РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Компетентностно-ориентированные тестовые задания
по биологии
(система заданий)
Выполнила:
Быкова Светлана Семеновна
учитель биологии
2017
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (СИСТЕМА ЗАДАНИЙ)
1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов. Инструкция: укажите правильный ответ
Какой из перечисленных ниже ферментов входит в состав слюны?
1) птиалин; 2) пепсин;
3) трипсин; 4) химозин.
Правильный ответ – 1.
Критерии оценки
1 балл - выбран один правильный ответ;
0 баллов – если указан неправильный ответ;
0 баллов – если указаны два ответа, даже если среди них – верный ответ.
2. Задание на множественный выбор.
Инструкция: Выберите один правильный ответ из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора
Какие семейства относятся к классу Двудольные:
I. Пасленовые; II. Бобовые; III.Лилейные; IV.Крестоцветные; V. Злаковые
а) I, II, III, V;
б) I, III;
в) I, II, III;
г) III, V;
д) I, II, IV.
Правильный ответ - д
Критерии оценки
1 балл – если указан верный ответ;
0 баллов – если ответ неверный
3. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов. Инструкция: выберите правильный ответ
К немембранным компонентам клетки относятся:
а) рибосомы и митохондрии;
б) рибосомы и пластиды;
в) митохондрии, пластиды и клеточный центр;
г) рибосомы и клеточный центр
Правильный ответ: г
Критерии оценки
1 балл – если указан верный ответ;
0 баллов – если ответ неверный
4. Задание с альтернативным ответом.
Инструкция: Вам предлагаются задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».
Преобладающее поколение у папоротникообразных – это гаметофит.
Лишайники – это симбиотические организмы, состоящие и гриба и водоросли.
У лягушки впервые из позвоночных появилась грудная клетка.
У представителей класса Однодольные встречается в основном стержневая корневая система.
Древнейшим способом размножения на Земле было бесполое размножение.
Стероидные гормоны являются полипептидами.
Лимфа – это соединительная ткань.
Переваривание убитой пауком жертвы происходит вне его организма, на паутине.
В пользу фагоцитарной теории происхождения двумембранных органоидов говорит наличие у них собственной ДНК.
Водоросли являются самыми древними растениями на Земле.
Матрица ответов
Правильный ответ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нет | да | нет | нет | да | нет | да | да | да | да |
Критерий оценки: по одному баллу за каждый правильный ответ, максимальное количество – 10 баллов.
5. Задания на установление соответствия:
Инструкция: Вам предлагается задание, требующее установления соответствия. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями заданий.
Установите соответствие представителей высших растений и отдела, к которому они относятся:
А) | Щитовник мужской | 1) | Покрытосеменные |
Б) | Кукушкин лен | 2) | Мохообразные |
В) | Лиственница сибирская | 3) | Папоротникообразные |
Г) | Картофель | 4) | Голосеменные |
Д) | пшеница мягкая Матрица ответов | | |
Представитель | А | Б | В | Г | Д |
Отдел | | | | | |
Правильный ответ
Представитель | А | Б | В | Г | Д |
Отдел | 3 | 2 | 4 | 1 | 1 |
Критерий оценки
2 балла за безошибочный ответ, 1 балл – если допущена одна ошибка, 0 баллов – если ошибок две и более.
6. Задания на установление правильной последовательности.
Инструкция: установите последовательность, соответствующую порядку расположения органов пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости. Запишите буквы в нужной последовательности.
а) глотка
б) желудок
в) 12-перстная кишка
г) прямая кишка
д) толстая кишка
е) тонкая кишка
ж) пищевод
з) ротовая полость
Правильный ответ: з, а, ж, б, в, е, д, г.
Критерий оценки
3 балла за безошибочный ответ, 0 баллов – если допущена одна ошибка и более.
7. Задание на сортировку (ранжирование)
Инструкция: проранжируйте информацию, предложенную в задании.
Определите систематическое положение морского гребешка, расположив таксоны по возрастанию:
а) подцарство Многоклеточные
б) класс Двустворчатые
в) царство Животные
г) вид Морской гребешок
д) тип Моллюски
е) отряд Связочнозубые
Правильный ответ: г, е, б, д, а, в.
Критерий оценки
2 балла за безошибочный ответ, 0 баллов – если допущена одна ошибка и более.
8. Задание на исключение лишнего.
Инструкция: исключите лишнее понятие:
а) крестоцветные
б) розоцветные
в) бобовые
г) лилейные
д) сложноцветные
Правильный ответ - г.
Критерии оценки
1 балл – если указан верный ответ;
0 баллов – если ответ неверный
9. Задание на завершение предложения
Инструкция: закончите предложения
1.У малины плод - . …
2. Семена сои и арахиса богаты ……
3. Растения семейства Крестоцветные опыляются в основном .. …
4. Усики гороха – это видоизмененный …..
Правильный ответ: 1- многокостянка, 2- белками и жирами, 3 – насекомыми, 4- лист.
