Комплексное проектное задание «Взгляни в глаза букашке!»
в формате Google презентаций
Автор: Макшакова Наталия Алексеевна, учитель МАОУ «Лицей № 56»
Аннотация к педагогическому продукту
В условиях применения дистанционных технологий у педагога возникают трудности в формировании личностных результатов, даже в рамках внеурочной деятельности необходимо продумывать новые формы и методики для развития ценностного отношения к окружающему миру, духовно-нравственным нормам. Данная разработка – опыт развития экоцентрического сознания у подростков с использованием проектного метода в условиях дистанта.
Целевая аудитория:
обучающиеся 6-9-х классов при организации внеурочной деятельности;
обучающиеся 7-х классов при изучении биологии по концентрической программе и 8-х классах при линейном построении курса.
Форма продукта: проектное задание в формате Google презентаций, доступных для обучающихся по ссылке с правами редактора.
Идея разработки продукта. В настоящее время в мире продолжает господствовать антропоцентрическое сознание. Именно такое сознание, имеющее в основе парадигму «пользы и вреда для человека» объектов природы, сегодня пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и другие. Так ФГОС ООО указывает с одной стороны на необходимость формирования у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития ценностного отношения к природе, с другой стороны в содержании учебного предмета «Биология» говорится о пользе одних животных и вреде других, о способах борьбы с вредителями культурных растений.
Антропоцентрическому сознанию противопоставляют экоцентрическое (у некоторых авторов биоцентрическое) сознание. В этом случае природа уже не воспринимается как объект одностороннего воздействия человека, за ней признаются качества, свойства «субъекта» со всеми вытекающими из этого последствиями: контакты между природой и человеком воспринимаются уже именно как взаимодействие; природа, как и любой другой субъект, имеет право на существование «просто так», вне зависимости от «полезности» или «бесполезности» ее для человека. Из «ресурсов» природа превращается в партнера человека, который из завоевателя и покорителя природного сообщества становится одним из его членов, обладающим такими же правами, как и любой другой. Экоцентрическое сознание сегодня рассматриваться в качестве главной цели экологического воспитания и образования.
Данный вопрос только начинает разрабатываться в психологии, сделаны первые попытки к разработке стратегии коррекции исключительно прагматического отношения ребёнка к окружающей его природной среде. В педагогике, по сути, ещё не началось использование открытий экопсихологии, связанных с формированием субъективно-эмоционального отношения человека к природе. Предлагаемый на конкурс педагогический продукт разрабатывался с целью создания условий для формирования нового типа экоцентрического сознания, субъектно-этического типа субъективного отношения к миру природы у школьников. В работе использовались методики, описанные в работах экопсихологов В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо1.
Описание проектных заданий с примерами и шаблонами Google презентаций
1. Проектное задание «Во саду ли, в огороде»
Обучающимся предлагается выбрать слайд в Google презентации с изображением насекомого и написать письмо от его лица, описав один из дней жизни. В письме желательно отметить имя насекомого, описать особенности питания насекомого, взаимоотношения с другими обитателями садов и огородов, в том числе и человека, все трудности и радости его жизни.
После прочтения выполненных работ участникам предлагается выбрать письмо, которое наиболее взволновало или в нем описаны проблемы жизни наиболее близкие подростку. И написать отзыв от лица человека.
Учитель может добавить этап представления продукта, во время которого ученики читают свою работу, обсуждают комментарии с позиции человека, выражают чувства и эмоции от прочитанного, передают свои ощущения от проделанной работы.
Созданный подростками продукт оценивается либо педагогом, либо предусматривается самооценка по предложенным критериям (Приложение 1).
Пример работ (фамилии и имена школьников изменены, орфография авторов сохранена) по ссылке:
https://docs.google.com/presentation/d/1Bw6euGzSGDo1F5V_bDUFQBSVFysPH6QOqAP2BljD02E/edit?usp=sharing
Ссылка на шаблон Google презентации с проектным заданием:
https://docs.google.com/presentation/d/1baA_7ieNtv0ZGxRH9EAr1XOc1P7GVx4x8YCHaylDF6A/edit?usp=sharing
2. Проектное задание «Сказки микромира»
Обучающимся предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Как муравьишка домой спешил» и сочинить продолжение сказки о путешествии Махаона, рассказав о его встречах с разными насекомыми. Подростки разбиваются по парам и описывают свою историю с Махаоном на слайде Google презентации.
Возможно несколько вариантов выполнения проектного задания:
ученики сами выбирают насекомого для встречи с Махаоном (сложный вариант);
в презентации предложены уже слайды с изображением насекомых;
ученики могут выбрать вариант работы на свое усмотрение.
На следующем этапе ученики представляют свой продукт, обсуждают предметную и эмоциональную составляющую, проводят самооценку (Приложение 1).
Учитель может оценить продукт по тем же критериям.
Пример работы обучающихся по ссылке:
https://docs.google.com/presentation/d/14-uSKNnayYg6w44D8puoX8aWfo67c0y1ocY_iRnFvyQ/edit?usp=sharing
Ссылка на шаблон Google презентации с проектным заданием:
https://docs.google.com/presentation/d/14-uSKNnayYg6w44D8puoX8aWfo67c0y1ocY_iRnFvyQ/edit?usp=sharing
3. Проектное задание «Оскар! Самые-самые, завораживающие и немного жуткие!»
Подростки знакомятся по фотографиям на слайдах с необыкновенными насекомыми. Их задача, представив себя в роли жюри, присвоить свою награду в номинации каждому насекомому. На последних слайдах презентации есть подсказки, рассказывающие об удивительных особенностях каждого насекомого, которыми могут воспользоваться школьники.
В качестве дополнительного задания предлагается объединить номинантов в группы, обосновав свой выбор, на этом этапе подростки представляют свой продукт, а затем оценивают по критериям (Приложение 1).
Ссылка на шаблон Google презентации с проектным заданием:
https://docs.google.com/presentation/d/1_NLqsSJeB3bHfEtunIAPa69jo2DgM_2fON6cBKinMhw/edit?usp=sharing
4. Оценка комплексного проектного задания
Кроме критериального оценивания предметных и метапредметных результатов на промежуточных этапах после выполнении отдельных заданий, учитель может определить тип субъективного отношения подростков к природе с помощью методики «ЭЗОП» в дистанционном формате (Приложение 2).
Практическая ценность предлагаемого продукта.
Предлагаемый продукт в условиях дистанционной формы обучения может быть использован для достижения следующих целей:
организация внеурочной деятельности, направленная на развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
организация проектной деятельности и приобретение обучающимися опыта творческого самовыражения и самореализации, самостоятельного приобретения знаний;
в рамках уроков биологии достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы по разделу «Животные».
Педагогическая целесообразность отбора содержания
При использовании продукта в рамках внеурочной деятельности отбор содержания определялся в соответствии с целью создания условий для формирования ценностного отношения к природе. Дети разных возрастных категорий зачастую испытывают отвращение и страх при виде гусениц (например, личинок плодожорки в яблоке), пауков и клещей. Некоторые школьники пытаются раздавить и убить насекомых (комар, мухи и пр.) Именно поэтому в предлагаемых учащимся проектных заданиях в качестве природных объектов были выбраны представители насекомых и паукообразных.
На уроках биологии предлагаемый авторами продукт целесообразно использовать при изучении представителей членистоногих, вопросов экологии животных. Материал для заданий соответствует содержанию следующих разделов программы по предмету «Биология»на уровне основного общего образования:
Раздел «Животные в природных сообществах». Животные и среда обитания. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами. Пищевые связи в природном сообществе. Раздел «Животные и человек». Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное. Меры сохранения животного мира. Раздел «Систематические группы животных». Многообразие членистоногих. Паукообразные. Клещи – вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Насекомые. Насекомые-вредители сада, огорода, поля, леса. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и жизни человека.
Педагогическая целесообразность средств, методов и форм.
