СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Компетенции, умения и навыки специалиста в социально-педагогическом консультировании».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

реферат по компетенции педагога дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
««Компетенции, умения и навыки специалиста в социально-педагогическом консультировании».»












«Компетенции, умения и навыки специалиста в социально-педагогическом консультировании».


























Педагог дополнительного образования Крячек Е.В



Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ социально-педагогического консультирования 5

1.1 Сущность социально-педагогического консультирования 5

1.2 Социально-педагогическое консультирование и его основные этапы 10

1.3. Особенности социально-педагогического консультирования 10

Выводы по 1 главе 13

Глава 2. Эмпирическое исследование по организации социально-педагогического консультирования родителей по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста 14

2.1 Организация исследования 14

2.2 Ход и анализ исследования 17

2.3. Рекомендации по организации консультирования 26

Выводы по 2-ой главе 29

Заключение 30

Список литературы 32



Введение

Актуальность исследования. В практике консультативной работы чрезвычайно распространенным есть такой вид консультирование как психолого-педагогическое консультирование. Целью данного вида консультирования является оказание помощи в вопросах воспитания, обучения, развития детей в образовательных учреждениях и семье. Консультации психолого педагогического характера обычно проводятся с взрослыми - педагогами, родителями, руководителями образовательных учреждений. По содержанию к ним относят консультации, касающиеся воспитания и обучения, направленные на повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах воспитания детей того или иного возраста. К ним можно отнести вопросы профилактики кризисных явлений на пути развития личности ребенка, совершенствование стиля общение с ребенком, создание и использование эффективных средств гармоничного развития личности ребенка, и тому подобное.

Специфику социально-педагогического консультирования рассматривали такие ученые как Л. М. Шипицина (рассматривала некоторые аспекты консультирования умственно отсталых детей), Т. И. Андреева (освещала основные аспекты консультирование социального-педагога), И. В. Дубровина (исследовала особенности ведения беседы с несовершеннолетними), и др.

Использование основных техник во время консультирования рассматривали Г. С. Абрамова (освещала основные аспекты консультирования практическим психологом), Г. В. Бурменская (исследовала особенности работы педагога с школьниками), А. Г. Рузский (рассматривала основные приемы социально-педагогического консультирования) и др.

Хотя проблема использования техник во время социально-педагогического консультирования уже исследовали, но не все аспекты были освещены полностью, что обусловило выбор темы: «Компетенции, умения и навыки специалиста в социально-педагогическом консультировании»

Проведение данного вида консультаций является достаточно сложным, поэтому целью данной работы определено: определить компетенции, умения и навыки специалиста в социально-педагогическом консультировании.

Объектом исследования есть особенности социально-педагогического консультирования.

Предмет исследования – процесс социально-педагогического консультирования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать сущность социально-педагогического консультирования;

2. Описать основные этапы социально-педагогического консультирования;

3. Раскрыть особенности социально-педагогического консультирования;

4. Провести эмпирическое исследование по организации социально-педагогического консультирования родителей по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

Методы исследования. Для выполнения поставленных задач исследования мы использовали анализ научно-педагогических источников, обобщение, сравнение, систематизацию, опросы, статистические методы количественной и качественной обработки полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе опытных социальных педагогов СОШ.

Теоретическое значение исследования: обобщено и систематизировано научные исследования о сущности и специфике использования психологических техник в процессе социально-педагогического консультирования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретический анализ социально-педагогического консультирования 1.1 Сущность социально-педагогического консультирования

Социально-педагогическое консультирование имеет несколько направлений, в частности: социально-информационное, социально-правовое, социально-психологическое, социально-профилактическое.

Социально-информационное консультирование предусматривает предоставление информации клиенту по вопросам социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки, а также деятельности социально-педагогических служб и спектра их услуг.

Социально-правовое консультирование содержит разъяснения прав и содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей и молодежи; социальное воспитание определение правовых норм социально значимой деятельности и поведения; ознакомление с нормативными международными государственными документами, обеспечивающих развитие личности, уровень образования, выбор профессии и тому подобное.

Социально-педагогическое консультирование направлено на предоставление реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по установлению психологического, нравственного, эмоционального состояния здоровья, нуждающихся этому детей, молодежи, взрослых; создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий, трудности в отношениях с окружающими; помощь в профессиональном и личностном самоопределении 1.

Социально - профилактическое консультирование предполагает выявление психобиологических условий, психолого-педагогических факторов, которые обусловливают отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков; предоставление различным категориям молодежи информации о возможных последствиях асоциальных действий; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и запущенность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска; организацию мероприятий по обеспечению программы позитивной жизнедеятельности личности 2.

Консультант - это специалист (компетентное лицо), осуществляющий консультативную деятельность для информирования, помощи и поддержки в нахождении путей решения проблемных ситуаций клиента.

Клиент, в практике социально-педагогической деятельности, это лицо, которое обратилось с просьбой о помощи к соответствующей социальной службе или специалисту и пользуется их услугами. В консультировании клиент выступает пользователем услуг субъектом преодоления собственных проблем.

Консультативный процесс обусловлен взаимодействием консультанта и клиента, предполагает определенный смысл.

По выражению Б. Карвасарського существует три основных подхода к социально-педагогическому консультированию:

- проблемно-ориентированное консультирование, которое фокусируется на анализе сущности внутренних и внешних причин проблемы, поиска путей ее решения;

- личностно-ориентированное консультирование направлено на анализ личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций;

- социально-педагогическое консультирование ориентировано выявления ресурсов для решения психологической проблемы.

Взаимодействие является процессом непосредственного или опосредованного воздействия различных объектов (субъектов) друг на друга, взаимосвязанный обмен действиями, характеризующееся взаимообусловленность, причинно-следственной взаимосвязью.

