СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс заданий задний для развития речи школьников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплекс заданий задний для развития речи школьников»

Областной конкурс студенческих научно-исследовательских работ

«Мои первые исследования»



















Развитие коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка



Научно-исследовательский проект









Дудина Е.И.

Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

группа 211н


Научный руководитель:

Бородина Я.В.







Екатеринбург

2022

Содержание

Введение 3

I. Теоретический аспект коммуникативно-речевого развития младших школьников 5

II. Разработка сборника заданий для развития коммуникативно-речевых навыков на уроках русского языка 14

Заключение 17

Список литературы 19











Введение

Хорошо поставленная и развитая речь является одним из важнейших средств активной деятельности современного человека в обществе. Для школьника же она является залогом успешного обучения, так как речь ребенка – это показатель общего развития его личности. Низкий уровень владения коммуникативно-речевыми навыками является одной из объективных причин, не дающих возможность усваивать учебные предметы, свободно общаться с окружающими. Развивать эти навыки – означает постоянно работать над содержанием речи, учиться грамотному оформлению и подаче своих мыслей.

Особую актуальность этот вопрос приобретает в начальной школе, потому что именно в это время закладываются основы нашей языковой культуры. Именно уроки русского языка играют ключевую роль в работе по приобретению и развитию коммуникативно-речевых навыков.

Согласно планируемым результатам Примерной основной образовательной программы начального общего образования в результате изучения курса русского языка и родного языка на уровне начального общего образования выпускники должны получить начальные представления о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета, научиться ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы [3].

Таким образом, следует отметить, что коммуникативно-речевые навыки безусловно важны и являются залогом культуры речи младших школьников. Развитие этих навыков способствует также развитию мышления, чувств и полноценному грамотному общению младших школьников.

К сожалению, в настоящее время в связи с развитием информационных технологий на смену живому общению пришел интернет. С самого раннего детства школьники большую часть своего времени проводят в виртуальном мире: в гаджетах, социальных сетях, компьютерных играх. А на развитие речи и коммуникацию со сверстниками и взрослыми времени уделяется все меньше.

В связи с этим можно сформулировать проблему: «Каким образом развивать коммуникативно-речевые навыки младших школьников на уроках русского языка?»

Цель: на основе теоретического и практического анализа разработать сборник заданий на развитие коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка.

Для достижения цели были сформулированы задачи:

  1. Проанализировать планируемые результаты по дисциплине русский язык в начальной школе.

  2. Рассмотреть коммуникативное развитие младших школьников.

  3. Выявить способы развития коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка.

  4. Разработать содержание заданий для развития коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза: если предоставлять обучающимся речевые образцы, помогать им при ведении дискуссий, различных споров и аргументов, то это будет способствовать коммуникативно-речевому развитию младших школьников.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы, педагогических трудов и нормативно-правовых документов.

  2. Синтез полученной информации.

  3. Обобщение полученных результатов.

  4. Проектирование учебных заданий.

  1. Теоретический аспект коммуникативно-речевого развития младших школьников

С нашей точки зрения, предмет «Русский язык» в начальном обучении занимает лидирующее место, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности младших школьников. Изучение русского языка в начальных классах – это начальный этап системы развития речи, который в дальнейшем обеспечивает готовность выпускников начальной школы к следующим ступеням образования.

Учитель должен четко сформулировать задачи по развитию речи учащихся, определить основные направления в работе в соответствии с требованиями ФГОС НОО, владеть методикой речевого развития младших школьников, применять новые современные технологии обучения. Все это позволит сформировать у учащихся начальной школы позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная речь является показателем общей культуры человека [4, с. 8].

Все это достигается за счет четко поставленных планируемых результатов. В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований ФГОС НОО, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным условиям.

Для дальнейшей работы над нашей темой необходимо рассмотреть основные задачи, направленные на развитие речи, а именно: какие стоят требования к планируемым результатам по русскому языку в начальном общем образовании по содержательной линии «Развитие речи».

