации о слушателях, которых преподаватель видит впервые (постоянные категории — курсант, слушатель, адъюнкт, докторант и ситуативные категории — пассажир, покупатель и т.п.);

Межгрупповые механизмы взаимовосприятия:

  • - социальная категоризация — распределение различных категорий обучаемых по определенным категориям при дефиците информации о слушателях, которых преподаватель видит впервые (постоянные категории — курсант, слушатель, адъюнкт, докторант и ситуативные категории — пассажир, покупатель и т.п.);
Межгрупповые механизмы взаимовосприятия: - социальная групповая идентификация — процесс отнесения себя преподавателем к конкретной формальной (неформальной) социальной группе, к социально-психологической общности «мы» (профессорско-преподавательский состав, преподаватели, доценты); - социальное сравнение — процесс сравнения социально-психологической общности «мы», к которой преподаватель относит себя сам, с иными социально-психологическими общностями «они»;

Межгрупповые механизмы взаимовосприятия:

  • - социальная групповая идентификация — процесс отнесения себя преподавателем к конкретной формальной (неформальной) социальной группе, к социально-психологической общности «мы» (профессорско-преподавательский состав, преподаватели, доценты);
  • - социальное сравнение — процесс сравнения социально-психологической общности «мы», к которой преподаватель относит себя сам, с иными социально-психологическими общностями «они»;
Межгрупповые механизмы взаимовосприятия: - социальная межгрупповая дискриминация — процесс недооценки социально-психологической общности «мы» и переоценки социально-психологической общности «они»; - социальная стереотипизация — приклеивание ярлыков обучаемым в педагогическом процессе, приписывание учебным группам присущих только им психологических установок, целей, мотивов;

Межгрупповые механизмы взаимовосприятия:

  • - социальная межгрупповая дискриминация — процесс недооценки социально-психологической общности «мы» и переоценки социально-психологической общности «они»;
  • - социальная стереотипизация — приклеивание ярлыков обучаемым в педагогическом процессе, приписывание учебным группам присущих только им психологических установок, целей, мотивов;
Межгрупповые механизмы взаимовосприятия: - социальная атрибуция — приписывание обучаемым причин и мотивов неподготовки к семинару, не представленных в поле восприятия преподавателя; - социальная децентрация — умение преподавателя представить мнения обучаемых, их отношения к конкретным учебным дисциплинам, их отношения к конкретным коллегам;

Межгрупповые механизмы взаимовосприятия:

  • - социальная атрибуция — приписывание обучаемым причин и мотивов неподготовки к семинару, не представленных в поле восприятия преподавателя;
  • - социальная децентрация — умение преподавателя представить мнения обучаемых, их отношения к конкретным учебным дисциплинам, их отношения к конкретным коллегам;
Межгрупповые механизмы взаимовосприятия: - социальная физиогномическая редукция — процесс формирования первого впечатления о слушателе в ситуации знакомства по его внешнему виду, телосложению, походке, одежде, вербальным и невербальным средствам общения, а потом подгонка преподавателем под этот идеальный образ слушателя, который преподаватель сам сформировал в педагогическом процессе.

Межгрупповые механизмы взаимовосприятия:

  • - социальная физиогномическая редукция — процесс формирования первого впечатления о слушателе в ситуации знакомства по его внешнему виду, телосложению, походке, одежде, вербальным и невербальным средствам общения, а потом подгонка преподавателем под этот идеальный образ слушателя, который преподаватель сам сформировал в педагогическом процессе.
Факторы, влияющие на успешность усвоения программного материала   Реализация межличностных и межгрупповых механизмов взаимовосприятия зависит от следующих основных факторов, влияющих на успешность усвоения программного материала: - уровня профессионализма профессорско-педагогического состава; - исходного уровня знаний обучаемых; - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых профессорско-преподавательский состав передает систему знаний; - содержания программного материала и времени, которое необходимо обучаемым для усвоения учебного материала по конкретной учебной дисциплине.