Социальный педагог, что осуществляет консультирование клиентов, должен обладать теоретическими знаниями по технологии консультирования; знать специфику работы с различными категориями клиентов; уметь моделировать консультативный диалог в соответствии с потребностями и ожиданиями клиента; уметь слушать, объяснять, определять приоритетное в социальной проблеме; анализировать и обобщать, убеждать, стимулировать клиента к коммуникативной активности; регулировать динамику консультативного диалога; уметь быстро находить эффективный путь решения проблемы клиента.

Для того, чтобы эффективно осуществлять консультативное взаимодействие, социальный педагог должен обладать такими личностными качествами, как: эмпатия, уважение к клиенту, доброжелательность, открытость, эмоциональная стабильность, интегративность мышления, педагогический такт, конкретность, четкость, рефлексия. одной из требований к личностным качествам консультанта Р. Мэй отмечает «личную привлекательность», которую определяет как «Обратная сторона заинтересованности в людях и удовольствие от общения с ними». Это положение подтверждается мнениями ученых, в частности Л. Завацкого, А. Капской, Е. Холостова.

На следующем этапе теоретически-методического анализа мы считали целесообразным определить виды консультативной деятельности социального педагога и их особенности 3.

Заслуживает особого внимания научный подход Н. Никитиной и М. Глухов, для классификации видов консультативной помощи. Так, в частности, по объекту консультирование исследовательницы определяют индивидуальное, групповое, семейное; по возрастным показателям (консультуваннядитей и взрослых); за критерием контакта с клиентом (очное, заочное) по содержанию запроса клиента (семейное, интимно-личностное, психологическое, юридическое, медицинское, деловое, социально-педагогическое).

Кроме того, предметом социально педагогического консультирования определено: решение проблем школьной дезадаптации; диагностика и коррекция отклонений в поведении; содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий, материальной помощи; содействие в наркологической помощи детям, подросткам, молодежи, членов их семьи 4.

В. Сорочинская в профессиональной деятельности социального педагога определяет такие виды консультирования, как: интимно-личностное (взаимоотношения с близкими, личностные проблемы, половые и т.д.); семейное (по проблемам семейного неблагополучия) психолого-педагогическое (по проблемам обучения и воспитания детей, взаимоотношений с учителями, профессионального выбора) деловое (по профессионального становления, взаимоотношений в трудовом коллективе).

По ее мнению, каждый вид консультирования предусматривает определение конкретных задач, в частности: уточнение проблемы клиента, информирование клиента о реальном степень ее серьезности, изучение личности клиента с целью выяснения его возможностей самостоятельного решения проблемы, выработки стратегической линии дальнейших действий клиента, психопрофилактика, предотвращения возможных дальнейших жизненных осложнений аналогичного типа 5.

Функциональный подход к классификации видов социально-педагогического консультирования предлагает Л. Завацкий. Исследовательница определяет такие группы консультирования: информационное (информирование объектов социально-педагогической помощи о путях и средствах решения проблем), психотерапевтическое (Использование психотерапевтических средств для оказания помощи клиенту в решении социальных проблем), педагогическое (форма воспитательного воздействия социального педагога в работе с детьми и молодежью), организационное (Определение и принятие организационных решений и координация усилий субъектов социально-воспитательной деятельности, а также объектов социально-педагогической помощи) 6.

Г. Раковская предлагает классификацию видов социально-педагогической консультативной помощи, определяя такие, как: социально-информационная (направлена на обеспечение клиентов информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социально-педагогических служб и спектра их услуг); социально-правовая (направлена на соблюдение прав человека, содействие в реализации правовых гарантий, социальное воспитание детей; по жилищно-бытовых, семейно-брачных и других вопросов); социально-реабилитационная (предусматривает предоставление реабилитационных услуг в учреждениях по восстановлению психологического, морального, физического здоровья); социально-психологическая (направленная на воссоздание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, устранение негативных воздействий и труда взаимоотношений с окружающими, содействие личностному и профессиональному самоопределению) социально педагогическая (направлена на создание необходимых условий для реализации прав родителей на воспитание детей, устранение педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях, обеспечение воспитания детей в семьях группы риска) 7.

Итак, социально-педагогическое консультирование предполагает учет нормативных психических новообразований (рефлексия, произвольность, внутренний план действий), включение ребенка в процесс учения, специфику взаимоотношений с одноклассниками, статус ребенка в семье.


1.2 Социально-педагогическое консультирование и его основные этапы

Процесс консультирования представляет собой совместную работу консультанта и клиента с целью решения определенной проблемы, осуществления желаемых изменений в жизни клиента. Этот процесс состоит из следующих фаз: подготовки, диагноза, планирования действий, внедрение и завершение.

Первая фаза - подготовка - предусматривает следующие моменты: первый контакт; обсуждение того, что клиент хотел бы изменить и как консультант может помочь ему в этом; объяснение ролей консультанта и клиента; разработка плана задачи и т. п.

Вторая фаза - диагноз - представляет собой углубленный диагноз проблем, решаются, и основывается на детальном изучении и анализе фактов, связанных с указанной проблемой.

Третья фаза - планирование действий - предполагает выяснение и решение проблем, включая разработку стратегии и тактики реализации изменений.

Внедрение как четвертая фаза консультирования предусматривает проверку правильности и выполнения предложений, подготовленных консультантом в сотрудничества с клиентом.

На завершающем этапе процесса консультирования проводится оценка результативности, обсуждаются и принимаются, если это необходимо, завершающие отчеты, планируется возможно продолжение сотрудничества.


1.3. Особенности социально-педагогического консультирования

В области возрастной и педагогической социологии понятие «социально-педагогическое консультирование» чаще всего трактуется как вид социально-педагогической помощи, который должен иметь рекомендательный характер и является средством повышения социально-педагогической компетентности педагогов и родителей.

В современных условиях воспитательный процесс в учебном заведении невозможен без совместных усилий воспитателей и родителей, социальный педагог по своим функциональным обязанностям должен формировать психологическую культуру родителей или лиц, их заменяющих, проводить консультации по вопросам психологии и ее практического использования 8.

