СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерная зависимость: увлечение или диагноз?

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данной презентации , как итог мини исследования учащихся старших классов, был озвучен и обсуждён при проведении Недели психологии. 

Просмотр содержимого документа
«Компьютерная зависимость: увлечение или диагноз?»

Увлечение или диагноз?  Психологические проблемы компьютерной зависимости

Увлечение или диагноз? Психологические проблемы компьютерной зависимости

резуль­таты методики «Робинзон» представляющей собой игровую ситуацию, в результате которой вы, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, можете заказать себе по рации что-либо из следующего списка:  сладости, мороженое; книги, журналы, газеты; игры, игрушки; радиоприемник; телевизор; компьютер; видеомагнитофон с кассетами; сверстника (друга, подругу); маму; папу.
  • резуль­таты методики «Робинзон» представляющей собой игровую ситуацию, в результате которой вы, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, можете заказать себе по рации что-либо из следующего списка:

сладости, мороженое; книги, журналы, газеты; игры, игрушки; радиоприемник; телевизор; компьютер;

видеомагнитофон с кассетами; сверстника (друга, подругу); маму; папу.

Инструкция : «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз - через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доста­вили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?»
  • Инструкция : «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз - через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доста­вили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?»
час 1-4 классы день 1) Компьютер 5-7 классы неделя 1) Мама, папа, Мама, папа Сладости, мороженное месяц 1) компьютер 1) друг, подруга 1) Друг, подруга 1) телевизор год 1) телевизор 1) Видео с фильмами 1) Книги, журналы

час

1-4 классы

день

1) Компьютер

5-7 классы

неделя

1) Мама, папа,

  • Мама, папа
  • Сладости, мороженное

месяц

1) компьютер

1) друг, подруга

1) Друг, подруга

1) телевизор

год

1) телевизор

1) Видео с фильмами

1) Книги, журналы

почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний:  нежелание учиться - зависимость от лени,  инфантилизм - зависимость от доминантных мамы или папы, а об алкоголизации, никотиномании, компьютерной зависимости и говорить нечего - здесь все ясно.  Пробле­мы эмоционального состояния связаны с метеозависимостью, зависимостью от негативных мыслей, поступков.  Современному человеку все менее свойственно здоровое чувство внутренней свободы. Свободы, которую контролирует совесть и которая неизбежно сопряжена с ответственностью.

почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний: нежелание учиться - зависимость от лени, инфантилизм - зависимость от доминантных мамы или папы, а об алкоголизации, никотиномании, компьютерной зависимости и говорить нечего - здесь все ясно. Пробле­мы эмоционального состояния связаны с метеозависимостью, зависимостью от негативных мыслей, поступков. Современному человеку все менее свойственно здоровое чувство внутренней свободы. Свободы, которую контролирует совесть и которая неизбежно сопряжена с ответственностью.

Что такое социальные болезни? Социальные болезни приводят человека к ухудшению его поведения настолько, что он становится опасным для общества Токсикомания Игромания Наркомания Мания величия Клиптомания Телемания

Что такое социальные болезни?

  • Социальные болезни приводят человека к ухудшению его поведения настолько, что он становится опасным для общества
  • Токсикомания
  • Игромания
  • Наркомания
  • Мания величия
  • Клиптомания
  • Телемания
Компьютерный мир и игра Изображения

Компьютерный мир и игра

  • Изображения
Что такое игромания  с психологической точки зрения? виртуальные взаимоотношения  с выдуманным персонажем.   Превращение игры в любимое занятие сказывается на реальной жизни, на отношениях человека с окружающим его миром и людьми

Что такое игромания с психологической точки зрения?

  • виртуальные взаимоотношения

с выдуманным персонажем.

Превращение игры в любимое занятие сказывается на реальной жизни, на отношениях человека с окружающим его миром и людьми

 Что такое игромания  с медицинской точки зрения? официально признано возникновение психологической зависимости человека oт компьютерных игр - игромания, которая отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье.

Что такое игромания с медицинской точки зрения?

  • официально признано возникновение психологической зависимости человека oт компьютерных игр - игромания, которая отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье.
«Симптомы патологического игромана» Поглощенность, озабоченность игрой.  Играя, испытывает возбуждение.  Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру.  Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру.  Играет, чтобы убежать от своих проблем (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).  Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру.  Совершает такие незаконные действия,  как обман, кража для финансирования  игры.  Вызывает игрой риск потерять друзей  или получения образования.

«Симптомы патологического игромана»

  • Поглощенность, озабоченность игрой.
  • Играя, испытывает возбуждение.
  • Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру.
  • Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру.
  • Играет, чтобы убежать от своих проблем (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).
  • Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру.
  • Совершает такие незаконные действия,

как обман, кража для финансирования

игры.

  • Вызывает игрой риск потерять друзей

или получения образования.

СТЕПЕНИ ЗАВИСИМОСТИ 1 степень - увлеченность на стадии освоения. Свойственна в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит; то возможен переход во вторую степень.
  • СТЕПЕНИ ЗАВИСИМОСТИ
  • 1 степень - увлеченность на стадии освоения.
  • Свойственна в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит; то возможен переход во вторую степень.
2-я степень - состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущает­ся сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения - компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
  • 2-я степень - состояние возможной зависимости.
  • Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущает­ся сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения - компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
З-я степень - выраженная зависимость.  Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно - снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером - полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию.
  • З-я степень - выраженная зависимость.
  • Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно - снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером - полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию.
4-я степень - клиническая зависимость.  На данной стадии зависимости необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), от­сутствие эмоционального и поведенческого самокон­троля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необра­тимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении, как при шизофрении.
  • 4-я степень - клиническая зависимость.

На данной стадии зависимости необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), от­сутствие эмоционального и поведенческого самокон­троля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необра­тимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении, как при шизофрении.

И для ориентировки в степени «застревания» в компьютере необходимо пройти самотестирование: Вас попросили родители о помощи во время игры:  просьба формулируется просто, например: «Сынок (дочь), помоги, пожалуйста, подвинуть кресло». Способы реагирования: (3 степени) А. Вы легко откликаетесь на просьбу, помогаете, можете увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере - такое по­ведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования. Б. Вы откликаетесь со второго-третьего раза, неохотно выполняете просьбу, демонстрируете недовольство, огрызаетесь. В. Вы не откликаетесь на просьбу, явно не слышите, игру не прерываете.
  • И для ориентировки в степени «застревания» в компьютере необходимо пройти самотестирование: Вас попросили родители о помощи во время игры:
  • просьба формулируется просто, например: «Сынок (дочь), помоги, пожалуйста, подвинуть кресло».
  • Способы реагирования: (3 степени)
  • А. Вы легко откликаетесь на просьбу, помогаете, можете увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере - такое по­ведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.
  • Б. Вы откликаетесь со второго-третьего раза, неохотно выполняете просьбу, демонстрируете недовольство, огрызаетесь.
  • В. Вы не откликаетесь на просьбу, явно не слышите, игру не прерываете.
Сравнительный анализ тестов «Степень компьютерной зависимости»   1 степень Учащиеся 5-7 кл (42 чел) 88% Учащиеся 1-4 кл 2 степень Родители 5-7 кл     75% 7% 3 степень 5% (30чел) 57%   25% Родители 1-4 кл   0 43% (30 чел) 80% 0 17% 3%

Сравнительный анализ тестов «Степень компьютерной зависимости»

 

1 степень

Учащиеся 5-7 кл

(42 чел)

88%

Учащиеся 1-4 кл

2 степень

Родители 5-7 кл

 

  75%

7%

3 степень

5%

(30чел)

57%

  25%

Родители 1-4 кл

  0

43%

(30 чел)

80%

0

17%

3%

Основные причины компьютерной зависимости 1.Сложные условия жизни Мнение учащихся 14% 2.Разочарования Мнение родителей 3.Конфликты в семье (уход от реальности) 12% 13% 34%   14% 4.Конфликты в школе 15%   11% 5.Страх перед действительностью 18% 6. Низкие адаптационные способности 12% 11% 18% 28%