Факторы, влияющие на успешность усвоения программного материала

  • Реализация межличностных и межгрупповых механизмов взаимовосприятия зависит от следующих основных факторов, влияющих на успешность усвоения программного материала:
  • - уровня профессионализма профессорско-педагогического состава;
  • - исходного уровня знаний обучаемых;
  • - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых профессорско-преподавательский состав передает систему знаний;
  • - содержания программного материала и времени, которое необходимо обучаемым для усвоения учебного материала по конкретной учебной дисциплине.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ  Психологическая структура педагогического общения может состоять из следующих этапов: 1. Постановка целей педагогического общения (обучение, развитие и воспитание обучаемых). 2. Моделирование профессорско-преподавательским составом сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • Психологическая структура педагогического общения может состоять из следующих этапов:
  • 1. Постановка целей педагогического общения (обучение, развитие и воспитание обучаемых).
  • 2. Моделирование профессорско-преподавательским составом сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 3. Планирование взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучаемыми в педагогическом процессе. 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия преподавателя с обучаемыми в учебном процессе, привлечение внимания обучаемых, формирование интереса у обучаемых, например, к теме лекции, возбуждение острого желания у обучаемых самостоятельно добывать знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике — это цель технологии педагогического сотрудничества.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • 3. Планирование взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучаемыми в педагогическом процессе.
  • 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия преподавателя с обучаемыми в учебном процессе, привлечение внимания обучаемых, формирование интереса у обучаемых, например, к теме лекции, возбуждение острого желания у обучаемых самостоятельно добывать знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике — это цель технологии педагогического сотрудничества.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение профессорско-преподавательским составом обучаемым положительных эмоций. 6. Организация и управление педагогическим общением в учебном процессе, например, в процессе проведения семинара. 7. Попытка преподавателя установить психологический контакт с конкретным слушателем в процессе проведения семинара.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • 5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение профессорско-преподавательским составом обучаемым положительных эмоций.
  • 6. Организация и управление педагогическим общением в учебном процессе, например, в процессе проведения семинара.
  • 7. Попытка преподавателя установить психологический контакт с конкретным слушателем в процессе проведения семинара.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 7.1 Выбор преподавателем естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт с данным конкретным слушателем после проведения семинара. 7.2 Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между преподавателем и слушателем после семинара. 7.3 Изучение психологической структуры личности слушателя.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • 7.1 Выбор преподавателем естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт с данным конкретным слушателем после проведения семинара.
  • 7.2 Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между преподавателем и слушателем после семинара.
  • 7.3 Изучение психологической структуры личности слушателя.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 7.4 Попытка преподавателя «войти» в доверие к слушателю. 7.5 Негласно зафиксировать доверительную зону общения. 7.6 Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • 7.4 Попытка преподавателя «войти» в доверие к слушателю.
  • 7.5 Негласно зафиксировать доверительную зону общения.
  • 7.6 Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 7.7 Достижение цели педагогического общения (глубокое изучение подструктуры направленности личности слушателя — мотивы поступления в образовательное учреждение, цель профессиональной переподготовки, близкие средние и далекие перспективные цели, интересы, ценности, хобби, ролевые ожидания). 7.8 Выход из доверительного общения с данным конкретным слушателем.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • 7.7 Достижение цели педагогического общения (глубокое изучение подструктуры направленности личности слушателя — мотивы поступления в образовательное учреждение, цель профессиональной переподготовки, близкие средние и далекие перспективные цели, интересы, ценности, хобби, ролевые ожидания).
  • 7.8 Выход из доверительного общения с данным конкретным слушателем.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 8. Достижение педагогических целей в процессе взаимодействия преподавателя с обучаемыми, например, в процессе проведения семинара. 9. Выход из педагогического общения после проведения семинара . 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • 8. Достижение педагогических целей в процессе взаимодействия преподавателя с обучаемыми, например, в процессе проведения семинара.
  • 9. Выход из педагогического общения после проведения семинара .
  • 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 11. Анализ педагогической деятельности и слушательской деятельности в целях совершенствования педагогического общения, а также моделирование преподавателем сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к следующему занятию.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  • 11. Анализ педагогической деятельности и слушательской деятельности в целях совершенствования педагогического общения, а также моделирование преподавателем сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к следующему занятию.
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе, профессорско-преподавательский состав должен уметь ориентироваться: - в себе (использовать свои сильные стороны, а слабые «места» и болевые точки скрывать от слушателей и при этом систематически их развивать и самосовершенствовать до достижения определенного уровня знаний — уровня творчества;

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • Чтобы психологически грамотно взаимодействовать с обучаемыми в учебном процессе, профессорско-преподавательский состав должен уметь ориентироваться:
  • - в себе (использовать свои сильные стороны, а слабые «места» и болевые точки скрывать от слушателей и при этом систематически их развивать и самосовершенствовать до достижения определенного уровня знаний — уровня творчества;
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в обучаемых (знать исходный уровень знаний); - в целях педагогического общения; - во времени, которое отводится на изучение конкретной темы; - в объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в обучаемых (знать исходный уровень знаний);
  • - в целях педагогического общения;
  • - во времени, которое отводится на изучение конкретной темы;
  • - в объектных, субъектных и обстановочных условиях взаимодействия;
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в педагогической ситуации взаимодействия с обучаемыми (восстановление в памяти предыдущих особенностей взаимодействия, констатация ситуации педагогического общения, ее оперативное соотнесение с прошлой ситуацией педагогического общения и со спланированной ранее моделью взаимодействия в педагогическом процессе, уточнение и коррекция ранее спланированной модели взаимодействия с учетом целей предстоящей педагогической деятельности); - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в педагогической ситуации взаимодействия с обучаемыми (восстановление в памяти предыдущих особенностей взаимодействия, констатация ситуации педагогического общения, ее оперативное соотнесение с прошлой ситуацией педагогического общения и со спланированной ранее моделью взаимодействия в педагогическом процессе, уточнение и коррекция ранее спланированной модели взаимодействия с учетом целей предстоящей педагогической деятельности);
  • - в близких, средних и далеких целях педагогической деятельности;
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в пространственных условиях взаимодействия; - в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия; - в формальной социальной роли как своей (преподаватель), так и собеседников (слушатели); - в формальном социальном статусе как своем, так и обучаемых; - в стиле взаимодействия;

