Пояснительная записка
Компьютерная революция, свершившаяся в течение трех последних десятилетий, не могла не затронуть систему образования. Рассматривая место, которое в этой системе занял персональный компьютер, нужно, прежде всего, отметить уникальность этого положения. С одной стороны, он стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны – сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования.
Работу с компьютером изучают в основном в средней школе, работа же с младшим звеном практически не ведется. Между тем, персональный компьютер постоянно совершенствуется, возрастает его производительность, при этом цена практически не меняется. Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю и имеется в большинстве семей. Однако очень часто компьютер приобретается любимому ребёнку «для развития», а на деле используется как дорогая игрушка. Переходя из класса в класс, ребята так и продолжают рассматривать компьютер не как инструмент познания, инструмент интеллектуального труда, а только лишь как смесь телевизора, игрушки и печатной машинки.
Представляется важным начать общение ученика с компьютером с младших классов школы, ведь важнейшим фактором развития в возрастном периоде 6 – 11 лет является поступление в школу и связанное с этим расширение сфер деятельности и общения. Рассмотрим подробнее эти сферы.
Актуальность программы
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребёнка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представление), а также в формировании у ребёнка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка в возрасте 6 – 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения – он начинает учиться в школе. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное.
Мотивационную сферу ребёнка в возрасте 6 – 11 лет характеризует тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения. В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные. Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить статусный мотив, мотив «хорошей отметки», мотив утверждения себя в классном коллективе, стремление к превосходству и признания себя сверстниками.
Основная цель развития Я-концепции заключается в том, чтобы помочь ребёнку стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.
Поведенческие особенности ребёнка среднего детства определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу. Ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность, также дети заняты получением трудовых навыков, и достаточно времени занимают игры. Дети в этом возрасте чрезвычайно активны и любознательны, у них значительно расширяются сферы деятельности и общения.
Приведя вышеизложенные сферы к единому целому, можно сделать вывод о наилучшем применении современных компьютерных технологий в отношении развития детей младшего школьного возраста, и первые шаги в этом направлении – знакомство с возможностями компьютера, с его разнообразным использованием, как в учебной, так и внеурочной деятельности.
В настоящее широко ведутся разработки старшеклассниками мультимедийных презентаций на самые различные темы – от разработок по предметам, подробных рассказов о своих увлечениях до внеклассных мероприятий. Так почему же не сделать такие мероприятия для ребят-младшеклассников?
В последнее время особенно стал нарастать интерес к компьютерам и Интернет. Это отмечается как в деловых кругах, так и среди населения. Понимание того, что современные информационные технологии и телекоммуникации нужны для нормального и процветающего будущего, привело людей к познанию и изучению этого.
Мало купить компьютер, подключиться к Интернет, надо уметь этим пользоваться как инструментом для достижения своих целей, будь то изготовление какого либо продукта, интерактивное обучение или операции с информацией. Собственно, это и стало одним из мотивов к созданию данного курса.
Мы хотим видеть наших детей преуспевающими, приобщить их к новейшим достижениям мировых технологий. Желание, стремление, поиск новых форм обучения привели к созданию компьютерного клуба «User_1150. Первые шаги».
Цели и задачи клуба:
организация учащихся и учителей для обмена навыками и умениями в области использования интернет-технологий;
популяризация использования интернет-ресурсов в учебном процессе;
использование интернет-технологий для разработки творческих проектов;
дистанционное образование для учителей и учащихся;
участие в существующих интернет-проектах, конкурсах, викторинах;
разработка интерактивных учебных пособий по предметам;
проведение соревнований по интеллектуальным играм с использованием интернет-технологий;
формирование общей информационной культуры учащихся и учителей.
Это форма работы, в которой используются клубные методы. В клубе «User_1150. Первые шаги» можно получить первоначальные навыки работы с компьютером, познакомиться с программным обеспечением, поработать на компьютере, подготовиться к выступлению, найти интересующую информацию, провести мастер-класс или семинар.
Работа, проводимая в рамках компьютерного клуба
Работа с пакетом Microsoft Office
Обеспечение доступа в сеть Интернет для учащихся школы.
Консультации по работе в сети Интернет для учащихся и учителей.
Оказание помощи при наборе и форматировании текстов.
Оказание услуг электронной почты.
Проведение консультаций по работе с ПК.
Оказание помощи при поиске информации в сети.
Внеклассная работа учащихся по подготовке рефератов и докладов по индивидуальным творческим заданиям и их оформление.
Содействие в представлении работ учащихся на городских, российских и международных конкурсах.
Использование ресурсов Интернет для определения профессиональной ориентации школьников.
