СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексное проектное задание «Взгляни в глаза букашке!» в формате Google презентаций

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях применения дистанционных технологий у педагога возникают трудности в формировании личностных результатов, даже в рамках внеурочной деятельности необходимо продумывать новые формы и методики для развития ценностного отношения к окружающему миру, духовно-нравственным нормам. Данная разработка – опыт развития экоцентрического сознания у подростков с использованием проектного метода в условиях дистанта.  

Просмотр содержимого документа
«Комплексное проектное задание «Взгляни в глаза букашке!» в формате Google презентаций»

Комплексное проектное задание «Взгляни в глаза букашке!»

в формате Google презентаций


Автор: Макшакова Наталия Алексеевна, учитель МАОУ «Лицей № 56»




Аннотация к педагогическому продукту

В условиях применения дистанционных технологий у педагога возникают трудности в формировании личностных результатов, даже в рамках внеурочной деятельности необходимо продумывать новые формы и методики для развития ценностного отношения к окружающему миру, духовно-нравственным нормам. Данная разработка – опыт развития экоцентрического сознания у подростков с использованием проектного метода в условиях дистанта.

Целевая аудитория:

  • обучающиеся 6-9-х классов при организации внеурочной деятельности;

  • обучающиеся 7-х классов при изучении биологии по концентрической программе и 8-х классах при линейном построении курса.

Форма продукта: проектное задание в формате Google презентаций, доступных для обучающихся по ссылке с правами редактора.

Идея разработки продукта. В настоящее время в мире продолжает господствовать антропоцентрическое сознание. Именно такое сознание, имеющее в основе парадигму «пользы и вреда для человека» объектов природы, сегодня пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и другие. Так ФГОС ООО указывает с одной стороны на необходимость формирования у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития ценностного отношения к природе, с другой стороны в содержании учебного предмета «Биология» говорится о пользе одних животных и вреде других, о способах борьбы с вредителями культурных растений.

Антропоцентрическому сознанию противопоставляют экоцентрическое (у некоторых авторов биоцентрическое) сознание. В этом случае природа уже не воспринимается как объект одностороннего воздействия человека, за ней признаются качества, свойства «субъекта» со всеми вытекающими из этого последствиями: контакты между природой и человеком воспринимаются уже именно как взаимодействие; природа, как и любой другой субъект, имеет право на существование «просто так», вне зависимости от «полезности» или «бесполезности» ее для человека. Из «ресурсов» природа превращается в партнера человека, который из завоевателя и покорителя природного сообщества становится одним из его членов, обладающим такими же правами, как и любой другой. Экоцентрическое сознание сегодня рассматриваться в качестве главной цели экологического воспитания и образования.

Данный вопрос только начинает разрабатываться в психологии, сделаны первые попытки к разработке стратегии коррекции исключительно прагматического отношения ребёнка к окружающей его природной среде. В педагогике, по сути, ещё не началось использование открытий экопсихологии, связанных с формированием субъективно-эмоционального отношения человека к природе. Предлагаемый на конкурс педагогический продукт разрабатывался с целью создания условий для формирования нового типа экоцентрического сознания, субъектно-этического типа субъективного отношения к миру природы у школьников. В работе использовались методики, описанные в работах экопсихологов В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо1.

Описание проектных заданий с примерами и шаблонами Google презентаций

1. Проектное задание «Во саду ли, в огороде»

Обучающимся предлагается выбрать слайд в Google презентации с изображением насекомого и написать письмо от его лица, описав один из дней жизни. В письме желательно отметить имя насекомого, описать особенности питания насекомого, взаимоотношения с другими обитателями садов и огородов, в том числе и человека, все трудности и радости его жизни.

После прочтения выполненных работ участникам предлагается выбрать письмо, которое наиболее взволновало или в нем описаны проблемы жизни наиболее близкие подростку. И написать отзыв от лица человека.

Учитель может добавить этап представления продукта, во время которого ученики читают свою работу, обсуждают комментарии с позиции человека, выражают чувства и эмоции от прочитанного, передают свои ощущения от проделанной работы.

Созданный подростками продукт оценивается либо педагогом, либо предусматривается самооценка по предложенным критериям (Приложение 1).


