СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОМПЛЕКТ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература. Литература для ОУ СПО

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКТ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык и литература. Литература для ОУ СПО»



ПРИЛОЖЕНИЕ












Комплект фондов оценочных средств


по учебной дисциплине


ОУД.01 Русский язык и литература. Литература



профессиональной образовательной программы


по специальности СПО:



23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

по программе базовой подготовки











  1. Область применения:

Комплект фондов оценочных средств (ФОС) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Объем часов на аудиторную нагрузку по УД 117 часов, на самостоятельную работу 59 часов.


  1. Формы контроля и оценки результатов освоения УД

В соответствии с учебным планом специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта рабочей программой дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предусматривается текущий и промежуточный контроль результатов освоения.


Формы текущего контроля

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении курса обучения.

Текущий контроль результатов освоения УД в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом происходит при использовании следующих обязательных форм контроля:

- проверка выполнения практических работ,

- проверка выполнения самостоятельной работы студентов,

- проверка выполнения контрольных работ,

Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, тестирование по темам отдельных занятий, интерактивные формы (групповая работа, игры, конкурсы и др.)

Форма промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация по УД «Русский язык и литература. Литература» – экзамен, спецификация которого содержится в данном комплекте ФОС.

  1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Устный опрос, анализ текстов, тестирование, доклады, сочинение.

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

Аудирование; работа с источниками информации (допол­нительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докла­дов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по за­даниям учебника; подготовка к семинару (в том числе подго­товка компьютерных презентаций); выступления на семина­ре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспек­тирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание

Самостоятельная работа

Практическая работа №1

Устный опрос, доклады, рефераты, практические задания, анализ текста, сочинение.

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Аудирование; конспектирование; чтение; комментиро­ванное чтение; подготовка сообщений и докладов; само­стоятельная работа с источниками информации (дополни­тельная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на во­просы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; на­писание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презен­таций); самооценивание и взаимооценивание


Устный опрос, доклады, рефераты, практические задания, анализ текста, сочинение.

Фронтальный опрос

Практическая работа №2

Практическая работа №4

Практическая работа №5

Практическая работа №6

Практическая работа №7

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2


Самостоятельная работа

Тест


Поэзия второй половины XIX века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выра­зительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; са­мостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступ­ление на семинаре

Устный опрос, доклады, рефераты, практические задания, анализ текста, сочинение.

Чтение наизусть

Практическая работа №3

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочине­ния; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступле­ний на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в груп­пах по подготовке ответов на проблемные вопросы; про­ектная и учебно-исследовательская работа

Устный опрос, анализ текста, практические задания, тест, доклады, сочинение. Защита презентаций.

Практическая работа №8

Практическая работа №9

Самостоятельная работа

Контрольная работа №3

Особенности развития литературы 1920-х годов

Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художе­ственных произведений и учебника; составление система­тизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и ком­ментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом

Устный опрос, анализ текста, практические задания, тест, доклады, сочинение

Практическая работа №10

Практическая работа №11


Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов

Аудирование; чтение и комментированное чтение; само­стоятельная и групповая работа с текстом учебника; инди­видуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка до­кладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа


Контрольная работа №4

Особенности развития литера­туры периода Великой Отече­ственной войны и первых послевоенных лет

Аудирование; чтение и комментированное чтение; под­готовка литературной композиции; подготовка сообще­ний и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художе­ственных произведений; реферирование текста; написа­ние сочинения

Устный опрос, доклады, рефераты, практические задания, анализ текста. Семинар, дискуссия. Сочинение. Отзыв о прочитанном.

Практическая работа №12

Особенности развития литера­туры 1950—1980-х годов

Аудирование; групповая аналитическая работа с текста­ми литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана

Устный опрос, анализ текста, практические задания, тест, доклады, сочинение

Практическая работа №13

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; са­мостоятельная аналитическая работа с текстами художе­ственных произведений


Устный опрос , практические задания, тестирование. Конкурс чтецов. Рефераты.

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, анноти­рование; подготовка докладов и сообщений

Самостоятельная работа

Контрольная работа



4.Текущий контроль и оценка результатов обучения УД.


4.1. Спецификация практической работы по разделу 1 «Русская литература I половины 19 века».


Назначение работы – оценить уровень подготовки студентов по УД по теме «Творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова» с целью текущей проверки умения анализировать стихотворение.