Тестирование знаний учащихся по отдельным предметам или разделам курсов. Это имеет смысл при подготовке учащихся к сдаче экзаменов в форме тестирования.
Программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач.
В процессе занятий темы учебного плана, а также отведенное на них время может меняться:
по итогам анкетирования, выявляющего познавательный интерес учащихся к той или иной теме обучения;
с учетом скорости и качества освоения учебного материала группы обучающихся.
Содержание
Тема 1 |
Компьютер и программное обеспечение |
Содержание темы |
Прикладное программное обеспечение. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск); работать с носителями информации соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере | Регулятивные УДД: Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя; умение понимать цель выполняемых действий. Познавательные УДД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы; осуществлять поиск информации с помощью сети интернет .Коммуникативные УДД: умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе; координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками; принимать общее решение; контролировать действия партнёра в парных упражнениях; умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; умение оказывать помощь своим сверстникам. |
Научно-технические ресурсы города/страны |
https://yandex.ru/video/preview/1144670381831095846 https://gb.ru https://www.youtube.com/playlist?list=PL874KddjzYd_C3oIrP5Hajy5n-pfIEPt8 |
Возможные оценочные процедуры |
Практические и зачетные работы, творческие проекты, тестирование |
Тема 2 |
Методы работы с программами Microsoft Office |
Содержание темы |
Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
создание нового документа; использование помощника для получения справочной информации. ввод текста. Практическая работа; Выделение и замена текста с помощью клавиатуры; перемещение текста. отмена изменения в документе. Выбор и форматирование объектов. | Регулятивные УДД: Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя; умение понимать цель выполняемых действий. Познавательные УДД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы; осуществлять поиск информации с помощью сети интернет Коммуникативные УДД: умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе; координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками; принимать общее решение; контролировать действия партнёра в парных упражнениях; умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; умение оказывать помощь своим сверстникам. |
Научно-технические ресурсы города/страны |
https://yandex.ru/video/preview/1144670381831095846 https://gb.ru https://www.youtube.com/playlist?list=PL874KddjzYd_C3oIrP5Hajy5n-pfIEPt8 |
Возможные оценочные процедуры |
Практические и зачетные работы, творческие проекты, тестирование |
Тема 3 |
Технология обработки текстовой информации |
Содержание темы |
Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений и др.). Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
вставлять в документ объекты из других приложений; создавать типовые документы на компьютере; Выбор и форматирование объектов. | Регулятивные УДД: Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя; умение понимать цель выполняемых действий. Познавательные УДД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы; осуществлять поиск информации с помощью сети интернет Коммуникативные УДД: умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе; координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками; принимать общее решение; контролировать действия партнёра в парных упражнениях; умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; умение оказывать помощь своим сверстникам. |
Научно-технические ресурсы города/страны |
https://yandex.ru/video/preview/1144670381831095846 https://gb.ru https://www.youtube.com/playlist?list=PL874KddjzYd_C3oIrP5Hajy5n-pfIEPt8 |
Возможные оценочные процедуры |
Практические и зачетные работы, творческие проекты, тестирование |
Тема 4 |
Технология обработки графической информации |
Содержание темы |
Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Демонстрация презентаций. Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
применять графический редактор для создания и редактирования изображений; создавать мультимедийные компьютерные презентации; | Регулятивные УДД: Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя; умение понимать цель выполняемых действий. Познавательные УДД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы; осуществлять поиск информации с помощью сети интернет Коммуникативные УДД: умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе; координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками; принимать общее решение; контролировать действия партнёра в парных упражнениях; умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; умение оказывать помощь своим сверстникам. |
Научно-технические ресурсы города/страны |
https://yandex.ru/video/preview/1144670381831095846 https://gb.ru https://www.youtube.com/playlist?list=PL874KddjzYd_C3oIrP5Hajy5n-pfIEPt8 |
Возможные оценочные процедуры |
Практические и зачетные работы, творческие проекты, тестирование |
Тема 5 |
Технология хранения, поиска и сортировки информации |
Содержание темы |
Виды и способы организации запросов для поиска информации. Сортировка записей. Создание баз данных по различным предметам. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
описывать назначение и возможности баз данных; создавать табличные базы данных осуществлять сортировку и поиск записей; задавать запросы при поиске информации. | Регулятивные УДД: Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя; умение понимать цель выполняемых действий. Познавательные УДД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы; осуществлять поиск информации с помощью сети интернет Коммуникативные УДД: умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе; координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками; принимать общее решение; контролировать действия партнёра в парных упражнениях; умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; умение оказывать помощь своим сверстникам. |