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи [12].

В начальной школе на русском языке этот комплекс представлен, как раннее уже было сказано, содержательной линией с аналогичным названием.

В содержание учебного предмета «Русский язык» начального общего образования по развитию речи входит:

  1. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

  2. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

  3. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

  4. Практическое овладение диалогической формой речи.

  5. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения.

  6. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).

  7. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

  8. Практическое овладение монологической формой речи.

  9. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) [3, с.22].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что содержательная линия «Развитие речи» по русскому языку в начальной школе полностью соответствует планируемым результатам по данной дисциплине. Таким образом, можно утверждать, что основная цель – научить ребенка правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на родном русском языке, используя при этом устную речь. Для достижения планируемых результатов по развитию речи необходимо формировать и расширять словарный запас младших школьников, развивать умение обучающихся грамматически правильно строить предложения, использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения), употреблять в речи монолог и диалог.

Далее рассмотрим, что предполагается под коммуникативным развитием младших школьников. Коммуникация – (лат. communicatio, от communico – де­лать об­щим, делать со­об­ща, свя­зы­вать, об­щать­ся), взаи­мо­дей­ст­вие лю­дей и жи­вот­ных, пред­по­ла­гаю­щее об­мен ин­фор­ма­ци­ей с по­мо­щью спе­циа­ли­зированных сиг­на­лов-по­сред­ни­ков. В че­ло­вече­ском об­ще­ст­ве К. – об­ще­ние, об­мен мыс­ля­ми, зна­ния­ми, чув­ст­ва­ми, по­ступ­ка­ми [15, с. 204].

Проанализировав данное определение, можно сказать, что это процесс передачи информации от одного человека другому, чтобы сообщить определенный смысл, общение между людьми.

Видами коммуникативных УУД являются:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы [2].

Исходя из вышерассмотренной информации следует отметить, коммуникативные навыки формируются и развиваются в процессе общения. Понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической литературе не имеют никаких различий. Учеными выявлены вербальные и невербальные коммуникативные умения, которые формируются в устной и знаково-символичной форме общения.

Видами  коммуникативных универсальных действий являются: 

      

Таким образом, можно утверждать, что главная задача учителя начальной школы – обеспечить условия для успешного коммуникативного развития обучающихся через формирование коммуникативных УУД на уроке. Необходимо отметить, что планируемые результаты по содержательной линии «Развитие речи» по русскому языку в начальной школе полностью находят свое отражение в метапредметных коммуникативных универсальных учебных действиях и являются дополняющими друг друга.

Мы считаем, что формирование коммуникативных УУД обеспечит появление положительных результатов по различным предметам в начальной школе, поможет улучшить качество знаний учащихся в данном классе в течение учебного года и будет способствовать коммуникативному развитию младших школьников.

Для эффективной организации образовательной деятельности учитель использует определенные методы, формы и приемы.

Метод обучения (от греческого methodos – «путь, способ достижения цели») – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учеников, обеспечивающая усвоение образовательного материала. Методы обучения - дидактическая категория; методика русского языка использует их, интерпретирует их с точки зрения субъекта, а также развивает и вводит свои собственные, обусловленные свойствами предмета «Русский язык» [11, с.84].

Следует перейти к методам развития коммуникативно-речевых навыков у младших школьников.

Коммуникативный метод основан на теории речевой деятельности и направлен на создание речевой ситуации, которая определяет мотивацию действий ученика. Школьник понимает, в какой среде будет использоваться текст, для кого и с какой целью.

Коммуникативный метод включает в себя реализацию всех этапов речевой активности в их логической последовательности, начиная от ориентации в теме будущего текста и заканчивая получением обратной связи. Таким образом, этот метод имеет большой потенциал для стимулирования и развития творческой, познавательной деятельности учащихся [11, с. 168].

Проанализируем словесные методы, которые занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы делятся на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, лекция и т.д.