Пример работ (фамилии и имена школьников изменены, орфография авторов сохранена) по ссылке:

https://docs.google.com/presentation/d/1Bw6euGzSGDo1F5V_bDUFQBSVFysPH6QOqAP2BljD02E/edit?usp=sharing


Ссылка на шаблон Google презентации с проектным заданием:

https://docs.google.com/presentation/d/1baA_7ieNtv0ZGxRH9EAr1XOc1P7GVx4x8YCHaylDF6A/edit?usp=sharing


2. Проектное задание «Сказки микромира»

Обучающимся предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Как муравьишка домой спешил» и сочинить продолжение сказки о путешествии Махаона, рассказав о его встречах с разными насекомыми. Подростки разбиваются по парам и описывают свою историю с Махаоном на слайде Google презентации.

Возможно несколько вариантов выполнения проектного задания:

  1. ученики сами выбирают насекомого для встречи с Махаоном (сложный вариант);

  2. в презентации предложены уже слайды с изображением насекомых;

  3. ученики могут выбрать вариант работы на свое усмотрение.

На следующем этапе ученики представляют свой продукт, обсуждают предметную и эмоциональную составляющую, проводят самооценку (Приложение 1).

Учитель может оценить продукт по тем же критериям.


Пример работы обучающихся по ссылке:

https://docs.google.com/presentation/d/14-uSKNnayYg6w44D8puoX8aWfo67c0y1ocY_iRnFvyQ/edit?usp=sharing

Ссылка на шаблон Google презентации с проектным заданием:

https://docs.google.com/presentation/d/14-uSKNnayYg6w44D8puoX8aWfo67c0y1ocY_iRnFvyQ/edit?usp=sharing



3. Проектное задание «Оскар! Самые-самые, завораживающие и немного жуткие!»

Подростки знакомятся по фотографиям на слайдах с необыкновенными насекомыми. Их задача, представив себя в роли жюри, присвоить свою награду в номинации каждому насекомому. На последних слайдах презентации есть подсказки, рассказывающие об удивительных особенностях каждого насекомого, которыми могут воспользоваться школьники.

В качестве дополнительного задания предлагается объединить номинантов в группы, обосновав свой выбор, на этом этапе подростки представляют свой продукт, а затем оценивают по критериям (Приложение 1).


Ссылка на шаблон Google презентации с проектным заданием:

https://docs.google.com/presentation/d/1_NLqsSJeB3bHfEtunIAPa69jo2DgM_2fON6cBKinMhw/edit?usp=sharing

4. Оценка комплексного проектного задания

Кроме критериального оценивания предметных и метапредметных результатов на промежуточных этапах после выполнении отдельных заданий, учитель может определить тип субъективного отношения подростков к природе с помощью методики «ЭЗОП» в дистанционном формате (Приложение 2).



Практическая ценность предлагаемого продукта.

Предлагаемый продукт в условиях дистанционной формы обучения может быть использован для достижения следующих целей:

  1. организация внеурочной деятельности, направленная на развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  2. организация проектной деятельности и приобретение обучающимися опыта творческого самовыражения и самореализации, самостоятельного приобретения знаний;

  3. в рамках уроков биологии достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы по разделу «Животные».



Педагогическая целесообразность отбора содержания

При использовании продукта в рамках внеурочной деятельности отбор содержания определялся в соответствии с целью создания условий для формирования ценностного отношения к природе. Дети разных возрастных категорий зачастую испытывают отвращение и страх при виде гусениц (например, личинок плодожорки в яблоке), пауков и клещей. Некоторые школьники пытаются раздавить и убить насекомых (комар, мухи и пр.) Именно поэтому в предлагаемых учащимся проектных заданиях в качестве природных объектов были выбраны представители насекомых и паукообразных.

На уроках биологии предлагаемый авторами продукт целесообразно использовать при изучении представителей членистоногих, вопросов экологии животных. Материал для заданий соответствует содержанию следующих разделов программы по предмету «Биология»на уровне основного общего образования:

Раздел «Животные в природных сообществах». Животные и среда обитания. Взаимосвязи животных между собой и с другими организмами. Пищевые связи в природном сообществе. Раздел «Животные и человек». Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное. Меры сохранения животного мира. Раздел «Систематические группы животных». Многообразие членистоногих. Паукообразные. Клещи – вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Насекомые. Насекомые-вредители сада, огорода, поля, леса. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и жизни человека.