Социально-педагогическое консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым, соответственно и программы могут быть индивидуальными и групповыми. Практика доказывает, что индивидуальное психолого-педагогическое консультирование представлено менее широко, по сравнению с групповым. Оно, как правило, не планируется на длительный период и является последовательным, состоит из нескольких встреч. Эффективным является сочетание группового консультирования с индивидуальным, когда обработка отдельной проблемы осуществляется индивидуально. Потребность в индивидуальном консультировании может быть обнаружена в процессе группового консультирования, и в этом случае оно дает наибольший эффект, поскольку консультант может сам выявить суть проблемы клиента и в дальнейшем проработать варианты ее решение во время сеанса индивидуального консультирования. В дальнейшем возможно продолжение работы с клиентом во время группового консультационного процесса. В любом случае процесс индивидуального консультирования является в основном вербальным процессом, где консультант и клиент взаимодействуют в динамическом процессе общения. Консультант использует набор технологий и моделей поведения, с помощью которых он оказывает помощь своему клиенту в достижении понимания и развития эффективных навыков принятия решений, в формировании ответственности за свои действия и карьеру.

В индивидуальном консультировании делались попытки систематизировать этот процесс. Системное консультирование состоит из последовательности этапов, позволяющих получения желаемого результата. Эта образовательная технология позволяет человеку выйти на новый уровень понимание себя и своих проблем, а консультант имеет возможность удерживать процесс познания под своим контролем и отслеживать его эффективность. Системное консультирование играет важную роль во время проработки проблем, связанных с планированием и развитием карьеры. Как правило, модель системного консультирования предусматривает следующие этапы: объяснение клиенту сути взаимоотношений между консультантом и клиентом, целей консультирования, взаимных обязательств консультанта и клиента; выяснения вопросов, требующих концентрации внимания и установление рамок, в которых будет происходить консультирование; выяснения трудностей, возникают у клиента и определение стратегии их решения; совместное обсуждение и достижения нового уровня понимания; определение и реализация стратегии для достижения согласованности с предыдущим уровнем знаний; обсуждение результатов консультирования путем соотношение уровня первичного решения проблемы клиентом и достигнутым уровнем ее дальнейшего понимания

Типичными формами консультативной деятельности практического педагога учебного учреждения с родителями являются также индивидуальные и групповые консультации 9.

1. Индивидуальные консультации с родителями, которые обратились к социальному педагогу с конкретными вопросами. Они проводятся в форме беседы и завершаются получением необходимых для родителей психолого-педагогических советов.

2. Индивидуальные консультации по результатам психодиагностического обследование ребенка. На них даются конкретные социально-педагогические рекомендации, способствующие развитию познавательных процессов дошкольника его межличностных отношений с другими детьми и взрослыми, и т.д. (в зависимости от результатов психодиагностического обследования). Рекомендации, которые дает педагог, должны быть доступны для практической реализации.

3. Семейные консультации для нескольких членов семьи с целью выработки путей сотрудничества и доверчивых отношений в воспитании детей.

4. Групповые консультации с целью просветительской работы с родителями, которая проявляется в целенаправленных действиях педагога, связанные с распространением знаний по детской, возрастной, педагогической и социальной психологии 10.

На таких консультациях относятся, анализируются и обсуждаются различные педагогические вопросы. Важными условиями эффективности их проведения является доступность изложения материала, ориентация на современные научные исследования и осознанные конкретные проблемы, интересующие родителей.


Выводы по 1 главе

Таким образом, консультирование в социально-педагогической деятельности является процессом взаимодействия социального педагога и клиента, который направлен на помощь в решении разного рода проблем клиента, приводит использование его личностных и социальных ресурсов и предусматривает установление запроса, выяснение причин возникновения проблемы, оптимизацию возможностей клиента в поиске путей ее решения.


Глава 2. Эмпирическое исследование по организации социально-педагогического консультирования родителей по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста 2.1 Организация исследования

Своеобразием социально-педагогического консультирования родителей по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста является то, что оно предусматривает наличие у консультанта специального образования и опыта работы в образовательных заведениях. Такой опыт обеспечивает понимание типичной проблематики, путей выхода из кризисных ситуаций, становится основой понимания индивидуальных особенностей детей, специфики учебно-воспитательной работы с ними, содержательных и организационных особенностей различных образовательных программ и методик. Большое значение имеет опыт работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми - профессионалами, которые обращаются за советом в самых сложных, чрезвычайных ситуациях. В этом случае и рекомендации, оказывает педагог, а не могут быть стандартизированными, типичными, они нуждаются в глубокой вдумчивости, нестандартности, творческого поиска и систематического сотрудничества с клиентом.

Основные требования к проведению данного вида консультаций.

Педагог-консультант должен иметь специальное педагогическое образование, достаточный опыт работы в образовательных учреждениях, опыт работы с взрослыми, профессионально подготовленными людьми.

Педагог-консультант не имеет права проявлять негативное отношение к клиенту, даже тогда, когда есть все основания для этого. Это, прежде всего, касается родителей детей, которые осуществляют неправильный образ жизни, неправильное воспитания детей и каким настоятельно рекомендуют обратиться на консультацию к педагогу.

Педагог-консультант должен помнить, что консультации такого вида не всегда направлены на непосредственные действия самого клиента, в значительной степени ни могут касаться активизации деятельности других людей (родителей воспитанников, учителей, педагогического коллектива). Именно поэтому рекомендации педагога должны учитывать особенности социального окружения клиента, должны сориентировать его в том, как он должен привлечь других людей в развивающе-коррекционный процесс, как должно повлиять на родителей воспитанников для достижения изменений в сознании и поведении.