На выполнение письменной работы отводится 40 минут.


Текст заданий

Интерпретация стихотворения А. С. Пушкина или М. Ю. Лермонтова. Например, «Цветок» А. С. Пушкина (М. Ю. Лермонтова «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина») или др.


А. С. Пушкин

Цветок

Цветок засохший, бездуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:


Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?


На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?


И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

1828.


Вопросы к стихотворению.

1. Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства оно в вас пробуждает? Изменилось ли настроение поэта от начала к финалу стихотворения?

2. Каким вы представляете себе поэта, пишущего эти строки?

3. Почему поэт называет рождающиеся чувства «странными»?

4. Чем вы объясните сравнение, которое использует поэт в последней строке стихотворения?

5. Стихотворение вызывает у вас светлые или трагичные чувства?

6. Какие образы рождаются у вас при чтении этого стихотворения?

7. Почему стихотворение Пушкина изобилует вопросами?

8. Какому жанру близко стихотворение и в чем своеобразие авторской позиции поэта?

Условия выполнения задания:

использовать план анализа стихотворений.

Критерии оценки:

При выставлении оценки учитывать

- степень освоения литературы как искусства слова,

- степень выявления авторской позиции в произведении и умение соотнести ее с собственной оценкой произведения (степень объективности / субъективности интерпретации);

- умение сопоставлять художественные произведения разных видов искусства с учетом специфики языка каждого из них, времени создания и мироощущения художника (если этого требует задание);

- масштаб и глубина создаваемого контекста интерпретации (уместность и глубина использования привлекаемого дополнительного материала, уровень его освоения, характер интерпретации и т.д.);

- грамотность (речевые ошибки).


4.2. Спецификация контрольной работы в разделе «Русская литература второй половины 19 века».

Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза".

Текст заданий:

Темы сочинений

1. Протест Катерины против «темного царства».

2. Изображение "жестоких нравов" "тёмного царства".

3. Семейный и общечеловеческий конфликт в драме А.Н. Островского «Гроза».


Условия выполнения заданий:

Домашняя работа.


Критерии оценки:

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме, демонстрирует отличное знание текста литературного произведения и материалов, привлеченных для раскрытия этой темы (литературоведческих, критических, исторических, философских и т. д.).
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

     

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический стой речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством, достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.


«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Обнаружены односторонность или неполнота в раскрытии темы, недостаточность цитатного материала и аргументации.
4. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
5. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. В работе заметно тяготение к пересказу, а не анализу.

3. Обнаруживается незнание литературного текста и критического материала.
4. Допущено много фактических неточностей текста.
5. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
6. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильно словоупотребления.
7. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.


4.3. Спецификация контрольной работы в разделе «Русская литература второй половины 19 века».

Назначение работы – оценить уровень подготовки студентов по УД по теме «Творчество И.С.Тургенева» с целью текущей проверки знаний и умений.

На выполнение письменной работы отводится 60 минут.


Тест по творчеству Тургенева


1 ВАРИАНТ

1) Тургенева звали

а) Иван Алексеевич б) Алексей Иванович

в) Сергей Иванович г) Иван Сергеевич

2) Тургенев

а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» б) участвовал в обороне Севастополя

в) совершил путешествие на остров Сахалин г) был влюблен в П. Виардо

3) Тургенев учился

а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете г) в Симбирском университете

4) Произведение «Отцы и дети»

а) роман б) рассказ в) поэма г) повесть

5) Какое произведение не принадлежит Тургеневу:

а) «Первая любовь» б) «Невский проспект»

в) «Дым» г) «Дворянское гнездо»

6) Роман «Отцы и дети» был впервые напечатан в

а) 1852 б) 1856 в) 1860 г) 1862

7) Кому адресовано посвящение к роману «Отцы и дети»?

а) А. И. Герцену б) Н. Г. Чернышевскому в) В. Г. Белинскому г) Н. А. Некрасову

8) Укажите проблему, которая не обсуждалась в романе «Отцы и дети»?

а) положение рабочего класса б) система поведения человека, нравственные принципы

в) общественный долг, воспитание г) отношение к дворянскому и культурному наследию

9) Определите завязку любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?

