СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по биологии (система заданий)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностно-ориентированные тестовые задания

по биологии

(система заданий)

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные тестовые задания по биологии (система заданий)»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)

город Нижневартовск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»













Компетентностно-ориентированные тестовые задания

по биологии

(система заданий)










Выполнила:

Быкова Светлана Семеновна

учитель биологии












2017

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (СИСТЕМА ЗАДАНИЙ)

1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов. Инструкция: укажите правильный ответ

Какой из перечисленных ниже ферментов входит в состав слюны?

1) птиалин; 2) пепсин;

3) трипсин; 4) химозин.

Правильный ответ – 1.

Критерии оценки

1 балл - выбран один правильный ответ;

0 баллов – если указан неправильный ответ;

0 баллов – если указаны два ответа, даже если среди них – верный ответ.

2. Задание на множественный выбор.

Инструкция: Выберите один правильный ответ из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора

Какие семейства относятся к классу Двудольные:


I. Пасленовые; II. Бобовые; III.Лилейные; IV.Крестоцветные; V. Злаковые


а) I, II, III, V;
б) I, III;
в) I, II, III;
г) III, V;
д) I, II, IV.

Правильный ответ - д

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ;

0 баллов – если ответ неверный


3. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов. Инструкция: выберите правильный ответ

К немембранным компонентам клетки относятся:
а)     рибосомы и митохондрии;
б)     рибосомы и пластиды;
в)     митохондрии, пластиды и клеточный центр;

г) рибосомы и клеточный центр

Правильный ответ: г

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ;

0 баллов – если ответ неверный


4. Задание с альтернативным ответом.

Инструкция: Вам предлагаются задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1. Преобладающее поколение у папоротникообразных – это гаметофит.

  2. Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие и гриба и водоросли.

  3. У лягушки впервые из позвоночных появилась грудная клетка.

  4. У представителей класса Однодольные встречается в основном стержневая корневая система.

  5. Древнейшим способом размножения на Земле было бесполое размножение.

  6. Стероидные гормоны являются полипептидами.

  7. Лимфа – это соединительная ткань.

  8. Переваривание убитой пауком жертвы происходит вне его организма, на паутине.

  9. В пользу фагоцитарной теории происхождения двумембранных органоидов говорит наличие у них собственной ДНК.

  10. Водоросли являются самыми древними растениями на Земле.


Матрица ответов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













Правильный ответ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

да

нет

нет

да

нет

да

да

да

да


Критерий оценки: по одному баллу за каждый правильный ответ, максимальное количество – 10 баллов.


5. Задания на установление соответствия:

Инструкция: Вам предлагается задание, требующее установления соответствия. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие представителей высших растений и отдела, к которому они относятся:

А)

Щитовник мужской

1)

Покрытосеменные

Б)

Кукушкин лен

2)

Мохообразные

В)

Лиственница сибирская

3)

Папоротникообразные

Г)

Картофель

4)

Голосеменные

Д)

пшеница мягкая


Матрица ответов





Представитель

А

Б

В

Г

Д

Отдел








Правильный ответ


Представитель

А

Б

В

Г

Д

Отдел

3

2

4

1

1


Критерий оценки

2 балла за безошибочный ответ, 1 балл – если допущена одна ошибка, 0 баллов – если ошибок две и более.


6. Задания на установление правильной последовательности.

Инструкция: установите последовательность, соответствующую порядку расположения органов пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости. Запишите буквы в нужной последовательности.

а) глотка

б) желудок

в) 12-перстная кишка

г) прямая кишка

д) толстая кишка

е) тонкая кишка

ж) пищевод

з) ротовая полость


Правильный ответ: з, а, ж, б, в, е, д, г.

Критерий оценки

3 балла за безошибочный ответ, 0 баллов – если допущена одна ошибка и более.


7. Задание на сортировку (ранжирование)

Инструкция: проранжируйте информацию, предложенную в задании.

Определите систематическое положение морского гребешка, расположив таксоны по возрастанию:

а) подцарство Многоклеточные

б) класс Двустворчатые

в) царство Животные

г) вид Морской гребешок

д) тип Моллюски

е) отряд Связочнозубые


Правильный ответ: г, е, б, д, а, в.

Критерий оценки

2 балла за безошибочный ответ, 0 баллов – если допущена одна ошибка и более.


8. Задание на исключение лишнего.

Инструкция: исключите лишнее понятие:

а) крестоцветные

б) розоцветные

в) бобовые

г) лилейные

д) сложноцветные

Правильный ответ - г.

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ;

0 баллов – если ответ неверный


9. Задание на завершение предложения

Инструкция: закончите предложения
1.У малины плод - . … 
2. Семена сои и арахиса богаты ……
3. Растения семейства Крестоцветные опыляются в основном .. … 
4. Усики гороха – это видоизмененный …..


Правильный ответ: 1- многокостянка, 2- белками и жирами, 3 – насекомыми, 4- лист.