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в пространственных условиях взаимодействия;
  • - в психологически и педагогически целесообразной зоне взаимодействия;
  • - в формальной социальной роли как своей (преподаватель), так и собеседников (слушатели);
  • - в формальном социальном статусе как своем, так и обучаемых;
  • - в стиле взаимодействия;
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в психических состояниях обучаемых; - в уровне развития формальной социальной группы; - в формальной и психологической структуре этой группы; - в социально-психологических механизмах, влияющих на поведение слушателя в формальной социальной группе (групповое давление, социально-психологическое заражение, внушение, подражание);

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в психических состояниях обучаемых;
  • - в уровне развития формальной социальной группы;
  • - в формальной и психологической структуре этой группы;
  • - в социально-психологических механизмах, влияющих на поведение слушателя в формальной социальной группе (групповое давление, социально-психологическое заражение, внушение, подражание);
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в межличностных и межгрупповых механизмах взаимовосприятия; - в психологической структуре педагогического общения; - в способах разрешения конфликтов; - в пристройках «сверху», «снизу», «рядом»; - в позициях Родителя, Взрослого и Дитя;

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в межличностных и межгрупповых механизмах взаимовосприятия;
  • - в психологической структуре педагогического общения;
  • - в способах разрешения конфликтов;
  • - в пристройках «сверху», «снизу», «рядом»;
  • - в позициях Родителя, Взрослого и Дитя;
Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия - в основных педагогических функциях; - в способах самоподачи; - в «поглаживаниях» и «уколах»; - в ролевых ожиданиях, доминирующих мотивах, потребностях, целях обучаемых и т.п.

Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия

  • - в основных педагогических функциях;
  • - в способах самоподачи;
  • - в «поглаживаниях» и «уколах»;
  • - в ролевых ожиданиях, доминирующих мотивах, потребностях, целях обучаемых и т.п.
Барьеры коммуникативные Обучение — это не механическая передача системы научных знаний, а взаимодействие между преподавателем и слушателями в учебном учреждении. Барьеры коммуникативные — психологические препятствия, возникающие в процессе передачи преподавателем системы научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы знаний в систему действий в учебном процессе.

Барьеры коммуникативные

  • Обучение — это не механическая передача системы научных знаний, а взаимодействие между преподавателем и слушателями в учебном учреждении.
  • Барьеры коммуникативные — психологические препятствия, возникающие в процессе передачи преподавателем системы научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы знаний в систему действий в учебном процессе.
Барьеры коммуникативные Кан-Калик В.Л. выделяет следующие барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания), которые возникают при взаимодействии преподавателя с обучаемыми в учебном процессе: - барьер несовпадения психологических установок — преподаватель приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а обучаемые равнодушны, несобраны, невнимательны, в результате неопытный преподаватель раздражен, нервничает;

Барьеры коммуникативные

  • Кан-Калик В.Л. выделяет следующие барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания), которые возникают при взаимодействии преподавателя с обучаемыми в учебном процессе:
  • - барьер несовпадения психологических установок — преподаватель приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а обучаемые равнодушны, несобраны, невнимательны, в результате неопытный преподаватель раздражен, нервничает;
Барьеры коммуникативные - барьер боязни обучаемых характерен для начинающих преподавателей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с обучаемыми «пугает» их, сковывает творческую природу; - барьер отсутствия психологического контакта: преподаватель входит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с обучаемыми, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т.п.);

Барьеры коммуникативные

  • - барьер боязни обучаемых характерен для начинающих преподавателей; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с обучаемыми «пугает» их, сковывает творческую природу;
  • - барьер отсутствия психологического контакта: преподаватель входит в аудиторию и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с обучаемыми, начинает действовать «автономно» (например, пишет объяснение на доске и т.п.);
Барьеры коммуникативные - барьер сужения функций педагогического общения: преподаватель учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции педагогического общения; - барьер негативной психологической установки на учебную группу, которая может формироваться на основе мнений других преподавателей, работающих в этом образовательном учреждении или в результате собственных педагогических неудач;

