ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
| Утверждаю Зам. директора Г.Л. Полежаева |
Комплект
контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации
по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»
для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
(базовая подготовка)
2020 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы Организация разработчик: Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования» Разработчик: Попова Л.М., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Протокол №1 от «27» августа 2020г. Председатель ЦК ____________/И.В.Кладко/ Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО Протокол №1 от «27» августа 2020 г. |
Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов | 4 |
1.1 Область применения | 4 |
1.2 Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» | 5 |
1.3 Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» | 5 |
2. Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» | 6 |
2.1 Задания | 6 |
2.2 Пакет преподавателя | 11 |
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 1.1 Область применения
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Комплект контрольно - измерительных материалов позволяет оценивать: освоенные умения и усвоенные знания
Освоенные умения, усвоенные знания | Показатели оценки результата |
1 | 2 |
Освоенные умения: | |
- уметь: - применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач; - пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач; - применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа; | - правильно применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач; - правильно применять расчетные формулы, таблицы, графики при решении статистических задач - грамотно применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа |
Усвоенные знания: | |
- знать: - основные понятия комбинаторики; - основы теории вероятностей и математической статистики; - основные понятия теории графов | знание: - основных понятий комбинаторики; - основ теории вероятностей и математической статистики; - основных понятий теории графов |
1.2 Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика»
Предметом оценки учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» являются освоенные умения и усвоенные знания обучающихся.
Текущий контроль освоения программы учебной дисциплины проводится в пределах учебного времени, отведенного на изучение дисциплины с использованием таких методов, как выполнение самостоятельных работ, тестов, проведение устного и письменного опроса, выполнение практических работ, самоконтроль.
Оценка освоения программы учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» проводится в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов в Сафоновском филиале ОГБПОУ СмолАПО», и рабочим учебным планом по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Форма итоговой аттестации по ОПОП при освоении учебной дисциплины: дифференцированный зачет.
1.3 Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика»
Итоговый контроль освоения учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» осуществляется на дифференцированном зачете.
Условием допуска к дифференцированному зачету является положительная текущая аттестация по всем практическим работам учебной дисциплины, ключевым теоретическим вопросам дисциплины и наличием портфолио по дисциплине.
Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования.
2. Комплект контрольно-измерительных материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний учебной дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика»
2.1 Задания
Задание 1. Число всех размещений из n элементов по k элементов определяется …
Варианты ответов:
Задание 2. Сколькими способами 3 награды могут быть распределены между 10 участниками соревнований?
Варианты ответов:
1) 120
2) 720
3) 1
4) 15
Задание3. Если два события не могут произойти вместе в одном опыте, то они называются…
Варианты ответов:
1) невозможными;
2) независимыми;
3) несовместными
4) противоположными
Задание 4. Для проведения лотереи отпечатали 2000 билетов, из которых 100 выигрышных. Какова вероятность того, что купленный билет окажется выигрышным?
Варианты ответов:
1) 0,05
2) 0,5
3) 0,95
4) 0
Задание 5. События А и В противоположны. Если Р(А)=0,6 , то Р(В) равна…
Варианты ответов:
1) 0,4
2) 0,6
3) 1
4) 0
Задание 6. На отрезке случайно выбирается точка. Найти вероятность того, что расстояние от нее до правого конца отрезка не превосходит 2 единиц.
Варианты ответов:
1) 0,2
2) 0,5
3) 0,4
4) 0,1
Задание 7. Из 400 зарегистрированных браков 50 распадаются в течение первого года. Относительная частота расторжения брака в течение первого года равна …
Варианты ответов:
1) 0,875
2) 0,75
3) 0,25
4) 0,125
Задание 8. События А и В совместны, причем, Р(А)=0,8; Р(В)=0,7. Тогда вероятность события Р (А+В) равна…
Варианты ответов:
1) 0,1
2) 0,75
3) 0,94
4) 1,5
Задание 9. Три студента сдают зачет. Вероятность того, что первый студент сдаст зачет, равна 0,8, второй-0,9, третий-0,7. Найдите вероятность того, что зачет сдадут только первый и второй студенты.
