СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в обучении общеобразовательным дисциплинам в СПО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в обучении общеобразовательным дисциплинам в СПО»

Компетентностный подход в обучении общеобразовательным дисциплинам

В новых экономических условиях выпускники профессиональных учреждений должны не только (Слайд) владеть профессиональной системой знаний, но и уметь ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Данный подход к обучению относится, прежде всего, к профессиональным областям обучения, общеобразовательные предметы преподаются, как правило, традиционными методами и остаются в рамках традиционного подхода, хотя, на современном этапе развития образования остро стоит проблема введения компетентностного подхода и обучению общеобразовательным дисциплинам Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие систему образования и потребностей современного общества.

(Слайд) Компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».

Паленова Н.Н. на прошлом педсовете детально охарактеризовала «ключевые» компетенции. Я коротко напомню. (Слайд)

  1. Ценностно-смысловая компетенция (способность человека видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь принимать решения и т.п.). От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

  2. Общекультурная компетенция (знать и понимать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы, основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека и т. д.)

  3. Учебно-познавательная компетенция (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания).

  4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

  5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

  6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

  7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Слайд. Итак, компетенции – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. За поведением этим, конечно, стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личностные черты, установки, ценности, убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка.

Компетентности формируются в процессе обучения, под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается человек. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

В профессиональную образовательную организацию приходят   выпускники 9 классов, которые завершают изучение общеобразовательных дисциплин за 10-11 класс. При этом дисциплины общеобразовательного цикла, при изучении которых учащиеся не видят реального, конкретного применения в будущей профессиональной деятельности, вызывают у учащихся недовольство. Потребность в новых знаниях возникает у студентов только при осознании их значимости для будущей профессиональной деятельности. Поэтому при обучении общеобразовательным дисциплинам необходимо формировать не только ключевые, а и общепрофессиональные компетенции. (Слайд) Общепрофессиональные компетенции – это знания и умения фундаментальной направленности (химии, физики, математики и др.), необходимые для становления высококвалифицированного специалиста любой ступени и уровня образования.

Поэтому современное профессиональное образование требует, чтобы все изучаемые дисциплины были профессионально ориентированы. Слияние воедино общего и профессионального образования – методико-дидактическая основа межпредметных связей. Межпредметные связи – не постоянная, целостная  система, а важная ступенька к интеграции. Они могут быть использованы по желанию преподавателя при изучении отдельных тем учебного материала, предусматривают применение материала, формы и способа изложения знаний одного предмета в рамках другого. Межпредметная интеграция - это методический принцип, способствующий сближению различных учебных дисциплин, объединяющий знания, навыки и умения учебно-исследовательской деятельности по различным предметам в целостную систему. (Слайд) Межпредметные связи естественно-научных дсциплин и дисциплин профессионального цикла  способствуют объединению знаний, умений, навыков  теоретического и практического курса, являются одним из условий повышения качества профессиональной подготовки. Благодаря межпредметной интеграции у обучающихся формируются   и совершенствуются умения работать с информацией,  умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, процессами, умения сравнения, анализа, обобщения и систематизации.

Рассмотрим отличия между традиционным и компетентностным подходом к обучению




(Слайд) Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

Слайд. Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем:

· 20% услышанного;

· 40% увиденного;

· 60% увиденного + услышанного;

· 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самим

Слайд

При составлении плана урока необходимо:

– продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем;

– стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.

Что даёт компетентностный подход?

  • Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность учащихся с каждым годом возрастает.

  • Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем.

  • Подготовку учащихся к успеху в жизни.

  • Повышает степень мотивации учения.

  • Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Преподаватель должен уметь:

  • Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.

  • Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.

  • Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.

  • Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

  • Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

  • В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».

  • Оценивать продвижение группы в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

  • Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

  • Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Преподаватель должен понимать:

  • Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям,

  • Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно,

  • Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учащихся, поэтому родители – его самые верные союзники,

  • Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся.

Не надо:

  • Считать себя единственным и главным источником знаний,

  • Передавать свой опыт жизни и воспитания,

  • Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем,

  • Необъяснимых высказываний «надо», «должен», «так принято».





Слайды Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать в себя:

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит:

  1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

    • теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

    • практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;

    • воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;

  2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);

  3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;

  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;

  • Многообразие подходов и точек зрения;

  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;

  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, преподаватель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!