а) сцена с Фенечкой в беседке б) посещение Одинцовой умирающего Базарова

в) объяснение Базарова в любви Одинцовой г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора

10) Действие романа «Отцы и дети» происходит

а) в Москве б) в Калинове в) в провинциальных имениях и небольшом городке г) в Петербурге

11) Как звали друга Евгения Базарова

а) Андрей Штольц б) Владимир Ленский в) Пьер Безухов г) Аркадий Кирсанов

12) Кто из героев романа «Отцы и дети» может быть «маленьким человеком»?

а) Василий Иванович Базаров б) Аркадий Николаевич Кирсанов

в) Николай Петрович Кирсанов г) Павел Петрович Кирсанов

13) Определите социальное положение Е. Базарова в романе «Отцы и дети»

а) полковой лекарь б) русский аристократ в) студент-демократ г) студент-барич

14) Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?

а) Фенечка б) Катя в) Одинцова г) княгиня Р.

15) Чем закончилась дуэль между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым?

а) дуэль не состоялась б) Базаров был ранен в) Кирсанов был ранен г) Базаров был убит

16) О каком персонаже идет речь?

Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку.

а) Евгений Базаров б) Аркадий Николаевич Кирсанов

в) Николай Петрович Кирсанов г) Павел Петрович Кирсанов

17) Чья портретная характеристика?

На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.

а) Николая Кирсанова б) Павла Кирсанова в) Евгения Базарова г) Аркадия Кирсанова

18) О каком персонаже идет речь?

У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел "ферму", - в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.

а) Николай Кирсанов б) Евгений Базаров в) Ситников г) Аркадий Кирсанов

19) Кто автор статьи «Базаров» о романе И. Тургенева «Отцы и дети»?

Ответ:______________

20) Как называлось имение Кирсановых? (По роману И. Тургенева «Отцы и дети)

Ответ:______________

 

2 ВАРИАНТ

1) Годы жизни И. Тургенева:

а) 1814 – 1841 б) 1809 – 1852 в) 1818 – 1883 г) 1799 - 1837

2) В жизни Тургенева

а) была ссылка на Кавказ в действующую армию

б) был суд с И.А. Гончаровым

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Тургенев окончил

а) Петербургский унив-т б) Царскосельский лицей в) Нежинскую гимназию г) Симбирский университет

4) Роман «Отцы и дети» был впервые напечатан в

а) 1852 б) 1856 в) 1862 г) 1865

5) Какое произведение не принадлежит Тургеневу:

а) «Дворянское гнездо» б) «Первая любовь» в) «Муму» г) «Обыкновенная история»

6) Произведение «Отцы и дети»

а) рассказ б) поэма в) роман г) повесть

7) Что в образе Базарова было чуждо автору романа «Отцы и дети»?

а) отрыв от какой-либо практической деятельности

б) нигилистическое отношение к культурному наследию России

в) непонимание роли народа в освободительном движении

г) преувеличение роли интеллигенции в освободительном движении

8) Определите кульминацию любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?

а) сцена с Фенечкой в беседке б) посещение Одинцовой умирающего Базарова

в) объяснение Базарова в любви Одинцовой г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора

9) Определите социальное положение В. И. Базарова в романе «Отцы и дети»

а) полковой лекарь б) русский аристократ в) студент-демократ г) студент-барич

10) Как звали возлюбленную Евгения Базарова?

а) Татьяна Ларина б) Анна Одинцова в) Наташа Ростова г) Ольга Ильинская

11) Какой момент в биографии героя романа «Отцы и дети» Е. Базарова был переломным в осознании своей личности?

а) любовь к Одинцовой б) спор с Павлом Петровичем Кирсановым

в) разрыв с Аркадием Кирсановым г) посещение родителей

12) К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?

а) разночинцы б) дворяне в) купцы г) мещане

13) Базаров был

а) антропологом б) учителем в) врачом г) агрономом

14) Почему Одинцова не ответила на любовь Евгения Базарова?

а) он был ей неинтересен б) она была влюблена в другого

в) Базаров был ниже по социальному положению г) спокойная жизнь ей была дороже

15) Кто из героев романа И. Тургенева «Отцы и дети» играет на виолончели, читает стихи Пушкина?

а) Одинцова б) Павел Кирсанов в) Николай Кирсанов г) Базаров

16) Кто сказал:

- Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.

а) Евгений Базаров б) Аркадий Николаевич Кирсанов

в) Николай Петрович Кирсанов г) Павел Петрович Кирсанов

17) Чья портретная характеристика?