Критерии оценки : 1 балл за каждый правильный ответ, максимум 4 балла


10. Задание на дополнение

Инструкция: заполните пропуски соответствующими словами.

Вставьте в текст «Эукариотическая клетка» пропущенные термины.


ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА

Любая эукариотическая клетка имеет в своей структуре _________(А). Также каждая клетка отграничена от окружающей среды _________(Б). В клетках растений, в отличие от животных, имеются_________(В), отвечающие за окраску, и _________(Г), которые накапливают клеточный сок. Появляются новые клетки исключительно путём ______ (Д).


Правильный ответ:

А - ядро

Б - мембрана

В - пластиды

Г- вакуоли

Д - деления.

Критерии оценки : 1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество – 5 баллов.

11. Задание с неструктурированным ответом

Инструкция: из предложенных вариантов составьте определение фотосинтеза


Фотосинтез, вода, участие, образование, процесс, хлоропласты, при, из, органические вещества, углекислый газ, солнечный свет.


Правильный ответ: фотосинтез – это процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа в хлоропластах при участии солнечного света.

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный


12. Задание с лишними данными

Инструкция: отметьте лишние данные, которые не нужны для решения задания.

Какой признак норок исследуется? Какими генами – аллельными или нет - он определяется?

а) коричневый окрас шерсти; б) голубовато-серый окрас; в) светло-палевый окрас; г) жесткая шерсть; д) черный окрас шерсти


Правильный ответ: окрас шерсти; аллельными генами.

Критерий оценки

2 балла за безошибочный ответ, 0 баллов – если допущена одна ошибка либо ответ неверный.


13. Задание с кратким ответом

Инструкция: запишите краткий ответ.

Организмы, способные сами образовывать органические (питательные) вещества из неорганических, относят к особой группе питания. Какой?

Правильный ответ: автотрофной.

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный


14. Вопросы с противоречивыми данными

Инструкция: ответьте на вопрос.

Аскарида, паразитируя в тонком кишечнике человека, выделяет вещества, токсичные для хозяина и, следовательно, отравляет организм человека продуктами жизнедеятельности. Почему же сами аскариды не страдают от собственного яда?


Правильный ответ: их тело покрыто кутикулой, которая препятствует всасыванию токсинов в организм паразита.

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ;

0 баллов – если ответ неверный


15. Задания с недостаточными данными

Инструкция: решите задачу, укажите генотипы родителей и ребёнка

У кареглазых родителей единственный ребёнок – с голубыми глазами. Объясните, почему (карий цвет глаз – доминантный признак).

Правильный ответ:

  1. обозначаем ген карего цвета – А, ген голубого цвета глаз – а

  2. ребёнок голубоглазый, следовательно, его генотип – аа

  3. родители кареглазые, следовательно, в генотипе обоих присутствует ген А

  4. поскольку ребёнок получил ген а от каждого из родителей, следовательно, второй ген в генотипе обоих –а, и генотип мамы и папы – Аа.

Критерии оценки :

указаны все 4 позиции ответа – 5 баллов

указаны 3 позиции ответа (без 1) – 4 балла

генотипы указаны, но объяснения не даны – 2 балла

записи и объяснения неверные либо отсутствие ответа – 0 баллов


16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа.

Инструкция: проанализируйте данные и выберите правильный ответ.

Обволосение ушной раковины наследуется как признак, сцепленный с Y-хромосомой. Какова вероятность рождения ребенка с этой аномалией в семье, где у отца есть этот признак?


а) 100%, б) 75%, в) 50%, г) 25%


Правильный ответ: в (признак наследуют только мальчики)

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный


17. Расчетные задания на вычисление ответа

Инструкция: выполните задание и запишите ответ.

Известно, что содержание аденина в молекуле ДНК составляет 29%. Подсчитайте % содержание остальных нуклеотидов.

Правильный ответ: 1) тимин = аденин = 29% 2) гуанин + цитозин =100-29*2 = 42 3) 42:2 = 21%, т.е. по 21% на гуанин и цитозин

Критерии оценки

2 балла – указаны все позиции правильного ответа;

0 баллов – дан ответ без объяснений хода решения

18. Комбинированные задания

Инструкция: сформулируйте вопросы-задания к данному тексту и рисунку.

«Вы – ученик 6 класса – помогаете своему младшему брату готовиться к викторине по природоведению. На вопрос: «Какой орган у картофеля мы употребляем в пищу?», получили ответ: «Плод». Этот ответ вас смутил, ведь вы знаете, что на самом деле плоды картофеля ядовиты и можно употреблять в пищу только клубни - видоизмененные побеги.


На рисунке представлен клубень картофеля- № 1, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками- № 2»


Правильный ответ: Что объединяет биологические объекты, изображённые на рисунке? Почему нельзя назвать клубень картофеля плодом?

