СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений для формирования орфографических навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для формирования орфографических навыков

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений для формирования орфографических навыков»

Таблица «Основные принципы русской орфографии»

Принцип русской орфографии

Характеристика

морфологический принцип

Основополагающим является морфологический принцип, суть которого заключается в единообразном написании морфем: приставки, корня, суффикса, окончания – независимо от того, как они в силу тех или иных фонетических условий произносятся. При изменении у морфем могут появляться варианты, то есть звуки, входящие в их состав, могут видоизменяться. Например, слово сад во всех родственных словах пишется одинаково, хотя в определенных условиях гласный и согласный звуки могут произноситься по-разному: [сат], [с^довыj']; приставка от- в словах отпереть и отбить пишется одинаково, несмотря на произношение: [ътп'и эр'эт'], [^дб'ит']; в слове теплота и дремота один и тот же суффикс -от-; в словах банка [банкъ] и весна [в'и эсна] одно и то же окончание .

фонетический принцип

Основой для фонетического принципа является произношение: слова и морфемы пишутся так, как произносятся. Буквы обозначают звуками как в сильной, так и в слабой позиции. В русском языке к фонетическим относятся написания приставок, оканчивающихся на з-с: перед звонкими согласными, сонорными и гласными приставки пишутся с з на конце, в остальных случаях – с с: разбежаться – расписать, извести – истрепать, возразить – воспеть.

В соответствии с произношением пишутся приставки раз-(рас-) и роз-(рос-): под ударением пишется буква о (розыск, роспись, розыгрыш, росплеск), в безударном положении – а (разгром, распашонка, расписание, разведение).

традиционный принцип

К традиционному принципу относятся написания, которые сложились в древние времена, и в современном русском языке не могут быть объяснены с точки зрения морфологического или фонетического принципов. Данные написания демонстрируют древнейшие языковые явления, у которых нет соответствий в современной русской орфографии. Поэтому их принято называть традиционными или историческими. К традиционным следует относить написание слов типа калач, паром, карман, стакан, в которых буква а стала употребляться после проникновения в литературный язык такого явления, как аканье.

принцип дифференцированного написания, или смысловой принцип

В современной русской орфографии существует принцип дифференцированного написания, или смысловой принцип, в соответствии с которым написание части слов в русском языке регулируется их лексическим значением, например: бал – «танцевальный вечер» и балл – «единица оценки». Дифференцирующие написания существуют для того, чтобы разграничивать одинаково звучащие слова. К дифференцирующим написаниям относится употребление прописной буквы в собственных наименованиях, возникших на основе нарицательных имен существительных, к которым относятся топонимы (Горки, Орел, Медведица – река), антропонимы (Любовь, Нил, Карп, Роза, Лилия, Надежда, Роман) и другие.

принцип слитного, дефисного (полуслитного) и раздельного написания

Сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов – раздельно. Данные написания являются отражением тем процессов, которые происходят в лексической системе языка. Слитные написания используются для закрепления таких сложных лексических образований, которые представляют одно единое смысловое целое.

В русской орфографии предусмотрены правила о слитных, полуслитных и раздельных написаниях, которые являются общими для всех частей речи.



Упражнения для формирования орфографических навыков на орфограммы, регулируемые фонетическим принципом

1.Образуйте слова с приставками:



без/бес

цена -

забота -

страж –

мера –

цель –

форма –

воз/вос/вз/вс

создать –

ход –

бегать –

награждение –

гордиться –

глянуть –

раз/рас

рыть –

щедрость –

спрашивать –

счёт –

шуметь –

двинуть –

из/ис

следовать –

сечь -

чертить –

резать –

бежать –

жить –


2. От существительных с предлогом образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания:

без болезни, без голоса, без дома, без злобы, без звука, без платы, без сознания, без сердца, без сил, без страха.



3. Замените в словах приставку с- приставками, оканчивающимися на з-, и наоборот: сгибать – разгибать, изгибать.

Сдирать, сдавить, сгиб, сжарить, сдвигать, сгрести, сготовить, сделать, срастись, сжечь.

Развернуть, изгонять, воздавать, разбрасывать, разжечь, избежать, расклевать, низводить, излить, расколоть.



4. На каждую приставку на з- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным, а в другом – перед глухим: разбудить, распилить. Использовать приставки: без\бес, воз/вос, вз/вс, из\ис, низ/низ, раз/рас, через/черес.