Использование формата Google презентаций с доступом с правами редактора для выполнения и последующего представления заданий обучающимися позволяет организовать сетевое взаимодействие в условиях дистанционного обучения. При работе над проектными заданиями возможна как индивидуальная форма деятельности над отдельными слайдами (или в парах), так и коллективная форма - над общим итоговым продуктом. Работа с Google презентациями в условиях классно-урочной системы может быть реализована только при условии обеспечения рабочих мест ноутбуками или планшетами, доступом в Интернет.
В условиях же дистанта все обучающиеся должны иметь технические средства обучения (личные или выданные образовательными организациями), что позволит успешно применить данный продукт для достижения целей образования, в том числе и в части формирования и развития познавательных УУД, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Метод проектов один из эффективных способов включения каждого ребенка в образовательную деятельность, способствует развитию метапредметных результатов, формирует креативное мышление и умение сотрудничать в группе и в коллективе.
При разработке заданий для обучающихся использовались методы коррекции прагматического отношения к природе, предложенные В.А. Ясвиным и С.Д. Дерябо. Эти методы основываются на принципах коррекции субъективного отношения к природе.
Принцип формирования мыслей-образов. Субъектно-этическое отношение к природе не может быть сформировано только на основе экспериментально-логической деятельности школьников, оно опирается также на образы мира природы, возникающие вследствие его эмоционально-эстетического освоения, философского осмысления. Метод экологических ассоциаций заключается в создании ассоциативных связей между различными природными объектами и социальными проявлениями (экологическая «пирамида», «цепи» питания, «джентльменский» вид пингвинов, «танцы» пчел, «брачный» сезон у животных и т.д.). Метод художественной репрезентации природных объектов заключается в актуализации художественных компонентов мыслеобразов мира природы средствами искусства. Согласно данному методу особое значение в процессе развития отношения к природе придается роли литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.
Принцип субъектификации природных объектов. Предусматривается стимулирование действия механизмов субъектификации, позволяющих природным объектам открыться личности в качестве субъектов, приводящих к развитию «субъектной установки» по отношению к ним, что кардинально меняет характер взаимодействия, выбор стратегий и технологий экологической деятельности. Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых он находится. Метод экологической эмпатии заключается в актуализации сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему («Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас настроение?», «Ему хочется спать? А может быть, ему просто грустно? и т.п.) Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации анализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности. Данный метод, в соответствии с принципом субъектификации природных объектов, помогает личности осознать то, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.
Новизна предлагаемого продукта
Новизна продукта заключается в
в использование современных методик формирования субъектно-этического типа отношения к миру природы у школьников в сочетании с эффективными формами сетевого взаимодействия с использованием сервисов Google;
направленности продукта на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы основного общего образования, развитие креативного мышления.
в универсальности продукта – возможности его использования как для внеурочной деятельности, так и для уроков в условиях дистанта.
Приложение 1
Оценочный лист
Этапы | Критерии оценивания предметных результатов/балл | Критерии оценивания метапредметных результатов/ балл | ИТОГО |
Определение целей, задач и этапов своей деятельности. | | | Верно определил цель задачи и этапы своей деятельности | 0,5 | 0,5 |
Изучение дополнительной информации, поиск информации (если это необходимо для выполнения проекта) | | | Верно выделил необходимую информацию использовал её при выполнении проекта | 0,5 | 0,5 |
Выполнение практической части | Дал четкий письменный ответ без ошибок в соответствии темой | 1 | Может проанализировать правильность выполнения продукта, понимает ошибки, знает, как исправить | 0,5 | 1,5 |
Продукт выполнен с применением теоретических знаний в соответствии с целью | 0,5 | Качественность и полнота выполнения продукта | 0,5 | 2 |
Умение пользоваться материалами и выразительными средствами | 1 |
Представление продукта. | | | Информация изложена четко и грамотно | 0,5 | 1 |
Вступает в диалог, отвечает на вопросы | 0,5 |
Перевод баллов в оценку:
4,5 – 5 – оценка 5 (отлично);
4 - 3,5 – оценка 4 (хорошо);
3 - 2,5 – оценка 3 (удовлетворительно);
2 - 0 – оценка 2 (неудовлетворительно)
Приложение 2
Вербальная ассоциативная методики «ЭЗОП»
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ — следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое - для отвлечения внимания, «мусорное» слово.
