СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная система форм и методов развития творческих способностей обучающихся способами химии в условиях новых ГОС

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на получение учащимся  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная система форм и методов развития творческих способностей обучающихся способами химии в условиях новых ГОС»



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА »














ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ «КРУГЛОГО СТОЛА»

«Комплексная система форм и методов развития творческих способностей обучающихся способами химии в условиях новых ГОС»







Выступление

учителя химии и биологии

МОУ «Александровская школа

Марьинского района»

Лысенко Ольги Александровны







Донецк, 2018 год

В настоящее время перед современной школой ставится задача подготовки таких выпускников, которые способны воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни и, при этом, умеющих работать в коллективе.

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить - учение для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - учение для совместной жизни. Вот основные приоритеты современного образования во всём мире. 

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на получение учащимся  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей.

Если проанализировать современные концепции образования, то можно прийти к выводу, что характерной чертой этих теорий является признание человека субъектом активной учебно-познавательной деятельности и общения, действующим в объективном мире, познающим и преобразующим этот мир и себя.

Таким образом, цель учения заключается не в изменении некоторого материального предмета, а в изменении и развитии самого человека, усваивающего знания. В учебной деятельности школьник решает как познавательные задачи (учебно-познавательная деятельность), так и задачи тренировочного характера, смысл которых состоит в том, чтобы формировать в учащихся знания, умения и навыки.

Главная задача современного учителя – организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ученики стали активными субъектами учебной деятельности, более активно и самостоятельно овладевали научными фактами и законами, на основании которых должны формироваться убеждения, совершенствоваться умения и навыки.

Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. Поэтому в современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект - субъектные, партнерские отношения, взаимодействие учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Учебно-воспитательный потенциал химии как естественнонаучной дисциплины увеличивается с введением в учебный процесс новых технологий.

Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал, выводит процесс обучения и воспитания средствами данного учебного предмета за школьные рамки.

На уроках химии целесообразно активно применять технологии проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные. Эти технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения. Их применение легко адаптируется к индивидуальным особенностям учащихся, прививает культуру общения, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, самокритичности.

Вот почему, очень важно, наряду с традиционными формами обучения, применять и проектную деятельность учащихся. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение, удовлетворяет человеческую потребность в понимании и признании.

     Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Девизом применения проектной технологии можно взять слова А. Грина «Если хочешь сделать чудо, сделай его своими руками».

Большая роль в работе над созданием проектов принадлежит компьютерным технологиям и Интернету, который обладает колоссальными информационными возможностями для поиска интересных и актуальных сведений. Таким образом, учащиеся овладевают навыками работы с разнообразными источниками информации.

Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

     Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение, удовлетворяет человеческую потребность в понимании и признании.

Проектная деятельность школьников стирает границы между школьными предметами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

      Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Поскольку для решения поставленной задачи одного лишь действия по образцу недостаточно, ученику необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.

Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые, при умелом использовании, становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи.

 Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом, вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях.

      Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:

- принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;

- принцип осознанности, как проблемы, так и целей, задач, алгоритма исследования и способа представления его результатов;

- принцип самодеятельности - когда ученик овладевает ходом исследования только через собственный опыт;

- принцип наглядности - ученик изучает мир не только по книгам, а исследует реальный мир, таким, каков он есть на самом деле.

           В настоящее время резко увеличилось число критических замечаний в адрес химии, обвинений ее в причастности к загрязнению окружающей среды и созданию неблагоприятной экологической обстановки. Такая антипропаганда применения химических веществ вызывает у учащихся неприязнь к науке, боязнь и нежелание изучать химию.

Использую метод проектов на уроках химии  при изучении темы «Химия и жизнь». Обобщение знаний по химии за курс химии средней школы»»  в 9 классе, темы «Химия и жизнь» в 11 классе, ставлю учащихся в ситуацию необходимости использования дополнительных источников информации метапредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья.

Это позволяет заинтересовать школьников в изучении химии, повысить познавательную активность школьников, развивать аналитические способности, расширять знания о глобальных проблемах, формировать умения разрабатывать способы их решения, понимать значимость глубоких знаний химии для предотвращения негативного влияния химических веществ.

