Годовая контрольная работа по русскому языку и литературе для 5 класса
Вариант 1
Выполнил(а) __________________ Класс ______ Дата ________
1 . Прочитайте текст
Весело насвистывая, шел Васютка по тайге; следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу у дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.
Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки. Он еще долго думал бы о дороге и о всяких таежных разностях, если бы не скрипучее кряканье где-то над головой.
«Кра-кра-кра!..» – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук.
Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло. Ей так же горласто откликались подруги.
2 . Озаглавьте текст
3 . Какие рабочие инструменты упомянуты в тексте.
4 . Подчеркните, в каком словосочетании прилагательное является эпитетом :
Кедровую шишку, скрипучее кряканье .
5 . Напишите, в чем сходство лесных тропинок с морщинками дедушки Афанасия, а в чем различия. __________________________________________ _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
6 . Подчеркните слова , являющиеся синонимами :
Зарубки, затеси, валежены .
7 . Найдите в тексте антонимы к следующим словам :
грустно - _____________________
широкие - _____________________
исчезла - ____________________
8 . Подчеркните слова, в которых количество букв равно количеству звуков:
шел, тайге, еще, наверное .
9 . Сделайте морфемный разбор слов :
лесные, сделает, весело .
10 . В первом предложении найдите однокоренные слова. Определите их часть речи. _______________________________________________________________________________________________________________________________
11 . В каких произведениях литературы юные герои преодолевают трудности, как и герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» ?
Годовая контрольная работа по русскому языку и литературе для 5 класса
Вариант 2
1 . Прочитайте текст
Весело насвистывая, шел Васютка по тайге; следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу у дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.
Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки. Он еще долго думал бы о дороге и о всяких таежных разностях, если бы не скрипучее кряканье где-то над головой.
«Кра-кра-кра!..» – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук.
Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло. Ей так же горласто откликались подруги.
2 . Озаглавьте текст
3 . Какие рабочие инструменты упомянуты в тексте.
4 . Подчеркните , в каком словосочетании прилагательное является эпитетом :
взлохмаченной ели, таежная дорога .
5 . Подчеркните слова , являющиеся синонимами :
зарубки, затеси, валежены .
6 . Напишите, в чем сходство лесных тропинок с морщинками дедушки Афанасия, а в чем различия. __________________________________________ _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
7 . Найдите в тексте антонимы к следующим словам :
прямые - _____________
остановятся - _________________
снизу - ________________
8 . Подчеркните слова , в которых количество букв равно количеству звуков:
таежная, шел, еще, деревьях .
9 . Сделайте морфемный разбор слов:
ягодники, следил, дорога .
10 . В двух последних предложениях найдите однокоренные слова . Определите их часть речи. _______________________________________________________________________________________________________
11 . В каких произведениях литературы юные герои преодолевают трудности , как и герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» ?