СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерная презентация Интегрированного урока по теме: «Житие святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерная презентация Интегрированного урока по теме: «Житие святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца»

Просмотр содержимого документа
«Компьютерная презентация Интегрированного урока по теме: «Житие святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца»»

Компьютерная презентация Интегрированного урока по теме:  «Житие святого блаженного Андрея , Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца» Выполнена преподавателем художественного отделения МБУДО ДШИ №12 г. Ульяновска

Компьютерная презентация

Интегрированного урока по теме:

«Житие

святого блаженного Андрея ,

Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца»

Выполнена преподавателем художественного отделения МБУДО ДШИ №12 г. Ульяновска

«Праведницы во веки живут».  (Книга Премудростей Соломона  глава 5, стих 15) Житие святого блаженного Андрея , Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца.

«Праведницы во веки живут».

(Книга Премудростей Соломона

глава 5, стих 15)

Житие

святого блаженного Андрея ,

Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца.

 Древний Симбирск издавна величали «городом-дворянином на Волге». Воистину, в нем жили и владели поместьями в Симбирской губернии представители знатнейших и известнейших дворянских родов России.  Город был известен и родившимися здесь писателями, художниками, историками и политическими деятелями.  Однако имена многих из них канули в вечность, и теперь о них знают лишь в узком кругу историков и специалистов. Время не щадит человеческой памяти. Подгорная слобода г. Симбирска – место жительства блаженного Андрея в юные годы (с фотографии конца XIX-начала XX века) Старый Симбирск в середине XVIII века . Вид с юго-востока , со стороны Волги.  Гравюра М. И. Махаева (1716- 1770).

Древний Симбирск издавна величали «городом-дворянином на Волге». Воистину, в нем жили и владели поместьями в Симбирской губернии представители знатнейших и известнейших дворянских родов России.

Город был известен и родившимися здесь писателями, художниками, историками и политическими деятелями.

Однако имена многих из них канули в вечность, и теперь о них знают лишь в узком кругу историков и специалистов. Время не щадит человеческой памяти.

Подгорная слобода г. Симбирска – место жительства блаженного Андрея в юные годы (с фотографии конца XIX-начала XX века)

Старый Симбирск в середине XVIII века . Вид с юго-востока , со стороны Волги. Гравюра М. И. Махаева (1716- 1770).

 Но имя одного симбирянина, родившегося в сем граде в середине XVIII века и прожившего здесь всю свою долгую жизнь, бережно хранится в сердцах не только верующих православных этого средневолжского города, но и пользуется почитанием далеко за пределами Симбирской епархии. Один из прижизненных портретов блаженного Андрея (хранится в запасниках Ульяновского краеведческого музея).

Но имя одного симбирянина, родившегося в сем граде в середине XVIII века и прожившего здесь всю свою долгую жизнь, бережно хранится в сердцах не только верующих православных этого средневолжского города, но и пользуется почитанием далеко за пределами Симбирской епархии.

Один из прижизненных портретов блаженного Андрея (хранится в запасниках Ульяновского краеведческого музея).

 Это имя не выходца из родовитой дворянской знати, не выдающегося чиновника или государственного деятеля, не победоносного воина или градостроителя.  Это имя простого городского нищего, не имевшего ни тленного богатства, ни талантов, коими издавна прославляются служители искусств и политики вкупе с военачальниками.  Но этот человек был столь богат благодатными дарами веры, человеколюбия и блаженной нищеты духовной,  что и при жизни своей земной, и после праведной кончины был почитаем и сильными мира сего, и духовенством, и простыми верующими людьми. Святой блаженный Андрей, Симбирский Христа ради юродивый (с гравюры конца XIX века).

Это имя не выходца из родовитой дворянской знати, не выдающегося чиновника или государственного деятеля, не победоносного воина или градостроителя.

Это имя простого городского нищего, не имевшего ни тленного богатства, ни талантов, коими издавна прославляются служители искусств и политики вкупе с военачальниками.

Но этот человек был столь богат благодатными дарами веры, человеколюбия и блаженной нищеты духовной, что и при жизни своей земной, и после праведной кончины был почитаем и сильными мира сего, и духовенством, и простыми верующими людьми.

Святой блаженный Андрей, Симбирский Христа ради юродивый (с гравюры конца XIX века).

 Что же за личность был Андрей Ильич, ныне именуемый Церковью как святой блаженный Христа ради юродивый чудотворец, и чем оставил по себе такую неувядающую память?  Не гражданские подвиги и не воинские доблести прославили его, а принятый им на себя добровольно с самых юных лет подвиг глубокого смирения и нищеты духовной, подвиг отречения от всех благ жизни и умерщвления плоти, подвиг так называемого юродства, которому он остался неизменно верен до последних дней своей жизни.  Вся жизнь его была непрерывным выражением этого подвига; во внешних действиях и поступках его, как в зеркале, с поразительной ясностью отражаются все характеризующие этот род подвижничества ради Христа признаки и черты. Лютина Валерия, 16 лет «Андрей блаженный,  Христа ради юродивый Симбирский чудотворец»

Что же за личность был Андрей Ильич, ныне именуемый Церковью как святой блаженный Христа ради юродивый чудотворец, и чем оставил по себе такую неувядающую память?

Не гражданские подвиги и не воинские доблести прославили его, а принятый им на себя добровольно с самых юных лет подвиг глубокого смирения и нищеты духовной, подвиг отречения от всех благ жизни и умерщвления плоти, подвиг так называемого юродства, которому он остался неизменно верен до последних дней своей жизни.

Вся жизнь его была непрерывным выражением этого подвига; во внешних действиях и поступках его, как в зеркале, с поразительной ясностью отражаются все характеризующие этот род подвижничества ради Христа признаки и черты.

Лютина Валерия, 16 лет

«Андрей блаженный,

Христа ради юродивый

Симбирский чудотворец»

Святой   блаженный  Андрей родился 17 июля 1763 года (по старому стилю). Родители его были очень набожны и воспитали своих троих детей в истинной вере. Уже в 7 лет будущий праведник взял на себя нелегкий подвиг - подвиг юродства Христа ради . До самой смерти он жил лишь милостыней, перестал пользоваться обычной одеждой: носил только специально сшитые для него длинные рубашки, и в любое время года ходил без обуви и головного убора. С 7 лет Андрей взял на себя и подвиг постничества (в пищу в продолжение всей жизни он употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды, а по праздникам – чай с мёдом), и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отдельных звуков, хотя не был лишён дара речи).

Святой   блаженный  Андрей родился 17 июля 1763 года (по старому стилю). Родители его были очень набожны и воспитали своих троих детей в истинной вере. Уже в 7 лет будущий праведник взял на себя нелегкий подвиг - подвиг юродства Христа ради . До самой смерти он жил лишь милостыней, перестал пользоваться обычной одеждой: носил только специально сшитые для него длинные рубашки, и в любое время года ходил без обуви и головного убора.

С 7 лет Андрей взял на себя и подвиг постничества (в пищу в продолжение всей жизни он употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды, а по праздникам – чай с мёдом), и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отдельных звуков, хотя не был лишён дара речи).

Еще в младенчестве Господь наделил блаженного Андрея даром прозорливости (он всегда безошибочно сообщал домашним о времени возвращение с богомолья матери – Анны Иосифовны). Всю свою жизнь Андрей был прихожанином Спасо-Вознесенского собора, где еженедельно приобщался Тела Спасо-Вознесенский собор (фото XXв.) и Крови Христовых. К этому храму блаженный относился с особым умилением: мог всю ночь (даже зимнюю) молиться, стоя под стенами собора или на его колокольне, а иногда его видели даже ползающим возле ограды храма и целующим низенькие ее столбики. Кладбище Покровского мужского монастыря (фотография конца XIX-началаXX века) Нынестроящийся Спасо-Вознесенский собор

Еще в младенчестве Господь наделил блаженного Андрея даром прозорливости (он всегда безошибочно сообщал домашним о времени возвращение с богомолья матери – Анны Иосифовны). Всю свою жизнь Андрей был прихожанином Спасо-Вознесенского собора, где еженедельно приобщался Тела

Спасо-Вознесенский собор (фото XXв.)

