СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста на интегрированных уроках как средство подготовки к ГИА

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Моя статья, напечатанная в журнале "Педпоиск" о работе с текстом в рамках подготовки к ГИА

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста на интегрированных уроках как средство подготовки к ГИА»

Комплексный анализ текста на интегрированных уроках как средство подготовки к ГИА


Аннотация. В данной статье представлены примеры работы с текстами художественных произведений на интегрированных уроках (русский язык и литература) в рамках подготовки к ГИА.


Комплексный лингвистический анализ текста является  одним из главных средств  подготовки к ГИА, поскольку создает представление о языке как о целостной функциональной единице. «Анализ» (в пер. с др-греч «расчленение»)  – метод, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. Многоаспектный анализ предполагает тщательное изучение всех частей исследуемого текста. Он позволяет проанализировать языковые средства и изучить форму и структуру произведения, глубже понять характеры героев.

Комплексный анализ текста – это плодотворная исследовательская работа, которая способствует овладению нормами языковой культуры у учащихся. Вместе с этим у них формируется умение искать и обрабатывать информацию и совершенствуется навык написания итогового сочинения.

Методика смыслового чтения, сформулированная ФГОС (https://fgos.ru/fgos/fgos-soo), включает в себя поиск информации, её интерпретацию и оценку, понимание и преобразование прочитанного. Комплексный анализ текста целесообразно использовать как метод исследования текста при интеграции дисциплин. Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления (Энциклопедический словарь юного литературоведа). Цель его — воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей. Основатель интегрированного метода обучения американский ученый и педагог Д. Дьюи считал, что задача интегрированного метода обучения заключается в формировании творческой личности.

Интеграция уроков литературы и русского языка способствует формированию системности знаний и коммуникативных творческих умений, способствующих развитию навыка комплексного анализа текста, активизации самостоятельной деятельности у учащихся и личностной самореализации.


На интегрированных уроках решаются следующие задачи на основе работы с текстом художественных произведений:

- развитие речевой культуры и создание прочной базы языковой грамотности учащихся;

- освоение практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- интерпретация текста;

- освоение способов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- совершенствование лингвистических навыков выпускников при выполнении последней части экзаменационной работы.

Результаты текстового анализа на интегрированных уроках при подготовке к ГИА показывают, насколько ученик овладел читательской грамотностью на предыдущих этапах обучения. Поэтому элементы исследования текста должны иметь место на каждом уроке литературы и русского языка. Эта работа непременно повлияет на дальнейшее развитие обучающихся. Чтобы сделать процесс анализа интересным и увлекательным для детей, важно использовать эффективные следующие виды упражнений:

  1. составление плана текста, что поможет ученикам учиться формулировать краткое содержание и выделять главное;

  2. составление вопросов на основе прочитанного текста. При этом ученики учатся улучшать навыки критического мышления и формулировать вопросы на основе текста;

  3. орфографические диктанты. Такие диктанты могут составить сами ученики, используя слова с орфограммами из предложенного текста, но может провести и учитель для оценки правильного написания слов;

  4. осознанное чтение как основа саморазвития личности. Размышляющий читатель понимает текст и, легко выражая свои мысли, свободно общается;

  5. лексико-стилевая работа, развивающая внимательное отношение к слову как к единице языка, к слову как способу выражения авторских чувств, эмоций и переживаний;

  6. метод обсуждения текста позволяет детям выразить свои мнения, а также услышать речь своих одноклассников;

  7. поиск в тексте тропов и других выразительных средств языка, что развивает языковое чутье, лингвистическую зоркость и умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц.


При подготовке к проведению интегрированных уроков особую важность приобретают критерии отбора такого текстового материала, который способствует развитию навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

Основные требования отбора текстов для анализа:

- текст должен быть обязательно авторским и содержать информацию о славянских культурных традициях и ценностях;

- соответствовать возрасту и уровню развития учеников.

На основе предложенного текста возможен функциональный подход к изучению/повторению/обобщению языковых явлений.

Анализ и, как следствие, понимание текста способствуют развитию навыков функциональной грамотности и предполагают:

- побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной  позиции;

- нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;

- стимулирование воображения читателя для воссоздания авторских образов;

- формирование умения правильно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);

- развитие внимания к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов.