Педагог-консультант в случае необходимости может осуществлять системное (или многоканальное) консультирование людей, которые имеют отношение к обозначенной проблеме, приглашать на консультации людей, которые заинтересованы в ее решении (бабушки, дедушки, братья, сестры). В этом случае каждый из участников проблемной ситуации получает рекомендации, как себя вести, понимает причины и возможные последствия ситуации, имеет возможность реально помогать другим в преодолении проблемы.

Педагог-консультант должен понимать, что социально-педагогическое консультирование крайне редко происходит как одноразовая акция, оно не может быть эпизодическим и кратковременным. Для достижения успехов в профессиональной деятельности педагога, осуществление сдвигов в сознании родителей, перестройки их стиля общения с ребенком, налаживания отношений с ней следует проводить кропотливую и систематическую работу.

Речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте. Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своей ребенка незабвенные для самого ребенка. Развитие речи ребенка, что заложено в семье, развитие в ней художественных вкусов, имеет большое значение для дальнейшей жизни. Семья может и должна помогать дошкольному учебному заведению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка.

Язык любого человека обогащается и совершенствуется в течение всей жизни. А важнейшим периодом ее развития является период детства, когда происходит интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения, культуры речи.

Речи нужно учить прежде всего путем примера. Слышит ребенок правильная речь, четко и ясно воспринимает его, мало-помалу хорошие навыки приобретают мощную силу привычки. Если ухо ребенка воспринимает какой-нибудь неправильный диалект, то или иное неправильно произнесенное слово и также незаметно последнее становится его второй привычкой.

С нарушениями речи трудно бороться как педагогам, так и самому ребенку. Поэтому важно, что и в каком состоянии воспримет слух ребенка в наиболее благоприятные годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позже строится все его речи. Это должны помнить родители и все те, кто окружает ребенка.

Все внимание и старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали язык правильную, четкую и логически последовательную, без ошибок и недостатков 11.

В целом процесс формирования речи ребенка и степень его воспитанности зависит именно от стиля семейного общения. Однако в каждой семье возникают определенные барьеры в общении и разногласия взглядов. Все ситуации неповторимы и требуют особого подхода в решении. Семья и семейное общение играет определяющую роль в формировании личностных свойств, особенностей психики и поведения дошкольника и ребенка раннего возраста, о котором говорится в исследованиях З.В. Гурин, Л.А. Калмыковой, В.К.Котирло, В.У. Кузьменко, С.Е. Кулачкивской, С.О.Ладивир, Т.А. Пироженко, Ю.О.Приходько, А.С. Спиваковский, Т.М. Титаренко, Л.Д.Шнейдер и других.

Анализ социально-педагогической литературы и собственно эмпирическое исследование позволяет нам выделить положительные и отрицательные типы семейных отношений. К положительным мы относим сотрудничество и равноправные отношения, когда в семье царит уважение, любовь и взаимопонимание, что позволяет ребенку нормально развиваться. К негативным – гиперпротекцию и гипопротекция, потерянные и игнорирование потребностей ребенка, избыточность обязанности "связей и их отсутствие, большое количество требований запретов и их недостаточность, избыточность санкций и их недостаточность, неустойчивость стиля воспитания (резкая смена воспитательных приемов). В ходе диагностических исследований современных семей нами были установлены следующие негативные тенденции общения в семье: гиперопека; чрезмерная снисходительность; повышенная требовательность; нехватка требований и запретов; избыточность запретов; хаотичность и несогласованность стилей.


2.2 Ход и анализ исследования

Социальный педагог чрезвычайно внимательно относится к проблеме взаимоотношений родителей с детьми, общение в семье. При проведении консультаций анализирует причины типичных трудностей в общении, способствует совместному поиску путей их предотвращения. Например, причиной для проведения консультации с мамой Евгения (5 лет) стали результаты наблюдений за мальчиком во время диагностического обследования (в течение 5 занятий). Евгений развит, активный, контактный мальчик, с удовольствием занимался с психологом, ловко, без ошибок выполнял все диагностические задачи. Но в начале обследования, каждый раз по предложению педагога вместе поиграть, отвечал: «Давайте Вы будете сидеть на стуле за столом, а я под Вашим столом и так мы будем разговаривать и играть ».

На индивидуальной консультации с мамой выяснилось, что она работает в школе, вечером дома всегда проверяет ученические тетради, а Евгений в это время сидит под письменным столом, где работает мама и там играет. «Я никогда не думала, что это происходит из-за того, что Евгений хочет быть ближе ко мне и ему не хватает общения »- удивленно говорила мама мальчика. «В институте мы учили педагогику и психологию, но эти знания я, в большей степени, использую при обучении Евгения. Сейчас поняла, что этого недостаточно и мне не хватает знаний из особенностей общения с ребенком »- подытожила женщина.

В ходе исследования мы детально рассмотрели тематику групповых консультаций с родителями, направленных на ознакомление их с психологическими особенностями межличностных отношений и общения детей в семье.

Особенности общения младших детей в семье

С первых дней жизни младший ребенок в старшем брате или сестре видит своего наставника и опекуна, постоянно ищет пути завоевания его внимания и любви. В то же время пытается достичь позиции старшего, активно подражая и имитируя его поведение. Если у младшего дошкольника мотив быть как старшая ребенка не реализуется, то развивается тяга к бунтарству, к реакциям, которые противоположны требованиям старших членов семьи.

Младшие дети более возбудимы, непослушные, более упрямые, чем старше и менее самостоятельны. Чем младше ребенок, тем больше будет проявляться агрессивность, а в первые годы жизни - упрямство.

Поведение младшего ребенка в семье чаще характеризуется гибкостью и вариативностью, чем у старшего ребенка. Соревнования и соперничество между детьми формирует способность к объективной самооценке 12.

В ходе консультации родителям предлагается по собственному желанию проанализировать отдельные примеры поведения детей в семье. Как правило, после групповой консультации они обращаются к практическому педагогу за индивидуальной помощью.

Особенности общения старших детей в семье.

