СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений на развитие психических процессов у детей с нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с речевыми нарушениями нуждаются также в развитие психический процессов.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений на развитие психических процессов у детей с нарушениями речи»

Комплекс упражнений на развитие психических процессов у детей с нарушениями речи


.«Подбери обобщающее понятие»

• кофта, куртка брюки

• ромашка, гвоздика, астра

• капуста, огурец, свекла

• автобус, самолет, велосипед

• круг, квадрат, треугольник

• октябрь, январь, апрель

• дочь, отец, мать • банан, апельсин, яблоко

• стул, диван, шкаф

• сапоги, валенки, тапочки

• учебник, тетрадь, портфель

• молоко, сыр, хлеб

• девочка, мужчина, женщина

• футбол, плаванье, хоккей


Узнай предмет по его частям

• Циферблат, стрелка, маятник

• Крыша, стены, окна, двери

• Спинка, сиденье, ножки

• Ствол, ветки, листья

• Руль, колёса, кузов, фары


Подбери обобщающее слово

• стол, кресло, кровать

• чайник, кастрюля, сковорода

• пальто, рубаха, платье

• кукла, мяч, юла

• ромашка, астра, гвоздика

• хлеб, конфеты, сыр

• девочка, мальчик, женщина

• весна, лето осень

• шапка, шляпа, косынка

• ель, клён, берёза

• заяц, волк, лиса

• ботинки, валенки, туфли


Подбери обобщающее слово

• Курица, гусь, утка

• Холодильник, утюг, миксер

• Рояль, скрипка, флейта

• Тарелка, блюдце, кружка

• Москва, Челябинск, Пермь

• Пирамидка, кубики, машинка

• Молоко, масло, творог

• Саша, Миша, Коля

• Январь, февраль, март

• Капуста, морковь, свекла

• Машина, поезд, автобус

• Кошка, корова, коза


«Часть-целое»

Взрослый называет часть предмета, а дети должны вспомнить и назвать как можно больше предметов, у которых есть эта часть.

• Руль — машина, велосипед, …

• Крыло — самолет, птица, бабочка, …

• Лист — дерево, тетрадь, книга, цветок, …

• Стрелка — часы, весы, …

• Стержень — ручка, карандаш, …

• Хобот — слон, … и т.п.


Упражнение «Что бывает …»

• Что бывает круглое, а что плоское?

• Что бывает жидкое, а что густое?

• Что бывает длинное, а что короткое?

• Что бывает твердое, а что мягкое?

• Что бывает прямое, а что кривое?

• Что бывает прочное, а что хрупкое?


«Ответь на вопросы»

• Сколько дней в неделе? Перечисли их.

Какой день недели перед средой? Какой следует за четвергом?

Сколько рабочих дней в неделе? Сколько выходных?


«Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)

а) Нарисуйте пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета.

б) Нарисуйте пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета.

в) Нарисуйте пять треугольников разного цвета и размера так, чтобы второй треугольник был желтого цвета, а средний самый большой.


3. «Запомни и нарисуй»

Каждое задание детям читается два раза:

• Нарисуйте на одной строчке (в ряд) два флажка. Раскрасьте их так, чтобы синий был справа от красного.

• Нарисуйте синий дом с красной крышей. В доме – два круглых зелёных окна.

«Числовые прятки»

Разложите вместе с детьми карточки в произвольном порядке на столе (можно и ковре, полу). Предложите сначала найти глазами и показать пальцем, не касаясь карточек, все числа от 0 до 10. А теперь поиграйте в своеобразные «прятки»: например, кто-то из детей (5-6 чел.) отворачиваются, а другие раскладывают в произвольном порядке все карточки, кроме одной, которую они прячут. Тот, кто отворачивается, должен посмотреть на разложенные карточки и как можно быстрее сказать, какой карточки не хватает.

Игра эта полезна тем, что, отыскивая недостающую карточку, дети многократно повторяют в уме числовой ряд, привыкая к порядку чисел.


«Угадай, кого загадали»

Эта игра поможет детям лучше ориентироваться в пространстве. В игре могут участвовать любимые игрушки. Например, кукла, мишка, зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было бы посадить или поставить перед ребёнком, за ним и сбоку от него.

Ребенка поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку. Затем поменяйтесь местами, теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. Далее введите дополнительное различение: справа и слева.


Решите логические задачи

Инструкция: «Сейчас я прочитаю задачу, а вы постарайся ее запомнить»

а) Жили два мальчика — Коля и Петя. Коля был старше Пети. (При необходимости повторить)

Вопросы:

• Повтори задачу

• Кто из них младше?

• Как зовут старшего?

• Кто из мальчиков не является старшим?

• Кто из мальчиков не является младшим?

• Кому из мальчиков больше лет?

• Кому из мальчиков меньше лет?

• Повтори задачу.

б) У дороги росли два дерева — клен и дуб. Дуб был выше клена.

Вопросы:

• Повтори задачу?

• Какое дерево было ниже?

• Какое не было высоким?

• Какое дерево не было низким?

• Как называется низкое дерево?

• Какое дерево посадили раньше?

• Какому дереву меньше лет?

• Повтори задачу.



Упражнение «Когда что бывает?»

• Когда загораются звезды?

• Когда мы встаем?