Барьеры коммуникативные

  • - барьер сужения функций педагогического общения: преподаватель учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции педагогического общения;
  • - барьер негативной психологической установки на учебную группу, которая может формироваться на основе мнений других преподавателей, работающих в этом образовательном учреждении или в результате собственных педагогических неудач;
Барьеры коммуникативные - барьер прошлого негативного опыта педагогического общения с данной учебной группой или слушателем; - барьер боязни педагогических ошибок (опоздать, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться); - барьер подражания: молодой преподаватель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен. [9, с. 34-35]

Барьеры коммуникативные

  • - барьер прошлого негативного опыта педагогического общения с данной учебной группой или слушателем;
  • - барьер боязни педагогических ошибок (опоздать, не уложиться во времени, неверно оценить, ошибиться);
  • - барьер подражания: молодой преподаватель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен. [9, с. 34-35]
Барьеры коммуникативные - мотивациониый барьер — это нежелание слушателя самостоятельно добывать знания и формировать навыки и умения; . - интеллектуальный барьер возникает, когда профессорско-преподавательский состав не знает исходный уровень знаний обучаемых; - эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии преподавателя к слушателю;

Барьеры коммуникативные

  • - мотивациониый барьер — это нежелание слушателя самостоятельно добывать знания и формировать навыки и умения; .
  • - интеллектуальный барьер возникает, когда профессорско-преподавательский состав не знает исходный уровень знаний обучаемых;
  • - эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии преподавателя к слушателю;
Барьеры коммуникативные - волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучаемыми; - ошибки по типу преподаватели — слушатели (межвозрастные); - ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);

Барьеры коммуникативные

  • - волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучаемыми;
  • - ошибки по типу преподаватели — слушатели (межвозрастные);
  • - ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);
Барьеры коммуникативные - межпрофессиональные (непонимание терминов профессорско-преподавательского состава); - ошибки по типу житейская логика (например, в очках, значит умный); - ошибки по типу проекции своей роли (приписывание своих ошибок слушателям); - снисходительность (свойственна эмоционально и материально благополучным преподавателям);

Барьеры коммуникативные

  • - межпрофессиональные (непонимание терминов профессорско-преподавательского состава);
  • - ошибки по типу житейская логика (например, в очках, значит умный);
  • - ошибки по типу проекции своей роли (приписывание своих ошибок слушателям);
  • - снисходительность (свойственна эмоционально и материально благополучным преподавателям);
Барьеры коммуникативные - ошибки по типу «мы преподаватели» — «они слушатели»; - ошибки по типу физической привлекательности; - ошибки по типу приближение — избегание; - ошибки по типу самоподача превосходства; - ошибки по типу самоподача привлекательности;

Барьеры коммуникативные

  • - ошибки по типу «мы преподаватели» — «они слушатели»;
  • - ошибки по типу физической привлекательности;
  • - ошибки по типу приближение — избегание;
  • - ошибки по типу самоподача превосходства;
  • - ошибки по типу самоподача привлекательности;
Барьеры коммуникативные - ошибки по типу самоподача отношения слушателя к преподавателю; - барьер расстояния между преподавателем и слушателем; - барьер позы; - барьер авторитет; - внешние барьеры; - внутренние барьеры;

Барьеры коммуникативные

  • - ошибки по типу самоподача отношения слушателя к преподавателю;
  • - барьер расстояния между преподавателем и слушателем;
  • - барьер позы;
  • - барьер авторитет;
  • - внешние барьеры;
  • - внутренние барьеры;
Барьеры коммуникативные - барьер несовпадения ролевых ожиданий, мотивов, потребностей, интересов, мнений; - барьер социально-психологических механизмов, влияющих на поведение слушателя в малой формальной социальной группе; - ошибки по типу упреждения – новизны. На преподавателя и на слушателей больше всего психологически воздействуют: а) первая сообщаемая информация о слушателе или преподавателе; б) последняя сообщаемая информация о слушателе или преподавателе;

Барьеры коммуникативные

  • - барьер несовпадения ролевых ожиданий, мотивов, потребностей, интересов, мнений;
  • - барьер социально-психологических механизмов, влияющих на поведение слушателя в малой формальной социальной группе;
  • - ошибки по типу упреждения – новизны. На преподавателя и на слушателей больше всего психологически воздействуют:
  • а) первая сообщаемая информация о слушателе или преподавателе;
  • б) последняя сообщаемая информация о слушателе или преподавателе;
Барьеры коммуникативные - барьер имя возникает, если преподаватель не установил три рода имен слушателя: а) Иванов Иван Иванович - реальное имя, т.е. то, которое указано в паспорте слушателя; б) имя то, которое слушатель желает услышать в учебном процессе - Иван Иванович; в) имя, которое слушатель не любит — это его кличка и др.