Рассказ – это устное, образное, последовательное представление небольшого количества материала. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем фактом, что он носит повествовательный характер и используется при представлении фактов, примеров, описаний событий, явлений, опыта работы предприятий, характеризующих литературных героев, историков, ученых и т.д.

Объяснение – это монологическая форма представления. Объяснение следует понимать, как словесную интерпретацию закономерностей, существенных свойств исследуемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение характеризуется тем, что оно основано на доказательствах и нацелено на выявление существенных аспектов объектов и явлений, характера и последовательности событий, раскрытия сущности отдельных понятий, правил, законов.

В ходе объяснения желательно периодически задавать вопросы учащимся с целью поддержания их внимания и познавательной деятельности.

Беседа – это диалогический метод преподавания, в котором учитель, создавая тщательно продуманную систему вопросов, заставляет учащихся понимать новый материал или анализировать усвоение того, что уже было изучено. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

В зависимости от цели урока используются разные типы бесед:

 эвристическая беседа (от греческого слова «эврика» – найден, открыт) используется при изучении нового материала;

 воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная) имеет целью фиксировать в памяти учеников ранее изученный материал и проверять степень его ассимиляции;

 систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний учащихся после изучения темы или раздела на уроках, повторяющих обобщение [13, с.98].

Следует отметить, успех бесед во многом зависит от правильности поставленных вопросов, от способности учителя правильно строить объяснение и от способности ученика понимать содержание материала в устном изложении. Мы считаем, что данный метод является ядром в процессе обучения, на нем строятся все другие методы.

Все приведенные выше словесные методы можно использовать на уроках русского языка в начальной школе, при этом комбинируя их между собой.

В отечественной и зарубежной школе имеется достаточный опыт использования игровых методик, в свою очередь это доказывает, что развитие коммуникативных навыков и социального поведения будет эффективным в процессе сюжетно-ролевой игры, которая является наиболее точной и доступной моделью общения детей младшего школьного возраста.

В основу сюжетно-ролевой игры положен процесс ролевого общения обучающихся в соответствии с распределенными между ними ролями, а также наличием коммуникативной игровой ситуации, которая объединяет игровой материал [12].

Развитие коммуникативных навыков, в процессе ролевого общения обучающихся осуществляется учителем поэтапно и состоит в следующем:

- раскрытие обучающимся значения коммуникативных умений;

- ознакомление детей с содержанием и структурой умений при распределении ролей;

- включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;

- совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности [8].

Ролевые игры на уроках русского языка для младших школьников могут быть использованы как эффективное средство активизации учебного процесса, мыслительной деятельности учащихся, пробудит интерес к живому общению.

На развитие у младших школьников коммуникативных и речевых навыков большое влияние оказывают тренинговые занятия. Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) - это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок [11, с.171].

Коммуникативный тренинг – это тренинг, который направлен на развитие умения общаться с другими людьми. Коммуникативный тренинг может успешно быть использован на уроке русского языка в начальной школе, поспособствует развитию навыка обмена информацией с другими людьми, созданию условий для наиболее эффективной передачи информации [6].

В ходе коммуникативного тренинга вырабатываются и выстраиваются эффективные для общения процессы, развиваются навыки достижения согласия, сотрудничества и признания, что и необходимо при развитии коммуникативно-речевого аспекта младших школьников.

Для достижения этого более всего для занятия по русскому языку подходит организация деятельности младших школьников малыми группами. Такая форма работы менее утомительна для детей, так как они находятся в тесном контакте друг с другом [8, с.47].

Работа в группах обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, дети получают эмоциональную и содержательную поддержку, они учатся правильно ив вежливо общаться (развивается диалогическая и монологическая речь), появляется чувство защищённости, и даже самые стеснительные и тревожные дети преодолевают страх и включаются в совместную работу класса [8, с.76].

Ребята учатся договариваться, развивается речь, обогащается словарный запас, заниматься русском языком с таким методом будет интересно каждому ученику.