Дети четвертого - пятого года жизни в общении с детьми двух-трех лет охотно берут на себя роль старших, часто подчеркивают свое положение старшего, как бы пытаясь утвердиться в этом. Однако, стремясь научить чему малышей, они часто обнаруживают желание командовать, некоторое деспотизм и подавляют самостоятельность малышей. В то же время дети шестого-седьмого года жизни в процессе игры с малышами уже понимают, что правила игры обязательные для старших, но не обязательны для маленьких. Поэтому конфликтов возникает меньше, чем у детей пяти лет. Старшие дошкольники не подчеркивают свое преимущество, она для них очевидна. Если у детей четырех лет проявляется своеобразное соревнование с малышами, хотя силы явно не равны, они чувствуют радость победы в этом соревновании, то старшие дети - поощряют стремление молодых добиться успеха, радуясь их достижением.

Старший в семье ребенок в большей степени подвержена положительный характер взаимоотношений и взаимодействия. Она в отличие от младших дает меньшее количество как положительных так и отрицательных характеристик (особенно негативных). Для старшего ребенка является значимым чувствовать себя эмоционально принятой, не потерять любви родителей. Поэтому они склонны выражать меньше претензий и требований к младшему, проявлять к нему заботу и беспокойство. Но в то же время он требует особого признания, уважения, эмоциональной поддержки со стороны младшего. Авторитет старших детей обеспечивается успешностью их в любой либо сфере деятельности, которой младший ребенок предпочитает, умением организовывать совместную деятельность, широтой интересов, готовности защищать младших при отсутствии стремления покорять их себе. Привлекательными для старших детей чертами младшего есть желание перенять опыт, общительность, живость ума.

В старших детей в сравнении с младшими более развито чувство ответственности, стремление к самостоятельности и власти, волевые качества. Это целеустремленные, инициативные и надежные в будущем люди. Позиция старшего формирует у ребенка роль помощника родителей и опекуна для младшего.

Стремление реализовать эту позицию может иметь различные формы проявлений такие как: сопереживание, взаимопомощь, а также эгоизм 13. Старшим в семье детям дается право похвалить, объяснить, показать или сдержать, успокоить младшего брата или сестру. Учитывая индивидуальные и половые особенности дошкольников исследователи выделяют детей, особенно охотно вступают в контакт с младшими, проявляя "педагогическую тенденцию", то есть желание учить маленьких передавая им свой небольшой жизненный опыт, свое отношение к окружающей (это желание всегда связующее с проявлением доброжелательных чувств и доставляет удовольствие, как старшим, так и младшим дошкольникам). Для того, чтобы общение детей в семье было эмоционально положительным родителям стоит чаще советовать и подсказывать старшим детям, чем и как можно занять малышей, разъяснять их отдельные поступки и особенности поведения, способствовать совместным играм и труда детей. В них старше дети способны заботиться о младших, помогать им, научить их тому, что умеют делать сами.

Если у ребенка есть младшие братья или сестры и между ними сложились положительные взаимоотношения в семье, у таких детей наблюдается более легкая установка дружеских отношений и с детьми в детском саду: они умеют спокойно играть с маленькими, ласковые и заботливые к ним, предупреждают затруднения малышей, пытаются оказать помощь. Ребенок чаще выступает лидером в сверстников.

Влияние возрастной разницы между детьми особенности их межличностных отношений и общения в семье.

В исследованиях зарубежных психологов (Р. Абрамовича, Дж. Дебра, Р. Ричардсона, Л. Коч) доказано, что в семьях, где есть два ребенка, большое влияние на проявления инициативности, активности в общении имеет факт – положение ребенка в родительской семье (желательно-ущемлена) большей или меньшей разницы в возрасте, половой принадлежности детей. Так, чем больше возрастной разрыв между детьми, тем больше безразличие и игнорирование наблюдаются в отношениях, а чем меньше - соперничество. Благоприятной является возрастная разница четыре-пять лет. Но существует ряд случаев, когда возрастная разница более семи лет не нарушает гармоничных близких отношений, а наоборот, характеризуется сильной привязанностью. Разница в возрасте шести лет может характеризовать отношения острой конкуренции, а в отдельных случаях - полным игнорированием братом или сестрой.

Оптимальная разница в возрасте между детьми должна быть не более, чем три года. Это способствует их положительному взаимодействию и влиянию друг на друга. Если разница будет превышать пять-шесть лет, каждый из детей будет больше похож на единственного ребенка в семье. Но и будет иметь влияние факта близости к брату или сестры 14. Так, возрастная разница в десять и более лет может способствовать формированию у старших детей чувство ответственности за младших, стремление их защитить и опекать. По мнению Ле Шан Е, возраст ребенка является одним из факторов, влияющих на отношение братьев и сестер друг к другу. Дети или проявляют нежность к ним, или наоборот держатся от них вдали.

Однако, во взглядах психологов существуют определенные разногласия по определению оптимальной возрастной разницы между детьми. Так по данным К. Кволс, четырехлетний ребенок с появлением братика или сестрички может взять на себя роль помощника, ухаживая за маленьким, в возрасте семи-восьми лет он помогает ухаживать за двухлетним ребенком. По данным Ле Шан Е, пятилетняя и восьмилетний ребенок могут вместе играть, общаться, но когда им исполнится десять и тринадцать лет начинаются конфликты. Брат и сестра с разницей в возрасте восемь лет могут вообще не проявлять интереса друг к другу, пока не повзрослеют.

В ходе групповой консультации родителям предлагается выбрать определенное теоретическое положение, которое, в большей степени, характеризует межличностные отношения и общения детей в семье, проанализировать их по собственному опыту. Как правило, на таких консультациях, родители делятся не только опытом общения своих детей, а и дают характеристику собственным отношениям с родными братьями и сестрами.

Модели взаимодействия старших детей с младшими.

Существует несколько моделей взаимодействия старших детей с младшими.