Барьеры коммуникативные

  • - барьер имя возникает, если преподаватель не установил три рода имен слушателя:
  • а) Иванов Иван Иванович - реальное имя, т.е. то, которое указано в паспорте слушателя;
  • б) имя то, которое слушатель желает услышать в учебном процессе - Иван Иванович;
  • в) имя, которое слушатель не любит — это его кличка и др.
Барьеры коммуникативные Слово - это оружие преподавателя, которое оставляет в памяти слушателей одно из двух внушений к педагогу, к его учебной дисциплине, к педагогическому сотрудничеству: а) антипатию; б) симпатию.

Барьеры коммуникативные

  • Слово - это оружие преподавателя, которое оставляет в памяти слушателей одно из двух внушений к педагогу, к его учебной дисциплине, к педагогическому сотрудничеству:
  • а) антипатию;
  • б) симпатию.
Технология педагогического сотрудничества — использование естественных благоприятных условий или искусственное создание благоприятных условий профессорско-преподавательским составом в учебном процессе, вызывающих без принуждения изменение или закрепление нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, близких, средних и далеких целей, желательных видов педагогического сотрудничества и поведения и деятельности обучаемых в образовательных учреждениях.

Технология педагогического сотрудничества

  • — использование естественных благоприятных условий или искусственное создание благоприятных условий профессорско-преподавательским составом в учебном процессе, вызывающих без принуждения изменение или закрепление нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, близких, средних и далеких целей, желательных видов педагогического сотрудничества и поведения и деятельности обучаемых в образовательных учреждениях.
Психологические приемы, формирующие симпатию  1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка преподавателя». Опережающая (авансированная) искренняя улыбка преподавателя при входе в аудиторию — это самый простой и эффективный способ внушить слушателям положительные эмоции. Социально-психологическое заражение происходит в какие-то доли секунды. На опережающую (авансированную) улыбку преподавателя, как правило, слушатели отвечают улыбкой — это происходит бессознательно, но преподаватель должен уметь пользоваться улыбкой сознательно.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка преподавателя». Опережающая (авансированная) искренняя улыбка преподавателя при входе в аудиторию — это самый простой и эффективный способ внушить слушателям положительные эмоции. Социально-психологическое заражение происходит в какие-то доли секунды. На опережающую (авансированную) улыбку преподавателя, как правило, слушатели отвечают улыбкой — это происходит бессознательно, но преподаватель должен уметь пользоваться улыбкой сознательно.
Психологические приемы, формирующие симпатию Следовательно, лицо преподавателя формирует у слушателей психологическую установку на образование: а) положительных эмоций, если преподаватель сознательно применяет этот психологический прием при входе в аудиторию к слушателям; б) отрицательных эмоций, если преподаватель не применяет этот психологический прием.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • Следовательно, лицо преподавателя формирует у слушателей психологическую установку на образование:
  • а) положительных эмоций, если преподаватель сознательно применяет этот психологический прием при входе в аудиторию к слушателям;
  • б) отрицательных эмоций, если преподаватель не применяет этот психологический прием.
Психологические приемы, формирующие симпатию 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для слушателей в учебном процессе». Структура этого психологического приема: - сознательное подчеркивание преподавателем психологической общности «мы» с обучаемыми; - установление визуального контакта с обучаемыми и формирование психологической установки у них преподавателем на образование положительных эмоций на бессознательном уровне; - формирование преподавателем психологических предпосылок для установления психологического контакта с обучаемыми;

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для слушателей в учебном процессе».
  • Структура этого психологического приема:
  • - сознательное подчеркивание преподавателем психологической общности «мы» с обучаемыми;
  • - установление визуального контакта с обучаемыми и формирование психологической установки у них преподавателем на образование положительных эмоций на бессознательном уровне;
  • - формирование преподавателем психологических предпосылок для установления психологического контакта с обучаемыми;
Психологические приемы, формирующие симпатию - накопление положительных эмоций у обучаемых; - возникает желание у обучаемых сотрудничать без принуждения. В процессе педагогического общения преподаватель должен обращаться к обучаемому по имени, на которое он претендует.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • - накопление положительных эмоций у обучаемых;
  • - возникает желание у обучаемых сотрудничать без принуждения. В процессе педагогического общения преподаватель должен обращаться к обучаемому по имени, на которое он претендует.
Психологические приемы, формирующие симпатию Психологический механизм влияния приема «имя, на которое претендует слушатель»: - установить три рода имен слушателя: а) реальное имя; б) имя то, на которое он претендует; в) имя, которое он не любит; - привлечь непроизвольное внимание слушателя сознательной опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним в публичной зоне общения;

