СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексы упражнений для нормализации функций инфантильного глотания.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНФАНТИЛЬНЫЙ ТИП ГЛОТАНИЯ,новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Комплексы упражнений для нормализации функций инфантильного глотания.»

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГЛОТАНИЯ

Исходное положение. Сидя перед зеркалом, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, коленные суставы согнуты, ноги вместе, пятки вместе.



I комплекс

Тренировка мышц языка. Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторения от 10 до 15 раз.

Упражнение 1. На кончик языка положить резиновое кольцо. Язык поднять вверх, прижать его к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну с несомкнутыми губами.

Упражнение 2. Кончиком языка провести по наружной поверхности зубов.

Упражнение 3. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.

Упражнение 4. Щелкание языком.

Упражнение 5. Язык переместить максимально вперед, повернуть влево и вправо.

Упражнение 6. Кончиком языка попытаться достать подбородок.

Упражнение 7. Кончиком языка попытаться провести по губам.

















II комплекс

Тренировка глотания.

Упражнение 1. Язык поднять вверх, расположить в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук щелчком.

Упражнение 2. Набрать в рот воды, запрокинуть голову и громко произнести звук «а».

Упражнение 3. Губы сомкнуть, зубы сжать, язык поднять вверх, прижать его к переднему участку твердого неба в области зубных бугров верхних передних зубов и передних складок неба, проглотить слюну. Перед выполнением упражнения следует рассказать о правильном положении языка при глотании в стадии «отправного толчка».

Упражнение 4. Набрать в рот воду, губы сомкнуть, зубы сжать, язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в области зубных бугров передних зубов и складок неба. (Все группы мимических мышц должны находиться в состоянии покоя.)































III комплекс

После пластики уздечки языка

Раз в день.

Упражнение 1. Максимально выдвинуть вперед, формируя острый кончик языка.

Упражнение 2. Максимально выдвинуть язык в правый угол рта, выдвигая кончик языка на кожу, щеки. Налево так же.

Упражнение 3. Рот открыт, кончиком языка касаться поочередно каждого зуба в челюсти.

Упражнение 4. Рот открыт, язык вверх, кончик языка у переднего отдела твердого нёба, переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу и вернуть в исходящее положение.

Упражнение 5. Высунуть язык, положив его кончик на в/губу перемещая его по наружной поверхности в/губы из одного угла в другой.

Упражнение 6. Поднять язык вверх, расположить в середине небного шва ударить напряженным кончиком языка по небу. Произойдет щелчок.





























КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Исходное положение. Стоя у стены, положение правильной осанки.

I комплекс

Упражнение 1. Стать вплотную к стене, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, головой. Тренировка правильной осанки: голову и туловище держать прямо, плечи слегка отведены и чуть отпущены, грудь развернута, лопатки прилегают к спине, живот подтянут и коленные суставы выпрямлены. Удержать принятое состояние тела в течение нескольких секунд до появления чувства утомления.

Упражнение 2. В положении стояния правильной осанки на счет 1-2-3-4 нижнюю челюсть выдвинуть вперед до режущих краев верхних зубов, удержать в течение 10 сек. В таком положении, затем переместить нижнюю челюсть назад.

Упражнение 3. Стать у стены в состояние правильной осанки. Голову слегка запрокинуть назад, руки отвести назад, ноги поставить на ширину плеч. На счет 1-2-3-4 нижнюю челюсть переместить вперед и удержать в таком положении в течение 10 сек., затем переместить нижнюю челюсть назад.

Упражнение 4. Выполнить упражнение № 3 с поворотом головы вправо и влево с растягиванием эластичной ленты. Через 1 месяц от начала занятий: упражнения 1-3 проводятся с большим выдвижением нижней челюсти, чтобы нижние передние зубы устанавливались впереди верхних.





















II комплекс

Перемещение нижней челюсти назад



Упражнение 1. Открыть рот, медленно его закрыть, перемещая нижнюю челюсть назад до установления центральных резцов нижней челюсти в краевое смыкание с передними зубами верхней челюсти.

Упражнение 2. Выполнить первое упражнение, применив усилие руки для перемещения нижней челюсти назад.