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

а) Николая Кирсанова б) Павла Кирсанова в) Евгения Базарова г) Аркадия Кирсанова

18) О каком персонаже идет речь?

Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил.

а) Василий Иванович Базаров б) Аркадий Николаевич Кирсанов

в) Николай Петрович Кирсанов г) Павел Петрович Кирсанов

19) Кто автор статьи «Асмодей нашего времени» о романе «Отцы и дети»? Ответ:______________

20) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И. Тургеневым картины мира? Ответ:______________

 
ОТВЕТЫ:

1 вариант
1-г, 2-г, 3-в, 4-а, 5-б, 6-г, 7-в, 8-а, 9-г, 10-в, 11-г, 12-а, 13-в, 14-г, 15-в, 16-а, 17-б, 18-а, 19-Писарев, 20-Марьино
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-в, 5-г, 6-в, 7-б, 8-в, 9-а, 10-б, 11-а, 12-а, 13-в, 14-г, 15-в, 16-а, 17-в, 18-г, 19-Антонович, 20-реализм

Условия выполнения заданий

Выбрать 1 правильный ответ в каждом задании.


Критерии оценки

«5» - 95%-100%;

«4» - 75-94%;

«3» - 50-74%;

«2» - менее 50%.


4.4. Текущий контроль в форме реферата.

Темы рефератов по литературе

  1. Смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

  2. Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

  3. Поиски правды в пьесе М. Горького «На дне».

  4. Раздумья о человеке в пьесе М.Горького «На дне».

  5. Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М.Горького «На дне»).

  6. Прекрасная Дама в лирике А.Блока. Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

  7. Тема любви в поэзии А.А.Блока.

  8. Восприятие и истолкование стихотворения А.А.Блока «Незнакомка».

  9. Восприятие и истолкование стихотворения А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе».

  10. Восприятие и истолкование стихотворения А.А.Блока «Россия».

  11. Восприятие и истолкование стихотворения А.А.Блока «На железной дороге».

  12. Образ Руси в поэзии А.А. Блока.

  13. Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать».

  14. Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать».

  15. Тема Родины в лирике С. А. Есенина.

  16. Природа в лирике С. Есенина.

  17. Тема жизни и смерти в поэзии С.А. Есенина.

  18. Тема любви в лирике С.А.Есенина.

  19. Восприятие и истолкование стихотворения С.А.Есенина «О красном вечере задумалась».

  20. Восприятие и истолкование стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая».

  21. Восприятие и истолкование стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».

  22. Восприятие и истолкование стихотворения С.А.Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая».

  23. Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского.

  24. Образ героя – бунтаря в поэзии В.В.Маяковского.

  25. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.

  26. «Революцией мобилизованный и призванный» (Образ поэта в лирике В.В. Маяковского).

  27. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой.

  28. Мир женской души в лирике А.А.Ахматовой.

  29. Восприятие и истолкование стихотворения А.А.Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью».

  30. Восприятие и истолкование стихотворения А.А.Ахматовой «Песня последней встречи».

  31. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием».

  32. Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой.

  33. Тема Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой.

  34. Патриотическая тема в лирике М. И. Цветаевой.

  35. Трагизм судьбы поэтов "серебряного века". 

  36. Тема добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  37. Мастер и Маргарита (по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"

  38.  Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор».

  39.  Военная тема в лирике А. Т. Твардовского.

  40. Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века

  41. Жизненный путь Андрея Соколова (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).

  42. Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

  43. Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына.

  44. Тема поиска жизненной правды в прозе Шолохова М.А. (по роману «Тихий Дон»).

  45. Трагедия Гражданской войны в прозе М.А.Шолохова (по роману «Тихий Дон»).

  46. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского.

  47. Образ русского солдата в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

  48. Сила женского характера в рассказе А.И. Платонова «Песчаная учительница».

  49. Правда о войне в современной отечественной литературе (по произведению одного из писателей).

  50. Подвиг человека на войне (по произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне).

Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата


Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. - 20 баллов

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 30 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 20 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. - 15 баллов

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.



Оценивание реферата


Реферат оценивается по 100 балльной шкале, баллы переводятся в оценки следующим образом:

• 86 – 100 баллов – «отлично»;

• 70 – 75 баллов – «хорошо»;

• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;

• менее 51 балла – «неудовлетворительно».


5. Промежуточная аттестация по ОУД.01«Русский язык и литература. Литература» проводится в форме дифференцированного зачета (итоговой работы).

