Комплексное занятие по развитию речи детей с ТНР на тему: «Мебель»
Цель:
Уточнить, расширить, активизировать словарь по теме.
Формировать обобщающее понятие «мебель».
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Учить правильно согласовывать числительные с существительными.
Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику кистей рук.
Коррекционные задачи:
Ход занятия:
Слайд 2
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в гости к одному очень веселому и трудолюбивому гномику. Зовут его Бим. Он очень любит вставать рано утром и поливать цветы вокруг своего домика.
Слайд 3
- Но вот беда! В домике гномика произошла катастрофа. Все вещи перестали слушаться гномика Бима и разбежались по разным местам. Ему очень нужна наша помощь. Давайте поможем гномику и наведём у него в домике порядок. Все вещи у Бима волшебные, стоит только громко назвать название предмета, как он тут же встанет на своё место. Итак, я буду загадывать вам загадку, а вы должны не только отгадать, но ещё найти этот предмет в домике и самое главное - громко назвать его, чтобы предмет обязательно встал на своё место!
Слайд 4
Давайте попробуем! Вася прыгал и скакал И конечно, же устал. Чтобы Вася отдохнул Ему присесть надо на … (стул) ˅ Алёна уложила куклу спать В игрушечную мягкую … (кровать) ˅ Хорошо когда он есть, На него и лечь, и сесть… Он для отдыха нам дан, Мягкий, плюшевый… (диван) ˅ Выше всех я, как жираф, Я большой, красивый … (шкаф) ˅ | Я на стол чуть-чуть похожа, Есть на кухне и в прихожей, В спальне я бываю редко, А зовусь я … (табуретка) ˅ Удобный мебели предмет Сундук его отец иль дед В нем много ящиков живёт Он называется … (комод) ˅ На себе посуду держит, Ножками упёрся в пол. Скатертью накрыт он белой Крепкий и надёжный … (стол) ˅ |
- Ну вот ребята, все вещи на своих местах.
А кто мне подскажет, как назвать все те предметы, которые мы расставили по местам? Шкаф, стол, комод, стул – одним словом это наша … (мебель).
- А где взял гномик всю эту мебель?
Слайд 5
- Конечно же в магазине, в котором продают мебель. Итак, наш гномик Бим пошёл в магазин мебели и стал рассматривать и выбирать себе предметы мебели.
Слайд 6
- Давайте назовём что здесь продаётся. Но только имейте в виду, что мебель для гномиков очень маленькая, поэтому называть мы ее будем ласково. Например, у нас есть стул, а для гномика продается маленький … стульчик.
У нас диван, а для гномика маленький …
У нас кресло, а для гномика маленькое … креслице
А это маленькая … кроватка.
А это маленький письменный .. столик
А это маленький … комодик.
А это маленькая … табуреточка.
А это маленький платяной … шкафчик.
- Ребята, а кто знает, почему этот шкафчик называют платяной? Кто не знает, подскажу. Раньше, много-много лет назад всю одежду называли платье. Поэтому шкаф куда вешают и складывают одежду или как раньше называли платье – называется платяной. От слово платье.
˅ - А как назвать стол для обеда? Обеденный стол – за которым мы (что делаем?) обедаем, завтракаем или ужинаем.
˅ - А как называется шкаф для книг? Книжный шкаф – нужен для .. хранения книг.
˅ - А стул для детей? Детский стульчик. Это специальный детский стульчик для самых маленьких деток. В нём малыш может надёжно сидеть, не падая, а мама в это время может его спокойно покормить или поиграть с ним.
Слайд 7
- Вернемся к нашему гномику, а то он немного заскучал.
˅ Гномик выбрал себе много предметов мебели, купил, а затем мебель погрузили в грузовик, который привёз всю купленную мебель домой.
Слайд 8 + Слайд 9
- Посчитайте, сколько кресел привезли гномику?
˅ Одно кресло, ˅ два кресла, ˅ три кресла, ˅ четыре кресла, но !!! ˅ пять кресел. Сколько кресел? Назовите громко. Пять кресел.
Слайд 10
- Посчитайте, сколько кроватей выгрузили из грузовика? ˅ Одна кровать, ˅ две кровати, ˅ три кровати. Сколько кроватей? Скажите громко? Три … кровати.
Слайд 11
- А теперь сами без меня посчитайте шкафы? … НО пять шкафов. Сколько получилось? 5 шкафов.
Слайд 12
- Еще нужно посчитать столы. Попробуйте сами. … но пять столов, шесть столов. Сколько получилось? 6 столов.
Слайд 13
- Молодцы! Все предметы посчитали. Гномик все проверил и пошёл немного погулять.
Физминутка
- А я предлагаю немного размяться и поиграть с пальчиками. Для этого нам понадобится много разноцветных резиночек. А у кого нет таких резиночек, можете просто загибать пальчики. Я буду одевать на каждый пальчик по одной резиночке, а вы будете просто загибать пальчик. Давайте попробуем.
Мебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать.
Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали – десять пальчиков играли.
- а сколько предметов мебели вы насчитали? Столько же сколько и пальчиков. Сколько пальчиков играли? 10 и предметов мебели тоже получилось 10.
Слайд 14
- Ребята, попробуйте собрать мебель для гномика из геометрических фигур.
Взрослый раздает детям заранее приготовленные цветные шаблоны, лист картона и клей. Дети на листе картона собирают из цветных фигур предметы мебели, как указано на слайде, а затем приклеивают каждую деталь.
Список литературы:
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Косинова Е.М. Грамматические тетради для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
Косинова Е.М. Лексические тетради для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
ТеремковаН.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
˅ - знак в тексте указывает на нажатие клавиши «вперед» на компьютере для переключения анимации.