Просмотр содержимого документа
«Компьютерная зависимость: увлечение или диагноз?»
Увлечение или диагноз? Психологические проблемы компьютерной зависимости
- результаты методики «Робинзон» представляющей собой игровую ситуацию, в результате которой вы, воображая себя на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, можете заказать себе по рации что-либо из следующего списка:
сладости, мороженое; книги, журналы, газеты; игры, игрушки; радиоприемник; телевизор; компьютер;
видеомагнитофон с кассетами; сверстника (друга, подругу); маму; папу.
- Инструкция : «По рации, которая заработает через час после твоего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз - через год, ты сможешь заказать из списка все, что ты хочешь, но только что-то одно. Что ты хочешь, чтобы тебе доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?»
час
1-4 классы
день
1) Компьютер
5-7 классы
неделя
1) Мама, папа,
- Мама, папа
- Сладости, мороженное
месяц
1) компьютер
1) друг, подруга
1) Друг, подруга
1) телевизор
год
1) телевизор
1) Видео с фильмами
1) Книги, журналы
почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний: нежелание учиться - зависимость от лени, инфантилизм - зависимость от доминантных мамы или папы, а об алкоголизации, никотиномании, компьютерной зависимости и говорить нечего - здесь все ясно. Проблемы эмоционального состояния связаны с метеозависимостью, зависимостью от негативных мыслей, поступков. Современному человеку все менее свойственно здоровое чувство внутренней свободы. Свободы, которую контролирует совесть и которая неизбежно сопряжена с ответственностью.
Что такое социальные болезни?
- Социальные болезни приводят человека к ухудшению его поведения настолько, что он становится опасным для общества
- Токсикомания
- Игромания
- Наркомания
- Мания величия
- Клиптомания
- Телемания
Компьютерный мир и игра
Что такое игромания с психологической точки зрения?
- виртуальные взаимоотношения
с выдуманным персонажем.
Превращение игры в любимое занятие сказывается на реальной жизни, на отношениях человека с окружающим его миром и людьми
Что такое игромания с медицинской точки зрения?
- официально признано возникновение психологической зависимости человека oт компьютерных игр - игромания, которая отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье.
«Симптомы патологического игромана»
- Поглощенность, озабоченность игрой.
- Играя, испытывает возбуждение.
- Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру.
- Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру.
- Играет, чтобы убежать от своих проблем (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).
- Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру.
- Совершает такие незаконные действия,
как обман, кража для финансирования
игры.
- Вызывает игрой риск потерять друзей
или получения образования.
- СТЕПЕНИ ЗАВИСИМОСТИ
- 1 степень - увлеченность на стадии освоения.
- Свойственна в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит; то возможен переход во вторую степень.
- 2-я степень - состояние возможной зависимости.
- Данному состоянию свойственны сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более трех часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения - компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
- З-я степень - выраженная зависимость.
- Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно - снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером - полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию.
- 4-я степень - клиническая зависимость.
На данной стадии зависимости необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потухший и пустой, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении, как при шизофрении.
- И для ориентировки в степени «застревания» в компьютере необходимо пройти самотестирование: Вас попросили родители о помощи во время игры:
- просьба формулируется просто, например: «Сынок (дочь), помоги, пожалуйста, подвинуть кресло».
- Способы реагирования: (3 степени)
- А. Вы легко откликаетесь на просьбу, помогаете, можете увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере - такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.
- Б. Вы откликаетесь со второго-третьего раза, неохотно выполняете просьбу, демонстрируете недовольство, огрызаетесь.
- В. Вы не откликаетесь на просьбу, явно не слышите, игру не прерываете.
Сравнительный анализ тестов «Степень компьютерной зависимости»
1 степень
Учащиеся 5-7 кл
(42 чел)
88%
Учащиеся 1-4 кл
2 степень
Родители 5-7 кл
75%
7%
3 степень
5%
(30чел)
57%
25%
Родители 1-4 кл
0
43%
(30 чел)
80%
0
17%
3%
Основные причины компьютерной зависимости
1.Сложные условия жизни
Мнение учащихся
14%
2.Разочарования
Мнение родителей
3.Конфликты в семье
(уход от реальности)
12%
13%
34%
14%
4.Конфликты в школе
15%
11%
5.Страх перед действительностью
18%
6. Низкие адаптационные способности
12%
11%
18%
28%
- РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ
- Что в девочке есть такое, что защищает ее от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости, если можно говорить о предрасположенности?
- Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, поэтому эмоциональной поддержки и поощрения со стороны значимых взрослых таким мальчикам может не хватать. Этот дефицит рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности, ребенок может стать 'более замкнутым, уйти в себя. Тогда потребность в личностной успешности начинает удовлетворяться в игре. По крайней мере, здесь никто не допускает негативной оценки, нет переживания неуспеха, сравнения не в твою пользу, и вообще можно забыться и уйти от проблем.
- Девочки более включены в деятельность и домашний труд, их интересы и увлечения шире, как и эмоциональные связи. Зрелость саморегулятивных процессов опережает, как и все психическое развитие, психологическую зрелость мальчиков, что тоже позволяет им плавно переживать кризисные возрастные периоды.
- Неоднократно проводимая в разных возрастных группах методика «Робинзон» неизменно выдает главное различие: девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков он востребован среди первых, иногда даже раньше родителей. У девочек более популярен телевизор. Их эмоциональная природа требует сопереживания.
Причины возникновения компьютерной аддикции
трудности в адаптации к проблемным жизненным ситуациям
2) многочисленные разочарования, крушение идеалов,
1) сложные социально-экономические услов условия
3) конфликты в семье и в школе, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов
4) Потеря чувства безопасности, возникновение СТРАХА перед действительностью
страх порождает стремление уйти от реальности
5) подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями
- По проблеме компьютерной зависимости сложилась определенная причинно-следственная связь между издержками воспитания и наличием зависимости: авторитарный стиль, материнская доминантность, эмоциональный дефицит, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера в семье, разобщенность членов семьи, телевизионная семья и другие причины, приводящие к болезненной восприимчивости действительности, неспособности контролировать свои чувства, слабоволию, несамостоятельности, лености, безответственности, социальной дезадаптированности.
- Соответственно, наличие таких результатов должно насторожить, так как в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.