Итоговая работа направлена на выявление сформированности знаний и умений, предусмотренных ФГОС СПО по дисциплине «Русский язык и литература. Литература».

Качество выполненной работы оценивается по пятибалльной системе в зависимости от процентного соотношения выполненных заданий.

Вид тестового задания: комбинированное задание из трех блоков. Время выполнения тестового задания -90 минут.

При выполнении заданий № 1 -2 обучающийся должен соотнесите содержание левого столбца с содержанием правого столбца, и записать в соответствующие строки бланка ответов букву из правого столбца, обозначающую правильный ответ на вопросы левого столбца. В результате выполнения должна получиться последовательность из пары «цифра-буква». Например, 1-А, 2-Б, 3-В.

При выполнении заданий № 3-10 обучающийся должен выбрать букву, соответствующую правильному варианту ответа и записать ее в бланк ответов.

При выполнении задания № 11 -14 обучающийся должен записать ответ в соответствующей строке бланка ответов. Если отсутствует правильный ответ, обучающийся ставит прочерк на поле ответа на месте предполагаемого слова.

При выполнении задания № 15-17 обучающийся излагает ответ исходя из поставленного вопроса без дополнительной информации, наличие более трех грамматических ошибок снимает один балл за правильный по содержанию ответ.

При выполнении задания № 18 обучающийся излагает развернутый ответ исходя из предложенных тем (выбирает только ОДНУ из предложенных тем). Наличие ошибок снимает баллы за ответ.

Проверка тестового задания проводится в соответствии с представленным эталоном ответа и критериями оценивания.

При оценивании итоговой работы эксперт должен воспользоваться оценочной шкалой освоения дисциплины


Спецификация знаний и умений

Задания блока А - это тесты и вопросы для проверки знаний студентов по литературе, требующие выбора однозначного ответа или самостоятельного конкретного ответа на вопрос.

Задания блока Б - предполагают проверку общих и специальных практических умений и навыков. Именно здесь проверяется система полученных знаний, умений и навыков по анализу произведений и теории литературы, понимание языка художественной литературы как искусства слова. С этой целью студентам предлагаются задания не только на основе знакомых программных произведений, но и на базе текстов, которые не изучались, но доступны для восприятия и анализа.

Задания блока В представляют собой перечень тем и вопросов творческого характера, на которые студенты должны дать письменный развернутый ответ. При этом они должны показать знания литературного материала, умение пользоваться им, делать правильные выводы и обобщения, обосновывать свои суждения. Есть задания, рассчитанные на выявление творческих способностей студентов, которые предполагают написание работ - рассуждений, отзывов, рецензий.

Текст задания (один из 2 вариантов)

  1. Установите соответствие между писателем и литературным героем

  2. А. С. Пушкин А) Светлана

  3. М.Ю. Лермонтов Б) Татьяна

  4. М.А. Булгаков В) Мери

Г) Маргарита


2. Установите соответствие между названиями произведений и жанром

  1. «Война и мир» А) рассказ

  2. «Обломов» Б) повесть

  3. «Ионыч» В) роман

Г) роман – эпопея

3. Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?

  1. А.Н.Островский «Гроза»

Б) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

  1. Л.Н.Толстой «Живой труп»

Г) Н.С.Лесков «Леди Макбет...»


  1. Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

  1. И.С.Тургенев

Б)И.А.Гончаров

В) Л.Н.Толстой

Г)А.П.Чехов


5. К какому литературному течению принадлежало творчество А.Блока?

А) Акмеизму Б) Символизму В) Имажинизму Г) Футуризму


6.В произведениях какого автора основными художественными приёмами являются гипербола, фантастика, гротеск?

  1. И.А. Гончаров Б) Н.А. Некрасов

В)М.Е. Салтыков-Щедрин Г) А.П. Чехов


7.Какой литературный тип изображён в образе Дикого (А.Н. Островский, «Гроза»)?

  1. тип «маленького человека»

Б) тип «лишнего человека»

  1. самодур

Г) романтический герой


8. Кто автор известных произведений 20 века: «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война » и др.?

  1. В.Быков;

  2. Ю.Бондарев;

  3. Б.Васильев;

4.В.Распутин.


9. Кому была присуждена Нобелевская премия?