• Когда закат солнца?

• Когда восход солнца?

• Когда мы ложимся спать?

• Когда мы завтракаем?

• Когда мы обедаем?

• Когда мы ужинаем?


«Решите логическую задачу»

Инструкция: Сейчас я прочитаю вам задачу, а вы постараетесь её запомнить.

Задача: В парке гуляли три девочки — Ира, Катя, Оля. Ира выше Кати, Катя выше Оли.

Вопросы:

• Повтори задачу

• Как зовут самую высокую девочку?

• Кто из девочек ниже всех?

• Кто из девочек среднего роста?

• Повтори задачу еще раз.

3. Назови обратное действие

• Коля входит в комнату, а мама из неё …

• Мама наливает воду в чайник, а Денис её …

• Маша пирамидку собирает, а Вера …

• Корабль приплывает к пристани, а ветер …

• Дедушка дверь закрывает, а Федя её …


«Найди неточность»

Для игры приготовить цифры от 0 до 10. Выложить числовой ряд 0-10. Ребенок (или взрослый) отворачивается и на столе что-то изменяется (например, цифры меняются местами или убираются). Тот, кто отвернулся должен заметить неточности и их устранить.


«Вспомни слова»

Взрослый готовит маленькие листочки (примерно 5 х 5 см.). На каждом листочке схематически рисует: солнышко, человека, дом, гору, гриб, дерево, стол, мяч, лестницу, цветок. Картинки раскладывает на столе.

Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я буду вам говорить слова, а вы к каждому моему слову будете подбирать картинку для того, чтобы потом с помощью этой картинки вспомнить слово, которое я говорила».

Слова: лето, одежда, крыша, высота, лес, резать, обед, игра, прыгать, пчела.

Когда ребенок (дети) производит выбор картинки взрослому следует обратить внимание насколько выбор адекватен данному слову.

После того как названы слова и произведен выбор, взрослый говорит: «Сейчас эти картинки немного полежат, а через час мы к ним вернемся». Через 40-50 минут взрослый предъявляет картинки, дети пытаются вспомнить слова, т.е. точно их воспроизвести. О хорошем результате свидетельствует 5-7 точных воспроизведений.


2. Упражнение «Исключение лишнего»

Взрослый предлагает послушать четыре слова, найти лишнее слово и объяснить, почему это слово не подходит к остальным.

• кошка, овца, еж, лошадь

• учебник, линейка, ученик, портфель

• дятел, курица, сорока, ворона

• лимон, морковь, яблоко, груша

• человек, дворник, продавец, плотник

• корова, коза, щенок, свинья

• кубики, машинка, шла, телевизор

• диван, кресло, ковер, шкаф

• клён, одуванчик, сосна, тополь

• панамка, косынка, кепка, бантики

• тарелка, конфета, печенье, пряник

• снег, небо, дождь, град



«Ответьте на вопросы»

• Если кувшин сделан из стекла, то какой это кувшин?

• Если у девочки длинные волосы, то это какая девочка?

• Если диван сделан из кожи, то какой это диван?

• Если выпало много снега, то зима какая?

• Если ручка пишет чернилами, то эта ручка какая?


«Как использовать предмет …»

Детей просят перечислить как можно больше способов применения предмета. Обязательно необходимо разобрать пример: «Газета используется для чтения. Вы можете придумать другие способы использования газеты?»

Предметы для данного задания: книга, консервная банка, лопата, табурет ведро, гвоздь, варежка и т.д.

Сначала не следует ограничивать время выполнения задания. Затем, когда дети будут полностью понимать, что от них требуется, ограничьте время тремя минутами. Оценивается беглость или скорость, а также оригинальность предложенных способов использования предметов.


«Мячик соединитель»

Взрослый бросает мяч ребенку, произнося при этом несогласованные слова, например, «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз — в зависимости от ситуации, числа участников игры.

Варианты несогласованных слов: Дерево – расти, дом – строить, портной – шить, телевизор – показывать, девочка – плакать, старичок – очки, мышка – шуршать и др.


«Что имеется в виду»? (Тренировка понимания переносного смысла слов).

Взрослый просит детей объяснить следующие словосочетания:

• железный топор и железный человек

• черствый хлеб и черствый человек

• низкий стул и низкий поступок

• золотая цепочка и золотые руки


«Вербальный диктант»

Для проведения вербального диктанта необходимо приготовить: бумагу в клетку, простые карандаши, цветные карандаши.

Детям прочитывается инструкция один раз.

• Нарисовать на одной строчке – три круга и один квадрат.

• Нарисовать на одной строчке – два квадрата и четыре треугольника. Треугольники закрасить.

• Нарисовать на одной строчке – три круга и один квадрат. Квадрат закрасить красным цветом.

• Нарисовать на одной строчке – два больших квадрата и два маленьких. Большие квадраты закрасить зелёным цветом.


«Ответьте на вопросы»

• Сколько всего братьев-пальцев живет в кулаке? Покажите, что два проснулись. А сколько осталось спать?

• Сколько у каждого рук? А сколько ног? Сколько у каждого носов? а у Димы? а у Иришки? Сколько глаз? А языков во рту?

• Сколько у собачки хвостов? ушей? носов?

• Сколько хоботов у слона?

• Сколько лапок у воробушка?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!