СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексное социальное нормирование отношений в области здравоохранения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексное социальное нормирование отношений в области здравоохранения

Цель: формирование знаний о комплексном социальном нормировании отношений в области здравоохранения об основыных принципах охраны здоровья и порядке их соблюдения

Просмотр содержимого документа
«Комплексное социальное нормирование отношений в области здравоохранения»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2017

Лист 0/11


Лекция № 3. Комплексное социальное нормирование отношений в области здравоохранения

Цель: формирование знаний о комплексном социальном нормировании отношений в области здравоохранения об основыных принципах охраны здоровья и порядке их соблюдения

Основные понятия:

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей.

Социально-нормативные системы в здравоохранении – комплексные образования, включающие как правовые, так и моральны нормы, поскольку они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга.

Основные принципы охраны здоровья граждан - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

3.1. Комплексное социальное нормирование отношений в области здравоохранения

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей.

Социальные нормы характеризуются рядом следующих признаков:

1) это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение;

2) это правила поведения общего характера;

3) это обязательные правила поведения людей.

Выделяют следующие социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных и иных организаций, нормы обычаев, нормы традиций, нормы ритуалов.

Для медицинских и фармацевтических работников особое значение имеет вопрос о соотношении норм права и морали как социальных регуляторов их профессиональной деятельности.

В этой связи заслуживает внимания ч. 1 ст. 73 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, согласно которой медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

Следует отметить три подхода к решению вопроса о взаимоотношении норм права и морали в регулировании указанных отношений.

Первый подход заключается в отрицании существенного значения правовых норм в регулировании отношений в сфере здравоохранения. Наиболее ярким представителем подобных взглядов выступал академик Н.М. Амосов, который считал, что никакой закон не сможет заменить совесть врача, явля-ющуюся основным регулятором во взаимоотношениях врача и пациента.

Второй подход диаметрально противоположен первому, его связывают с именем академика М.Д. Шаргородского, который полемизируя с академиком Амосовым резонно замечал, что совесть является важным регулятором врача и пациента, но, к сожалению, она не у всех есть. В данной полемике академик Шаргородский делал основной акцент на правовое регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения.

Третий подход, его можно назвать комплексным, на протяжении длительного времени он отстаивался в работах сотрудников кафедры судебной медицины и права Самарского государственного медицинского университета, а в настоящее время сотрудниками кафедры медицинского права и биоэтики СамГМУ. Суть данного подхода заключается в том, что в регулировании общественных отношений в сфере здравоохранения недопустимо резкое (содержательное) противопоставление норм права и морали, которые именно в данной сфере взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга. Именно в области медицины можно привести большое количество примеров, когда нормы морали, будучи включенными в законодательные акты, становились по форме правовыми нормами, не теряя при этом этического содержания. В качестве примера можно привести нормы о врачебной тайне. До включения их в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, а в настоящее время в Федеральный закон РФ № 323-ФЗ сохранение врачебной тайны рассматривалось как моральная норма. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона РФ № 323-ФЗ не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных Федеральным законом РФ № 323-ФЗ. При этом за разглашение сведений составляющих врачебную тайну возможна уголовная ответственность по ст. 137 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, социально-нормативные системы в здравоохранении, безусловно, должны представлять из себя комплексные образования, включающие как правовые, так и моральны нормы, поскольку они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга.

Сказанное выше свидетельствует о важности комплексного социального нормирования в области здравоохранения, актуального этого подтверждается также следующими факторами:

- масштабностью и темпами преобразования в сфере правового и этического регулирования отношений, возникающих по поводу организации и оказания медицинской помощи, проведения медикобиологических исследований, применения новых медицинских технологий;

- необходимостью рассмотрения вопросов социально-нормативного регулирования в сфере здравоохранения в аспекте взаимообусловленности, взаимодополнения и взаимодействия норм морали (этики) и права;

- важностью международного измерения в области здравоохранения и медицины как приоритетных сфер общественной жизни с опорой на знание и использование российским врачом документов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, ВОЗ, ВМА, направленных на социально-нормативное (правовое, этическое) регулирование отношений в сфере здравоохранения;

- существенным значением в современных условиях социально-нормативного регулирования отношений в системе гражданин (пациент) – медицинский работник (медицинская организация) при усилении социального контроля за медицинской деятельностью и возрастанием социальной ответственности врача;

- современными требованиями к уровню качества преподавания юриди-ческих дисциплин и биоэтики при реализации программ основного и до-полнительного профессионального образования, которые основаны не только на изучении теоретических основ правового и этического регулирования в здравоохранении и медицине, но и на практическом применении норм морали (этики) и права в конкретной клинической ситуации.

3.2. Основные принципы охраны здоровья

В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В ст. 5 Федерального закона РФ № 323-ФЗ указано:

«1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний».

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ № 323-ФЗ приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья (ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ № 323-ФЗ).

Приоритет охраны здоровья детей.

В ст. 7 Федерального закона РФ № 323-ФЗ определено:

«1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья».

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

В силу ст. 8 Федерального закона РФ № 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

На основании ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Федерального закона РФ № 323-ФЗ).

Доступность и качество медицинской помощи.

В ст. 10 Федерального закона РФ № 323-ФЗ установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Следует заметить, что п. 4 ст. 10 Федерального закона РФ № 323-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 года.

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ № 323-ФЗ отмечено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается (ч. 2 ст. 11 Федерального закона РФ № 323-ФЗ).

За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 Федерального закона РФ № 323-ФЗ).

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

В ст. 12 Федерального закона РФ № 323-ФЗ определено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соблюдение врачебной тайны.

В ст. 13 Федерального закона РФ № 323-ФЗ указано:

«1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Значимость установленных в Законе принципов не вызывает сомнения. Их совокупность соответствует международным стандартам обеспечения и реализации прав гражданина и человека в сфере охраны здоровья. Не случайно, соблюдение всех вышеперечисленных принципов обязательно для всех лиц, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам страны.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как соотносятся нормы права и морали в сфере здравоохранения?

  2. Перечислить основные принципы охраны здоровья.

  3. Как реализуется принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи?

  4. Охарактеризовать реализацию принципа приоритета охраны здоровья детей.

  5. Как на практике реализуются принципы социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья, доступности и качества медицинской помощи?

  6. Как реализуется принцип соблюдения врачебной тайны?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!