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • Психологический механизм влияния приема «имя, на которое претендует слушатель»:
  • - установить три рода имен слушателя:
  • а) реальное имя;
  • б) имя то, на которое он претендует;
  • в) имя, которое он не любит;
  • - привлечь непроизвольное внимание слушателя сознательной опережающей (авансированной) улыбкой и установить визуальный контакт с ним в публичной зоне общения;
Психологические приемы, формирующие симпатию - использовать только то имя, на которое претендует слушатель в процессе педагогического общения; - формировать у слушателя психологическую установку на образование положительных эмоций; - переформулировать цели педагогического общения в соответствии с ролевыми ожиданиями, доминирующими мотивами, потребностями, интересами слушателя;

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • - использовать только то имя, на которое претендует слушатель в процессе педагогического общения;
  • - формировать у слушателя психологическую установку на образование положительных эмоций;
  • - переформулировать цели педагогического общения в соответствии с ролевыми ожиданиями, доминирующими мотивами, потребностями, интересами слушателя;
Психологические приемы, формирующие симпатию - накапливать положительные эмоции у слушателя; - удовлетворить потребности слушателя в положительных эмоциях; - установить психологический контакт с обучаемым; - зафиксировать негласно доверительную зону общения; - познать психологическую структуру личности слушателя, не говоря ему ни слово о цели педагогического общения.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • - накапливать положительные эмоции у слушателя;
  • - удовлетворить потребности слушателя в положительных эмоциях;
  • - установить психологический контакт с обучаемым;
  • - зафиксировать негласно доверительную зону общения;
  • - познать психологическую структуру личности слушателя, не говоря ему ни слово о цели педагогического общения.
Психологические приемы, формирующие симпатию 3. Психологический прием «вы». Сущность этого психологического приема заключается в том, что преподаватель в процессе педагогического общения должен уметь поставить себя на место слушателя, чтобы познать его ролевые ожидания, мотивы, потребности. Эта цель достигается преподавателем путем «настройки» на интеллектуальную «волну» (рефлексия) и на эмоциональную «волну» обучаемого.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 3. Психологический прием «вы». Сущность этого психологического приема заключается в том, что преподаватель в процессе педагогического общения должен уметь поставить себя на место слушателя, чтобы познать его ролевые ожидания, мотивы, потребности. Эта цель достигается преподавателем путем «настройки» на интеллектуальную «волну» (рефлексия) и на эмоциональную «волну» обучаемого.
Психологические приемы, формирующие симпатию Чтобы психологически грамотно применять этот прием, преподаватель должен придерживаться следующих установок: - если к вам пришел слушатель, значит ему что-то нужно от вас; - если вас хвалит слушатель, значит пытается что-то внушить вам, влиять на вас, добыть от вас информацию, изучить психологическую структуру вашей личности, переключить ваше внимание, усыпить вашу бдительность, анализирует этапы педагогического общения, анализирует ваши вопросы и т.п. — психологический обыск;

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • Чтобы психологически грамотно применять этот прием, преподаватель должен придерживаться следующих установок:
  • - если к вам пришел слушатель, значит ему что-то нужно от вас;
  • - если вас хвалит слушатель, значит пытается что-то внушить вам, влиять на вас, добыть от вас информацию, изучить психологическую структуру вашей личности, переключить ваше внимание, усыпить вашу бдительность, анализирует этапы педагогического общения, анализирует ваши вопросы и т.п. — психологический обыск;
Психологические приемы, формирующие симпатию - не открывайте уста без цели в процессе педагогического общения, а открывайте глаза и контролируйте свои эмоции и при этом концентрируйте свое внимание на слушателе, слушайте и изучайте его психологическую структуру личности, его ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, интересы, цели.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • - не открывайте уста без цели в процессе педагогического общения, а открывайте глаза и контролируйте свои эмоции и при этом концентрируйте свое внимание на слушателе, слушайте и изучайте его психологическую структуру личности, его ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, интересы, цели.
Психологические приемы, формирующие симпатию 4. Психологический прием «первая фраза». Сущность этого приема заключается в том, что именно от первых 15 секунд педагогического общения, от первых двух-трех предложений, от способа самоподачи, от саморекламы, от самопредставления, от внешнего облика преподавателя, от нейтрального материала для психологической «разминки», от первых контактных вопросов, от первых закрытых вопросов типа «да»,