К первой относится запретная модель, где старший ребенок не позволяет младшей включаться в деятельность, пытаясь сделать ее только наблюдателем, допуская ответные реакции в виде реплик, жестов, эмоциональных проявлений, но не действий. По этой модели результата достигает только старший ребенок.

Вторая модель - ограничительная. Здесь старший ребенок включает младшую в деятельность, но регламентирует каждый ее шаг, инициатива в действиях принадлежит старшей ребенку, но некоторые предпочтения малыша принимаются. По ходу взаимодействия инициатива младшего ребенка растет особенно в предметной деятельности.

Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, "Провоцирует" более жесткие (со стороны старшего ребенка) модели взаимодействия - ограничивающую и запретную.

Третья - созерцательная - в ней старший ребенок наблюдает за действиями младшей, не вмешиваясь в них. Ее инициатива заключается в постановке цели.

Иногда старший дошкольник бросает реплики (похвалы или отрицательные оценки) младшему. Результата достигает младше ребенок.

В четвертой - направляющей модели - старший ребенок организует деятельность младшей и пытается управлять ею, в основном словесно.

Результата достигает младший ребенок. Старший дошкольник относится к этому критически и почти всегда исправляет действия младшего.

Пятая - модель сотрудничества - характеризуется балансом инициативе старшей и младшего ребенка в вербальном и практическом плане. Предметный результат получают оба партнера. Ребенок оценивает результат акцентирует внимание на личном вкладе младшего ребенка 15.

В ходе консультации родителям предлагается определить какой модели поведения придерживается их старший ребенок и дать характеристику своим действиям в такой ситуации.

Особенности общения девочек в семье

Для девушек эмоционально ближе в семье, где есть старшие братья, затем молодые и старшие сестры и младшие братья. Старшая сестра больше влияет на девочку.

Девушки, которые имеют старшего брата, могут развиваться по модели "Дебошира" и в обществе сверстников выбирают мальчиков. В старших дочерей может ярко проявляться агрессивность, враждебность, желание все контролировать. Если старшая сестра среди сестер, то особыми чертами будут: организованность, склонность к доминированию, умение общаться.

Воспитательное воздействие старшей сестры приводит чувствительность, открытость характера, отзывчивость, эмоциональную нестабильность, некритичность.

Если старшая сестра среди братьев - это сильная независимая девушка, у которой развитая материнская заботливость и материнские качества. В возрасте семи одиннадцати лет девочки больше, чем мальчики проявляют опеку, гуманизм в общении с младшими детьми. Резкий переход с позиции опекаемого в позицию опекуна, вызывает быстрые изменения в личности девочки: будучи в раннем детстве капризной и своевольной, в "новом положении" она быстро усваивает нормы, которым должны подчиняться малыши.

Девушки - чаще адресуют и ожидают положительных и отрицательных оценок от другого ребенка, что свидетельствует об их эмоциональную уязвимость и наличие меньшей агрессии. Они лучше воспринимают партнера, стремятся к конструктивному общению с ним. В то же время у девушек наблюдается вдвое выше, чем у мальчиков, критичность суждений и негативных характеристик другим людям. Эти характеристики значительно шире и более общие, чем у мальчиков. Девочкам интереснее общаться с взрослыми, а мальчикам - С другими детьми. Если ребенок один воспитывается в семье она чаще общается со взрослыми, а дети, имеющие старших братьев и сестер, с другими детьми.

Особенности общения мальчиков в семье

Тесная эмоциональная связь существует между старшими и младшими братьями, затем между старшими братьями и младшими сестрами, и наконец, между младшими братьями и старшими сестрами. Старший брат в большей степени влияет на младшего брата том, что в таком взаимодействии детям легче усваивать роли однополых родственников. В то же время положительная эмоциональная связь и дружеские отношения чаще наблюдаются в семьях с детьми разного пола, чем только с мальчиками или девочками. Это объясняется тем, что отношения братьев с сестрами в определенной степени предшествуют их взаимоотношениям с женщинами в будущем. Влияние старшего брата на младшую сестру приводит умеренность, рассудительность, замкнутость характера, агрессивную реакцию самозащиты. В позиции старшего брата среди сестер доминирует черта коммуникабельности, особенно умения, общаться с девушками. А старший брат среди братьев - это, как правило, лидер, который держит все под контролем 16.

Мальчики склонны давать наименьшее количество отрицательных характеристик, они обнаруживают потребность в большей самостоятельности и доминировании. Часто старшие мальчики стесняются играть и общаться с маленькими детьми, боясь, что кто-то подумает, что и они маленькие.

В ходе консультации родителям предлагается по собственному желанию проанализировать отдельные примеры поведения сына или дочери в семье. Часто в своих рассказах они описывают результаты наблюдений за ребенком, приносят фотографии из семейного альбома. Отдельные родители после групповой консультации обращаются к практическому психологу за индивидуальной помощью.

Негативные проявления в межличностных отношениях и общении детей в семьи.

Ревность между младшими и старшими детьми проявляются в характере общения, это может быть: враждебность младшей или старшей ребенка к брату - Сестры, подъем себя над ним (вследствие неудовлетворенности своим положением в семьи), агрессивность (вербальная и невербальная), конфликтность со стороны старшей ребенка, соревнования со стороны младшего ребенка (с целью привлечь к себе внимание, занять центральное место в семье), отсутствие теплоты в отношениях старшего ребенка (когда младший ребенок рассматривается родителями антиподом старшей, которой постоянно делаются замечания). Ревность возникают в старшей ребенка, когда он видит, что мать уделяет больше внимания младшему брату или сестре.

Младший ребенок испытывает ревность, если родители ставят в пример старшего ребенка, тогда как ее чаще наказывают за инициативу детских ссор. Возникновение конфликтов между детьми в семье обусловлено чаще всего попытками младшего ребенка отстоять свою индивидуальность и самостоятельность, нежеланием быть похожим на старшего ребенка, а в старшего ребенка желанием вернуть свое прежнее положение в семейной иерархии, быть единственным ребенком 17.