  1. И.А. Бунину Б) А.И.Куприну В)И.Бабелю Г). Ахматовой


10.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

  1. А.С.Пушкину Б)Н.А.Некрасову В)Ф.И.Тютчеву Г)М.Ю.Лермонтов


Блок Б (тестовое задание открытого типа)

Задание для обучающихся


Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;


Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

А. А. Фет, 1843.



11

Укажите род литературы, к которому относится произведение.

12

Три строфы стихотворения начинаются одним и тем же словом. Как называется такое художественное средство?

13

Укажите термин, которым обозначается одушевление природы, ее «очеловечивание» в художественном произведении («...лес проснулся...»).

14

Как называется образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, создающее представление об отношении автора к изображаемому предмету («горячим светом» и т.д.)?

15

Самоубийство Катерины Кабановой свидетельствует о..

а) минутной слабости, порыве отчаяния;

б) утрате героиней веры в бога;

в) озлобленности и желании отомстить окружающим;

г) ощущении своей несовместимости с окружающим миром и неприспособленности к нему.

Объясните причины, толкнувшие главную героиню к самоубийству.

16

Смысл названия драмы «Гроза»

17

В каких произведениях русской литературы звучит тема человека на войне.


Блок В (тестовое задание свободного изложения)

Задание для обучающихся

18

Выберите только ОДНУ из предложенных тем. Дайте письменный развернутый ответ.

  1. Помогает ли литература человеку познать самого себя?

  2. Они сражались за Родину.

  3. Тема любви в творчестве Бунина

4.Человек и среда в рассказах А.П.Чехова

Критерии оценки показателей сформированности знаний, умений

Вариант 1

Критерии оценки качества тестового задания закрытого типа

Задание для обучающихся

Эталон

ответа

Оценка в баллах

1

Установите соответствие между писателем и литературным героем

  1. А. С. Пушкин А) Светлана

  2. М.Ю. Лермонтов Б) Татьяна

  3. М.А. Булгаков В) Мери

Г) Маргарита

  1. Б

  2. В

  3. Г

за каждое прав. соответ. 1 балл макс. балл 3

2

Установите соответствие между названиями произведений и жанром

  1. «Война и мир» А) рассказ

  2. «Обломов» Б) повесть

  3. «Ионыч» В) роман

Г) роман - эпопея

  1. Г

  2. В

  3. А

за каждое прав. соответ. 1 балл макс. балл 3

3

Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?

  1. А.Н.Островский «Гроза»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

  1. Л.Н.Толстой «Живой труп»

Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет...»

Б

1

4

Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

  1. И.С.Тургенев Б)И.А.Гончаров

  2. Л.Н.Толстой Г)А.П.Чехов

Б

1

5

К какому литературному течению принадлежало творчество А.Блока?

  1. Акмеизму Б) Символизму

  2. Имажинизму Г) Футуризму

Б

1

6

В произведениях какого автора основными художественными приёмами являются гипербола, фантастика, гротеск?

  1. И.А. Гончаров Б) НА. Некрасов

  2. М.Е. Салтыков-Щедрин Г) А.П. Чехов

В

1

7

Какой литературный тип изображён в образе Дикого (А.Н. Островский, «Гроза»)?

  1. тип «маленького человека»

Б) тип «лишнего человека»

  1. самодур

  2. Г) романтический герой

В

1






8

Кто автор известных произведений: «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича », «Архипелаг ГУЛАГ » и

др.?

  1. В.Быков;

Б) А. Солженицын

  1. М.Булгаков;

Г) В.Распутин.

Б

1

9

Кому была присуждена Нобелевская премия?

  1. И.А. Бунину Б) А.И.Куприну

  2. И.Бабелю

Г). А.Ахматовой

А

1

10

Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

  1. А.С.Пушкину Б)Н.А.Некрасову

  2. Ф.И.Тютчеву Г)М.Ю.Лермонтову

Б

1

Максимальное количество баллов


14


Критерии оценки качества тестового задания открытого типа

Задание для обучающихся

Эталон ответа

Оценка в баллах

11

Укажите род литературы, к которому относится произведение.

лирика

2

12

Три строфы стихотворения начинаются одним и тем же словом. Как называется такое художественное средство?

анафора

2

13

Укажите термин, которым обозначается одушевление природы, ее «очеловечивание» в художественном произведении («...лес проснулся...»).

олицетворение

2

14

Как называется образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, создающее представление об отношении автора к изображаемому предмету («горячим светом» и т.д.)?