На уроке русского языка в начальной школе нельзя забывать о такой форме работы, как организация взаимной проверки выполненного задания, групповой проверки задания, обсуждение участниками учебного конфликта и способов действий [6].

В процессе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. В процессе развития коммуникативных умений и навыков младших школьников целесообразно использовать разные виды детской деятельности, интегрируя их.

Благодаря использованию метода проектной деятельности повышается познавательная активность школьников, расширяется кругозор обучающихся, дети получают более глубокие знания, развивается устная и письменная речь, развивается умение творчески мыслить. Данный метод является эффективным средством развития как коммуникативных, так и речевых умений, и навыков обучающихся. Он является вполне подходящим для работы на занятиях русского языка и однозначно вызовет интерес у младших школьников.

Для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения и навыки как умение слушать и излагать свои мысли, навыки корректно вести себя в различных конфликтных ситуациях, работать в группе.

Если данные коммуникативные умения у ребенка развиты на низком уровне, то целесообразно использовать специальные формы и методы их формирования, соответствующие данному возрасту.

Использование форм (тренинг, групповая, индивидуальная и коллективная работа), и методов (коммуникативный, словесные, ролевая и дидактическая игра, проектная деятельность), которые обеспечивают включение школьников в деятельность коммуникативной направленности, получается при помощи постепенного развития коммуникативных умений, в основе которого расширение их коммуникативных мотивов, знаний, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что весьма целесообразным является решение воспитывать у детей умение слушать и слышать собеседников, терпеливо относиться к их мнению. А также следует отметить, что необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения. Главную роль в этом играет учитель, он предоставляет обучающимся речевые образцы, помогает им при ведении дискуссий, различных споров и приведении аргументов.

  1. Разработка сборника заданий для развития коммуникативно-речевых навыков на уроках русского языка

На основе всего рассмотренного и полученного материала мы решили разработать сборник заданий для развития коммуникативно-речевых навыков на уроках русского языка для обучающихся 1-2 классов.

Сборники заданий – это учебная литература, состоящая из систематизированных по разделам программы задний и упражнений, способствующая обеспечению усвоения теоретического материала, формированию практических умений и навыков и развитию учащихся.

Продукт мы решили выполнить в сервисе для графического дизайна «Canva». Выбор пал именно на эту программу, потому что она обладает такими преимуществами, как: доступная бесплатная версия, множество всеразличных шаблонов и дизайнов, удобная и понятная панель работы.

Этапы разработки:

  1. Первым этапом работы мы упорядочили собранную и подготовленную информацию, продумав структуру сборника на основе имеющихся данных. Придумали название сборника, сформулировали заголовки и подзаголовки, наметили, по какому принципу будем располагать упражнения и задания на страницах. Проработав структуру, мы минимизировали возможные трудности в ходе создания дизайна.

  2. Следующий этап – создание чернового эскиза. Мы сделали предварительный набросок отобранного материала, представили каким образом расположим пункты на готовом продукте.

  3. Пожалуй, главный этап работы создания сборника – это определение и создание дизайна, выбор шаблона и размещение текста. Возможна постановка анимации, чем мы и воспользовались, вследствии чего наш продукт имеет не только формат PDF для печати, а еще и видео-формат. Сборник привели в свой конечный вид.

  4. Последний этап – создание QR-кода и печать нашего сборника для студентов колледжа при работе на педагогической практике в школах. А благодаря созданному QR-коду любой сможет воспользоваться нашим сборником, открыв его на своем гаджете.

Наш сборник состоит из комплекса упражнений для 1-2 класса, именно в этот промежуток обучения можно добиться высоких результатов в развитии коммуникативно-речевых навыков у детей. Для педагогов и родителей в самом начале помещена пояснительная записка. Сам же сборник условно разделен на 2 блока – задания для работы в парах и задания для работы в группах.

Новизна созданного сборника заключается в разработанных нами заданиях, полностью соответствующих возрастным, педагогическим и методическим особенностям работы со школьниками.