и Крови Христовых.

К этому храму блаженный относился с особым умилением: мог всю ночь (даже зимнюю) молиться, стоя под стенами собора или на его колокольне, а иногда его видели даже ползающим возле ограды храма и целующим низенькие ее столбики.

Кладбище Покровского мужского монастыря (фотография конца XIX-началаXX века)

Нынестроящийся Спасо-Вознесенский собор

 Некоторые поступки Андрея блаженного казались окружающим странными и безрассудными, но всегда приводили к благу.  Например, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, Андрей сохранил людей от смертельной опасности, так как в опустевшем бочонке нашли мертвую змею.  В другой раз, вбежав в дом одной мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал. На дне разбитого сосуда обнаружили огромного паука. Часто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но всё это не причиняло ему ни малейшего вреда. Вид на Покровский мужской монастырь. Над монастырской стеной видны золоченые главки часовни над могилой блаженного Андрея (указаны стрелкой. С гравюры XIX века).

Некоторые поступки Андрея блаженного казались окружающим странными и безрассудными, но всегда приводили к благу.

Например, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, Андрей сохранил людей от смертельной опасности, так как в опустевшем бочонке нашли мертвую змею.

В другой раз, вбежав в дом одной мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал. На дне разбитого сосуда обнаружили огромного паука. Часто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но всё это не причиняло ему ни малейшего вреда.

Вид на Покровский мужской монастырь. Над монастырской стеной видны золоченые главки часовни над могилой блаженного Андрея (указаны стрелкой. С гравюры XIX века).

Находились люди, которые склонны были считать Андрея Ильича безумным и деятельность его бессознательною.

Между тем при внимательном взгляде на его жизнь нельзя не видеть, что все его внешние действия и поступки, особенно те, которые служили выражением его духовной жизни, запечатлены глубокой сознательностью и обнаруживают в нем совершенно естественное состояние ума.

На обращаемые к нему вопросы он давал ответы звуками, жестами, движением рук или головы, утвердительные или отрицательные, смотря по смыслу речи, и, несомненно, вполне сознательные.

Другие с твердым убеждением принимали его молчание за подвиг, с чем и нужно согласиться, так как не подлежит сомнению, что он не лишен был ни органа слуха, ни других органов для правильного произношения слов.

Ко всем этим его особенностям, весьма странным для окружающих людей, прибавлялось и то, что Андрей Ильич не знал, что такое смех. Он никогда не смеялся. Напротив, как юродивому, ему приходилось много терпеть от мира.

Часто его дразнили, оскорбляли. Домой он порой приходил выпачканным в муке или, еще хуже, в смоле. Дети часто дергали его за его длинную рубаху, щипали тело. Все это он претерпевал кротко и смиренно, не возмущаясь и не защищая себя от оскорбителей. Тихо и мирно отходил от них.

 Андрей Блаженный так возвысился своими подвигами, что Господь дал ему особые благодатные дарования.  Неоднократно он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба.  Блаженному были открыты самые потаенные уголки человеческой души. Когда о монетке, поданной блаженному, милостивец в сердце своем сожалел, Андрей безошибочно находил ее в кармане, среди других монет, и отдавал дарителю.  Так как блаженный взял на себя и подвиг молчания, пророчествовал он знаками или жестами. Если он подавал кому-либо щепочки или ложился на чьей-то постели со скрещенными на груди руками, это означало скорую смерть человека. (Это предупреждение невозможно переоценить – ведь человек обретал возможность достойно приготовиться к смерти и Небесному суду). Олег Клюев. Покровитель земли Симбирской

Андрей Блаженный так возвысился своими подвигами, что Господь дал ему особые благодатные дарования.

