СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированные задания по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональные компетенции преподавателя русского языка и литературы и построение урока в соответствии с программными требованиями.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания по литературе»

ФГБОУ ВО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Итоговая аттестационная работа

по курсам повышения квалификации по теме

«Профессиональные компетенции преподавателя русского языка и литературы и построение урока в соответствии с программными требованиями»





КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

«ОТЦЫ И ДЕТИ «ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»







Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

Дубовцева З.А.

МБОУ «Верхнегородковская СОШ»










Пермь, 2017





Тема: Отцы и дети: «вечные проблемы» (10 класс)


Цель:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст, аргументировано доказывать собственное суждение.

  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

  • умение анализировать, строить связное развёрнутое высказывание в рамках выбранного уровня ответа.

Личностные:

  • способствовать воспитанию чувства долга у детей перед родителями.

Метапредметные:

Познавательные: умение использовать художественную литературу и живопись для поиска необходимой информации в процессе выполнения учебных заданий.

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу, сравнивать свои результаты выполнения учебных заданий с результатами одноклассников, вносить коррективы в действие после его завершения с учётом характера ошибок.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа содержания произведения, высказывать своё отношение к прочитанному, оценивать высказывание партнёра

Тип урока : обобщение и систематизация изученного.


Форма урока: круглый стол (проблемная беседа).



Ход урока.


Этап столкновения знания и незнания.

Тема нашего урока: «Отцы и дети»: «вечные проблемы» она актуальна была всегда, важна она и для вас, стоящих на пороге самостоятельной жизни.


- Я просила вас и ваших родителей подумать над вопросами: «Что значат для меня мои родители?», «Что значат для меня мои дети?».

Послушаем некоторые размышления.

Какая великая любовь звучит в этих письмах! Сколько в них искренности, счастья! Откуда же эта вечная проблема «Отцов и детей? Эта горячая любовь к детям, для которых, собственно, старшее поколение и живёт, это неизбежное непонимание, стремление детей доказать свою «взрослость» и превосходство?

Этап целеполагания и планирования деятельности.

Когда же в конце концов должно наступить неизбежное духовное родство поколений?

-Основа нравственного благополучия закладывается в семье. А из чего складывается нравственное благополучие семьи?


Предлагаю воспользоваться для дальнейших размышлений романом Тургенева «Отцы и дети», рассказом Паустовского «Телеграмма» и библейской притчей «Великодушная дочь».

Работая в группах, постараемся найти ответ на наш вопрос.

Задания для первой группы:


Благополучие будет, если духовное родство и душевные качества находятся в гармонии.

Рассмотрите семью Базаровых и Кирсановых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств.

- Какими словами, выражениями характеризует Базаров своих родителей? Прочитайте записи в тетради, сделанные дома. Докажите, что Евгений любит своих родителей.

- Прочитайте в словаре значение слова «добродетельный». Базарова можно ли назвать добродетельным сыном? Вспомните, как он говорит о жизни родителей. Перечитайте, как пишет об этом Тургенев. (гл. 21). («Как посмотришь этак сбоку да издали… да возиться с ними».)

-Понаблюдайте за разговором Аркадия и Базарова. Объясните, почему же наступило это духовное родство между Аркадием и его отцом Николаем Петровичем? (гл.4).Изложите ответ в виде рассуждения.

-Сравните, как чувствуют себя в отчем доме герои. Обоснуйте причины.


Аркадий Евгений

уважает, понимает отца

продолжает традиции ему неловко за родителей

семья, счастье спешит уехать

уютно жить в доме


Примерный ответ обучающихся:

(* Старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах. Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но нет общих интересов, поэтому и нет духовного родства.

*Аркадий в разговоре с Базаровым прямо выражает своё отношение к отцу, позволяющее надеяться на созидательную силу сыновей любви, на возможность взаимопонимания, на преемственность поколений. Николай Петрович сумел построить свою жизнь на принципах любви, семьи. Он создал такой Дом, в котором найдет своё место и взрослый сын. А Аркадий, проходя путь к самому себе, придет к семейным традициям своего отца.

Духовное родство царит в их семье , потому что общие интересы и душевные качества находятся в гармонии.

*Оказалось, по - разному:

Одному – уютно, хорошо, приехал жить в доме, нашёл своё место, семья… продолжает…

Другому – неуютно, тоска, однообразие… )


Задания для второй группы:

- Нет благополучия в семье Катерины Петровны в рассказе К.Паустовского «Телеграмма». Почему? Выстройте лестницу мыслей.

- А вам достаточно будет получить от своих детей телеграмму или пообщаться по телефону? Напишите текст телеграммы, которую должна была написать дочь Катерины Петровны.

Примерный ответ обучающихся:

(* И Настя, и Катерина Петровна – люди хорошие: добрые, заботливые, приветливые. У Катерины Петровны золотое материнское сердце.

А Настя готова всем помогать, но не матери, некогда просто. Нет духовного родства между ними. И лишь в последний момент Настя понимает это. «Роднее и ближе мамы нет на свете никого». Но опоздала.)

Задания для третьей группы:

Чтобы счастье было, чтобы любовь была, чтобы не опоздать – что делать надо?

-Прочитайте 5-ю заповедь Господа, это слова эпиграфа сегодняшнего урока .

Чти отца твоего и матерь твою, во благо тебе будет и да долговечен будешь на земле.

- Что повелевается этой заповедью? Что значит почитать родителей? Составьте памятку добродетельным детям.

Примерный ответ обучающихся :

(*Слушаться, не обманывать, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них в болезни и старости…

* Любить, и вся жизнь должна освящаться этой любовью.)

Задания для четвёртой группы:

Долгая жизнь родителей – самая высокая оценка сыновней, дочерней любви.

-Как вы думаете, почему могут долго жить родители? Составьте памятку «Как сделать моих родителей долгожителями».

Долг детей – помнить всю жизнь о родителях: и о живых, и об ушедших в мир иной.

-Есть в православном календаре особые дни поминовения родителей. Какие знаете? С разными мыслями и чувствами идут поклониться памяти родителей дети. С какими? Озвучьте этот поток мыслей.


Примерный ответ обучающихся :

(*Заботились, помогали,…

*Троицкая суббота – поминают, свечи ставят и за здравие, и за упокой.

*Вина, боль, раскаяние, опоздал, не поправить, мог – не сделал, не…, угрызения совести от того, что опоздал…

Как в «Телеграмме» К.Паустовского)


Задания для пятой группы:

-Прочитайте притчу «Великодушная дочь» Найдите в словаре определение слова «жертвенный». Составьте словарную статью на выражение «Жертвенная любовь детей к родителям».

Задание для шестой группы:

- Рассмотрите икону Владимировской Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках.

Маленький спаситель прижимается головой к щеке (к ланите) Пречистой Девы, обнимает рукой своего сына, смотрит с иконы на мир, скорбя и молясь о каждом из нас. Этот образ именуется «Умиление». Объясните почему.

Примерный ответ обучающихся:

(*Древняя икона с великой и победоносной силой свидетельствует, что всякая благочестивая мать обнимает своё дитя с нежностью, любовью, заботой, тревогой за его судьбу.)

Этап выведения способа применения знаний.

Мы говорим о «вечных» проблемах отцов и детей.

А где «живет» решение этих проблем?

В душе, сердце.

А души разные, и у каждого своя в ней духовность.

Духовность – это драгоценность, самая дорогая из всех, она освящает жизнь добром и любовью.

Этап закрепления новых знаний:

Духовность, если изобразить, как выглядит? Это такой величественный Собор Души, а строится он из лучших качеств сынов и дочерей, будущих отцов и матерей. Они вам известны с предыдущих уроков. Давайте вместе построим такой Собор Души. Какие слова нам необходимо поместить в него?… (на магнитной доске строится «Собор Души», обычно дети предлагают в виде сердца или храма.)

Этап подведения итогов:

Собор Души – это то высокое, к чему должен стремиться каждый из нас. А путь указан и 5-ой заповедью, и мудростью духовной, заложенной в произведениях художественной литературы. Они помогают нам решать «вечные проблемы».






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!