Критерии оценки : 1 балл за каждый правильный ответ, максимум 4 балла
10. Задание на дополнение
Инструкция: заполните пропуски соответствующими словами.
Вставьте в текст «Эукариотическая клетка» пропущенные термины.
ЭУКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА
Любая эукариотическая клетка имеет в своей структуре _________(А). Также каждая клетка отграничена от окружающей среды _________(Б). В клетках растений, в отличие от животных, имеются_________(В), отвечающие за окраску, и _________(Г), которые накапливают клеточный сок. Появляются новые клетки исключительно путём ______ (Д).
Правильный ответ:
А - ядро
Б - мембрана
В - пластиды
Г- вакуоли
Д - деления.
Критерии оценки : 1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество – 5 баллов.
11. Задание с неструктурированным ответом
Инструкция: из предложенных вариантов составьте определение фотосинтеза
Фотосинтез, вода, участие, образование, процесс, хлоропласты, при, из, органические вещества, углекислый газ, солнечный свет.
Правильный ответ: фотосинтез – это процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа в хлоропластах при участии солнечного света.
Критерии оценки
1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный
12. Задание с лишними данными
Инструкция: отметьте лишние данные, которые не нужны для решения задания.
Какой признак норок исследуется? Какими генами – аллельными или нет - он определяется?
а) коричневый окрас шерсти; б) голубовато-серый окрас; в) светло-палевый окрас; г) жесткая шерсть; д) черный окрас шерсти
Правильный ответ: окрас шерсти; аллельными генами.
Критерий оценки
2 балла за безошибочный ответ, 0 баллов – если допущена одна ошибка либо ответ неверный.
13. Задание с кратким ответом
Инструкция: запишите краткий ответ.
Организмы, способные сами образовывать органические (питательные) вещества из неорганических, относят к особой группе питания. Какой?
Правильный ответ: автотрофной.
Критерии оценки
1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный
14. Вопросы с противоречивыми данными
Инструкция: ответьте на вопрос.
Аскарида, паразитируя в тонком кишечнике человека, выделяет вещества, токсичные для хозяина и, следовательно, отравляет организм человека продуктами жизнедеятельности. Почему же сами аскариды не страдают от собственного яда?
Правильный ответ: их тело покрыто кутикулой, которая препятствует всасыванию токсинов в организм паразита.
Критерии оценки
1 балл – если указан верный ответ;
0 баллов – если ответ неверный
15. Задания с недостаточными данными
Инструкция: решите задачу, укажите генотипы родителей и ребёнка
У кареглазых родителей единственный ребёнок – с голубыми глазами. Объясните, почему (карий цвет глаз – доминантный признак).
Правильный ответ:
обозначаем ген карего цвета – А, ген голубого цвета глаз – а
ребёнок голубоглазый, следовательно, его генотип – аа
родители кареглазые, следовательно, в генотипе обоих присутствует ген А
поскольку ребёнок получил ген а от каждого из родителей, следовательно, второй ген в генотипе обоих –а, и генотип мамы и папы – Аа.
Критерии оценки :
указаны все 4 позиции ответа – 5 баллов
указаны 3 позиции ответа (без 1) – 4 балла
генотипы указаны, но объяснения не даны – 2 балла
записи и объяснения неверные либо отсутствие ответа – 0 баллов
16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа.
Инструкция: проанализируйте данные и выберите правильный ответ.
Обволосение ушной раковины наследуется как признак, сцепленный с Y-хромосомой. Какова вероятность рождения ребенка с этой аномалией в семье, где у отца есть этот признак?
а) 100%, б) 75%, в) 50%, г) 25%
Правильный ответ: в (признак наследуют только мальчики)
Критерии оценки
1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный
17. Расчетные задания на вычисление ответа
Инструкция: выполните задание и запишите ответ.
Известно, что содержание аденина в молекуле ДНК составляет 29%. Подсчитайте % содержание остальных нуклеотидов.
Правильный ответ: 1) тимин = аденин = 29% 2) гуанин + цитозин =100-29*2 = 42 3) 42:2 = 21%, т.е. по 21% на гуанин и цитозин
Критерии оценки
2 балла – указаны все позиции правильного ответа;
0 баллов – дан ответ без объяснений хода решения
18. Комбинированные задания
Инструкция: сформулируйте вопросы-задания к данному тексту и рисунку.
«Вы – ученик 6 класса – помогаете своему младшему брату готовиться к викторине по природоведению. На вопрос: «Какой орган у картофеля мы употребляем в пищу?», получили ответ: «Плод». Этот ответ вас смутил, ведь вы знаете, что на самом деле плоды картофеля ядовиты и можно употреблять в пищу только клубни - видоизмененные побеги.
На рисунке представлен клубень картофеля- № 1, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками- № 2»
Правильный ответ: Что объединяет биологические объекты, изображённые на рисунке? Почему нельзя назвать клубень картофеля плодом?
Критерии оценки:
Предложены оба вопроса – 2 балла, один вопрос – 1 балл, вопросы не соответствуют сути текста – 0 баллов
19. Мини-кейс с вариантами ответов
Инструкция: проанализируйте текст и ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа
До начала приёма пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции его картин. Ей очень понравился портрет свояченицы художника (полотно «Соломенная шляпка») – красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой её красоты. Доктор сказал, что помнит эту работу Рубенса, и отмечает, что женщина была больна и, если бы ее вылечили, она была бы еще красивее. На основании чего доктор поставил свой диагноз, какой?
Справка 1: щитовидная железа – это железа внутренней секреции, которая вырабатывает йодсодержащие тиреоидные гормоны тироксин и трийодтиронин, а также гормон тирокальцитонин, регулирующие рост и развитие организма. Тиреоидные гормоны способствуют накоплению в организме энергии, которая тратится на работу мышц, сердца, на рост новых клеток. С их помощью координируется и вся работа эндокринной системы. Тирокальцитонин отличается от двух других тем, что для его синтеза не нужен йод. Этот гормон контролирует обмен кальция в организме.
Недостаток или переизбыток тироксина и трийодтиронина приводят к возникновению таких болезней, как микседема, базедова болезнь, развитию доброкачественных и злокачественных опухолей. Базедова болезнь, как правило, сопровождается так называемым пучеглазием. Это самостоятельное заболевание, требующее наблюдения не только эндокринолога, но и офтальмолога.
Справка 2: лекарственное и ядовитое растение Красавка-белладонна: видовое название «belladonna» (белладонна) происходит от итальянских слов и в переводе на русский язык означает «красивая женщина». В старину итальянские дамы закапывали сок красавки в глаза, зрачки расширялись – и глаза приобретали особый блеск; кроме того, ягодами натирали щёки, чтобы те приобрели «естественный» румянец. На Руси это растение издавна было известно как «красавка». Другое название, «бешеница», связано с тем, что входящий в состав растения атропин у человека может вызвать сильное возбуждение, доходящее до бешенства.
Варианты ответов:
а) женщина жила в XVII веке, а тогда все чем-нибудь болели
б) женщина закапывала в глаза сок ядовитого растения красавки-белладонны, отчего зрачки на некоторое время теряли способность сужаться
в) выпуклые глаза – один из признаков базедовой болезни. Это заболевание щитовидной железы, вызвано её гиперфункцией.
Правильный ответ: в
Критерии оценки
1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный
20. Мини-кейс без вариантов ответов
Инструкция: проанализируйте текст и ответьте на вопросы.
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от
пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало
этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения»,
положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал
предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого
самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок
говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре
другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил
их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта
или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через
некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах
появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер,
предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с
воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим
на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на
спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная
пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие
горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое
колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко
(учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким
образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится
извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.
Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших
аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что
воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает
возникновение живого из неживого.
Вопросы:
1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?
2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
3) Как на мясе, в открытых банках, могли появиться черви?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) 8 банок, марля (банки и марля)
2) мясной бульон
3) черви – червеобразные личинки насекомых образуются из яиц,
отложенных комнатными мухами
Критерии оценки: 3 балла – ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок; 2 балла – ответ включает в себя два элементов и не
содержит биологических ошибок либо ответ включает в себя три названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки; 1 балл – ответ включает в себя один из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок либо включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки; 0 баллов – ответ неполный или неправильный.
21. Задание со свободно конструируемым ответом.
Инструкция: выполните задание в указанной форме.
Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения.
Критерии оценки ответа на задание | Баллы |
Биологическая грамотность |
названы особенности указанных в задании стадий развития насекомых отряда Чешуекрылые | 3 |
стадии насекомых названы, но не описаны | 1 |
стадии насекомых названы с ошибками | 0 |
художественность образа, «ощущения» |
описаны | 2 |
не описаны | 0 |
Максимальный балл | 6 |
22. Творческое задание
Инструкция: проанализируйте текст, сравните две методики переливания крови, результат представьте в виде таблицы. Время работы – 8 минут
«В медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.
Наиболее распространенный метод – непрямое переливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере, в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.
Аутогемотрансфузия – переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента, исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек; противопоказания – воспалительные процессы, сепсис, поражение печени и почек.
Переливание цельной крови представляет определенную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови – эритроцитов, реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.
Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания, в зависимости от дефицита, отдельных клеточных или белковых фракций крови.»
Правильный ответ
Сравнительная характеристика методик переливания крови
Признаки для сравнения | Прямое переливание крови | Аутогемотрансфузия |
Кто при переливании является реципиентом? | Посторонний человек с подходящей группой крови | Человек, у которого заблаговременно взяли кровь |
В каком случае прибегают к такой форме переливания? | При внезапной массовой кровопотере, в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы | Наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек |
Критерии оценки:
3 балла – признаки названы, сравнение проведено, оно подробное
2 балла – не назван один из признаков либо сравнение поверхностное
0 баллов – задание не выполнено.