эпитет

2

15

Самоубийство Катерины Кабановой свидетельствует о..

а) минутной слабости, порыве отчаяния;

б) утрате героиней веры в бога;

в) озлобленности и желании отомстить окружающим;

г) ощущении своей несовместимости с окружающим миром и неприспособленности к нему.

Объясните причины, толкнувшие главную героиню к самоубийству.

Г

Указан ответ - 1 балл, Указан ответ и объяснена причина - 2 балла

16

Укажите причины преступления Раскольникова. Правильный ответ содержит три примера. Например, бедность, желание помочь матери,

бедность, желание помочь матери,

Указаны

три

суждения



проверка теории.

Допускаются иные формулировки.

проверка теории.

  • 3 балла, указаны два

суждения

  • 2 балла. Указано одно

суждение

  • 1 балл.

17

В каких произведениях русской литературы звучит тема человека на войне.

Правильный ответ содержит три примера. Например, «Война и мир», «Сотников», «А зори здесь тихие».

Могут быть приведены другие примеры.

«Война и мир», «Сотников»,

«А зори здесь тихие».

Указаны

три

примера - 3 балла, два

примера - 2, один пример - 1 балл.

Максимальное количество баллов 16


Критерии оценки качества тестового задания свободного изложения


Задание для обучающихся

Оценка в баллах

18


Высшая оценка за правильное выполнение творческого письменного задания составляет 20 баллов и выставляется за такую работу, которая полностью соответствует теме. Ответ на поставленный вопрос дается убедительно и с опорой на художественный текст, в работе также соблюдены требования к логике изложения и культуре письменной речи.

За незначительные отклонения от темы, единичные неточности или отдельные нарушения в последовательности изложения материала снимается от 2 до 6 баллов (в зависимости от количества и характера допущенных ошибок)

Если же в работе имеются существенные отклонения от темы, нарушены логика и последовательность изложения, недостаточная опора на художественный текст, отсутствуют четкие выводы и самостоятельность суждений, снижение оценки составит от 8 до 14 баллов.

В этом случае, если ответ мало соответствует или совсем не соответствует теме, содержит серьезные фактические неточности, свидетельствует о неумении использовать литературный материал для подтверждения своих мыслей, работа оценивается в 2-6 баллов.

За каждую грубую фактическую ошибку снимается один балл, за речевой недочет - также 1 балл.

Если в работе допущено большое количество орфографических и пунктуационных ошибок, что при оценивании грамотности по русскому языку соответствует неудовлетворительной оценке, то снимается 5 баллов.

20


Максимальное количество баллов

20







Дисциплина считается освоенной при получении положительного заключения о сформированности умений и знаний.

Для положительного заключения о сформированности умений и знаний - студентом задания должны быть выполнены не менее чем на 65%, т.е. студент при выполнении заданий должен набрать не менее 32 баллов.

Шкала оценки итогового образовательного результата

Процент

результативности (правильных ответов)

Количество баллов

Оценка уровня подготовки ( отметка)

91-100%

46-50

5 (отлично)

80-90%

40-45

4 (хорошо)

65-79%

33-39

3(удовлетворительно)

Менее 65%

Менее 32

2(неудовлетворительно)



Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов.


Основная литература


Сигов В.К. Русская и зарубежная литература: Учебник [Электронный ресурс]/ Под ред. Сигова В.К. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование) Режим доступа –http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=506894



Дополнительная литература


1.Литература : учебник / под ред.Г.А.Обернихиной. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 656 с - (Среднее профессиональное образование). 


2.Литература : практикум / под ред.Г.А.Обернихиной. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 272 с. - (Среднее профессиональное образование). 


3.Вайрах Ю. В.

Итоговое сочинение по литературе: подготовка и технология написания : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс]/ / Ю.В. Вайрах, А.В. Казорина. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 169 с.Режим доступа -

http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=635162



Интернет-ресурсы

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»  http://lit.1september.ru 


2. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала  http://litera.edu.ru 


3. Виртуальный музей литературных героев  http://www.likt590.ru/project/museum/ 


4. В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской  http://skolakras.narod.ru 


5. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО  http://ruslit.ioso.ru 


6. Методика преподавания литературы  http://metlit.nm.ru 


7. Русская виртуальная библиотека  http://www.rvb.ru 


8. Слова: поэзия Серебряного века  http://slova.org.ru

 
9.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»  http://www.feb-web.ru 



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!