Основные причины компьютерной зависимости

1.Сложные условия жизни

Мнение учащихся

14%

2.Разочарования

Мнение родителей

3.Конфликты в семье

(уход от реальности)

12%

13%

34%

 

14%

4.Конфликты в школе

15%

 

11%

5.Страх перед действительностью

18%

6. Низкие адаптационные способности

12%

11%

18%

28%

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ Что в девочке есть такое, что защищает ее от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости, если можно говорить о предрасположенности? Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых таким мальчикам может не хватать. Этот дефицит рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности, ребенок может стать 'более замкнутым, уйти в себя. Тогда потребность в личностной успешности начинает удовлетворяться в игре. По крайней мере, здесь никто не допускает негативной оценки, нет переживания неуспеха, сравнения не в твою пользу, и вообще можно забыться и уйти от проблем.
  • РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ
  • Что в девочке есть такое, что защищает ее от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости, если можно говорить о предрасположенности?
  • Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых таким мальчикам может не хватать. Этот дефицит рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности, ребенок может стать 'более замкнутым, уйти в себя. Тогда потребность в личностной успешности начинает удовлетворяться в игре. По крайней мере, здесь никто не допускает негативной оценки, нет переживания неуспеха, сравнения не в твою пользу, и вообще можно забыться и уйти от проблем.
Девочки более включены в деятельность и домашний труд, их интересы и увлечения шире, как и эмоциональные связи. Зрелость саморегулятивных процессов опе­режает, как и все психическое развитие, психологическую зрелость мальчиков, что тоже позволяет им плавно переживать кризисные возрастные периоды.
  • Девочки более включены в деятельность и домашний труд, их интересы и увлечения шире, как и эмоциональные связи. Зрелость саморегулятивных процессов опе­режает, как и все психическое развитие, психологическую зрелость мальчиков, что тоже позволяет им плавно переживать кризисные возрастные периоды.
Неоднократно проводимая в разных возрастных группах методика «Робинзон» неизменно выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков он востребован среди первых, иногда даже раньше родителей. У де­вочек более популярен телевизор. Их эмоциональная природа требует сопереживания.
  • Неоднократно проводимая в разных возрастных группах методика «Робинзон» неизменно выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков он востребован среди первых, иногда даже раньше родителей. У де­вочек более популярен телевизор. Их эмоциональная природа требует сопереживания.
Причины возникновения компьютерной аддикции трудности в адаптации к проблемным жизненным ситуациям 2) многочисленные разочарования, крушение идеалов,  1) сложные социально-экономические услов условия 3) конфликты в семье и в школе, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов 4) Потеря чувства безопасности, возникновение СТРАХА перед действительностью  страх порождает стремление уйти от реальности 5) подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями

Причины возникновения компьютерной аддикции

трудности в адаптации к проблемным жизненным ситуациям

2) многочисленные разочарования, крушение идеалов,

1) сложные социально-экономические услов условия

3) конфликты в семье и в школе, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов

4) Потеря чувства безопасности, возникновение СТРАХА перед действительностью

страх порождает стремление уйти от реальности

5) подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями

По проблеме компьютерной зависимости сложилась определенная причинно-следственная связь между издержками воспитания и наличием зависимости: авторитарный стиль, ма­теринская доминантность, эмоциональный дефицит, отсутствие нравствен­ных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера в семье, разобщенность членов семьи, телевизионная семья и другие причины, приводящие к болезненной восприимчивости действительности, неспособности контролировать свои чувства, слабоволию, несамостоятельности, лености, безответственности, социальной дезадаптированности. Соответственно, наличие таких результатов должно насторожить, так как в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.  
  • По проблеме компьютерной зависимости сложилась определенная причинно-следственная связь между издержками воспитания и наличием зависимости: авторитарный стиль, ма­теринская доминантность, эмоциональный дефицит, отсутствие нравствен­ных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера в семье, разобщенность членов семьи, телевизионная семья и другие причины, приводящие к болезненной восприимчивости действительности, неспособности контролировать свои чувства, слабоволию, несамостоятельности, лености, безответственности, социальной дезадаптированности.
  • Соответственно, наличие таких результатов должно насторожить, так как в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!