Разработанные задания способствуют воспитанию у детей умения корректно и аргументированно высказывать свое мнение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, готовить и защищать небольшие публичные выступления слушать и слышать собеседников, терпеливо относиться к их мнению. А ведь именно от уровня развития данных умений и навыков во многом зависит качество не только дальнейшего обучения и воспитания, но и то, станет ли младший школьник социально успешным, сможет ли он реализовать себя как личность, воплотить в жизнь свои начинания. Этого всего не произойдет без высоко развитых коммуникативно-речевых навыков, без умения грамотно, точно, убедительно выражать свои мысли.

В рамках нашего проекта мы осуществили проведение пробных уроков русского языка в 3-их классах начальной школы №23 города Екатеринбург по разработанному сборнику. Задания не оставили равнодушными как самих учеников, так и классных руководителей. Обе стороны убедились в эффективности нашего разработанного продукта.

В настоящее время наш сборник в активном пользовании у учителей данной школы и школ №1, 29, 64 и 200, в которых студенты нашего колледжа на регулярной основе проходят педагогическую практику. Также каждый учитель, родитель, интересующийся вопросом развития речи своих учеников или ребенка, с легкостью может скачать готовый продукт, разработанный в ходе работы над данным проектом, в интернете, найдя его на просторах ведущего образовательного портала России «Инфоурок».

Помимо этого, следует отметить, что наш сборник имеет предназначение и может использоваться не только в качестве дополнительного дидактического пособия в начальных школах на уроках русского языка и во внеурочной деятельности на литературных кружках, но и также в центрах развития и дополнительного образования для дошкольников и младших школьников.

Таким образом, в ходе выполнения проекта на основе всего изученного мы смогли разработать сборник заданий, направленный на всесторонне развитие коммуникативно-речевых навыков младших школьников – продукт, направленный хоть и на узкую целевую аудиторию, а именно учеников начальных классов, их учителей и родителей, но, на наш взгляд, при этом его социальная значимость меньше не становится. Хорошо развитая речь и навыки коммуникации – залог не только успешного обучения на всех ступенях образования, но и основа благополучного развития во всех сферах жизни.

Учителю начальных классов просто необходимо иметь в своем арсенале подобные материалы, ведь именно с него начинается зарождение нового молодого и образованного поколения. Чем эффективнее мы, как будущие педагоги будем выполнять свою задачу, в частности развитие коммуникативно-речевых навыков, тем больше ценных и дельных членов общества будем получать на выходе из школы.

В перспективах у нас работа над усовершенствованием созданного сборника, максимальное распространение и включение в работу в школах и центрах развития, а также разработка сборника по нашей теме для 3-4 классов.

Заключение

В начале работы нами была определена проблема исследования – каким образом развивать коммуникативно-речевые навыки младших школьников на уроках русского языка. Для ее решения мы проанализировали научную литературу, педагогические труды и нормативно-правовые документы, синтезировали и обобщали полученные результаты, после чего были сделаны определенные выводы.

Целью нашей реферативной работы являлась разработка сборника комплекса заданий на развитие коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка на основе теоретического и практического анализа.

Для достижения цели нами был поставлен определенный перечень задач. В первую очередь, проанализировать планируемые результаты по дисциплине русский язык в начальной школе. Далее необходимо было рассмотреть коммуникативное развитие младших школьников. После этого выявить методы развития коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка. И наконец, разработать содержание заданий для развития коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка.

Для осуществления первой задачи мы проанализировали планируемые результаты учебного предмета «Русский язык» в начальной школе по содержательной линии «Развитие речи». Мы пришли к конкретной цели – наш сборник должен помочь учителю/родителю научить ребенка правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на родном русском языке, используя при этом устную речь. А для этого, в свою очередь, необходимо формировать и расширять словарный запас младших школьников, развивать их умение грамматически правильно строить предложения, употреблять в речи монолог и диалог.