Применение метода проектов на уроках химии позволяет в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию. Следовательно, качественно меняется стиль проблемно-поисковой деятельности учащихся. Она складывается из отдельных этапов:

 - ознакомление учащихся с содержанием предстоящего исследования;

 - исследование проблемы; формулирование целей и задач;

 - поиск достоверных данных об изучаемом объекте, явлении или процессе;

 - экспериментальное (теоретическое) исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента;

 - построение объяснения;

 - формулировка выводов и оформление (презентация) проделанной работы.

Что дает ученику использование метода проектов? Метод проектов позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его, с обязательной презентацией результатов.

Цели проектного обучения: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения; развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать; обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи; развивать в учащихся исследовательские умения.

Теоретические позиции проектного обучения: образовательный процесс заключается не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях; развитие творческого потенциала учащихся.

Формы представления конечного результата проектной работы: письменный отчет, доклад, статья, фильм, презентация, выставка и т.д.

Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья, ведь на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и, считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и, в итоге, найти выход из сложившейся ситуации.

Однако, совершенно недостаточно насытить химический материал информацией, которая заинтересует учащихся. По-моему мнению, не стоит также давать конкретные инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Целесообразнее так построить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать эти рекомендации, т. е. реализовать проблемное обучение.

Для этого я, прежде всего, выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников: экологические проблемы, организация рационального питания, вопросы медицины и т.д. Затем, совместно с учащимися, выбираем для исследования один из вопросов и конкретизируем его (загрязнение воды, воздуха, потепление климата и др.; состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья, и др.; употребление и действие лекарств, их побочные эффекты т. д.).

После этого, предлагаю учащимся предложить выход из выбранной ими ситуации, выслушиваю мнения. Далее разбиваем класс на группы. Каждая из групп прорабатывает один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения химии и валеологии. Учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, обсуждают все «за» и «против» и выбирают наиболее оптимальный вариант.

На обобщающем уроке, который мы проводим в форме дискуссии, конференции, выступают представители групп. По итогам обсуждения их выступлений выявляем лучший способ решения предложенной проблемы. Опыт показывает, что, выдвигая и доказывая свои идеи, учащиеся в достаточной степени овладевают химическим материалом, приобретают способность применять знания, полученные при изучении одной темы, в конкретных ситуациях, возникающих при рассмотрении другой, а также умение обсуждать вопросы, вести грамотную, обоснованную дискуссию.

Когда школьники сравнивают свой путь решения проблемы с другими возможными, у них развивается способность анализировать. Необходимость привлечение дополнительной информации способствует расширению кругозора учащихся, ненавязчиво заставляет их заинтересоваться не только проблемой, поставленной учителем, но и другими смежными вопросами.

При подготовке и проведении этой работы учащиеся, поначалу не проявившие интереса к данному заданию, в процессе его выполнения увлеклись предложенной им проблемой, с воодушевлением обсуждали ее с учителем и между собой, предлагали свои подходы к ее решению, придумывали опыты, наглядно подтверждающие их точку зрения.

Подобные творческие задания можно предлагать учащимся при изучении различных тем курса неорганической и органической химии. Интересно, что и сами учащиеся высказываются за проведение аналогичной работы, но предлагают рассматривать проблемы, которые имеют к ним непосредственное отношение и к решению которых они уже сейчас могут приступить, например вопросы здоровья.

Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной степени удовлетворить интерес учащихся к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому эту работу мы продолжаем в рамках школьного научного общества «Клуб экологов», которое существует в школе уже на протяжении 3 лет. Хочу отметить, что, на мой взгляд, главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько в создании в учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Это необходимо для того, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.

Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.

Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения. Он также определяет, какие, уже имеющиеся, знания, умения, навыки потребуются учащимся при работе над проектом, какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом. Что им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы). Какими методами они, предположительно, могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете).

Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но, ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь направляет мысль учащихся в нужное русло. Но, если ученики высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и, даже более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель, ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения.

В этом суть метода проектов, исследования как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правильности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.

В результате применения метода проектов, наряду с другими личностно-ориентированными технологиями, развиваются творческие и исследовательские способности учащихся, повышается их активность. Это способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению учащимися навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности в учащихся и интереса к изучению предмета.

Использование метода проектов на уроках химии позволяет в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию. Следовательно, при организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию ученого, что способствует усвоению им не только самих знаний, но и методологии их получения.

От участия в исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс, желание расширять свои знания и умение радоваться расширению собственных познавательных горизонтов. И, наверное, самое главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!