Педагогическая целесообразность средств, методов и форм.

Использование формата Google презентаций с доступом с правами редактора для выполнения и последующего представления заданий обучающимися позволяет организовать сетевое взаимодействие в условиях дистанционного обучения. При работе над проектными заданиями возможна как индивидуальная форма деятельности над отдельными слайдами (или в парах), так и коллективная форма - над общим итоговым продуктом. Работа с Google презентациями в условиях классно-урочной системы может быть реализована только при условии обеспечения рабочих мест ноутбуками или планшетами, доступом в Интернет.

В условиях же дистанта все обучающиеся должны иметь технические средства обучения (личные или выданные образовательными организациями), что позволит успешно применить данный продукт для достижения целей образования, в том числе и в части формирования и развития познавательных УУД, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Метод проектов один из эффективных способов включения каждого ребенка в образовательную деятельность, способствует развитию метапредметных результатов, формирует креативное мышление и умение сотрудничать в группе и в коллективе.

При разработке заданий для обучающихся использовались методы коррекции прагматического отношения к природе, предложенные В.А. Ясвиным и С.Д. Дерябо. Эти методы основываются на принципах коррекции субъективного отношения к природе.

Принцип формирования мыслей-образов. Субъектно-этическое отношение к природе не может быть сформировано только на основе экспериментально-логической деятельности школьников, оно опирается также на образы мира природы, возникающие вследствие его эмоционально-эстетичес­кого освоения, философского осмысления. Метод экологических ассоциаций заключается в создании ассоциативных связей между различными природными объектами и социальными проявлениями (экологическая «пирамида», «цепи» питания, «джентльменский» вид пингвинов, «танцы» пчел, «брачный» сезон у животных и т.д.). Метод художественной репрезентации природных объектов заключается в актуализации худо­жественных компонентов мыслеобразов мира природы средствами искусства. Согласно данному методу особое значение в процессе разви­тия отношения к природе придается роли литературных произве­дений, изобразительного искусства, музыки.

Принцип субъектификации природных объектов. Предусматривается стимулирование действия механизмов субъектификации, позволяющих природным объектам открыться личности в качестве субъектов, приводящих к развитию «субъектной установки» по отношению к ним, что кардинально меняет характер взаимодействия, выбор стратегий и технологий экологической деятельности. Метод экологической идентификации заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного природного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в ко­торых он находится. Метод экологической эмпатии заключается в актуализации сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему («Что он сейчас чувствует?», «Какое у него сейчас на­строение?», «Ему хочется спать? А может быть, ему просто грустно? и т.п.) Метод экологической рефлексии заключается в педагогической актуализации анализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности. Данный метод, в соответствии с принципом субъектификации природных объектов, помогает личности осознать то, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.





Новизна предлагаемого продукта

Новизна продукта заключается в

  • в использование современных методик формирования субъектно-этического типа отношения к миру природы у школьников в сочетании с эффективными формами сетевого взаимодействия с использованием сервисов Google;

  • направленности продукта на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы основного общего образования, развитие креативного мышления.

  • в универсальности продукта – возможности его использования как для внеурочной деятельности, так и для уроков в условиях дистанта.



Приложение 1

Оценочный лист

Этапы

Критерии оценивания предметных результатов/балл

Критерии оценивания метапредметных результатов/ балл

ИТОГО

Определение целей, задач и этапов своей деятельности.



Верно определил цель задачи и этапы своей деятельности

0,5

0,5

Изучение дополнительной информации, поиск информации (если это необходимо для выполнения проекта)



Верно выделил необходимую информацию использовал её при выполнении проекта

0,5

0,5









Выполнение

практической части

Дал четкий письменный ответ без ошибок в соответствии темой

1

Может проанализировать правильность выполнения продукта, понимает ошибки, знает, как исправить

0,5

1,5

Продукт выполнен с применением теоретических знаний в соответствии с целью

0,5




Качественность и полнота выполнения продукта





0,5





2

Умение пользоваться материалами и выразительными средствами

1

Представление продукта.



