СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста как оптимальная форма подготовки к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста как оптимальная форма подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Комплексный анализ текста как оптимальная форма подготовки к ОГЭ по русскому языку

Каждый учитель находит свой способ подготовки к итоговой аттестации девятиклассников. Подготовить можно разными способами: кто-то увеличивает объем домашней работы, кто-то занимается дополнительно, кто-то занимается натаскиванием. На мой взгляд, оптимальной формой работы при подготовке учащихся к ГИА является работа с текстом. На экзаменах учащиеся должны показать не только знание отдельных вопросов грамматики, но свободное владение своими знаниями: нужно научиться сопоставлять факты, найти в них сходство и различие, объяснять языковой факт, его место в системе языка. То есть для того чтобы успешно сдать экзамен по русскому языку, нужен осознанный подход к фактам и явлениям языка, нужно языковое чутье и умение мыслить логически. По моему мнению, комплексный анализ текста является оптимальной формой работы при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Текст как речевое произведение проверяется не только в 3 части , но и во 2 части (тестовой части); задания по синтаксису и пунктуации также требуют работы с текстом, его разностороннего анализа. Нужно научиться вести диалог с текстом. Планомерная и регулярная комплексная работа с текстом станет самой результативной формой подготовки к экзамену в силу своей специфики. Таким образом, комплексный анализ текста готовит учащегося к выполнению всех частей ГИА по русскому языку.

При комплексном анализе текста можно выделить несколько этапов:

1.После прочтения текста предлагаются задания для его осмысления. Например: доказать, что данный отрывок является текстом, перечислить признаки, доказывающие, что это текст; определить тему текста, основную идею; подобрать заголовок, который раскрывает или тему отрывка, или же основную идею; каждый заголовок аргументировать; определить стиль и тип речи, выбор стиля и типа речи нужно доказывать.

Следует обратить внимание на трудные задания. Например: лексические и грамматические средства связи предложений в тексте (это и лексические повторы, это и синонимы, и антонимы, это и местоимения и наречия; это и способы связи предложений в тексте и другие). Первая часть экзамена в 9 классе (изложение) требует понимания устной речи и письменного воспроизведения текста с владением трех способов сжатия текста. Поэтому необходимо научить учащегося видеть и выделять микротемы, понимать смысл абзацного членения, научить разделять главную и второстепенную информацию и помочь овладеть всеми приемами сжатия текста. Можно предложить такие задания: назвать количество микротем, определить тему и основную мысль каждого абзаца, выделить опорные слова и выражения, аргументировать главную и второстепенную информацию; сжать абзац, записать свой вариант сжатия текста и проанализировать. Обучение сжатию и развертыванию небольшого объема должно быть постоянным видом работы при комплексном анализе текста.

2. На данном этапе проводится орфографический и пунктуационный разборы текста. Учащийся должен знать морфему с орфограммой, понимать, почему он употребляет тот или другой знак препинания. Без осознанного употребления знаков препинания практически невозможно добиться пунктуационной зоркости, без умения видеть морфему – орфографической зоркости.

3. На заключительном этапе проводится языковой анализ текста. В эту часть можно включать все виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический); характеристику средств речевой выразительности: работа со словом, его лексическим значением – это основа развития речи.

Каждый из данных этапов работы с текстом готовит учащихся к процессу творчества, созданию собственного произведения в виде сочинения рассуждения. Сочинение – это традиционная форма работы учителя русского языка и литературы, работа ведется в системе, несмотря на множество перемен, суть осталась такой же - научиться доказательно, логично и образно излагать свои мысли. Поэтому учитель должен научить правильному пониманию темы, формулировать свои мысли, последовательно и логично излагать материал, аргументировать свои высказывания, делать выводы и обобщения.

Таким образом, комплексный анализ текста формирует все необходимые выпускнику компетенции; является оптимальной формой работы при подготовке к итоговой аттестации, т.к. использование в качестве ключевой единицы урока углубляет, расширяет, систематизирует знания учащихся о языке как системе, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!