Критерии оценки:

Предложены оба вопроса – 2 балла, один вопрос – 1 балл, вопросы не соответствуют сути текста – 0 баллов


19. Мини-кейс с вариантами ответов

Инструкция: проанализируйте текст и ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа

До начала приёма пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции его картин. Ей очень понравился портрет свояченицы художника (полотно «Соломенная шляпка») – красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой её красоты. Доктор сказал, что помнит эту работу Рубенса, и отмечает, что женщина была больна и, если бы ее вылечили, она была бы еще красивее. На основании чего доктор поставил свой диагноз, какой?


Справка 1: щитовидная железа – это железа внутренней секреции, которая вырабатывает йодсодержащие тиреоидные гормоны тироксин и трийодтиронин, а также гормон тирокальцитонин, регулирующие рост и развитие организма. Тиреоидные гормоны способствуют накоплению в организме энергии, которая тратится на работу мышц, сердца, на рост новых клеток. С их помощью координируется и вся работа эндокринной системы. Тирокальцитонин отличается от двух других тем, что для его синтеза не нужен йод. Этот гормон контролирует обмен кальция в организме.

Недостаток или переизбыток тироксина и трийодтиронина приводят к возникновению таких болезней, как микседема, базедова болезнь, развитию доброкачественных и злокачественных опухолей. Базедова болезнь, как правило, сопровождается так называемым пучеглазием. Это самостоятельное заболевание, требующее наблюдения не только эндокринолога, но и офтальмолога.

Справка 2: лекарственное и ядовитое растение Красавка-белладонна: видовое название «belladonna» (белладонна) происходит от итальянских слов и в переводе на русский язык означает «красивая женщина». В старину итальянские дамы закапывали сок красавки в глаза, зрачки расширялись – и глаза приобретали особый блеск; кроме того, ягодами натирали щёки, чтобы те приобрели «естественный» румянец. На Руси это растение издавна было известно как «красавка». Другое название, «бешеница», связано с тем, что входящий в состав растения атропин у человека может вызвать сильное возбуждение, доходящее до бешенства.

Варианты ответов:

а) женщина жила в XVII веке, а тогда все чем-нибудь болели

б) женщина закапывала в глаза сок ядовитого растения красавки-белладонны, отчего зрачки на некоторое время теряли способность сужаться

в) выпуклые глаза – один из признаков базедовой болезни. Это заболевание щитовидной железы, вызвано её гиперфункцией.

Правильный ответ: в

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный


20. Мини-кейс без вариантов ответов

Инструкция: проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от

пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало

этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения»,

положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал

предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого

самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок

говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре

другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил

их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта

или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через

некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах

появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер,

предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с

воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим

на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на

спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная

пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие

горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое

колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко

(учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким

образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится

извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.

Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших

аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что

воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает

возникновение живого из неживого.

Вопросы:

1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3) Как на мясе, в открытых банках, могли появиться черви?


Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1) 8 банок, марля (банки и марля)

2) мясной бульон

3) черви – червеобразные личинки насекомых образуются из яиц,

отложенных комнатными мухами


Критерии оценки: 3 балла – ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок; 2 балла – ответ включает в себя два элементов и не

содержит биологических ошибок либо ответ включает в себя три названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки; 1 балл – ответ включает в себя один из названных выше элементов и не

содержит биологических ошибок либо включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки; 0 баллов – ответ неполный или неправильный.


21. Задание со свободно конструируемым ответом.

Инструкция: выполните задание в указанной форме.

Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения.


Критерии оценки ответа на задание


Баллы

Биологическая грамотность

названы особенности указанных в задании стадий развития насекомых отряда Чешуекрылые

3

стадии насекомых названы, но не описаны

1

стадии насекомых названы с ошибками

0

художественность образа, «ощущения»

описаны

2

не описаны

0


Максимальный балл


6


22. Творческое задание

Инструкция: проанализируйте текст, сравните две методики переливания крови, результат представьте в виде таблицы. Время работы – 8 минут


«В медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

Наиболее распространенный метод – непрямое переливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере, в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

Аутогемотрансфузия – переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента, исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек; противопоказания – воспалительные процессы, сепсис, поражение печени и почек.

Переливание цельной крови представляет определенную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови – эритроцитов, реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания, в зависимости от дефицита, отдельных клеточных или белковых фракций крови.»


Правильный ответ

Сравнительная характеристика методик переливания крови

Признаки для сравнения

Прямое переливание крови

Аутогемотрансфузия

Кто при переливании является реципиентом?


Посторонний человек с подходящей группой крови


Человек, у которого заблаговременно взяли кровь

В каком случае

прибегают к такой форме переливания?


При внезапной массовой кровопотере, в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы

Наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек


Критерии оценки:

3 балла – признаки названы, сравнение проведено, оно подробное

2 балла – не назван один из признаков либо сравнение поверхностное

0 баллов – задание не выполнено.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!