Научно-технические ресурсы города/страны |
https://yandex.ru/video/preview/1144670381831095846 https://gb.ru https://www.youtube.com/playlist?list=PL874KddjzYd_C3oIrP5Hajy5n-pfIEPt8 |
Возможные оценочные процедуры |
Практические и зачетные работы, творческие проекты, тестирование |
Тема 6 |
Коммуникационные технологии |
Содержание темы |
Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации. Основные информационные ресурсы сети Интернет. Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Поиск информации (документов, файлов, людей). Аудио– и видеофайлы. Форматирование текста. Вставка графики и звука. Система навигации по сайту. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых сетью Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами, путешествовать по Всемирной паутине. | Регулятивные УДД: Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя; умение понимать цель выполняемых действий. Познавательные УДД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы; осуществлять поиск информации с помощью сети интернет Коммуникативные УДД: умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе; координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками; принимать общее решение; контролировать действия партнёра в парных упражнениях; умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; умение оказывать помощь своим сверстникам. |
Научно-технические ресурсы города/страны |
https://yandex.ru/video/preview/1144670381831095846 https://gb.ru https://www.youtube.com/playlist?list=PL874KddjzYd_C3oIrP5Hajy5n-pfIEPt8 |
Возможные оценочные процедуры |
Практические и зачетные работы, творческие проекты, тестирование |
Тема 7 |
Социальная информатика |
Содержание темы |
Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества. Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, бесплатные и условно-бесплатные программы. Информационная культура и информационная безопасность личности. Этические нормы поведения в компьютерных сетях. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества; представление о проблемах информационной безопасности общества и личности; представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование; | Регулятивные УДД: Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя; умение понимать цель выполняемых действий. Познавательные УДД: перерабатывать полученную информацию, делать выводы; осуществлять поиск информации с помощью сети интернет Коммуникативные УДД: умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе; координировать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками; принимать общее решение; контролировать действия партнёра в парных упражнениях; умение участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию. | дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; умение оказывать помощь своим сверстникам. |
Научно-технические ресурсы города/страны |
https://yandex.ru/video/preview/1144670381831095846 https://gb.ru https://www.youtube.com/playlist?list=PL874KddjzYd_C3oIrP5Hajy5n-pfIEPt8 |
Возможные оценочные процедуры |
Практические и зачетные работы, творческие проекты, тестирование |
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов |
Санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютерному рабочему месту. Техника безопасности в компьютерном классе Функциональное устройство компьютера | 1 |
Устройства ввода информации (клавиатура, мышь, сканер, цифровые камеры). Устройства вывода информации (монитор, принтер, акустические системы). Устройства хранения информации (магнитные и оптические носители информации) | 1 |
Аппаратное и программное обеспечение ПК Операционная система. Основные объекты графического интерфейса (окна, панели, флажки и др.). Соглашение и умолчание. Возможности и ограничение компьютерной технологии. | 1 |
Азбука работы на ПК | 1 |
Редактирование текстов, обработка и подготовка фотографий | 1 |
Подготовка статьи (написание текста, обработка фотографий) | 1 |
Состав и функция клавиатуры. Работа на клавиатурных тренажерах | 1 |
Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Стандартные, служебные и мультимедиа программы | 1 |
Содействие в подготовке индивидуальных творческих заданий | 1 |
Отмена изменений в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа. | 1 |
Использование помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа | 1 |
Выделение текста с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры. | 1 |
Перемещение текста. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу | 1 |
Настройка панелей инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа | 1 |
Содействие в подготовке индивидуальных творческих заданий | 1 |
Задание параметров страницы. Выбор формата бумаги и ориентации страницы, изменение полей. | 1 |
Изменение гарнитуры и размера шрифта. | 1 |
Изменение начертания шрифта. | 1 |
Выбор регистра букв. | 1 |
Применение специальных эффектов. Практическая работа | 1 |
Создание таблиц | 1 |
Построение стандартной таблицы. Практическая работа. Вставка строк и столбцов. Объединение ячеек в таблице. | 1 |
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint | 1 |
Создание и редактирование изображений в Word. Практическая работа | 1 |
Виды и способы организации запросов для поиска информации. | 1 |
Создание баз данных по темам | 1 |
Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. | 1 |
Основные информационные ресурсы сети Интернет. | 1 |
Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. | 1 |
Интерактивное общение, аудио- и видеофайлы, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей). | 1 |
Содействие в подготовке индивидуальных творческих заданий | 1 |
Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития. | 1 |
Проблемы информационной безопасности общества. | 1 |
Информационная культура и информационная безопасность личности. | 1 |
Этические нормы поведения в компьютерных сетях | 1 |
Интерактивные Web-страницы (формы). Система навигации по сайту. | 1 |
Итого | 36 |