У детей противоположного пола негативные реакции будут проявляться меньше, поскольку между ними меньше прямого соперничества, а у детей одного пола вероятность негативных проявлений будет расти. В старших детей в семье вдвое чаще, чем у младших наблюдаются следующие типы общения: оппозиция, эмансипация, вытеснение и регрессия, а в младших – пассивный протест, проекция и имитация.

Что объясняется неодинаковым психологическим климатом семьи, различным восприятием детьми своей роли и возникновению в них соответствующих механизмов психологической защиты. Особенно обострение происходит при позиции старшей девочки к младшему мальчика. Больше всего негативные качества и привычки старших дошкольников проявляются в общении с младшими детьми в сюжетно-ролевых играх, где старшие дети пытаются повышать голос на младшего, требуют от него послушания. Младший же ребенок терпеливо относится к такому манипулированию собой.


2.3. Рекомендации по организации консультирования

В процессе консультирования можно выделить типичные модели поведения и соответствующие роли, которые следует расположить вдоль оси: недирективное – директивное поведение.

В первом случае консультант предоставляет клиенту информацию, которую тот сможет использовать, во втором - занимает позицию руководителя или является инициатором действий.

Во время консультирования консультант влияет на клиента. Отметим, что важно активизировать клиента, его инициативу, но не манипулировать им.

Его смысл - в изменении личностных особенностей и поведения клиента. Прагматическую модель изменений личности разработал в свое время К. Левин. Согласно этой модели в процессе изменений можно выделить три последовательные стадии:

1. "Размораживание". Наблюдается повышенный уровень напряженности, который вызывает ощущение потребности в изменениях; усложняются привычные контакты нарушается установившийся порядок; снижается уровень самоуважения.

2. "Изменения", или движение к переменам. Человек начинает практиковать новые отношения или новые формы поведения.

3. "Повторное замораживание". Происходит тогда, когда лицо, меняет свое поведение, начинает реализовывать изменения на практике. При этом большую роль играет благоприятную и поддерживающую среду. Ситуация, при которой наблюдается значительное противостояние изменениям, требует от педагога учитывать влияние следующих факторов 18:

• характера допустимых изменений (необходимо избегать предложений, которые клиент будет считать культурно принятыми и невыполнимыми)

• темп изменений (необходимо решить, какими должны быть запланированы изменения: фундаментальными, разовыми или постепенными, то есть проводиться в несколько этапов)

• "принятии" (время, необходимое для того, чтобы клиент убедился в необходимости и банальности предложенных изменений);

• готовность клиента к изменениям;

• уровень волевой саморегуляции.

Накопление данных о клиенте и выявления его основных проблем происходит во время беседы консультанта с клиентом. Часто на этом этапе клиент испытывает трудности в их формулировке, принимая симптом за проблему, имея предвзятое мнение о причинах ее возникновения, демонстрируя односторонность взгляда и т. п. 19.

Условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на следующие четыре этапа:

1) знакомство с клиентом и начало беседы;

2) расспросы клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез;

3) коррекционное влияние;

4) завершение беседы.

Необходимо помнить, что важными моментами в постановке точного психологического «диагноза», который позволяет выдвигать и формулировать дальнейшие гипотезы, являются:

а) выяснение того, насколько серьезная причина беспокойства родителей по поводу ребенка, иначе говоря, соответствует развитие ребенка возрастным нормативам, является его трудности, особенности поведения проявлениями независимости, самостоятельности, представлениями о жизни, отличными от родительских или в его поведении, высказываниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие об определенных психических и социальных отклонениях;

б) понимание того, какая действительно позиция родителей по отношению к ребенку, лежащий в основе прихода в консультацию - собственные проблемы или беспокойство за сына (дочь), стремление помочь ему (ей) или желание найти помощь и поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний вины, ненужности и т.д 20.

Нередко встречаются ситуации, когда верно и то и другое, тем более, что неблагополучия, неуверенность в себе, неадекватность позиции самого отца - это всегда основания для того, чтобы у ребенка в жизни тоже были трудности и проблемы. Но поскольку реальным клиентом, обратившимся за консультацией, все же есть отец, основное внимание консультанта всегда должно быть направлено на то, чтобы помочь ему разобраться в собственных страхах и проблемах, понять, насколько уместны и целесообразны переживания за ребенка.


Выводы по 2-ой главе

В ходе нашего исследования установлено, что большинство семей осуществляет неэффективен стиль общения с ребенком дошкольного возраста. Доказано, что коррекция стиля семейного общения является чрезвычайно сложным и длительным процессом, но даже частичные изменения в общении с ребенком дошкольного возраста приводят к прогрессивным изменениям в личностном развитии ребенка. В процессе психолого-педагогического сотрудничества с семьей, в которой наблюдаются неправильные семейные отношения между родителями и детьми, важно целесообразна организация индивидуальной консультативной помощи. Социальный педагог может выступать в роли советчика, консультанта и защитника, в зависимости от проблемы, которую необходимо решить.

Консультативная работа должна направляться на преодоление неэффективных стилей семейного общения, обогащение эмоционального и когнитивного опыта родителей, овладение ими приемами эффективного общения с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.


Заключение

Итак, благодаря проведенному исследованию можно сформулировать следующие выводы:

- сущность консультирования как одного из направлений профессиональной деятельности социального педагога заключается в оказании помощи лицам, имеющим различные проблемы, для их социализации, установления и оптимизации их социальных функций, решения конфликтов и усвоения социальных норм общения. Содержание консультативной деятельности достаточно широко. Он охватывает социально-информационную, социально-правовую, социально-психологическую, социально-профилактическую консультативную помощь различным категориям населения. Социально-педагогическое консультирование может осуществляться в форме переписка, консультирование по телефону, непосредственной беседы с клиентами.

