Комплекс упражнений на развитие психических процессов у детей с нарушениями речи
.«Подбери обобщающее понятие»
• кофта, куртка брюки
• ромашка, гвоздика, астра
• капуста, огурец, свекла
• автобус, самолет, велосипед
• круг, квадрат, треугольник
• октябрь, январь, апрель
• дочь, отец, мать • банан, апельсин, яблоко
• стул, диван, шкаф
• сапоги, валенки, тапочки
• учебник, тетрадь, портфель
• молоко, сыр, хлеб
• девочка, мужчина, женщина
• футбол, плаванье, хоккей
Узнай предмет по его частям
• Циферблат, стрелка, маятник
• Крыша, стены, окна, двери
• Спинка, сиденье, ножки
• Ствол, ветки, листья
• Руль, колёса, кузов, фары
Подбери обобщающее слово
• стол, кресло, кровать
• чайник, кастрюля, сковорода
• пальто, рубаха, платье
• кукла, мяч, юла
• ромашка, астра, гвоздика
• хлеб, конфеты, сыр
• девочка, мальчик, женщина
• весна, лето осень
• шапка, шляпа, косынка
• ель, клён, берёза
• заяц, волк, лиса
• ботинки, валенки, туфли
Подбери обобщающее слово
• Курица, гусь, утка
• Холодильник, утюг, миксер
• Рояль, скрипка, флейта
• Тарелка, блюдце, кружка
• Москва, Челябинск, Пермь
• Пирамидка, кубики, машинка
• Молоко, масло, творог
• Саша, Миша, Коля
• Январь, февраль, март
• Капуста, морковь, свекла
• Машина, поезд, автобус
• Кошка, корова, коза
«Часть-целое»
Взрослый называет часть предмета, а дети должны вспомнить и назвать как можно больше предметов, у которых есть эта часть.
• Руль — машина, велосипед, …
• Крыло — самолет, птица, бабочка, …
• Лист — дерево, тетрадь, книга, цветок, …
• Стрелка — часы, весы, …
• Стержень — ручка, карандаш, …
• Хобот — слон, … и т.п.
Упражнение «Что бывает …»
• Что бывает круглое, а что плоское?
• Что бывает жидкое, а что густое?
• Что бывает длинное, а что короткое?
• Что бывает твердое, а что мягкое?
• Что бывает прямое, а что кривое?
• Что бывает прочное, а что хрупкое?
«Ответь на вопросы»
• Сколько дней в неделе? Перечисли их.
Какой день недели перед средой? Какой следует за четвергом?
Сколько рабочих дней в неделе? Сколько выходных?
«Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)
а) Нарисуйте пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета.
б) Нарисуйте пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета.
в) Нарисуйте пять треугольников разного цвета и размера так, чтобы второй треугольник был желтого цвета, а средний самый большой.
3. «Запомни и нарисуй»
Каждое задание детям читается два раза:
• Нарисуйте на одной строчке (в ряд) два флажка. Раскрасьте их так, чтобы синий был справа от красного.
• Нарисуйте синий дом с красной крышей. В доме – два круглых зелёных окна.
«Числовые прятки»
Разложите вместе с детьми карточки в произвольном порядке на столе (можно и ковре, полу). Предложите сначала найти глазами и показать пальцем, не касаясь карточек, все числа от 0 до 10. А теперь поиграйте в своеобразные «прятки»: например, кто-то из детей (5-6 чел.) отворачиваются, а другие раскладывают в произвольном порядке все карточки, кроме одной, которую они прячут. Тот, кто отворачивается, должен посмотреть на разложенные карточки и как можно быстрее сказать, какой карточки не хватает.
Игра эта полезна тем, что, отыскивая недостающую карточку, дети многократно повторяют в уме числовой ряд, привыкая к порядку чисел.
«Угадай, кого загадали»
Эта игра поможет детям лучше ориентироваться в пространстве. В игре могут участвовать любимые игрушки. Например, кукла, мишка, зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было бы посадить или поставить перед ребёнком, за ним и сбоку от него.
Ребенка поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку. Затем поменяйтесь местами, теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. Далее введите дополнительное различение: справа и слева.
Решите логические задачи
Инструкция: «Сейчас я прочитаю задачу, а вы постарайся ее запомнить»
а) Жили два мальчика — Коля и Петя. Коля был старше Пети. (При необходимости повторить)
Вопросы:
• Повтори задачу
• Кто из них младше?
• Как зовут старшего?
• Кто из мальчиков не является старшим?
• Кто из мальчиков не является младшим?
• Кому из мальчиков больше лет?
• Кому из мальчиков меньше лет?
• Повтори задачу.
б) У дороги росли два дерева — клен и дуб. Дуб был выше клена.
Вопросы:
• Повтори задачу?
• Какое дерево было ниже?
• Какое не было высоким?
• Какое дерево не было низким?
• Как называется низкое дерево?
• Какое дерево посадили раньше?
• Какому дереву меньше лет?
• Повтори задачу.
Упражнение «Когда что бывает?»
• Когда загораются звезды?
• Когда мы встаем?
• Когда закат солнца?
• Когда восход солнца?
• Когда мы ложимся спать?
