СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексное повторение. Мягкий знак после шипящих. Словообразование. Разные случаи постановки запятой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексное повторение. Мягкий знак после шипящих. Словообразование. Разные случаи постановки запятой»


Атрибуты урока

  • Автор составитель урока Карнаухова О.Г.

  • Предмет Русский язык

  • Класс 8

  • Учебник Русский язык 8 класс

  • Автор учебника М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

  • Страницы 5-7




Комплексное повторение. Мягкий знак после шипящих. Словообразование. Разные случаи постановки запятой СЛАЙД 1


Цели урока:

  1. Закрепить правописание мягкого знака после шипящих.

  2. Рассмотреть разные случаи постановки запятой.

  3. Вызвать интерес к русской поэзии.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе.


ХОД УРОКА


I.Оргмомент.

1. Проверка домашнего задания.

2. Устное или письменное толкование слов приоритет, президиум, сигнал,

привилегия. СЛАЙД 2

II. Сопоставление выделенных слов в примерах (задание по словообразованию, по морфологии):

I. День отливает золотом и синью.

Синеет небо — вечности река.

Белеют в синем небе облака.

Прекрасен мир!

(М. Дудин.) СЛАЙД 3


II. Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая.

(Н. Некрасов.) СЛАЙД 4

III. Разбор предложения:

Последний луч, и желтый, и тяжелый,

Застыл в букете ярких георгин.

(А. Ахматова.) СЛАЙД 5

От слова луч перекинем «мостик» к повторению темы «Мягкий знак и его отсутствие в словах после шипящих» и на примерах восстановим в памяти, когда пишется и когда не пишется Ь после шипящих:

  1. грач, рощ, могуч;

  2. рожь, умножь, печешь, беречь, вскачь (наречия на ш и ч), настежь (искл. на ж).

Тут же я предлагаю учащимся два варианта работы:



Слова, которые диктует учитель

Ответ ученика

Знаки, которые называет учитель

Возможные ответы ученика

рощ

|

Ь

говоришь

Скрипач




2 —

ь

молодежь

пустошь

З ь

ь

вскачь

брошь

4 Ь

мяч

малыш

5 —

меч

бережешь

6 ь

ь

дышишь

заснешь

7 ь

ь

стеречь

беречь

8 ь

задач

настежь

9 ь

невтерпеж

горяч

10 —

ь

настежь


IV. Комментируемое письмо:


I. Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,

Вскоре стал мир, как эдем, свеж и опять чист.

И глядит луч из седых туч в зеркале луж,

Как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж.

О грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,

Все кусты ждут — дай ветвям жить, дай цветам пить.

Приложи к ним, световой луч, миллион линз,

Загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.

Загляни, луч, и в мою глубь, объясни, как

Смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак.

Но прошел дождь, и ушел в лес громыхать гром,

И в слезах весь из окна в даль смотрит мой дом.

(С. Кирсанов.)


Эдем — земной рай, благодатный уголок земли.


II. Все береги: родную речь,

Где слово с корнем жизни связано,

В полях медовый ветер греч,

В борах дымок сосновых свеч,

Разноголосье птиц согласное.

(Н. Рыленков.)

I. Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
К их ветхим листьям изнуренным
Молниевидный брызнет луч.

(Ф. Тютчев.)



II. Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не
звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится
в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглую маленькую водяную чашу. (К. Паустовский.)


V. Итоги урока.


Домашнее задание: 1) Составить карточку-опрос по данной теме.

2) Подобрать примеры из произведений худ. литературы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!