Варианты ответов:
1) 0,5
2)
3) 0,2
4) 0,216
Задание10. Вероятность наступления события А, вычисленная в предположении, что событие В уже произошло, называют…
Варианты ответов:
1) статистической;
2) геометрической;
3) полной;
4) условной.
Задание 11. Всхожесть семян данного растения равна 90%. Вероятность того, что из четырех посеянных семян взойдут три, равна…
Варианты ответов:
1) 0,9
2) 0,2916
3) 0,5
4) 0,0675
Задание 12. Закон распределения вероятностей дискретной случайной величины X имеет вид:
тогда вероятность равна …
Варианты ответов:
1) 0,7
2) 0,2
3) 0,5
4) 0,3
Задание 13. Для изображения дискретных вариационных рядов используется…
Варианты ответов:
1) гистограмма;
2) полигон;
3) кумулята;
4) огива
Задание 14. Производная функции распределения непрерывной случайной величины Х называется…
Варианты ответов:
1) вероятностью попадания величины Х в промежуток [а;в];
2) функцией плотности распределения случайной величины Х;
3) математическим ожиданием случайной величины Х;
4) дисперсией случайной величины Х
Задание 15. Дисперсия постоянной величины равна…
Варианты ответов:
1) 0;
2) 1;
3) самой этой величине;
4) математическому ожиданию.
Задание 16. Медиана ряда 6;4;7;8;12;4;6;7;5 равна…
Варианты ответов:
1) 4;
2) 6;
3) ;
4) 12
Задание 17. Дан ряд чисел: 16;15;18;12;13;20;16;14;11. На сколько мода этого ряда больше среднего.
Варианты ответов:
1) 1;
2) 0;
3) 9;
4) 5.
Задание 18.По данному распределению выборки
| 1 | 2 | 5 |
| 5 | 1 | 4 |
значение выборочной средней равно …
Варианты ответов:
1) 3,5
2) 2,7
3) 3
4) 3,2
Задание 19. Если математическое ожидание квадрата случайной величины, заданной законом распределения
| 0 | 2 | 3 |
| 0,3 | 0,1 | 0,6 |
равно . Тогда дисперсия равна…
Варианты ответов:
1) 1,8
2) 9,8
3) 2
4)1,5
Задание 20. Студенты группы на экзамене получили следующие оценки:
4;5;5;3;4;4;4;3;5;4;5;5;5;3;3;4;4;4;4;3.
Тогда процентная частота оценки «5» равна…
Варианты ответов:
1) 6%
2) 30%
3) 70%
4) 25%
Задание 21.По данным 10%-го выборочного обследования дисперсия средней заработной платы одного предприятия 225, а второго-100. Численность сотрудников первого предприятия в четыре раза больше, чем второго. Ошибка выборки больше:
Варианты ответов:
1) на первом предприятии;
2) на втором предприятии;
3) ошибки одинаковы;
4) результат предсказать невозможно.
Задание 22. В коробке 5 синих, 4 красных и 3 зеленых карандаша. Наудачу выбирают 3 карандаша. Какова вероятность того, что:
А) все они разных цветов;
В) все они одного цвета;
С) среди них 2 синих и один зеленый;
D) среди них хотя бы один черный карандаш.
Варианты ответов:
Задание 23. Соотнесите формулы вычисления вероятностей с их названиями.
D)
Варианты ответов:
1) формула Бернулли
2) формула умножения вероятностей зависимых событий
3) формула полной вероятности
4) формула сложения вероятностей несовместных событий
Задание 24. Наудачу выбрано целое число, принадлежащее [1; 30]. Соотнесите случайные события с их вероятностями:
А) выбранное число кратно 6;
В) выбранное число является делителем 30;
С) выбранное число кратно либо 5, либо 6;
D) выбранное число четно
Варианты ответов:
Задание 25. Производится три независимых выстрела по цели. Вероятности попадания при разных выстрелах одинаковы и равны. Соотнесите события и их вероятности.
