Атрибуты урока
Автор составитель урока Карнаухова О.Г.
Предмет Русский язык
Класс 8
Учебник Русский язык 8 класс
Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
Страницы 5-7
Комплексное повторение. Мягкий знак после шипящих. Словообразование. Разные случаи постановки запятой СЛАЙД 1
Цели урока:
Закрепить правописание мягкого знака после шипящих.
Рассмотреть разные случаи постановки запятой.
Вызвать интерес к русской поэзии.
Воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
I.Оргмомент.
1. Проверка домашнего задания.
2. Устное или письменное толкование слов приоритет, президиум, сигнал,
привилегия. СЛАЙД 2
II. Сопоставление выделенных слов в примерах (задание по словообразованию, по морфологии):
I. День отливает золотом и синью.
Синеет небо — вечности река.
Белеют в синем небе облака.
Прекрасен мир!
(М. Дудин.) СЛАЙД 3
II. Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая.
(Н. Некрасов.) СЛАЙД 4
III. Разбор предложения:
Последний луч, и желтый, и тяжелый,
Застыл в букете ярких георгин.
(А. Ахматова.) СЛАЙД 5
От слова луч перекинем «мостик» к повторению темы «Мягкий знак и его отсутствие в словах после шипящих» и на примерах восстановим в памяти, когда пишется и когда не пишется Ь после шипящих:
грач, рощ, могуч;
рожь, умножь, печешь, беречь, вскачь (наречия на ш и ч), настежь (искл. на ж).
Тут же я предлагаю учащимся два варианта работы:
Слова, которые диктует учитель | Ответ ученика | Знаки, которые называет учитель | Возможные ответы ученика |
рощ | | | Ь | говоришь |
Скрипач | 2 — | ь | молодежь |
пустошь | З ь | ь | вскачь |
брошь | 4 Ь | — | мяч |
малыш | 5 — | — | меч |
бережешь | 6 ь | ь | дышишь |
заснешь | 7 ь | ь | стеречь |
беречь | 8 ь | — | задач |
настежь | 9 ь | — | невтерпеж |
горяч | 10 — | ь | настежь |
IV. Комментируемое письмо:
I. Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,
Вскоре стал мир, как эдем, свеж и опять чист.
И глядит луч из седых туч в зеркале луж,
Как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж.
О грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,
Все кусты ждут — дай ветвям жить, дай цветам пить.
Приложи к ним, световой луч, миллион линз,
Загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.
Загляни, луч, и в мою глубь, объясни, как
Смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак.
Но прошел дождь, и ушел в лес громыхать гром,
И в слезах весь из окна в даль смотрит мой дом.
(С. Кирсанов.)
Эдем — земной рай, благодатный уголок земли.
II. Все береги: родную речь,
Где слово с корнем жизни связано,
В полях медовый ветер греч,
В борах дымок сосновых свеч,
Разноголосье птиц согласное.
(Н. Рыленков.)
I. Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
К их ветхим листьям изнуренным
Молниевидный брызнет луч.
(Ф. Тютчев.)
II. Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не
звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится
в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглую маленькую водяную чашу. (К. Паустовский.)
V. Итоги урока.
Домашнее задание: 1) Составить карточку-опрос по данной теме.
2) Подобрать примеры из произведений худ. литературы.