- Профессионализм социального педагога в осуществлении консультативной деятельности предполагает понимание проблемы клиентов, изучение и диагностирования уровня их проблем, оказание социальной поддержки.

- Важными условиями эффективности проведения консультативной деятельности практического педагога является доступность изложения материала, ориентация на современные научные исследования и осознанные конкретные проблемы, интересующие родителей.

- В детском саду в тематику групповых консультаций педагога с родителями целесообразно включать вопросы: особенности общения старших и младших детей, модели их взаимодействия в семье; особенности общения мальчиков и девочек; влияние возрастной разницы между детьми на их межличностные отношения и общение в семье; негативные проявления в межличностных отношениях и общении дошкольников в семье.

Техника психологического консультирования может быть универсальной, то есть такой, что все равно может применяться на каждом этапе психологического консультирования и специфической, то есть такой, которая подходит для того или иного этапа, определенной процедуры этапа психологического консультирования. Также техники условно разделяют на классические и инновационные. Известно, что классические психологические техники имеют целью преодоления психологических барьеров и комплексов, препятствуют нормальному общению с людьми. И используя, их консультант улучшает консультативный процесс, однако инновационные психологические техники, в свою очередь, это те психологические техники, которые позволяют более комплексно оценить проблему, с которой обратился клиент и соответственно быстрее и качественнее решить его проблему. Например, техники отображения чувств, техника молчание и тому подобное.


Список литературы
  1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект пресс, 1980. – 420 с.

  2. Аюрзанаев О. И. Теория психологического комплекса: Перечитывая Альфреда Адлера / О. И. Аюрзанаев // Психология и соционика межличностных отношений. – 2007. – № 9. – С. 27–33.

  3. Басов Н. Ф. Социальный педагог: введение в профессию : учеб. пособ. / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. – М. : Академия, 2006. – 256 с.

  4. Болотова А. К. Методы диагностики развития личности // Прикладная психология / А. К. Болотова, И. В. Макарова. – М., 2002.– Ч. 2, гл. 4.– С. 226– 268.

  5. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко. – К. : Образование, 2007. – 336 с.

  6. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. – СПб. : Питер, 2002. – 254 с.

  7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М. : 2001. – 160 с.

  8. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова – М. : Видавничий центр «Академия», 1999. – 440 с.

  9. Галагузова М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. – М. : вид. центр «ВЛАДОС», 2000. – 390 с.

  10. ЗайнышевИ. Г. Технология социальной работы : учеб. пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / И. Г Зайнышев; под. ред. И. Г. Зайнышева. – М. : Гуманид. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 136– 142.

  11. Клемантович И. Новая профессия–социальный педагог / И. Клемантович // Школа. – 1998. – №3. – С. 14.

  12. Курбатова В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова. – Ростов н/Д. : «Феникс», 1999. – 480 с.

  13. Линде Н. Д. Коррекция эмоциональной зависимости с помощью метода эмоционально-образной терапии / Н. Д. Линде // Вопр. психологии. – 2007. – № 5. – С. 170–179.

  14. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. – М. : «Наука», 1989. – 236 с.

  15. Профессиональные качества и этические принципы консультанта // Журн. практического педагога. – 2006. – № 4. – С. 27–29.

  16. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер-Юг, 2004. – 672 с.

  17. Рабочая книга социального педагога / Авторы-составители Е. А. Романова, А. Б. Матюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.

  18. Раковская Г. Н. Социально-педагогические условия развития доверительного взаимодействия субъектов консультирования: дис …канд. пед. наук : 13.00.01 / Раковская Галина Николаевна. – Оренбург, 2000. – 138 с.

  19. Холостова Е. И. Социальная работа: Учеб. пособ.— 2/е изд.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.— С. 489–499.

  20. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособ. / М.В. Шакурова. – М. : Издательский центр "Академия", 2004. – 272 с.

  21. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Воронина Г.А. – М. : «Академия», 2001. – 280 с.



1 Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. – М. : «Наука», 1989. – 236 с.

2 Холостова Е. И. Социальная работа: Учеб. пособ.— 2-е изд.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.— С. 489–499.

3 Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. – М. : «Наука», 1989. – 236 с.

4 Курбатова В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова. – Ростов н/Д. : «Феникс», 1999. – 480 с.

5 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособ. / М.В. Шакурова. – М. : Издательский центр "Академия", 2004. – 272 с.

6 Клемантович И. Новая профессия–социальный педагог / И. Клемантович // Школа. – 1998. – №3. – С. 14.

7 Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. – СПб. : Питер, 2002. – 254 с.

8 Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М. : 2001. – 160 с.

9 Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. – М. : «Наука», 1989. – 236 с.

10 Зайнышев И. Г. Технология социальной работы : учеб. пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / И. Г Зайнышев; под. ред. И. Г. Зайнышева. – М. : Гуманид. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 136– 142.

11 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособ. / М.В. Шакурова. – М. : Издательский центр "Академия", 2004. – 272 с.

12 Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова – М. : Видавничий центр «Академия», 1999. – 440 с.

13 Болотова А. К. Методы диагностики развития личности // Прикладная психология / А. К. Болотова, И. В. Макарова. – М., 2002.– Ч. 2, гл. 4.– С. 226– 268.

14 Галагузова М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. – М. : вид. центр «ВЛАДОС», 2000. – 390 с.

15 Линде Н. Д. Коррекция эмоциональной зависимости с помощью метода эмоционально-образной терапии / Н. Д. Линде // Вопр. психологии. – 2007. – № 5. – С. 170–179.

16 Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. – М. : «Наука», 1989. – 236 с.

17 Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. – М. : «Наука», 1989. – 236 с.

18 Басов Н. Ф. Социальный педагог: введение в профессию : учеб. пособ. / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. – М. : Академия, 2006. – 256 с.

19 Рабочая книга социального педагога / Авторы-составители Е. А. Романова, А. Б. Матюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.

20 Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. – М. : «Наука», 1989. – 236 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!