ФГБОУ ВО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая аттестационная работа
по курсам повышения квалификации по теме
«Профессиональные компетенции преподавателя русского языка и литературы и построение урока в соответствии с программными требованиями»
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
«ОТЦЫ И ДЕТИ «ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»
Работу выполнила:
учитель русского языка и литературы
Дубовцева З.А.
МБОУ «Верхнегородковская СОШ»
Пермь, 2017
Тема: Отцы и дети: «вечные проблемы» (10 класс)
Цель:
продолжить формирование умений анализировать художественный текст, аргументировано доказывать собственное суждение.
проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Познавательные: умение использовать художественную литературу и живопись для поиска необходимой информации в процессе выполнения учебных заданий.
Регулятивные: умение сохранять учебную задачу, сравнивать свои результаты выполнения учебных заданий с результатами одноклассников, вносить коррективы в действие после его завершения с учётом характера ошибок.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа содержания произведения, высказывать своё отношение к прочитанному, оценивать высказывание партнёра
Тип урока : обобщение и систематизация изученного.
Форма урока: круглый стол (проблемная беседа).
Ход урока.
Этап столкновения знания и незнания.
Тема нашего урока: «Отцы и дети»: «вечные проблемы» она актуальна была всегда, важна она и для вас, стоящих на пороге самостоятельной жизни.
- Я просила вас и ваших родителей подумать над вопросами: «Что значат для меня мои родители?», «Что значат для меня мои дети?».
Послушаем некоторые размышления.
Какая великая любовь звучит в этих письмах! Сколько в них искренности, счастья! Откуда же эта вечная проблема «Отцов и детей? Эта горячая любовь к детям, для которых, собственно, старшее поколение и живёт, это неизбежное непонимание, стремление детей доказать свою «взрослость» и превосходство?
Этап целеполагания и планирования деятельности.
Когда же в конце концов должно наступить неизбежное духовное родство поколений?
-Основа нравственного благополучия закладывается в семье. А из чего складывается нравственное благополучие семьи?
Предлагаю воспользоваться для дальнейших размышлений романом Тургенева «Отцы и дети», рассказом Паустовского «Телеграмма» и библейской притчей «Великодушная дочь».
Работая в группах, постараемся найти ответ на наш вопрос.
Задания для первой группы:
Благополучие будет, если духовное родство и душевные качества находятся в гармонии.
Рассмотрите семью Базаровых и Кирсановых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств.
- Какими словами, выражениями характеризует Базаров своих родителей? Прочитайте записи в тетради, сделанные дома. Докажите, что Евгений любит своих родителей.
- Прочитайте в словаре значение слова «добродетельный». Базарова можно ли назвать добродетельным сыном? Вспомните, как он говорит о жизни родителей. Перечитайте, как пишет об этом Тургенев. (гл. 21). («Как посмотришь этак сбоку да издали… да возиться с ними».)
-Понаблюдайте за разговором Аркадия и Базарова. Объясните, почему же наступило это духовное родство между Аркадием и его отцом Николаем Петровичем? (гл.4).Изложите ответ в виде рассуждения.
-Сравните, как чувствуют себя в отчем доме герои. Обоснуйте причины.
Аркадий Евгений
уважает, понимает отца
продолжает традиции ему неловко за родителей
семья, счастье спешит уехать
уютно жить в доме
Примерный ответ обучающихся:
(* Старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах. Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но нет общих интересов, поэтому и нет духовного родства.
*Аркадий в разговоре с Базаровым прямо выражает своё отношение к отцу, позволяющее надеяться на созидательную силу сыновей любви, на возможность взаимопонимания, на преемственность поколений. Николай Петрович сумел построить свою жизнь на принципах любви, семьи. Он создал такой Дом, в котором найдет своё место и взрослый сын. А Аркадий, проходя путь к самому себе, придет к семейным традициям своего отца.
Духовное родство царит в их семье , потому что общие интересы и душевные качества находятся в гармонии.
