Компетентностный подход в иучении иностранны языков
В модернизации образования получил широкое признание новый подход к процессу обучения в современной школе, так известный «компетентностный подход», как одно из главнейших концептуальных положений обновления содержания образования.
Компетентностный подход- это совокупность общих принципов отбора содержания образования, определения целей обучения, организации образовательного процесса, а также оценки образовательных результатов.
В процессе обучения компетентностным подходом можно назвать подход, который соответствует следующим особенностям:
смыслом процесса обучения является развитие у учащихся способностей решать проблемы самостоятельно в различных видах и сферах деятельности, основываясь на использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
смыслом организации процесса обучения является создание условий для формирования опыта самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, организационных, нравственных и других проблем, которые составляют содержание образования, у учащихся;
оценка образовательных результатов базируется на анализе уровней образованности и обученности, которые учащимися достигнуты на определённом этапе обучения.
Вместе с этим меняется, точнее, по-другому определяется целая система методов обучения. В основе отбора, а также конструирования методов обучения находится структура соответствующих компетенций и их функции, выполняемых в образовании. Общеобразовательная школа не в силах сформировать достаточный уровень компетентности учеников, используемый для эффективного решения проблем во всех конкретных ситуациях и во всех сферах деятельности, более того в условиях быстро развивающегося общества, где появляются и новые ситуации и новые сферы деятельности. Следственно, целью современной школы является формирование компетентностей, в базу которых входит формирование определенного набора компетенций.
Педагоги, исследовавшие проблемы организации в процессе обучения компетентностного подхода подчеркивают, что компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, компетенций, социальных ролей. Как утверждает Б.Д. Эльконин: "Мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний "на всякий случай", т.е. сведений) [6, 10].
Исходя из этого, в компетентностном подходе на первое место выдвигается не информированность ученика, а его умение решать проблемы, которые возникают в следующих ситуациях:
при освоении технологии и техники;
в объяснении и познании действительности;
в практической жизни при реализации социальных ролей гражданина, клиента, покупателя, горожанина, избирателя, члена семьи, зрителя;
в этических нормах, во взаимоотношениях людей, при оценке своих собственных поступков;
при выборе будущей профессии и оценке готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда требуется ориентироваться на рынке труда;
в административных структурах и правовых нормах, в эстетических и потребительских оценках;
при необходимости решать свои собственные проблемы: выбора образа и стиля жизни, жизненного самоопределения, способов разрешения конфликтов.
В компетентностном подходе выделяются два базовых понятия "компетенция" и "компетентность". Данные термины довольно часто рассматриваются в психолого- педагогической теории и практике обучения иностранным языкам как синонимы.
Понятие «компетентность» происходит от латинского слова «compete», которое переводится на русский язык, как «соответствую», «добиваюсь, «подхожу». Этот термин широко используется в педагогической и психологической литературе. Однако в последнее время к данному термину появился ещё более повышенный интерес.
В современном мире компетентность понимается, как способность, развитую в результате образовательной практики и познавательной деятельности, которая основана на приобретённых знаниях учащегося, а также его жизненном и интеллектуальном опыте, наклонностях и ценностях.
Компетентностью является категория, принадлежащая сфере отношений между практической деятельностью и знанием человека. Б.Ю. Эльконин полагает, что «компетентность – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность [1]».
Компетентность включает в себя мотивационную, когнитивную, этическую, операционно- технологическую, поведенческую и социальную составляющие. Она всегда личностно окрашена качествами определённого человека.
Термин « компетенция» произошёл от латинского слова «competentis», что значит « способный». Данный термин широко используется в различных сферах практической и научной деятельности.
Проанализировав методическую литературу, можно проследить, что компетенция понимается комплексно. Однако в обучении иностранным языках под термином «компетенция» может пониматься узко - как совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения иностранному языку, и широко - как практико-ориентированное владение речевыми умениями, языковыми знаниями и навыками. В целом компетенция трактуется как компонент иноязычных навыков и знаний, которые обеспечивают комплексное развитие определённых умений.
Новая компетентностная модель процесса образования предполагает создание определённых условий для формирования лингвистических компетенций, «отрефлексированных обучающимися знаний и опыта коммуникации на иностранном языке, которые служат формированию профессиональной языковой личности».
