СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностная задача по теме "Секреты Руслана и Людмилы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача построена на основе отрывков из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

В процессе решения данной задачи обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- анализ предложенных отрывков литературного текста на основе исторических фактов;

- поиск недостающей информации в различных, в т.ч. и Internet источниках;

Эта задача направлена на проверку таких умений как:

- применять знания из различных предметных областей при анализе текста;

- обосновывать утверждения, анализируя информацию из различных предметных областей (литература, география, языкознание, физика);

- поиск недостающей  информации;

 

Просмотр содержимого документа
«Компетентностная задача по теме "Секреты Руслана и Людмилы"»

Секреты «Руслана и Людмилы»

(Автор-составитель задачи –Генераленко С.В.., учитель истории МАОУ гимназии №18 г. Томска)

Методические рекомендации к заданию.

Задания этой задачи могут быть использованы как для очного тура (задания 1,2,3,5) так и для заочного тура.(задания 4,6,7)

Предмет: история, литература, география, физика, языкознание.

Класс: 10- класс

Программа: любая программа для углубленного изучения предмета в профильном классе.

Использованная литература:

1.Любое издание поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

2.Энциклотедия Авната+ т.5,6.

3.Учебник географии за 7 класс класс.

4.Учебник по химии 8 класс

4. Материалы сайтов

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%EA%E8%ED%E3%E8

( http://valhalla.ulver.com/f154/t14009.html)

http://www.imedik.info/r/rak-/zeivaya-i-mertvaya-voda.html


Общая характеристика задачи:

Задача построена на основе отрывков из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

В процессе решения данной задачи обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- анализ предложенных отрывков литературного текста на основе исторических фактов;

- поиск недостающей информации в различных, в т.ч. и Internet источниках;

Эта задача направлена на проверку таких умений как:

- применять знания из различных предметных областей при анализе текста;

- обосновывать утверждения, анализируя информацию из различных предметных областей (литература, география, языкознание, физика);

- поиск недостающей информации;


Данная задача может быть использована на уроках литературы (при изучении темы «Раннее творчество А.С. Пушкина», географии (при изучении темы «Масштаб», физики ( при изучении тем «Электрический ток», «Электролиз»), факультативных занятиях по языкознанию. На уроках истории, при изучении тем «Древняя Русь в IX –XII вв.», «Верования древних славян», «Принятие православия Русью».


Художественный текст не может претендовать на историческую достоверность и, тем не менее, при работе над некоторыми заданиями обучающимся потребуются четкое воспроизведение знаний ранее полученных из курса географии, физики, языкознания ну и конечно точных исторических фактов.


Для успешного решения задачи рекомендуется:

  1. Прочитать поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и посмотреть одноименный фильм.

  2. Использовать географические и исторические карты прилагаемые к задаче.











ТЕКСТ ЗАДАЧИ


Отрывок 1    

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

………………………………………

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть, и Руслана,

И Лелем свитый им венец.

Отрывок 2

За шумным, свадебным столом

Сидят три витязя младые;

…………………………………….

Один — Рогдай, воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей;

Другой — Фарлаф, крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей;

Последний, полный страстной думы,

Младой хазарский хан Ратмир:

Все трое бледны и угрюмы,

И пир веселый им не в пир.

Отрывок 3

 И вот невесту молодую

Ведут на брачную постель;

Огни погасли… и ночную

Лампаду зажигает Лель.


Отрывок 4  

Все четверо выходят вместе;

Руслан уныньем как убит;

Мысль о потерянной невесте

Его терзает и мертвит.

Садятся на коней ретивых;

Вдоль берегов Днепра счастливых

Летят в клубящейся пыли;


Отрывок 5.

Соперники одной дорогой

Все вместе едут целый день.

…………………………………

Вот под горой путем широким

Широкий пересекся путь.

«Разъедемся, пора! — сказали, —

Безвестной вверимся судьбе».

И каждый конь, не чуя стали,

По воле путь избрал себе.

Отрывок 6:

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.


Отрывок 7

И наконец задумал я

Оставить финские поля;

Морей неверные пучины

С дружиной братской переплыть

И бранной славой заслужить

Вниманье гордое Наины.

Я вызвал смелых рыбаков

Искать опасностей и злата.

Впервые тихий край отцов

Услышал бранный звук булата

И шум немирных челноков.

Я вдаль уплыл, надежды полный,

С толпой бесстрашных земляков;

Мы десять лет снега и волны

Багрили кровию врагов.

Молва неслась: цари чужбины

Страшились дерзости моей;

Их горделивые дружины

Бежали северных мечей.

Мы весело, мы грозно бились,

Делили дани и дары,

И с побежденными садились

За дружелюбные пиры.

Отрывок 8

 Но слушай: в родине моей

Между пустынных рыбарей

Наука дивная таится.

Под кровом вечной тишины,

Среди лесов, в глуши далекой

Живут седые колдуны;

Отрывок 9

Но вот Людмила вновь одна.

Не зная, что начать, она

К окну решетчату подходит,

И взор ее печально бродит

В пространстве пасмурной дали.

Всё мертво. Снежные равнины

Коврами яркими легли;

Стоят угрюмых гор вершины

Отрывок 10.

Зима приближилась — Руслан

Свой путь отважно продолжает

На дальный север; с каждым днем

Преграды новые встречает:

Отрывок 11

И в той долине два ключа:

Один течёт волной живою,

По камням весело журча,

Тот льётся мёртвою водою;

Кругом всё тихо, ветры спят,

Прохлада вешняя не веет,

Столетни сосны не шумят,

Не вьются птицы, лань не смеет

В жар летний пить из тайных вод;

Отрывок 12

И стал над рыцарем старик,

И вспрыснул мёртвою водою,

И раны засияли вмиг,

И труп чудесной красотою

Процвёл; тогда водой живою

Героя старец окропил,

И бодрый, полный новых сил,

Трепеща жизнью молодою,

Встаёт Руслан, на ясный день

Очами жадными взирает,

Как безобразный сон, как тень,

Перед ним минувшее мелькает.



Задание 1.

События поэмы «Руслан и Людмила» происходят в то время, когда правителем Руси был князь Владимир I. Также всем хорошо известно, что князь Владимир во время своего правления сделал судьбоносный выбор для русского государства – принял православие. Определите, когда происходил свадебный пир, до принятия христианства или после известных событий 988г. Как вы пришли к этому выводу, что может служить доказательствами вашей точки зрения.

Задание 2.

Среди огромного количества гостей присутствующих на свадебном пире А.С. Пушкин, кроме жениха Руслана, подробно описывает ещё троих Рогдая, Фарлафа и Ратмира. Откуда были эти гости? Как вы думаете, почему они оказались в числе приглашенных. Проанализировав приложения 4 и 5, объясните каково было происхождение Руслана и почему Владимир предпочел его другим претендентам на руку своей дочери.

Задание 3.

После похищения Людмилы Руслан и его соперники отправляются на её поиски. На основе анализа приведенных отрывков и географических карт Х в.(приложение 1 и 2) укажите в каком направлении отправились витязи. Учитывая масштаб карты, определите примерно район где произошла встреча Руслана и старика-финна если известно, что средняя скорость движения лошади 17 км/ч, а в пути он находился примерно 14 часов. (выехал ранним утром, часов в 6, и окончил свой путь поздним вечером, скажем часов в 20-00). Покажите этот район на карте с учетом её масштаба.

Задание 4.

На основе анализа отрывков текста и дополнительных сведений о содержании исторического процесса в Европе в 9-10 вв. предположите, каким образом «природный финн» мог оказаться в дали от родины, рядом с «Матерью городов русских –Киевом».

Задание 5.

Когда А.С. Пушкин писал свою поэму, наверное, он не задумывался об исторической достоверности. И все-таки, в ней очень много символичного и близкого в исторической правде. Как вы думаете, почему главного злодея поэмы зовут Черномор и где находится его замок?

Задание 6.

В поэме говорится о том, что на обратном пути в Киев Руслан был предательски убит Фарлафом. Однако, волшебник-финн оживил Руслана при помощи живой и мертвой воды. Существует ли в действительности живая и мертвая вода? Как её добыть (сделайте опыт)? И как применять?

Задание 7

Обратимся к фильму «Руслан и Людмила». (см. приложение №3 «кадры фильма») Определив происхождение Руслана, Рогдая, Ратмира и Фарлафа дайте заключение о том, насколько их образы, созданные художником по костюмам, соответствуют исторической действительности. Представьте себя художниками, гримерами, костюмерами как бы с вашей точки зрения могли выглядеть их исторические прототипы. Нарисуйте максимально точные исторические портреты этих литературных героев.( см. папку с доп. Материалами приложение 6)











Правильные ответы:

Задание 1

Свадебный пир происходит, вероятно, незадолго до принятия христианства. На это указывают следующие факты:

1.Свадебный обряд осуществляется в соответствии с языческой традицией – ничего не говорится о венчании, зато сказано о том, что этому браку покровительствует языческий бог Лель, который олицетворял у славян-язычников любовную страсть.

2. В своей поэме киевского князя А.С. Пушкин называет Владимир-солнце. Славяне-язычники называли Владимира Святославовича Красное Солнышко ассоциируя его с Солнцем своим главным божеством. Известно, что все кто принимал христианство, отказывались от своих языческих славянских имен. Так, князь Владимир после принятия христианства стал Василием. Князь Ярослав Мудрый стал Георгием (Юрием). Дочь князя Владимира также пока носит славянское языческое имя Людмила – «милая людям».
          

Задание 2.

1.Судя по именам Рогдай, Фарлаф, Ратмир и Руслан не славянского происхождения

Рогдай, имя древнегерманское, поэтому можно сделать вывод, что этот участник свадебного пира западноевропеец.

Фарлаф, имя скандинавское. Этот герой житель Северной Европы – швед или норвежец, а может быть датчанин. В летописи сказано, что некто Фарлаф был в составе посольств князя Олега в Константинополе в 907г. и 912 г.

Ратмир –хазарский хан, об этом Пушкин прямо говорит в поэме, хотя имя «Ратмир» славянское - защитник мира, сражающийся за справедливость.

Руслан явно является представителем тюркско-татарского народа. В переводе на русский «Руслан», он же «Арслан» - лев.

2. Приглашение на свадебный пир представителей этих народов свидетельствует об обширных политических связях древнерусского государства. «В повести временных лет» сказано, что выбирая веру Владимир, отправлял своих послов и лично встречался с представителями западноевропейского христианства, иудейства, ислама. Можно предположить, что Рогдай, Фарлаф, Ратмир и Руслан олицетворяют собой представителей этих религий. Нестор-летописец указывал, что при выборе веры Владимиру очень понравился ислам. Возможно, именно поэтому женихом Людмилы является мусульманин Руслан.

Задание 3

Известно, что у большинства рек один берег крутой, другой пологий. Как правило, славяне основывали свои города на крутых берегах рек т.к. это обеспечивало защиту от набегов врагов. Не является исключением и Киев. Киев во времена княжения Владимира располагался на крутом правом берегу Днепра. В поэме есть строчка « Вдоль берегов Днепра счастливых летят в клубящейся пыли» при этом не сказано, что витязи переправлялись на другой берег Днепра, поэтому восточное направление мы исключаем. Можно предположить, что они двигались либо на юг, либо на север т.к. Днепр течет с севера на юг (отрывок 4). В отрывке 5 сказано, что после целого дня пути соперники разъехались в разные стороны, после чего через некоторое время и произошла встреча с финном. Таким образом, очевидно, что путники отъехали от Киева на расстояние чуть более 200 км. Скорее всего, в северо-западном направлении, поскольку в отрывке 6 автор называет Черномора обладателем полнощных гор, т.е. местности, куда садится солнце (запад), а в отрывке 10 сказано, что Руслан «свой путь отважно продолжает на дальный север». Если мы будим считать, что Руслан в поисках своей возлюбленной изначально интуитивно двигался в правильном направлении то, встреча с финном произошла примерно в 200 км. к северо-западу от Киева.

Задание 4

Как известно финские племена заселяли восток Скандинавского полуострова. В приведенном отрывке 7 финн описывает военные походы, участником которых он являлся. Эти походы очень похожи на набеги викингов, державших в страхе всю Европу в VIII –IX вв. Поэтому можно предположить, что финн мог попасть на Русь вместе с одним из отрядов викингов. Викинги, они же варяги, были частыми гостями в славянских землях. Все киевские князья принадлежали династии Рюриковичей происходившей от приглашенного варяжского конунга. Между тем финны были достаточно миролюбивыми племенами и в отличие от шведов, датчан, норвежцев в массе своей не принимали участие в военных набегах. Однако, вопреки распространенному убеждению следует отметить, что «викинг» это не народность, а скорее профессия. С этой точки зрения "в викинг" (грабительский поход, причем, видимо, морской) мог ходить кто угодно. Само слово "викинг" – неопределенного происхождения. Доподлинно известно что, финские племена, чудь и меря, участвовали совместно с войском князя Олега в походе на Константинополь в 907г. Таким образом, возможно, что финн стремясь познать основы колдовства, мог попасть в окрестности Киева либо как участник одного из варяжских походов, либо в качестве наемника первых киевских князей, а может быть отстал от одного из торговых караванов, проходивших из Северной Европы по пути «Из варяг в греки».

Задание 5

На первый взгляд может показаться, что имя злодея Черномора имеет прямое отношение к Черному морю, а значит, его жилище должно находиться где-то на побережье этого моря или где-то на востоке. Во всяком случае, в фильме «Руслан и Людмила» Черномора изображают в восточном халате, тюрбане и туфлях с загнутыми носками как у персидского султана. Однако этот образ является чистой фантазией режиссера знаменитого фильма. В тексте поэмы прямо говорится, Черномор «Полнощных обладатель гор» т.е. таких гор за которые садится солнце и наступает полночь. Такие горы должны располагаться на западе. Проанализировав отрывок 10 можно сделать вывод, что путешествие Руслана продолжалось, по меньшей мере, несколько месяцев. Дело в том, что по славянской традиции свадьбы обычно гуляли осенью, когда цикл сельскохозяйственных работ уже был завершен, а в отрывке сказано о приближении зимы. Если двигаться от Киева на северо-запад, то через несколько месяцев «на дальнем севере» можно встретить только горы Скандинавского полуострова. Таким образом, имя Черномор, возможно правильнее будет ассоциировать с «черным мором» т.е. черной смертью. Можно предположить, что имя для злодея-волшебника А.С. Пушкин придумал не случайно. Этот чародей воплощал собой зло, смерть, потери, которые он приносил на Русь. (возможны и другие версии, например версия о том, что жилище колдуна находилось в Уральских горах. Главное быть убедительным в своих доводах)