*Оказалось, по - разному:
Одному – уютно, хорошо, приехал жить в доме, нашёл своё место, семья… продолжает…
Другому – неуютно, тоска, однообразие… )
Задания для второй группы:
- Нет благополучия в семье Катерины Петровны в рассказе К.Паустовского «Телеграмма». Почему? Выстройте лестницу мыслей.
- А вам достаточно будет получить от своих детей телеграмму или пообщаться по телефону? Напишите текст телеграммы, которую должна была написать дочь Катерины Петровны.
Примерный ответ обучающихся:
(* И Настя, и Катерина Петровна – люди хорошие: добрые, заботливые, приветливые. У Катерины Петровны золотое материнское сердце.
А Настя готова всем помогать, но не матери, некогда просто. Нет духовного родства между ними. И лишь в последний момент Настя понимает это. «Роднее и ближе мамы нет на свете никого». Но опоздала.)
Задания для третьей группы:
Чтобы счастье было, чтобы любовь была, чтобы не опоздать – что делать надо?
-Прочитайте 5-ю заповедь Господа, это слова эпиграфа сегодняшнего урока .
Чти отца твоего и матерь твою, во благо тебе будет и да долговечен будешь на земле.
- Что повелевается этой заповедью? Что значит почитать родителей? Составьте памятку добродетельным детям.
Примерный ответ обучающихся :
(*Слушаться, не обманывать, помогать им в трудах и нуждах, заботиться о них в болезни и старости…
* Любить, и вся жизнь должна освящаться этой любовью.)
Задания для четвёртой группы:
Долгая жизнь родителей – самая высокая оценка сыновней, дочерней любви.
-Как вы думаете, почему могут долго жить родители? Составьте памятку «Как сделать моих родителей долгожителями».
Долг детей – помнить всю жизнь о родителях: и о живых, и об ушедших в мир иной.
-Есть в православном календаре особые дни поминовения родителей. Какие знаете? С разными мыслями и чувствами идут поклониться памяти родителей дети. С какими? Озвучьте этот поток мыслей.
Примерный ответ обучающихся :
(*Заботились, помогали,…
*Троицкая суббота – поминают, свечи ставят и за здравие, и за упокой.
*Вина, боль, раскаяние, опоздал, не поправить, мог – не сделал, не…, угрызения совести от того, что опоздал…
Как в «Телеграмме» К.Паустовского)
Задания для пятой группы:
-Прочитайте притчу «Великодушная дочь» Найдите в словаре определение слова «жертвенный». Составьте словарную статью на выражение «Жертвенная любовь детей к родителям».
Задание для шестой группы:
- Рассмотрите икону Владимировской Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках.
Маленький спаситель прижимается головой к щеке (к ланите) Пречистой Девы, обнимает рукой своего сына, смотрит с иконы на мир, скорбя и молясь о каждом из нас. Этот образ именуется «Умиление». Объясните почему.
Примерный ответ обучающихся:
(*Древняя икона с великой и победоносной силой свидетельствует, что всякая благочестивая мать обнимает своё дитя с нежностью, любовью, заботой, тревогой за его судьбу.)
Этап выведения способа применения знаний.
Мы говорим о «вечных» проблемах отцов и детей.
А где «живет» решение этих проблем?
В душе, сердце.
А души разные, и у каждого своя в ней духовность.
Духовность – это драгоценность, самая дорогая из всех, она освящает жизнь добром и любовью.
Этап закрепления новых знаний:
Духовность, если изобразить, как выглядит? Это такой величественный Собор Души, а строится он из лучших качеств сынов и дочерей, будущих отцов и матерей. Они вам известны с предыдущих уроков. Давайте вместе построим такой Собор Души. Какие слова нам необходимо поместить в него?… (на магнитной доске строится «Собор Души», обычно дети предлагают в виде сердца или храма.)
Этап подведения итогов:
Собор Души – это то высокое, к чему должен стремиться каждый из нас. А путь указан и 5-ой заповедью, и мудростью духовной, заложенной в произведениях художественной литературы. Они помогают нам решать «вечные проблемы».