Упражнение 3. На счет 1-2-3-4 открыть рот, поднять язык вверх и сместить его по небу назад. Рот медленно закрывать, переместить нижнюю челюсть назад и установить фронтальные зубы в краевом смыкании. Удержать челюсти в таком положении в течение нескольких секунд (4-8).

Упражнение 4. Кончиком языка ребенок давит на небные поверхности верхних передних зубов до появления чувства усталости мышц (3-5 сек.).

Упражнение 5. Ребенок пытается верхней губой достать подбородок.







III комплекс

Перемещение нижней челюсти в сторону

Упражнение 1. На счет 1-2-3-4 открыть рот, медленно закрывать рот, перемещая челюсть в противоположную сторону неправильного положения зубов или неправильного положения челюсти.

Упражнение 2. Выполнить первое упражнение с применением усилия руки, направленное на сдвиг нижней челюсти в сторону.

Упражнение 3. При одностороннем сужении верхней челюсти кончиком языка давить на верхнюю челюсть в области сужения 3-5 минут.

Повторять 3-5 раз в день.









IV комплекс

Тренировка мышц, поднимающих нижнюю челюсть

Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, от 5 до 10 повторений

Упражнение 1. Губы сомкнуты, зубы сжаты, усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.

Упражнение 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы рук на зубах в боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук.

Упражнение 3. Открыть рот, разместить на боковых зубах резиновую трубку, надетую на палочку. Сжать зубы, усилить давление на боковые участки челюсти.





































КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ СМЫКАНИЯ ГУБ

Исходное положение. Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, коленные суставы согнуты, ноги вместе, пятки вместе.

I комплекс

Тренировка круговой мышцы рта

Упражнения выполняются в медленном темпе на счет 1-2-3-4, повторения от 5 до 15 раз.

Упражнение 1. Губы вытянуты вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок. На счет 1-2-3-4 произносить звук «у» сильно вытягивая губы, затем губы широко растягивая в стороны, произносить звук «и».

Упражнение 2. Губы вытянуты в трубочку, поворачивая вправо и влево.

Упражнение 3. Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть. Ребенок пытается сомкнуть губы, создавая препятствие смыкания губ растягиванием углов рта.

Упражнение 4. Верхней губой попытаться дотянуться до подбородка, нижней до носика.

Упражнение 5. Небольшие ватные валики заложить в преддверье полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Губы сомкнуты, удерживать их следует в сильном напряжении, произнести звуки «п», «б», «м».

Упражнение 6. Губы сомкнуты, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.

Упражнение 7. Губы сомкнуты, поддувать воздух под верхнюю губу.

Упражнение 8. Губы сомкнуть, поддувать воздух под нижнюю губу.













II комплекс

Тренировка круговой мышцы рта

с помощью различных механических приспособлений



Упражнение 1. В преддверье рта верхнюю и нижнюю губы ввести активатор Дасса. Губы сжать, удержать активатор – зубы встык.

Упражнение 2. В преддверье рта под верхнюю и нижнюю губу ввести амортизатор Роджерса. Губы сжать, усилить давление на резиновые кольца амортизатора.

Упражнение 3. В преддверье рта ввести вестибулярную пластинку с кольцом. Сжать губы. Медленно вытягивать пластинку, усилить давление губ, удержать пластинку зубы встык.

Упражнение 4. Между губами размещается какой-либо предмет (пластинка из пластмассы), межгубной диск Дуизингса, деревянные геометрические фигуры. Предмет удерживать только губами. Продолжительность сжатия губ постоянно увеличивается от 30 сек. до 2-х мин.

Упражнение 5. Губы сомкнуть, изобразить трубочку, усилить напряжение, дуть на летающий предмет или на специальные вращающиеся предметы (вертушка ручная, аппарат лопастной).

Упражнение 6. В отверстии чистой большой пуговицы продергивают шнурок. Пуговица помещается в полость рта между внутренней поверхностью губ и передней поверхностью зубов. Ребенок за шнурок вытягивает пуговицу изо рта, стараясь удержать ее сомкнутыми губами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!