Информация изложена четко и грамотно

0,5

1

Вступает в диалог, отвечает на вопросы

0,5


Перевод баллов в оценку:

4,5 – 5 – оценка 5 (отлично);

4 - 3,5 – оценка 4 (хорошо);

3 - 2,5 – оценка 3 (удовлетворительно);

2 - 0 – оценка 2 (неудовлетворительно)








Приложение 2


Вербальная ассоциативная методики «ЭЗОП»


Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ — следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наи­более характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. Четыре слова соответствуют четырем типам установ­ки, пятое - для отвлечения внимания, «мусорное» слово.

На бланке испытуе­мый фиксирует только ответ. В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми, начиная с 10—11 лет.

Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлага­ется выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мне­нию, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову». Этот вариант как раз и характеризует доминирующую экологическую установку. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги.

Инструкция

«Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего свя­зывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой", "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быст­ро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор».

Текст методики

  1. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.

  2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога (К).

  3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (И)

  4. ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (К); моллюск (И); очи­щать (О).

  5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).

  6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастить (О); мебель (П); сено.

  7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К).

  8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцева­ние (И).

  9. РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жа­рить (П); перо.

10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).

11.БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.

12.ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ не указывается («красота», «изучение», «охрана», «польза»).

Первичные данные и обработка результатов

Пример

1. Поляна К 2. Трофей П 3. Роса К 4. Острова К

5. Шкура П 6. Осень К 7. Туман К 8. Кольцевание И

9. Жабры И 10. Цветущий К 11. Шуба П 12. Красота К


Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу уста­новки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.

К - природа воспринимается как объект красоты - "эстетическая" установка
И - природа воспринимается как объект изучения - "когнитивная" установка
О - природа воспринимается как объект охраны - "этическая установка"
П - природа воспринимается как объект пользы - "прагматическая" установка

Обработка результатов. Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соот­ветствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество от­ветов, несовпадающих ни с одним типом установки в ключе — "мусорные слова". Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее "неподходящие" ассоциации.

Тип Количество Ранг

К 7 I

И 2 III

О 0 IV

П 3 II














































АНКЕТА-ЗАЯВКА

на участие в муниципальном конкурсе «Открытия дистанта»

(2021-2022 учебный год)



ФИО участника(ов) конкурса с указанием должности

Макшакова Наталия Алексеевна, учитель


Образовательная организация

МАОУ «Лицей №56»



Название педагогического продукта

Комплексное проектное задание «Взгляни в глазе букашке!» в формате Google презентаций



Предоставляя заявку на конкурс, гарантируем, что автор продукта:

- согласен с условиями участия в данном конкурсе;

- не претендует на конфиденциальность представленных материалов и допускает редакторскую правку перед публикацией материалов;

- принимает на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.



Подпись участника(ов) конкурса __________________ (Макшакова Н.А.)


Подпись директора________________________________ (Южакова О.Е.)


«04» апреля 2022 г.





СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ


Я,___________________ _________________________________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество субъекта персональных данных)

зарегистрированный(ая) по адресу: __________________________________________________


документ, удостоверяющий личность: ____________________________________________ _____________________________________________________________________________

вид документа, № документа, когда и кем выдан

_____________________________________________________________________________

даю свое согласие на обработку Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития образования», моих персональных данных, относящихся исключительно к перечисленным ниже категориям персональных данных (фамилия, имя, отчество; тип документа, удостоверяющего личность; данные документа, удостоверяющего личность; дата рождения; пол; ИНН; номер страхового свидетельства; сведения об уровне образования; сведения о специальности по диплому; адрес регистрации; должность; место работы; контактный телефон; адрес электронной почты; банковские реквизиты карты), а также использование предоставленных материалов в некоммерческих целях для размещения на Интернет-сайтах МБОУ ДПО «УМЦРО», буклетах и периодических изданиях с возможностью редакторской обработки.

Согласие дается мною с целью участия в конкурсе «Открытия дистанта».

Субъект дает согласие на обработку персональных данных, совершение следующих действий: обработку, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, при этом, общее описание вышеуказанных способов обработки данных проводится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

Настоящее согласие действует до достижения целей обработки персональных данных или в течение срока хранения информации.

Данное согласие может быть отозвано в любой момент по письменному заявлению в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития образования».

Я подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую по собственной воле и в своих интересах.

Подтверждаю, что ознакомлен(а) с положениями Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», права и обязанности в области защиты области защиты персональных данных мне разъяснены.


«____»___________20______г. __________ подпись заявителя



1 Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!