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 4. Психологический прием «первая фраза». Сущность этого приема заключается в том, что именно от первых 15 секунд педагогического общения, от первых двух-трех предложений, от способа самоподачи, от саморекламы, от самопредставления, от внешнего облика преподавателя, от нейтрального материала для психологической «разминки», от первых контактных вопросов, от первых закрытых вопросов типа «да»,
Психологические приемы, формирующие симпатию от количества накопленных согласий в начале педагогического общения, от схожести мнений, от общности доминирующих мотивов, потребностей, интересов, целей, проблем, профессий, хобби, от искусственно созданных благоприятных психологических условий для педагогического общения, от предлога и способа искусственного формирования психологической общности «мы», от времени, от места, от способа начала педагогического общения зависит, будет ли желание у обучаемых сотрудничать без принуждения в учебном процессе.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • от количества накопленных согласий в начале педагогического общения, от схожести мнений, от общности доминирующих мотивов, потребностей, интересов, целей, проблем, профессий, хобби, от искусственно созданных благоприятных психологических условий для педагогического общения, от предлога и способа искусственного формирования психологической общности «мы», от времени, от места, от способа начала педагогического общения зависит, будет ли желание у обучаемых сотрудничать без принуждения в учебном процессе.
Психологические приемы, формирующие симпатию П. Мицич разработал четыре способа начала [10, с. 50-51] педагогического общения: - метод снятия психической напряженности - умения преподавателя делать комплименты обучаемым в начале педагогического общения. Комплимент - это слова преподавателя, содержащие небольшое преувеличение личностных, профессионально-деловых и других достоинств, которые обучаемые мечтают видеть в своей психологической структуре личности;

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • П. Мицич разработал четыре способа начала [10, с. 50-51] педагогического общения:
  • - метод снятия психической напряженности - умения преподавателя делать комплименты обучаемым в начале педагогического общения. Комплимент - это слова преподавателя, содержащие небольшое преувеличение личностных, профессионально-деловых и других достоинств, которые обучаемые мечтают видеть в своей психологической структуре личности;
Психологические приемы, формирующие симпатию - метод

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • - метод "зацепки " - умение преподавателя кратко раскрыть актуальность проблемы, увязав ее с содержанием темы лекции, и используя эту "зацепку" как исходную точку для чтения лекции;
  • - метод стимулирования игры воображения обучаемых - это умение преподавателя задавать в начале лекции по ряду актуальных проблем вопросы, которые должны раскрываться на лекции.
  • - метод прямого подхода — непосредственный переход преподавателя к занятию, без какого бы то ни было произнесения вступительного слова по теме лекции.
Психологические приемы, формирующие симпатию 5. Прием искусственное формирование преподавателем психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». Закрытые вопросы типа «да» — вопросы, на которые обучаемые могут с удовольствием ответить только «да» (ожидается ответ только «да»).

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 5. Прием искусственное формирование преподавателем психологической установки у обучаемых отвечать на закрытые контактные вопросы только «да». Закрытые вопросы типа «да» — вопросы, на которые обучаемые могут с удовольствием ответить только «да» (ожидается ответ только «да»).
Психологические приемы, формирующие симпатию Сущность этого приема заключается в том, что преподаватель формирует психологическую установку у обучаемых отвечать на закрытые вопросы только «да» в целях: - управлять диалогом; - формировать положительные эмоции у обучаемых; - уточнить психическое состояние у обучаемых; - установить психологический контакт.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • Сущность этого приема заключается в том, что преподаватель формирует психологическую установку у обучаемых отвечать на закрытые вопросы только «да» в целях:
  • - управлять диалогом;
  • - формировать положительные эмоции у обучаемых;
  • - уточнить психическое состояние у обучаемых;
  • - установить психологический контакт.
Психологические приемы, формирующие симпатию 6. Психологический прием «приятное зеркало». Сущность этого приема заключается в том, что преподаватель должен уметь искусственно создать благоприятные психологические условия слушателю, чтобы он выступил по теме занятия.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 6. Психологический прием «приятное зеркало». Сущность этого приема заключается в том, что преподаватель должен уметь искусственно создать благоприятные психологические условия слушателю, чтобы он выступил по теме занятия.
Психологические приемы, формирующие симпатию Для этого преподаватель должен уметь терпеливо слушать монолог обучаемого, молчать и при этом время от времени подкреплять монолог слушателя кивком головы, мимикой, словами: «Да», «Внимательно Вас слушаю», «Я Вас понимаю», т.е. демонстрировать «приятное зеркало», а именно, отзеркаливать (повторять) позы, жесты, психологические состояния слушателя.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • Для этого преподаватель должен уметь терпеливо слушать монолог обучаемого, молчать и при этом время от времени подкреплять монолог слушателя кивком головы, мимикой, словами: «Да», «Внимательно Вас слушаю», «Я Вас понимаю», т.е. демонстрировать «приятное зеркало», а именно, отзеркаливать (повторять) позы, жесты, психологические состояния слушателя.
Психологические приемы, формирующие симпатию И. Атватер разработал семь приемов слушания [1, с. 30-110] обучаемых: 1. Нерефлексивное слушание ответа обучаемого — концентрация внимания на слушателе, молчание, слушание его выступления с использованием преподавателем невербальных средств общения (визуальный контакт глаз, кивки и т.п.) и вербальных средств общения (да, да, да, да ... да, понимаю, можно ли подробнее ...).