А) промах при трех выстрелах
В) одно попадание
С) два попадания
D) три попадания
Варианты ответов:
1) 0,729
2) 0,243
3) 0,027
4) 0,001
Задание 26. Случайные величины распределите по видам.
Х-число студентов группы, получивших «отлично» на экзамене;
Y-время безотказной работы некоторого электроприбора;
Z-рост случайно выбранного человека;
T-количество бракованных изделий в обследуемой партии изделий;
Q-число очков при подбрасывании игрального кубика;
R- дальность полета мяча при броске
Варианты ответов:
1) дискретные;
2) непрерывные
Задание 27. Соотнесите виды распределений случайных величин с формулами для вычисления их математического ожидания.
А) биномиальное;
В) показательное;
С) равномерное;
D) геометрическое
Варианты ответов:
Задание 28. Непрерывным случайным величинам, имеющим плотности распределения:
соответствуют функции распределения:
Варианты ответов:
Задание 29. Закон распределения случайной величины имеет вид:
| 0 | 2 | 3 |
| 0,3 | 0,1 | 0,6 |
Установите соответствие между ее числовыми характеристиками и их значениями.
А) математическое ожидание;
В) дисперсия;
С) среднее квадратичное отклонение;
D) мода
Варианты ответов:
1) 0,6
2) 2
3) 0,77
Задание 30. Произведено 100 испытаний. Вероятность появления события А в каждом испытании равна 0,5. Оцените вероятности следующих случайных величин:
Х- число появлений события А меньше 40 раз;
Y- число появлений события А не менее 40 раз;
Z- число появлений события А заключено в пределах от 40 до 60;
Т- число появлений события А более 60 раз.
Варианты ответов:
1) 0,75
2) 0,625
3) 0,417
4) 0,375
2.2 Пакет преподавателя
1. Условия выполнения задания.
1.1 Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования в программной оболочке «Tester».
1.2 Количество вариантов задания для студента: в программе «Tester» формируется для каждого студента индивидуальный тест, состоящий из 30 тестовых заданий.
1.3 Используемое оборудование: компьютеры с установленной программой «Tester», черновик, шариковая ручка, калькулятор, портфолио.
1.4 Требования охраны труда: инструктаж по безопасности труда и организации работы на ПЭВМ.
1.5 Время выполнения задания – 45 мин.
2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
2.1 Общее количество заданий по дисциплине -30; из них первого уровня -21, второго уровня сложности - 9.
Уровень «А» - 21 тестовое задание на выбор одного или нескольких правильных ответов из четырех предложенных. Задания оцениваются в 1 балл.
Уровень «В» - 9 тестовых заданий на нахождение соответствия; установление правильной последовательности; задания с кратким ответом и т.д. Задания оцениваются в 2 балла.
Максимальное количество баллов – 39.
2.2 Система оценивания работы
Соотношение тестовых баллов с пятибалльной системой оценивания
Оценка | Количество баллов | Процент выполнения заданий |
«Отлично» | 34-39 баллов | 86 %-100 % |
«Хорошо» | 30-33 баллов | 76 %-85 % |
«Удовлетворительно» | 20-29 баллов | 51 %-75 % |
«Неудовлетворительно» | менее 20 баллов | менее 50% |
Источники и литература
Основная
1.Григорьев В.П., Иволгина С.В., Гусев В.А. Математика- М: ООО «Академия», 2014
Дополнительная
1.Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Мат.статистика: учебник для студентов средних специальных учебных заведений: М.: Высшая школа, 2001г
2.Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для студентов вузов- М.: Высшая школа, 2009
3.Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учеб. пособие для студентов вузов- М.: Высшая школа, 2009
Интернет-ресурсы:
1. Математический портал (все книги по математике) - Режим доступа: http://mathworld.ru
2. Математика для колледжей - Режим доступа: http://www.exponenta.ru
3. Математика для общеобразовательных школ (учебники) - Режим доступа: http://www.mathtree.ru
3. Математика для общеобразовательных школ (учебники) - Режим доступа: http://www.mathtree.ru
15