5.Разберите слова по составу:

Раззвонить, расслаблять, бесстрашный, беззаботный, бесспорный, беззащитный, иззябнуть, беззубый, бессмысленный, восседать.



6. Подбери антонимы с приставкой на з/с.

Собрать (разбросать), затворить (распахнуть), добрый (бессердечный),смотать (размотать), завернуть (развернуть), соединить (расколоть), соединить (разъединить), похвалить (разругать), сужается (расширяется), собирать (разбирать), обрадоваться (рассердиться), завянуть (расцвести).



7.Замени слова синонимами с приставками на з/с.

Волнение (беспокойство),жестокий (безжалостный),тихий (бесшумный),равнодушный (бесстрастный),собрать (расшвырять),успокоить (расшевелить), много (бесчисленно),появиться (исчезнуть),яркий (бесцветный), приказ (распоряжение), слишком (чересчур).



8. Вставь пропущенные буквы

з_ревать з_ревой з_ренька з_рница з_рничный з_рька з_рюшка з_ря з_рянка



9. Придумайте и запишите небольшой юмористический рассказ на тему «Есть в нашей школе небезызвестный актер», используя данные словосочетания:

Сымитировать чириканье, сыграть спектакль, сверхинтересный собеседник, веселый розыгрыш, подыскать нужный костюм, наиграть любую мелодию, сыронизировать над смешной ситуацией.


10. Замените одним словом.

1.Проводить осмотр, чтобы найти что-либо. 2. Не имеющий имени, названия. 3. Подшутить над кем-то. 4. Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем-либо. 5. Человек, занимающийся розыском пропавших людей или вещей.


11. Игра «Третий лишний» Исключите из каждого ряда «лишнее слово». Объясните устно, по какому признаку вы его обнаружили.

  1. Предыдущий, предыстория, предынфарктный

  2. Розыск, розыгрыш, розы.

  3. Подыграть, подышать, подытожить.


Упражнения для формирования орфографических навыков на орфограммы, регулируемые морфологическим принципом

1.Образуй от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -лив-

Дождь, трус, счастье, непоседа, забота, талант, завись, жалость, совесть, засуха, неряха.

2. Жители нашего округа! Как мы их называем?

Жители Югры: югорчане, он __________ (югорчанин), она__________ (югорчанка).

Жители Сургута: сургутяне, он __________ (сургутянин), она__________(сургутянка)

Жители Когалыма: когалымчане, он __________ (когалымчанин), __________она _______ (когалымчанка)

Жители Лангепаса: лангепасцы, он_________(лангепасец), она __________(лангепаска).


3. “Из чего сок и варенье?”. Запиши, какое варенье можно получить из плодов этого сока.

  • Клюквенный - клюквенное

  • Брусничный - брусничное

  • Черничный - черничное

  • Голубичный - голубичное

  • Костяничный - костяничное

  • Малиновый – малиновое

4.Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать.


5.Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки).


Упражнения для формирования орфографических навыков на орфограммы, регулируемые традиционным, дифференцированным принципами и принципом слитного, дефисного (полуслитного) и раздельного написания

1.Подбери словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.


2.Найди и исправь ошибки.

Чудеса, шыны, лечю, чашка, лыжы, площадка, щюка, малыши, чючело, пружина, пушистый.



3.Вставьте буквы, подобрав проверочные слова.

звёз…ный -___________________

свис…нуть - __________________

лё…чик - __________________

извес…ный - ________________

поз..ний - ___________________

ус…ный - __________________

чес…ность - ________________

ярос…ный - __________________

влас…ный - __________________



4.Найдите омофоны, объясните их написание.

1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!



5. Вставь пропущенные буквы

Ож..г руки – ож..г руку, плач.. детей – не плач.., к..мпания – к..мпания, играть туш.. – черная туш..



6. Раскройте скобки, запишите следующие слова слитно, раздельно, через дефис.

(В) высь подняться – (в) высь небесную взлететь, (в) век не забыть друга – (в) век научно-технического прогресса, (в) конец разобидеться – убежать (в) конец переулка, носить пальто (в) накидку – одеться (в) накидку из шёлка, произносить (в) растяжку – отдать обувь (в) растяжку, (во) время войти – (во) время войны



7. Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив


8.Спиши, исправляя ошибки

Авто школа, авиа билеты, аэросани, библиография, вел отрек, зоомагазин ЛжеИванов, антиисторический, архи важный, пологурца, пол-лимона, пол Москвы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!