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • И. Атватер разработал семь приемов слушания [1, с. 30-110] обучаемых:
  • 1. Нерефлексивное слушание ответа обучаемого — концентрация внимания на слушателе, молчание, слушание его выступления с использованием преподавателем невербальных средств общения (визуальный контакт глаз, кивки и т.п.) и вербальных средств общения (да, да, да, да ... да, понимаю, можно ли подробнее ...).
Психологические приемы, формирующие симпатию 2. Рефлексивное слушание ответа обучаемого — обратная связь с обучаемым, при которой преподаватель использует четыре приема рефлексивного слушания обучаемого (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать уровень знаний программного материала у слушателя по теме семинара.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 2. Рефлексивное слушание ответа обучаемого — обратная связь с обучаемым, при которой преподаватель использует четыре приема рефлексивного слушания обучаемого (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать уровень знаний программного материала у слушателя по теме семинара.
Психологические приемы, формирующие симпатию 3. Выяснение — это обращение преподавателя к слушателю после его выступления на семинаре за уточнениями при помощи открытых вопросов, чтобы поставить ему объективную оценку за его ответ, например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, не могли бы вы объяснить попонятнее ...».

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 3. Выяснение — это обращение преподавателя к слушателю после его выступления на семинаре за уточнениями при помощи открытых вопросов, чтобы поставить ему объективную оценку за его ответ, например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, не могли бы вы объяснить попонятнее ...».
Психологические приемы, формирующие симпатию 4. Перефразирование ответа обучаемого —это умения преподавателя передать слушателю смысл и содержание его же выступления на семинаре, его основные мысли, но своими словами, например, «Другими словами, Вы считаете ...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но …».

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 4. Перефразирование ответа обучаемого —это умения преподавателя передать слушателю смысл и содержание его же выступления на семинаре, его основные мысли, но своими словами, например, «Другими словами, Вы считаете ...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но …».
Психологические приемы, формирующие симпатию 5. Отражение чувств обучаемого — концентрация внимания преподавателя не на содержании выступления слушателя на семинаре, а на его психическом состоянии, например, «Вы очень расстроены ...», «Вы устали ...». 6. Резюмирование — это умения преподавателя подытоживать основные мысли слушателя и его психические состояния в конце его выступления на семинаре, например, «Если теперь подытожить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными мыслями, как я понял, являются».

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 5. Отражение чувств обучаемого — концентрация внимания преподавателя не на содержании выступления слушателя на семинаре, а на его психическом состоянии, например, «Вы очень расстроены ...», «Вы устали ...».
  • 6. Резюмирование — это умения преподавателя подытоживать основные мысли слушателя и его психические состояния в конце его выступления на семинаре, например, «Если теперь подытожить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными мыслями, как я понял, являются».
Психологические приемы, формирующие симпатию 7. Эмпатичное слушание обучаемого — обратная связь с обучаемым, при которой преподаватель использует четыре приема рефлексивного слушания (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать психическое состояние слушателя.

Психологические приемы, формирующие симпатию

  • 7. Эмпатичное слушание обучаемого — обратная связь с обучаемым, при которой преподаватель использует четыре приема рефлексивного слушания (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях познать психическое состояние слушателя.
Выводы Авторитарная педагогическая деятельность  и  технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.

Выводы

  • Авторитарная педагогическая деятельность и технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.
Выводы Технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача преподавателем системы научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему научных знаний в систему действий.

Выводы

  • Технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача преподавателем системы научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему научных знаний в систему действий.
Выводы Данная работа является первой попыткой разработки психотехнологии педагогического сотрудничества профессорско-преподавательского состава с обучаемыми в образовательных учреждениях. Его актуальность определяется тем, что профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений не имеет базового психологического образования. Лицо образовательного учреждения определяется взаимодействием профессорско-преподавательского состава и слушателей в педагогическом процессе.

Выводы

  • Данная работа является первой попыткой разработки психотехнологии педагогического сотрудничества профессорско-преподавательского состава с обучаемыми в образовательных учреждениях.
  • Его актуальность определяется тем, что профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений не имеет базового психологического образования.
  • Лицо образовательного учреждения определяется взаимодействием профессорско-преподавательского состава и слушателей в педагогическом процессе.
Выводы Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных учреждениях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого преподавателя.

Выводы

  • Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных учреждениях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого преподавателя.
Выводы Таким образом, в структуру профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава входят четыре условные группы компонентов: - профессиональная компетентность; - информационная компетентность; - правовая компетентность; - коммуникативная компетентность.

Выводы

  • Таким образом, в структуру профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава входят четыре условные группы компонентов:
  • - профессиональная компетентность;
  • - информационная компетентность;
  • - правовая компетентность;
  • - коммуникативная компетентность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!