Компетенция не сводится только к умениям или только к знаним. Компетенция - это сфера отношений, которые существуют между знаниемв теории и действием в практике. Анализируя различные перечни компетенций, следует отметить их креативную (творческую) направленность. К таким креативным компетенциям можно причислить следующие:
"уметь решать проблемы",
"уметь извлекать из опыта пользу ",
"раскрывать взаимосвязь между прошлыми и настоящими событиями",
"уметь отыскать новые решения".
Компетенции реализовывает определенные функции, выделенные на базе анализа их места и роли в обучении:
быть условием воплощения в обучении личностных смыслов ученика и средством преодоления отчуждения ученика от образования;
отражать социальную востребованность на молодых граждан, которые подготовлены к участию в повседневной жизни;
задавать опыт предметной деятельности ученика, который необходим для формирования у него практической подготовленности и способности в отношении к реальным объектам действительности;
задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения умений, знаний и способов деятельности;
быть частью содержания разных учебных предметов и образовательных областей как метапредметных элементов содержания образования;
соотносить теоретические знания с их практическим использованием при решении конкретных задач;
представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Вероятно, что одни компетенции являются более значимыми и общими, чем другие. Появляется проблема типологии компетенций, а также их иерархии. С разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, выстраиваются три уровня:
ключевые компетенции относятся к метапредметному содержанию образования;
общепредметные компетенции относятся к определенному кругу образовательных областей и учебных предметов;
предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, которые имеют определённое описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Акцентируем внимание на понятии "ключевые компетенции" [20]. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый человек в обществе и которые могли бы применяться в различных ситуациях. Таким образом, ключевые компетенции характеризуются, как универсальные и применимые в разных ситуациях компетенции. Перечень ключевых компетенций, прежде всего, основывается на структурном представлении опыта личности и социального опыта, главных целях общего образования, а также основных видах деятельности ученика, которые позволяют ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе. Учитывая данных позиции, определены следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, которое связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностями видеть и понимать окружающий его мир, ориентироваться в этом мире, осознавать своё предназначение и роль, уметь выбирать смысловые и целевые установки для своих поступков и действий, принимать решения. Такие компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит программа жизнедеятельности ученика в целом и его индивидуальная образовательная траектория.
Общекультурные компетенции. Опыт и познание деятельности в области общечеловеческой и национальной культуры; духовно-нравственные основы человечества, жизни человека и отдельных народов; культурологические основы социальных, семейных, общественных традиций и явлений; роль религии и науки в жизни человека; компетенции в культурно - досуговой и бытовой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая включает элементы общеучебной, логической, методологической, деятельности. В них входят способы организации планирования, целеполагания, анализа, рефлексии и самооценки. В рамках данных компетенций определяются требования функциональной грамотности: владение измерительными навыками, умение отличать домыслы от фактов, использование статистических, вероятностных и других методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в образовательных областях и учебных предметах, а также в окружающем мире. Владение современными информационными технологиями (Интернет, СМИ, аудио - видеозапись, электронная почта); средствами информации (компьютер, телефон, факс, телевизор, магнитофон, принтер, модем и т.п.); поиск, анализ и отбор необходимой информации, а также её сохранение, преобразование и передача.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли клиента, гражданина, наблюдателя, члена семьи, избирателя, представителя, покупателя, потребителя, производителя. Права и обязанности в вопросах права и экономики, в области профессионального самоопределения.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов духовного, физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональной самоподдержки и саморегуляции. Ученик овладевает способами деятельности в своих собственных возмоностях и интересах. Это выражаются в развитии личностных качеств, непрерывном самопознании, формировании психологической грамотности, культуры поведения и мышления. К данным компетенциям относятся забота о собственном здоровье, правила личной гигиены, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, способы безопасной жизнедеятельности.
Коммуникативные компетенции. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется достаточное и необходимое количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в каждом изучаемом предмета или образовательной области.
Данный перечень ключевых компетенций представлен в курсовой работе в самом общем виде и нуждается в детализации, как по образовательным областям и учебным предметам, так и по возрастным ступеням обучения.
Среди рассмотренных ключевых компетенций наибольший интерес вызывает коммуникативная компетенция. На наш взгляд, данная компетенция является одной из наиболее значимых, так как общение- это определяющий фактор развития личности и именно общение определяет социокультурную жизнь.