Рабочая программа кружка «Веселые ступеньки».
Комплекс занятий по развитию познавательных процессов у детей 4–5 лет
педагога-дефектолога
Бабенковой Марии Николаевны
Паспорт программы.
1. Полное название «Развитие познавательных процессов детей 4-5 лет»
2. Автор программы педагог-дефектолог Бабенкова Мария Николаевна.
3. Дата создания 2018 год.
4. Характеристика программы предусматривает:
- развитие общения и речи;
- развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.
- развитие мелкой моторики.
5. Направление деятельности: познавательное развитие.
6. Сроки реализации: 1 год.
7. Возраст дошкольников: 4-5 лет
Пояснительная записка.
Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении.
Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.
Разработанный комплекс занятий способствует проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение, обогащать словарный запас.
Мышление. Важность развития логического мышления у ребенка ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше он научится видеть закономерности, группировать и обобщать, составлять последовательности, делать выводы, тем успешнее будет усваивать курс математики и другие дисциплины в школе.
Для детей 4-5 лет уместны простые иrры и занимательные упражнения, цель которых как можно раньше начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Память. Хорошая память - необходимое условие умственной деятельности ребенка. В дошкольном возрасте развитие памяти идет очень быстрыми темпами. У 4-5 летнего ребенка память носит непроизвольный характер. Он лучше запоминает все новое, яркое, интересное. Чем больше органов чувств участвует в процессе запоминания, тем легче ребенок усваивает информацию. Поэтому очень важно активизировать зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и даже вкусовые ощущения.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения в школе. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, т. е. оно носит непроизвольный характер. Используемые в комплексе занятий игровые задания и упражнения направлены на развитие концентрации и устойчивости внимания, на тренировку пространственного поиска.
Восприятие. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте также носит непроизвольный характер. Дошкольник не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах он замечает не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Предлагаемые нами игры и упражнения способствуют развитию восприятия ребенка, помогают сделать его более точным, целостным.
Воображение. Доказано многими исследованиями, что без развитого воображения невозможна творческая и умственная активность ребенка. Очень важно научить ребенка именно в дошкольном возрасте создавать новые образы, находить оригинальные решения, воспитывать способность к проявлению инициативы и экспериментированию. Предлагаемые упражнения направлены на формирование навыков абстрагирования от второстепенных деталей, созданию в воображении образов на основе схематичного рисунка, развитию творческих способностей, навыков нестандартного подхода к решению задач, умению преобразовывать нереальный объект в реальный.
Цель программы:
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста в комфортной среде.
Задачи программы:
- активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
- развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение;
- развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки.
- развитие самостоятельности и инициативы.
- развитие познавательной активности и познавательной мотивации
Принципы построения программы:
1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип единства диагностики и коррекции.
Отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.
3. Принцип постепенности.
Плавный переход от простых знаний, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного.
4. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущего вида деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.
5. Принцип доступности.
Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.
6. Принцип наглядности.
Наличие и разнообразие дидактически материалов.
Форма организации занятий:
- занятия подгрупповые
- занятия проводятся 2 раза в неделю;
- продолжительность каждого занятия 35-40 минут;
- среднее количество детей в группе 5 - 8 человек.
Формы работы с детьми: игра, ситуативный разговор, беседа.
Методы работы с детьми:
- словесные (загадки, беседа и т. д.)
- наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов)
-практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами)
Формы и методы контроля:
- отзывы родителей и педагогов;
- итоговая диагностика познавательных процессов.
Планируемые результаты.
К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функциях. Формирование у них познавательных процессов, коммуникативных умений и творческих способностей.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
- умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
- умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.
Условия реализации программы:
- Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.
- Методическое обеспечение программы.
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.
- Взаимосвязь с семьёй.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие;
2. Развивающая игра или разминка;
3. Задание на развитие определенного познавательного процесса, мелкой моторики руки.
4. Комплекс артикуляционной гимнастики на формирование речевого аппарата.
5. Комплекс на расслабление или физкультминутка.
6. Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, оценка ребят;
7. Прощание: поощрение активности детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Береславский Л. Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
2. Земцова О. Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
3. Земцова О. Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
4. Земцова О. Н. Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
5. Земцова О. Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
6. Султанова М. Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
7. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
8. Венгер А., Дъяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М. ,1999.
9. Волонина В. В. Занимательная математика С. Петербург, 1996.
10. Ковалев В. И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004.
11. Османова Г. А. Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику. - Спб.: КАРО, 2013.
12. Гончарова В. А., Колосова Т. А. Моторные сказки для самых маленьких Учебно- методическое пособие. – СПб. КАРО, 2012.
13. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.