Задание 6

«Живая» и «мертвая» вода получается методом электролиза. «Живая» вода имеет выраженные щелочные, заживляющие свойства, а «мертвая» - кислые, дезинфицирующие свойства. Пропускание электрического тока через воду изменяет и ее внутреннюю структуру, стирает вредную экологическую информацию. В результате обработки электрическим током вода приобретает целебные свойства. В зависимости от болезни, стадии ее развития применяют щелочную – «живую» или кислую – «мертвую» воду.

Задание 7 Смысл задания заключается в том, чтобы определить каким народам жившим в эпоху раннего средневековья принадлежат представленные в приложении примеры (хазарский костюм, мусульманский костюм, скандинавский костюм, европейский костюм). Вторая часть задания предполагает изобразить гостей Владимира – Руслана,Рогдая,Фарлафа и Ратмира в тех одеждах в которых ходили представилели их народов в ранне средневековье















Приложение №3

Рис.1 Рогдай –воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей

Рис.2 Фарлаф – крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей









Рис.3. Храбрый князь Руслан

Рис.4. Младой хазарский хан Ратмир.









Ключи к оценке ответов

За каждое выполненное задание ученик может получить оценку:

0 баллов – задание не выполнено или выполнено не верно;

1 балл- дан краткий верный ответ;

2 балла- если в ответе присутствует аргументация, подтверждающая правильность ответа;

3 балла –если задание выполнено правильно, творчески, найден нетрадиционный способ решения.

Помимо этого обучающиеся могут заработать дополнительные баллы выдвинув как можно больше достоверных версий и рассуждений при ответах на задания №2,3,4,5.



Имена, отрывок из повестей. Руслан почему.

Приложение 4 О значении имен

1.Русла́н — мужское имя, заимствовано из тюркских языков, происходит от слова «арслан» — лев.

2.Фарлаф – имя скандинавского происхождения. Упоминается в летописи некто Фарлаф, как посол князя Олега, участвовавший в переговорах с греками в 907 и 912 гг.

3 Ратмир славянское имя. Означает оно «ратующий за мир», «защитник мира», «воин мира», «войско мира». Также существует вариант перевода – «ратник».

4.Рогдай - Древнегерманское имя, означает –«мудрый»

Приложение 5. Отрывок из «Повести временных лет» о выборе веры Владимиром

Приходят к Владимиру волжские булгары-магометане и предлагают: «Ты, о князь, мудр и разумен, но неведомо тебе цельное вероучение. Прими нашу веру и почитай Магомета». Владимир спрашивает: «А каковы обычаи вашей веры?» Магометане отвечают: «Веруем в одного бога. Магомет же нас учит тайные члены обрезать, свинину не есть, вино не пить. Блуд же творить можно по-всякому. После смерти каждому магометанину Магомет даст по семидесяти красавиц, самой красивой из них дабавит красоту остальных — вот такой будет жена у каждого. А кто на этом свете убог, тот и там таков». Владимиру сладко слушать магометан, потому что он и сам любит женщин и многий блуд. Но вот что ему не нравится — обрезанье членов и неяденье свиного маяса. А насчет запрета на винное питье Владимир высказывается так: «Веселье Руси — пить, не можем без того жить». Потом приходят из Рима посланники папы римского: «Поклоняемся одному Богу, который сотворил небо, землю, звезды, месяц и все живое, а ваши боги — просто деревяшки». Владимир спрашивает: «А у вас какие запреты?» Они отвечают: «Кто что ест или пьет — все во славу Божию». Но Владимир отказывает: «Пошли вон, ибо наши отцы такого не признавали». Приходят хазары иудейской веры: «Веруем в единого бога Авраамова, Исаакова, Иаковлева». Владимир интересуется: «Где ж это ваша главная земля?» Они отвечают: «В Иерусалиме». Владимир ехидно переспрашивает: «Там ли?» Иудеи оправдываются: «Разгневался бог на наших отцов и рассеял нас по разным странам». Владимир возмущается: «Что же вы других учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны? Может быть, и нам предлагаете такую судьбу?»

















Приложение №1











Приложение №2





Приложение 6. Средневековая мода.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!