Неоднократно он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба.

Блаженному были открыты самые потаенные уголки человеческой души. Когда о монетке, поданной блаженному, милостивец в сердце своем сожалел, Андрей безошибочно находил ее в кармане, среди других монет, и отдавал дарителю.

Так как блаженный взял на себя и подвиг молчания, пророчествовал он знаками или жестами. Если он подавал кому-либо щепочки или ложился на чьей-то постели со скрещенными на груди руками, это означало скорую смерть человека. (Это предупреждение невозможно переоценить – ведь человек обретал возможность достойно приготовиться к смерти и Небесному суду).

Олег Клюев. Покровитель земли Симбирской

 Блаженный Андрей Ильич почитался всеми симбирянами, независимо от того, к какому сословию они принадлежали, - как заступник, хранитель Симбирска.  Тогда это был весьма небольшой дворянско-купеческий городок, так что жизнь Андрея Ильича проходила можно сказать, на глазах у всех горожан, – потому-то многие эпизоды его жизни сохранились в народной памяти. Деревянный Симбирск, как известно, неоднократно горел.  Однако при жизни Андрея Ильича в городе ни разу не было больших опустошительных пожаров. Интересно, что после смерти святого пожары в Симбирске возобновились. После пожара 1864 года. 1865 - 1866 гг.   Неизвестный фотограф. Ульяновский краеведческий музей

Блаженный Андрей Ильич почитался всеми симбирянами, независимо от того, к какому сословию они принадлежали, - как заступник, хранитель Симбирска.

Тогда это был весьма небольшой дворянско-купеческий городок, так что жизнь Андрея Ильича проходила можно сказать, на глазах у всех горожан, – потому-то многие эпизоды его жизни сохранились в народной памяти. Деревянный Симбирск, как известно, неоднократно горел.

Однако при жизни Андрея Ильича в городе ни разу не было больших опустошительных пожаров. Интересно, что после смерти святого пожары в Симбирске возобновились.

После пожара 1864 года. 1865 - 1866 гг. Неизвестный фотограф. Ульяновский краеведческий музей

Уважение к нему, как к мужу праведной жизни и достойному почитания, стало заметно увеличиваться с 1812 года, т. е. с начала отечественной войны. Война эта воспламенила религиозную настроенность и чувство во всех сословиях русского народа. Многие из знатных дворянских фамилий стали посещать замечательные русские св. обители и в том числе Саровскую пустынь .

Живший здесь затворник Серафим, как рассказывали некоторые из жителей г. Симбирска, отказывал в благословении приходившим к нему симбирским богомольцам и, отсылая их в отечественный город к Андрею Ильичу, говорил: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, — у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич»,

Всю свою жизнь блаженный Андрей Ильич отдал на служение своим ближним. Кому помогал молитвой, кому - предупреждением, кому делом.

Прозорливо предвидел Андрей Ильич и опасности для окружающих его людей, - в особенности беззащитных, угнетаемых сильными мира сего.

Кроме прозорливости, многие замечали в блаженном Андрее и другие необыкновенные действия.

Так, во все дни жизни своей Андрей Блаженный укрощал свою плоть, передвигаясь только бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался, подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову, чтобы во время сна голова ничего не касалась.

Нередко по целым ночам простаивал он в снеговых сугробах. Некоторые видели его также стоявшим в трескучий мороз в воде в озере Маришке.

Могила на бывшем старом Покровском кладбище на месте захоронения Андрея блаженного  4   часа пополуночи 28   ноября 1841   года Андрей Ильич тихо и   безболезненно скончался.  Могила Андрея Ильича находилась на южной стороне монастырского храма, около южной стены и находилась там до 3 июня 1998 года. Часовня рядом с могилой Андрея блаженного  В день канонизации мощи святого были торжественно при большом стечении народа перенесены в храм Всех Святых, построенный невдалеке от кладбища бывшего Покровского монастыря.

