СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс дидактических игр, упражнений по развитию представлений о предметах окружающей действительности у дошкольников с нарушением зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс дидактических игр, упражнений по развитию представлений о предметах окружающей действительности у дошкольников с нарушением зрения.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр, упражнений по развитию представлений о предметах окружающей действительности у дошкольников с нарушением зрения.»

Комплекс дидактических игр, упражнений

по развитию представлений о предметах окружающей действительности

у дошкольников с нарушением зрения


1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: закрепить знания о разных видах игрушек, их форме, величины, определить уровень развития моторной сферы и уровня развития мыслительной деятельности детей, закрепить умение узнавать на ощупь предметы, называть их. Развивать умение их зрительно обследовать, выделять основные части, дополнять зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами, совершенствовать тактильные ощущения и восприятия детей, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Ход игры.

До начала игры дети не должны видеть именно эти предметы. Хотя все они им знакомы «по жизни» (например: разнообразные мелкие предметы с различной фактурой (жёлуди, шишки, гладкие и шершавые камни, галька разной формы, кусочки меха и ткани) и мелкие игрушки). Поочерёдно то правой, то левой рукой дети достают из мешка один предмет за другим, предварительно ощупав его вслепую и определив три его признака: форма, степень жёсткости – мягкости, степень гладкости – шершавости. Им не надо угадывать предмет. А назвать его можно только тогда, когда предмет уже вынут из мешка. Если все предметы правильно описаны и названы, можно говорить о нормальной чувствительности пальцев и хороших номинативных способностей детей. Если все предметы стали шершавыми или, наоборот, гладкими, дети не владеют терминами «округлый», «вытянутый», «продолговатый», мы имеем дело со слабо развитой тактильностью и не сформированной номинативной функцией

2. Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Цель: Учить детей сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу, закреплять знания о геометрических фигурах и цвете, упражнять в счёте фигур не зависимости от формы и цвета. Развивать совместную игровую деятельность, умение чётко выполнять правила игры. Воспитывать способность детей сравнивать фигуры, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь, формировать сообразительность, сосредоточенность, быстроту мышления, бережное отношение к игровому материалу.

Ход игры.

1 вариант

(для индивидуальной работы)

Ребёнку даётся карточка, предлагается найти все фигуры одной формы, называя её цвет (например, красный квадрат, жёлтый квадрат, зелёный квадрат).

2 вариант

(для групповой работы)

Играющим раздаются карточки с фигурами, ведущий достаёт из мешка фигуру, отдаёт игроку, у которого есть такая фигура на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю карточку.

3. Дидактическая игра «Подбери по форме».

Цель: Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков (цвета, величины), подбирать к заданному образцу геометрической фигуры предмет окружающего мира похожий на данную фигуру, закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Ход игры.

Ребёнок выбирает по желанию «поле» с геометрической фигурой, называет фигуру и из карточек с предметами окружающего мира подбирает только те предметы, которые соответствуют данной геометрической фигуре.

4. Дидактическая игра «Собери снеговика».

Цель: Учить детей различать и называть четыре основных цвета (синий, красный, жёлтый, зелёный), приёму наложения деталей путём приставления друг к другу, закрепить знания о геометрической фигуре – круг (белый), умение группировать по цвету. Развивать умение выделять величину предметов и выполнять действия с предметами разной величины, мелкую моторику рук, зрительное восприятие. Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Ход игры.

Педагог предлагается детям помочь снеговикам. Он говорит: «Снеговики расшалились – баловались и, так получилось, что рассыпались? Нужно им помочь, собрать их». Уточняется, как строится снеговик: на большой круг ставится круг поменьше, затем самый маленький. Далее педагог говорит: «После этого «надеваем» ведро (трапеция) на голову, и готово! Получились замечательные снеговики».

Дети выполняют предложенное задание.

5. Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки».

Цель: Изучение основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный), учить ребёнка подбирать для каждой бабочки цветок соответствующего цвета. Развивать умение различать и соотносить цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и речевую активность. Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Ход игры.

Педагог предлагает ребёнку подобрать для каждой бабочки цветок соответствующего цвета. Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырёх цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребёнка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.

6. Упражнение «Бусы для куклы».

Цель: Учить детей выкладывать кружки на прорисованные контуры бусинок, закрепить знания об основных цветах, уметь группировать предметы по цвету, закрепить знание о геометрической фигуре – круг, закрепить понятие «одинаковые» - по цвету, по форме и по размеру. Развивать сенсорное восприятие, умение выделять и соотносить цвета, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к пособию, интерес к математическим действиям.

Ход упражнения.

Педагог предлагает детям собрать бусы из разноцветных кружочков, выложив их на прорисованные контуры бусинок. Ребёнок раскладывает кружки, глядя на образец, а также можно создавать свои «бусы».

7. Упражнение «Составь из частей целое».

Цель: Учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, формировать у детей представления о целостном образе предмета, об окружающем мире. Развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, мелкую моторику рук, речевую активность. Воспитывать бережное отношение к пособию.

Ход упражнения.

На столе перед ребёнком разложены разобранные картинки изображением вверх. Педагог говорит: «Возьми одну деталь, что на ней нарисовано». Затем ребёнку предлагают найти недостающую половинку. Педагог: «Сложи две детали вместе – они должны соединиться в целое изображение». Ребёнок должен сложить все картинки. После этого педагог спрашивает у дошкольника, как называется тот или иной предмет.

8. Упражнение «На что это похоже?».

Цель: Учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов. Развивать целостное восприятие, мышление, воображение и речевую активность. Воспитывать познавательный интерес.

Ход упражнения.

На столе лежат различные геометрические фигуры, дети их рассматривают, определяют, как называются и цвет, говорят на какой предмет окружающего мира, похожа данная фигура.

9. Упражнение «Что перепутал художник?».

Цель: Учить детей видеть целостное восприятие предметов. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора. Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к пособию.

Ход упражнения.

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением сказочных героев лежащие на столе. Затем педагог просит детей узнать из какое это произведении, назвать героев, определить , что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор.

10. Упражнение «Найди, чья тень».

Цель: Учить детей определять, где, чья тень находится. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, приёмы зрительного наложения. Воспитывать бережное отношение к пособию.

Ход упражнения.

На столе перед ребёнком лежат карточки с изображением различных предметов. Ребёнок должен подобрать нужную тень к каждой картинке.

Все дидактические игры и упражнения проводились с использованием специального дидактического материала, который подбирается с учётом зрительного диагноза, индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка. Изображения на картинках отражали реальный предмет, а не сказочный. Дидактический материал предлагался детям на контрастном фоне. Цветные изображения предметов подбирались с яркими, контрастными цветами для лучшего зрительного восприятия.

11. Гимнастика для глаз: «Глазкам нужно отдохнуть».

Глазкам нужно отдохнуть

(ребята закрывают глаза).

Нужно глубоко вздохнуть

(глубокий вдох, глаза всё так же закрыты).

Глаза по кругу побегут

(глаза открыты, движение зрачками по кругу по часовой и против часовой стрелки).

Много – много раз моргнут

(частое моргание глазами).

Глазкам стало хорошо.

(лёгкое касание кончиками пальцев закрытых глаз).

Увидят мои глазки всё!

(глаза распахнуты и на лице улыбка).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!