СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности аккомпаниатора

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа будет полезна преподавателям ДШИ и ДМШ, концертмейстерам

Просмотр содержимого документа
«Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности аккомпаниатора»

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности аккомпаниатора


Поле деятельности аккомпаниатора в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Перед ним стоит благородная миссия:

  • приобщить ребенка к миру прекрасного;

  • помочь ему выработать навыки пения в ансамбле и хоре;

  • развить музыкальность;

  • формировать его жизненную позицию.

Отсюда следует, что к аккомпаниатору предъявляются большие требования. Он должен обладать:

  1. Общей музыкальной одаренностью.

  2. Хорошим музыкальным слухом, воображением.

  3. Умением охватить образ и форму произведения.

Он должен быть:

  • артистичным;

  • суметь воплотить замысел автора;

  • быстро освоить музыкальный текст;

  • читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру;

  • быть личностью.

Аккомпаниатору необходимы и профессиональные навыки:

  1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя партию солиста.

  2. Транспонировать текст в пределах кварты.

  3. Владеть навыками игры в ансамбле.

  4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз.

  5. Знать основные дирижерские жесты и приемы.

  6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, нюнсов: темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору).

  7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно (там, где нужно)) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.

  8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.

  9. Должен овладеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами.

  10. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы.

Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений.

Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера.

Работа аккомпаниатора, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.

На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности.

Участие аккомпаниатора в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Существуют критерии, которым должен соответствовать аккомпаниатор -профессионал:

  • достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;

  • пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

  • правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;

  • в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;

  • чувствовать себя уверенно во время исполнения, а для этого лучше готовиться к выступлению и не допускать срывов во время общения с аудиторией;

  • обладать сценическим опытом музыканта.






Музыкально-исполнительские навыки аккомпаниатора на примере песни Е.П. Крылатова «Крылатые качели».

Аккомпанемент «гармонические фигурации».

Это произведение – один из лучших образцов школьной песни в репертуаре старшего хора музыкально-хоровой студии. Несмотря на то, что каждый год учащиеся обновляют песенный репертуар, «Крылатые качели» – любимая песня не только у ребят, но и у слушателей любого возраста. Она волнует сердца людей своей певучей мелодией, тематическим материалом, яркостью и эффектным фортепианным изложением партии сопровождения. Имя Евгения Павловича Крылатова, советского композитора широко известно в нашей стране. Он писал музыку в разных жанрах – это и балет, эстрадная и симфоническая музыка, произведения для хора и музыка к драматическим спектаклям.

Очень популярны и отдельные песни, написанные для детей, это «Прекрасное далеко» и, конечно, «Крылатые качели», песня «Три белых коня» из кинофильма «Чародеи».

Песня «Крылатые качели», написанная на слова популярного детского поэта-песенника Юрия Энтина, отличается легкостью и проникновенностью звучания. Музыка создает светлое и ласковое настроение. Композитор умело использовал сочетание радостного и грустного в характере сочинения.

Темп песни не быстрый, размер4, написана в куплетной форме. Запев звучит в тональности d-moll, а припев в D-dur. Средства музыкальной выразительности просты, ярки и образны. Фактура аккомпанемента – гомофонно-гармоническая с волновыми мелодическими фигурациями, что создает в музыке ощущение теплоты и широкой наполненности.

Песня начинается с музыкального вступления, при исполнении которого концертмейстеру надо добиться предельного legato. Ему нужно помнить о ровности и цельности мелодической линии, так как композитор применяет в аккомпанементе волнообразные переливы, переходящие из одной руки в другую. Пианисту нужно стараться исполнить их певуче и задушевно. В сопровождении звучат постоянно восьмые и, конечно, играть их нужно совершенно свободными руками. Педаль можно держать полный такт. Весь куплет партия фортепиано носит такой же характер, что и во вступлении. Музыкальный материал не меняется, поэтому особых сложностей в отношении техники нет.

Слегка грустный, минорный характер куплета, сменяется одноименным мажором в припеве. И сразу меняются оттенки – краски светлеют, появляются активные интонации. В аккомпанементе возникает трудная для исполнителя ритмическая задача – синкопы. Здесь нужно правильно распределить опорные точки между партиями правой и левой рук, а так же четко ощущать сильные доли такта. Полезно поучить сопровождение в медленном темпе, акцентируя при этом первую и третью долю такта, приходящиеся на левую руку.

Главную роль в припеве занимает басовая партия. Чтобы придать исполнению цельности, концертмейстеру нужно ясно чувствовать ритмический пульс. Партию баса надо играть весом руки. Для этого рекомендуется поучить сначала отдельно левую руку и только после вводить аккорды правой руки.

В заключении песни на фоне последнего и очень долгого звучания залигованного аккорда (5 тактов) у хористов в сопровождении вновь проводятся мелодические фигурации, аналогичные по структуре вступлению и куплету. Последний аккорд, который звучит в аккомпанементе, необходимо додержать до конца такта в отличие от солирующей партии, которая оканчивается на первую четверть. В песне «Крылатые качели» большое значение имеет цезуры, написанном для солиста, хора и сопровождения. Поэтому пианисту следует особенно строго соблюдать все паузы, указанные в произведении композитором.

Список рекомендуемой литературы

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., Л., 1965 г.

  2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л., М., 1973 г.

  3. Ванелов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М., 1966 г.

  4. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методические проблемы. - Новосибирск, 1985 г.

  5. Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1963 г.

  6. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента. - Л., 1972 г.

  7. Николаева Р.Р. Воспитание навыков чтения с листа и транспортирование в классе концертмейстерского мастерства //Музыкознание. - Алма-ата, 1975. Выпуск 7.

  8. Пустовит В.И. Концертмейстерский класс. /Отв.ред. Э.Ф. Новикова./ - М., 1987.

  9. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994 г.

  10. Эстетическая культура и воспитание. - М., 1983 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!