Могила на бывшем старом Покровском кладбище на месте захоронения Андрея блаженного

4   часа пополуночи 28   ноября 1841   года Андрей Ильич тихо и   безболезненно скончался. Могила Андрея Ильича находилась на южной стороне монастырского храма, около южной стены и находилась там до 3 июня 1998 года.

Часовня рядом с могилой Андрея блаженного

В день канонизации мощи святого были торжественно при большом стечении народа перенесены в храм Всех Святых, построенный невдалеке от кладбища бывшего Покровского монастыря.

 Многие годы в сквер им. И. Н. Ульянова в центре Симбирска-Ульяновска идут люди разного возраста с тем, чтобы помолиться у скромной могилы.  Круглый год к подножию креста под сводами деревьев ложились живые цветы. Ежедневно здесь можно было увидеть людей коленопреклоненных в молитве, изливающих свою печаль и горесть, несущих сюда свои беды и тяготы, благодарно зажигающих свечи на месте упокоения праведника, чье имя было записано чуть ли не во всех помянниках православных христиан города - блаженного Андрея. Знаем мы о подвигах великих  Что святые на Земле вершат.  Цель у всех святых была едина:  Всё - во имя мира и добра.  А один из них -Андрей Симбирский.  Лишь добру и миру он служил  Города святой он покровитель,  Жизнь свою он Богу посвятил   Ольга Харитонова, МОУ СОШ №66

Многие годы в сквер им. И. Н. Ульянова в центре Симбирска-Ульяновска идут люди разного возраста с тем, чтобы помолиться у скромной могилы.

Круглый год к подножию креста под сводами деревьев ложились живые цветы. Ежедневно здесь можно было увидеть людей коленопреклоненных в молитве, изливающих свою печаль и горесть, несущих сюда свои беды и тяготы, благодарно зажигающих свечи на месте упокоения праведника, чье имя было записано чуть ли не во всех помянниках православных христиан города - блаженного Андрея.

Знаем мы о подвигах великих Что святые на Земле вершат. Цель у всех святых была едина: Всё - во имя мира и добра. А один из них -Андрей Симбирский. Лишь добру и миру он служил Города святой он покровитель, Жизнь свою он Богу посвятил

Ольга Харитонова, МОУ СОШ №66

 Велик и труден подвиг юродства. Это один из самых труднейших подвигов христианской жизни, который очень немногие из свя­тых принимали на себя. В самом деле: обладать умом, а между тем казаться для людей лишенным даже простого здравого смысла; быть в душе молитвенником и горячим служителем Христа, на деле же казаться скорее человеком праздным, бездельным; быть достойным всякого уважения, и вместо этого быть презренным, возбуждать других к смеху и насмешкам над собою, - что может быть труднее этого?  Это значит - совершенно забыть себя. Именно подвизавшиеся в юродстве угодники Божии изначально усмирили в себе источник всяческих соблазнов и искушений -гордыню, которая справедливо названа «матерью всех грехов». Уничижив себя, отложив попечение о тленной плоти, эти подвижники сделали предметом своей заботы лишь одно - бессмертную свою душу. Воистину -

Велик и труден подвиг юродства. Это один из самых труднейших подвигов христианской жизни, который очень немногие из свя­тых принимали на себя. В самом деле: обладать умом, а между тем казаться для людей лишенным даже простого здравого смысла; быть в душе молитвенником и горячим

служителем Христа, на деле же казаться скорее человеком праздным, бездельным; быть достойным всякого уважения, и вместо этого быть презренным, возбуждать других к смеху и насмешкам над собою, - что может быть труднее этого?

Это значит - совершенно забыть себя. Именно подвизавшиеся в юродстве угодники Божии изначально усмирили в себе источник всяческих соблазнов и искушений -гордыню, которая справедливо названа «матерью всех грехов». Уничижив себя, отложив попечение о тленной плоти, эти подвижники сделали предметом своей заботы лишь одно - бессмертную свою душу.

Воистину - "в память вечную будет праведник "!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!