Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход и метапредметность в проектировании современного учебного занятия" презентация опыта»
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей
В. В. Давыдова
- с ompetent (лат.) – соответствующий, способный;
- с ompetere – требовать, соответствовать, быть годным;
- с ompetence (англ.) – способность (компетенция)
- Компетенции в самом обобщенном их понимании – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы
- Компетенция (в макетах ФГОС) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области
- Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним
- Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности
- Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека
- Уровень практической реализации компетенции.
- Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к практическому применению
- Компетентность=компетенция
Компетенция - некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика,
Компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (характеристика)
А.В. Хуторской
Традиционный подход
Компетентностный подход
- Ориентированность на передачу/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных знаний, умений, навыков (ЗУН) – содержания образования
- Основная формула результата образования: «знаю, что»
- Репродуктивный характер образовательного процесса
- Доминирующая роль контроля в учебном процессе
- Применение статистических методов оценки учебных достижений (тест-отметка)
- Ориентированность на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
- Основная формула – «знаю, как»
- Продуктивный характер образовательного процесса
- Ведущая роль практики и самостоятельной работы в учебном процессе
- Комплексная оценка учебных достижений (портфолио-продукты творческого обучения)
Этнос (греч. ethnos – народ, племя)
этнос
+
центр
этноцентризм
« Чужое-плохо!»
Шовинизм
- с ompetent (лат.) – соответствующий, способный;
- с ompetere – требовать, соответствовать, быть годным;
- с ompetence (англ.) – способность (компетенция)
- Компетенции в самом обобщенном их понимании – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы
- Компетенция (в макетах ФГОС) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области
- Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним
- Интегрированное построение образовательной программы (модульные образовательные программы) и метапредметный характер содержания образования
- Ориентация на компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия
- Продуктивный характер педагогических технологий и методов обучения
- Связь с практикой (жизнедеятельностью)
Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания
Ю.В. Громыко
Гавань греческого города Пиреи в V в. до н.э.
Задача: определить, что древние греки ввозили в Грецию, а что вывозили?
Вывозили
Ввозили
1. Стимул. Вы, как юрист должны уметь давать оценку юридическим документам, которые используются в судебной практике.
2. Задачная формулировка: Прочитайте документ и выпишите номера тех статей, где указаны положительные или отрицательные стороны судебной реформы.
3. Источник: «Учреждение судебных установлений 1864 г.»
4 . Модельный ответ с подсчетом баллов
Положительные стороны
Отрицательные стороны
Спорные статьи
- Метапредметность – направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования (например: метапредметы «Знание», «Технология», «Творчество»; метауроки «Порядок и Хаос», «Человек» и др.)
- Межпредметность – направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин (полипредметность) с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции (например: предметы «Естествознание», «История науки», «Экология», «МХК»; модули или темы «Глобальные проблемы современности», «Психология здоровья» и др.).
ЛЮБОВЬ
Любознательность
Миролюбие
Доверие
Милосердие
Понимание
Доброжелательность
Доброта
Чувство юмора
Чуткость
Уважение
Взаимопонимание
Терпение
Толерантность
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Новый ФГОС: Метапредметные результаты освоения ООП общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
- Знать новые подходы (компетентностный, метапредметный)
- Знать структуру педагогического процесса
- Знать дидактическую структуру учебного занятия
1. Содержание учебного материала (СУМ)
2. Цели и задачи учебного занятия (Ц)
3. Форма организации познавательной деятельности (ФОПД)
4. Методы обучения (МО)
5. Вспомогательные дидактические средства (ДС)
6. Контроль (К)
- Л -личность
- Ц - целеполагание
- СУМ -содерж. уч. материала
- ФОПД -форма организации познавательной
деятельности
- МО – методы обучения
- ДС -дидактические средства
- Р -рефлексия ученика по отношению к полученному
знанию
(а не к учителю)
- Основная задача – вывести учащихся не на их оценку учителя и его учебного занятия, а на самооценку
(« Я » сегодня на уроке …)
- Создание ситуации успеха
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак
Оноре де Бальзак
…
?