В рамках работы по достижению второй задачи и для того, чтобы наш сборник получился эффективным и принес видимый результат, мы внимательно изучили коммуникативные универсальные учебные действия, прописанные в действующем ФГОС НОО от 6 октября 2009 года. Во время работы стало ясно, что главная задача учителя начальной школы – обеспечить условия для успешного коммуникативного развития обучающихся через формирование коммуникативных УУД на уроке.

Следующим шагом при подготовке разработки нашего продукта мы рассмотрели, какие методы обучения способствуют наиболее интенсивному развитию речи и коммуникативно-речевых навыков младших школьников. Нами были определены основные формы (тренинг, групповая, индивидуальная и коллективная работа) и методы (коммуникативный, словесные, ролевая и дидактическая игра, проектная деятельность), которые обеспечивают включение школьников в деятельность коммуникативной направленности.

Финалом нашей работы над проектом стало создание сборника для активного пользования учителей и студентов-практикантов разработанных нами заданий.

Таким образом, проблема решена, цель достигнута, задачи выполнены. Гипотеза нашла свое подтверждение при разработки практической части проекта. Пробные уроки в школе дали понять, если предоставлять обучающимся речевые образцы, помогать им при ведении дискуссий, различных споров и аргументов, то это будет способствовать коммуникативно-речевому развитию младших школьников.

В дальнейшем нами предполагается исследование развития коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся 3 класса на уроках русского языка, работа над усовершенствованием созданного сборника, а также разработка подобного сборника заданий для 3-4 классов.


Список литературы
  1. ФГОС P 15785. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: издание официальное : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 – Текст : непосредственный.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования: издание официальное : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. N 1/15 (ред. от 28.10.2015) : введен впервые : дата введения 2015-04-30 / разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – Москва 2015. – Текст : непосредственный.

  3. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования : пособие для начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова [и др.] ; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва : Издательство Просвещение, 2016. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025236-2. – Текст : электронный // Chkola83.net [сайт]. – URL: http://chkola83.net/programma_osnov/4_klass/planiruemye_rezultaty_nachalnogo_obshhego_obrazova.pdf (дата обращения 10.12.2021).

  4. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2018. – 286 с. – ISBN 978-5-09-020588-7. – Текст : электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004628529 (дата обращения 30.10.2021).

  5. Инфоурок: ведущий образовательный портал России : [сайт]. – Москва, 2021. – URL: https://infourok.ru/predmetnie-planiruemie-rezultati-uchebniy-predmet-russkiy-yazik-2962290.html (дата обращения 06.12.2021). – Текст. Изображение : электронные.

  6. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий; под редакцией В.П. Канакиной. – Москва : Просвещение, 2018. – 143 с. – (Учебник). – ISBN 978-5-09-089044-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-449717 (дата обращения 18.01.2022).

  7. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / ответственный редактор Ю. Н. Караулов. – Москва : Наука, 2017. – 261 с. – (Профессиональное образование). – ISBN  (В пер.) (В пер.). – Текст : электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001378670 (дата обращения 06.01.2022).

  8. Коробкова, О. Ф. Содержание понятий «Коммуникативная компетенция», «Коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе» / Научно-методический журнал «Специальное образование» №3. - 2017. – Екатеринбург, 2017. – 131 с. - Ежекв. – ISSN 1999-6993. – Текст: непосредственный

  9. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения : методика преподавания в школе / И.Я. Лернер [и др.] ; под редакцией В.С Сандриковой. – Москва : Просвещение, 2018. – 185 с. – ISBN 978-5-09-020588-7. – Текст : электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. – URL: 978-5-09-020588-7. – Текст : электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004628529 (дата обращения 03.01.2022).

  10. Логопедия для детей и взрослых профессионалов : [сайт]. – Москва, 2021. – URL: https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/formirovanie-rechi/ (дата обращения 10.12.2021). – Текст. Изображение : электронные.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!