• Когда мы завтракаем?
• Когда мы обедаем?
• Когда мы ужинаем?
«Решите логическую задачу»
Инструкция: Сейчас я прочитаю вам задачу, а вы постараетесь её запомнить.
Задача: В парке гуляли три девочки — Ира, Катя, Оля. Ира выше Кати, Катя выше Оли.
Вопросы:
• Повтори задачу
• Как зовут самую высокую девочку?
• Кто из девочек ниже всех?
• Кто из девочек среднего роста?
• Повтори задачу еще раз.
3. Назови обратное действие
• Коля входит в комнату, а мама из неё …
• Мама наливает воду в чайник, а Денис её …
• Маша пирамидку собирает, а Вера …
• Корабль приплывает к пристани, а ветер …
• Дедушка дверь закрывает, а Федя её …
«Найди неточность»
Для игры приготовить цифры от 0 до 10. Выложить числовой ряд 0-10. Ребенок (или взрослый) отворачивается и на столе что-то изменяется (например, цифры меняются местами или убираются). Тот, кто отвернулся должен заметить неточности и их устранить.
«Вспомни слова»
Взрослый готовит маленькие листочки (примерно 5 х 5 см.). На каждом листочке схематически рисует: солнышко, человека, дом, гору, гриб, дерево, стол, мяч, лестницу, цветок. Картинки раскладывает на столе.
Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я буду вам говорить слова, а вы к каждому моему слову будете подбирать картинку для того, чтобы потом с помощью этой картинки вспомнить слово, которое я говорила».
Слова: лето, одежда, крыша, высота, лес, резать, обед, игра, прыгать, пчела.
Когда ребенок (дети) производит выбор картинки взрослому следует обратить внимание насколько выбор адекватен данному слову.
После того как названы слова и произведен выбор, взрослый говорит: «Сейчас эти картинки немного полежат, а через час мы к ним вернемся». Через 40-50 минут взрослый предъявляет картинки, дети пытаются вспомнить слова, т.е. точно их воспроизвести. О хорошем результате свидетельствует 5-7 точных воспроизведений.
2. Упражнение «Исключение лишнего»
Взрослый предлагает послушать четыре слова, найти лишнее слово и объяснить, почему это слово не подходит к остальным.
• кошка, овца, еж, лошадь
• учебник, линейка, ученик, портфель
• дятел, курица, сорока, ворона
• лимон, морковь, яблоко, груша
• человек, дворник, продавец, плотник
• корова, коза, щенок, свинья
• кубики, машинка, шла, телевизор
• диван, кресло, ковер, шкаф
• клён, одуванчик, сосна, тополь
• панамка, косынка, кепка, бантики
• тарелка, конфета, печенье, пряник
• снег, небо, дождь, град
«Ответьте на вопросы»
• Если кувшин сделан из стекла, то какой это кувшин?
• Если у девочки длинные волосы, то это какая девочка?
• Если диван сделан из кожи, то какой это диван?
• Если выпало много снега, то зима какая?
• Если ручка пишет чернилами, то эта ручка какая?
«Как использовать предмет …»
Детей просят перечислить как можно больше способов применения предмета. Обязательно необходимо разобрать пример: «Газета используется для чтения. Вы можете придумать другие способы использования газеты?»
Предметы для данного задания: книга, консервная банка, лопата, табурет ведро, гвоздь, варежка и т.д.
Сначала не следует ограничивать время выполнения задания. Затем, когда дети будут полностью понимать, что от них требуется, ограничьте время тремя минутами. Оценивается беглость или скорость, а также оригинальность предложенных способов использования предметов.
«Мячик соединитель»
Взрослый бросает мяч ребенку, произнося при этом несогласованные слова, например, «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз — в зависимости от ситуации, числа участников игры.
Варианты несогласованных слов: Дерево – расти, дом – строить, портной – шить, телевизор – показывать, девочка – плакать, старичок – очки, мышка – шуршать и др.
«Что имеется в виду»? (Тренировка понимания переносного смысла слов).
Взрослый просит детей объяснить следующие словосочетания:
• железный топор и железный человек
• черствый хлеб и черствый человек
• низкий стул и низкий поступок
• золотая цепочка и золотые руки
«Вербальный диктант»
Для проведения вербального диктанта необходимо приготовить: бумагу в клетку, простые карандаши, цветные карандаши.
Детям прочитывается инструкция один раз.
• Нарисовать на одной строчке – три круга и один квадрат.
• Нарисовать на одной строчке – два квадрата и четыре треугольника. Треугольники закрасить.
• Нарисовать на одной строчке – три круга и один квадрат. Квадрат закрасить красным цветом.
• Нарисовать на одной строчке – два больших квадрата и два маленьких. Большие квадраты закрасить зелёным цветом.
«Ответьте на вопросы»
• Сколько всего братьев-пальцев живет в кулаке? Покажите, что два проснулись. А сколько осталось спать?
• Сколько у каждого рук? А сколько ног? Сколько у каждого носов? а у Димы? а у Иришки? Сколько глаз? А языков во рту?
• Сколько у собачки хвостов? ушей? носов?
• Сколько хоботов у слона?
• Сколько лапок у воробушка?