Комплексные задания по работе с текстом сказки
Д. Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка» в 3 классе
УМК «Школа России»
Ф.И. _______________ ___________ Дата ________
1. Прочитайте отзыв о сказке Д.Н.Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»:
Серая Шейка - это уточка, которая не могла летать, потому что Лиса перекусила ей крылышко. Когда наступила осень, стая улетела в тёплые края, и уточка осталась одна. Хотя мама Утка очень переживала за дочку, но и оставить других детей она не могла. ... А потом она подружилась с Зайцем, который её подбадривал, хотя и сам был беззащитным против Лисы - только бегством и спасался. Наступила зима, и река почти полностью замёрзла. Тут-то и появилась хитрая Лиса, стала караулить, когда лёд станет прочным, и она сможет съесть Серую Шейку. Спас уточку охотник, который забрал её домой - внучкам на радость.
Это сказка о доброте и милосердии, о взаимовыручке, о дружбе и желании помочь тому, кто оказался в беде.
Запишите главных героев сказки _________________________________________
2. Запишите ответы на вопросы, пользуясь текстом отзыва:
Почему Серая Шейка не могла летать? ___________________________________
_____________________________________________________________________________
Кто стал другом уточки в лесу? ___________________________________________
Кто хотел съесть Серую Шейку? __________________________________________
Кто и как спас уточку?______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.Вставьте пропущенные орфограммы в отрывок текста сказки:
Первый _ сенний²холо__, от которого пож_ лтелатр__ва, привёл всех птиц в б_ льшую тревогу. Все нач _ли готовиться в д__лёкий² путь. Да, неле__ко перел__теть пространство в несколько тысяч верст...
Х__лодный² __сеннийвет__р обрывал засыхавшие листья и ун__сил их. Небо часто покрывалось т__жёлыми_сенними__бл__ками, ронявшимимелкий __сенний дож__ ь. Который день уже н__слисьмимо стаи перелётной² птицы...
Первыми тронулись болотные² птицы, потому что болота уже начинали зам__рзать. Дольше всех оставались в_доплавающие. Серую Шейку больше всех огорчал перелёт²жур__влей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали её с собой.
4. Выполните разбор по составу всех указанных в отрывке слов.
5. Вставьте в слова предложения пропущенные орфограммы, выпишите из предложения сначала формы слова, затем - однокоренные слова
В_да в р_ке пот__мнела, и сама р_как_залась больше, потому что б_р_га оголели, б__р__говая поросль быстро теряла л__ству.
Формы слова ____________________Однокоренные слова__________________
Выделите корень в записанных словах.
6. Выберите понятия, относящиеся к уткам, отметьте их знаком V:
Ж ивая природа Неживая природа Зимующие птицы
Птицы Перелётные птицы Водоплавающие птицы
7. Сделайте звуковой разбор слова, записывая звуки в звуковых скобках, например: лёд - [л'], [о],[т].Берега - ______________________________.
8. Укажите количество слогов, букв и звуков в данных словах:
Дождь - __ сл., __ б., __ зв.Болотные - __ сл., __ б., __ зв.
9. Вставьте в слова предложения пропущенные орфограммы, в скобках напишите проверочные слова
По утрам в__да ( _______ ) у б__регов ( _______ )начинала зам__рзать ( __________ ) , а днём тонкий, как ст__кло ( __________ ) , лё__ ( ________)таял.
10. Перечитайте ещё раз отзыв о сказке в задании 1, определите последовательность событий, расставив цифры
11*. Используя последовательность событий сказки на картинках, составьте план, записывая заголовки к каждой части
1.__________________________ 2.__________________________________
3.____________________________ 4.__________________________________
12.* Продолжите высказывание, выражая своё мнение, какие чувства у вас возникли, когда узнали историю о Серой Шейке?
Мне _____________________________________________________________________ .
Методические рекомендации для учителя
Работа может быть проведена по усмотрению учителя не только в урочное время на уроке русского языка, но и на занятиях по внеурочной деятельности интеллектуальной направленности.
Период проведения работы – при организации работы по разделу «Правописание частей слова» по учебнику русского языка В. Канакиной (1 часть) во 2 четверти.
Оценочный инструментарий для проверки комплексных заданий
№ | Содержание верного ответа и указанию по оцениванию | Баллы |
1. | Верное указание главных героев сказки и безошибочная запись – по 2 балла за каждое название (Серая Шейка, Утка, Заяц, Лиса, старик - охотник) Максимальное количество баллов | 2 10 |
2. | Верный ответ и безошибочная запись предложения - ответа – по 2 балла за каждое предложение Максимальное количество баллов | 2 8 |
3. | Выбор пропущенных орфограмм в словах без ошибок Выбор пропущенных орфограмм в словах с 1 – 2 ошибками Выбор пропущенных орфограмм в словах с 3 ошибками Выбор пропущенных орфограмм в словах более чем с 3 ошибками | 5 4 3 2 |
4. | Верное выполните разбора по составу всех указанных в отрывке слов – по 1 баллу за слово Максимальное количество баллов | 1 5 |
5. | Выбор пропущенных орфограмм в словах без ошибок Выбор пропущенных орфограмм в словах с 1 – 2 ошибками Выбор пропущенных орфограмм в словах с 3 и более ошибками Верный выбор форм слова (река, реке) Верный выбор однокоренных слов (берега, береговая) Максимальное количество баллов | 3 2 1 1 1 5 |
6. | Верный выбор 4-х утверждений – по 1 баллу за верный ответ Максимальное количество баллов | 1 4 |
7. | Верно представлена звуковая схема слова (б'ир'ига) Звуковая схема слова представлена с ошибками | 1 0 |
8. | Верное определение по каждому критерию: дождь - 1слог, 5 букв, 4 звука,береговая - 5 слогов, 9 букв, 10 звуков. Максимальное количество баллов | 1 6 |
9. | Верный подбор пропущенных букв и выбор подходящих проверочных слов - по 1 баллу за слово Максимальное количество баллов | 1 5 |
10. | Верное определение последовательности событий по картинкам Определение последовательности событий по картинкам с ошибками | 1 0 |
11*. | Верный подбор заголовков к каждой части текста - по 1 баллу за заголовок к части Максимальное количество баллов | 1 4 |
12*. | Оформление высказывания по существу Оформление высказывания не по существу | 1 0 |
Максимальный балл за выполнение комплексных заданий - 55 баллов (из них - 5 баллов за дополнительные задания)
Оценки за работу учитель может определить исходя из рейтинга набранных баллов по классу или используя критерии перевода в пятибальную отметку: «5» - 55 - 50 баллов, «4» - 49 –45баллов, «3» - 44 – 40 баллов, «2» - менее 40 баллов.
Список использованных источников
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2018
Интернет ресурсы