На бланке испытуемый фиксирует только ответ. В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми, начиная с 10—11 лет.
Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову». Этот вариант как раз и характеризует доминирующую экологическую установку. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги.
Инструкция
«Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой", "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор».
Текст методики
ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.
ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога (К).
ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (И)
ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).
МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).
ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастить (О); мебель (П); сено.
БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К).
УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И).
РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо.
10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).
11.БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.
12.ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ не указывается («красота», «изучение», «охрана», «польза»).
Первичные данные и обработка результатов
Пример
1. Поляна К 2. Трофей П 3. Роса К 4. Острова К
5. Шкура П 6. Осень К 7. Туман К 8. Кольцевание И
9. Жабры И 10. Цветущий К 11. Шуба П 12. Красота К
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.
К - природа воспринимается как объект красоты - "эстетическая" установка
И - природа воспринимается как объект изучения - "когнитивная" установка
О - природа воспринимается как объект охраны - "этическая установка"
П - природа воспринимается как объект пользы - "прагматическая" установка
Обработка результатов. Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, несовпадающих ни с одним типом установки в ключе — "мусорные слова". Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее "неподходящие" ассоциации.
Тип Количество Ранг
К 7 I
И 2 III
О 0 IV
П 3 II
АНКЕТА-ЗАЯВКА
на участие в муниципальном конкурсе «Открытия дистанта»
(2021-2022 учебный год)
ФИО участника(ов) конкурса с указанием должности
Макшакова Наталия Алексеевна, учитель
Образовательная организация
МАОУ «Лицей №56»
Название педагогического продукта
Комплексное проектное задание «Взгляни в глазе букашке!» в формате Google презентаций
Предоставляя заявку на конкурс, гарантируем, что автор продукта:
- согласен с условиями участия в данном конкурсе;
- не претендует на конфиденциальность представленных материалов и допускает редакторскую правку перед публикацией материалов;
- принимает на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
Подпись участника(ов) конкурса __________________ (Макшакова Н.А.)
Подпись директора________________________________ (Южакова О.Е.)
«04» апреля 2022 г.
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Я,___________________ _________________________________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество субъекта персональных данных)
зарегистрированный(ая) по адресу: __________________________________________________
документ, удостоверяющий личность: ____________________________________________ _____________________________________________________________________________
вид документа, № документа, когда и кем выдан
_____________________________________________________________________________
даю свое согласие на обработку Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития образования», моих персональных данных, относящихся исключительно к перечисленным ниже категориям персональных данных (фамилия, имя, отчество; тип документа, удостоверяющего личность; данные документа, удостоверяющего личность; дата рождения; пол; ИНН; номер страхового свидетельства; сведения об уровне образования; сведения о специальности по диплому; адрес регистрации; должность; место работы; контактный телефон; адрес электронной почты; банковские реквизиты карты), а также использование предоставленных материалов в некоммерческих целях для размещения на Интернет-сайтах МБОУ ДПО «УМЦРО», буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки.
Согласие дается мною с целью участия в конкурсе «Открытия дистанта».
Субъект дает согласие на обработку персональных данных, совершение следующих действий: обработку, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, при этом, общее описание вышеуказанных способов обработки данных проводится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
Настоящее согласие действует до достижения целей обработки персональных данных или в течение срока хранения информации.
Данное согласие может быть отозвано в любой момент по письменному заявлению в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития образования».
Я подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую по собственной воле и в своих интересах.
Подтверждаю, что ознакомлен(а) с положениями Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», права и обязанности в области защиты области защиты персональных данных мне разъяснены.
«____»___________20______г. __________ подпись заявителя
1 Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.