Приведу примеры работы с отрывком из текста произведения «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя (от слов «Степь чем далее, тем становилась прекраснее» до «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!...»). На своих уроках часто использую тексты ранее изученных произведений, чтобы актуализировать и обобщить знания у учащихся.


Для анализа данного текста ученикам 11 класса можно предложить следующие задания:

1. Поясните постановку автором всех знаков препинания.

2. Найдите в тексте средства художественной выразительности.

3. В чем особенность синтаксической конструкции последнего предложения?

4. Каковы лексические особенности текста (стиль, тип речи, тема текста)?

5. Составление словарного диктанта (слова из текста) на тему «Правописание гласных и согласных в корне слова».

6. Что символизирует образ степи в повести?

7. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения на тему «Какова роль природы в жизни человека».


Этот же текст можно использовать и для выпускников 9 класса при подготовке к ОГЭ, используя следующие задания:

1. Найдите в тексте словосочетания с разными видами связи.

2. Выпишите из текста осложненные предложения (ОЧП, вводные конструкции, обороты).

3. В предложениях 6 и 7 найдите два сравнения в творит. падеже.

4. Укажите номер(а) БСП.

5. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «С какой целью в свою повесть автор добавляет красочное и подробное описание природы?


Уроки, где текст – единица обучения, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся и активизируют интеллектуальную и речевую деятельность. Работу с текстом часто провожу на интегрированных уроках, где можно объединить вопросы и задания для подготовки к экзамену по литературе и по русскому языку. Интеграция этих дисциплин позволяет подготовку к ГИА сделать системной, планомерной, плодотворной и важной.


Работа с текстом нацелена также и на развитие творческих способностей учащихся, так как им в 11 классе предстоит писать много сочинений (в том числе и итоговое). Цель сочинений (как формы итогового контроля) – выявить у обучающихся умение мыслить, анализировать и доказывать свою позицию, используя самостоятельно выбранные произведения отечественной и зарубежной литературы. Подготовка к составлению грамотного сочинения в рамках необходимых критериев занимает особое значение в работе учителя русского языка и литературы. Обучающиеся выбирают произведения для аргументации в сочинениях, основываясь на опыт изучения различных произведений на уроках литературы. Поэтому важно при подготовке к ГИА на интегрированных уроках выбирать универсальные и актуальные тексты для лингвистического и литературоведческого анализа. Фактически все произведения классической литературы нацелены на воспитание у читателя нравственных качеств и развитие креативного мышления. Чем больше выпускник увидел, усвоил, прочитал, услышал и пережил вместе с персонажами, тем продуктивнее будет деятельность его воображения. С накоплением читательского и аналитического опыта зарождаются креативность, уникальность и любознательность. Это и служит основой создания текста сочинения.


Формирование коммуникативной компетенции посредством практической работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника к самореализации и адаптации в различных условиях жизни. Характеристиками культурно развитой личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка, способность к социальному речевому взаимодействию и к сотрудничеству.


Роль учителя в определении способов и приемов практической работы с текстом при наличии необходимого индивидуального подхода достаточно велика, ибо требует временных затрат, поиска полезной информации и поиска таких текстов, с которыми можно проводить интегрированные уроки систематически. Таким образом, использование многоаспектного анализа текста является необходимым условием, формирующим универсальные учебные действия, что способствует развитию речи и умений у учащихся и усиливает практическую направленность уроков русского языка и литературы при подготовке к ГИА.


  1. Доскарина Г.М. Исследование в действии: способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся // Молодой ученый. – 2016. ‒ №10 ‒ С. 19–21.

  2. Басова Е.А. Способы формирования функциональной грамотности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин // Педагогические науки. Известия южного федерального университета. – 2010. – № 6. – С.47-52.

  3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: URSS, 2006. – 144 с.

  4. Новиков В. И. и Шкловский Е. А. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика-пресс, 1998. – 423 с.

  5. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. – Ленинград: ЛГПИ, 1990. - 82 с.

  6. Соколова М.Г. Интеграция дисциплин в учебном процессе //Инновационное развитие профессионального образования. – 2013. – № 2. – С.57- 61.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя