Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные умения в психолого-педагогической литературе»
Коммуникативные умения в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе очень часто употребляются рядом два понятия: общение и коммуникация. Обозначим разницу между ними. Понятие «коммуникация» гораздо шире понятия «общение». Коммуникация, в первую очередь, это связь, взаимодействие двух разных систем. В процессе данного взаимодействия одна система передаёт сигнал другой, а в сигнал включена какая-либо информация. Общение же предполагает только передачу какой-либо информации. В общении могут быть переданы навыки и умения. [24,с.41]. (Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на Дону «Феникс»,1999 – 672с.)
Соотношение данных понятий достаточно хорошо исследовано в психологии и педагогике. Однако, вопрос о коммуникационных умениях, необходимых для успешной коммуникации, с точки зрения, как теории педагогики, так и практики образования, требует дальнейших исследований и разработок.
В психологической и педагогической литературе часто употребляются как тождественные , термины «коммуникативная компетентность», «коммуникативные навыки» и « коммуникативные умения». Однако следует обозначить разницу между ними.
Под коммуникативными умениями подразумеваются умения, которые связанны с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умением выбрать нужную интонацию, жесты, умением разбираться в других людях, умением сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбрать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [31, с.26]. (Мкртчян, М.А. О проблеме понимания в коммуникации. // Организационно-деятельностные игры в образовании. - Красноярск, РИО КГПУ, 2001. - 100 с.)
Коммуникативные навыки чаще всего подразумевают уровень владения знаниями и умениями из лингвистики и риторики (знание и умение правильно использовать в речи различные риторические приёмы, соблюдение норм орфоэпии и т.д.). Эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения речи [31, с.32].
Отдельные авторы к коммуникативным умениям относят такие, которые необходимы человеку для правильного, грамотного выражения своей мысли или понимания чужой. Например, умение поддерживать тему высказывания, раскрывать основную идею высказывания, определять тему и основную мысль чужого высказывания, уметь подобрать факты и аргументы для доказательства какой-либо своей мысли .
В термин «коммуникативную компетентность» обычно вкладывают 3 компонента: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий.
Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в одобрении собеседником и осознание ценности общения и цели. В когнитивный компонент входит общественное восприятие, воображение и мышление, рефлексивные и аналитические способности личности.
Таким образом, в когнитивный компонент включены знания из области взаимодействия людей и особые психологические знания, полученные в результате обучения, социально-перцептивные способности, характеристики личности, включающие коммуникативный потенциал личности.