Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)»
Аннотация комплексной программы психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)
Актуальность: Сегодня как никогда прежде встает вопрос о семейном воспитании. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать семейный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей в деятельности ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство детского сада, создание условий для повышения психологической грамотности и компетентности родителей в актуализации и систематизации имеющихся знаний; повышении уровня психологических знаний; включении имеющихся знаний в структуру деятельности.
Задачи:
Повышение педагогической компетенции родителей и воспитательного потенциала семьи, воспитание ответственного родительства;
Оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье;
Оказание практической поддержки родителям в повышении их педагогической компетентности;
Активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, развитию коммуникативных навыков и умений, гармонизации родительско-детских отношений, формирования и развития культуры семейных отношений;
Механизм реализации программы: программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопросвещение и психопрофилактика, психодиагностика, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,6 до 7 лет.
Ожидаемые результаты: изменение позиции во взаимодействии с ребенком; повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей.
Зона компетенции педагога-психолога:
привлечение к участию в программе ближайшее социальное окружение ребенка – родителей (законных представителей).
выстраивание взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьям и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей
Формы организации работы с родителями: индивидуальная, групповая.
Результативность деятельности отслеживается с помощью проведения мониторинга удовлетворенности, анкетирования, отзывов о проведенных мероприятиях.
Ожидаемые результаты:
Повышение родительской компетентности (ответственного отношения к родительству);
Повышение психологической компетентности родителей;
Повышение социальной компетентности родителей.
Планирование работы педагога-психолога с родителями (законными представителями)
Направление работы | Задачи | Форма работы | Предполагаемый результат |
Психопрофилактическая и просветительская деятельность |
Психологическое просвещение и профилактика по темам: - адаптация к ДОУ; - подготовка к школе; - особенности развития ребенка. | Организация психопрофилактических и просветительских мероприятий для родителей. Формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития детей на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. | - Родительские собрания - Папки-передвижки - Мастерские - День открытых дверей - Семинары - Гостиные - Сайт ДОУ - Социальные сети ВК, телеграмм - И другие | Повышение психологических знаний у родителей, практическая помощь в освоении осознанного родительства. Активизация семейного общения, способствование укреплению значимости семьи и семейных ценностей. |
Консультационная деятельность |
Групповые и индивидуальные консультации по проблемным вопросам семейного воспитания и развития детей: - дезадаптация; - тревожность; - агрессивность; - дети с ЗПР; - гиперактивность и др. | Формирование компетенций в развитии детей с ООП. Психолого-педагогическое сопровождение родителей имеющих проблемы в развитии детей | Групповая Индивидуальная | Помощь в решении вопросов воспитания и развития детей в семье. |
Психодиагностическая деятельность |
Сбор информации о семье. Определение комплекса причин вызвавших данную ситуацию. | Анализ проблем семейного воспитания. Определение индивидуальных возможностей в ходе воспитательно-образовательного процесса. Разработка рекомендаций. | - Анкетирование, - Опрос | Выстраивание комплексного подхода к решению вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей. |