СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ОБП.01 Русский язык Общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах профиль гуманитарный

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ОБП.01 Русский язык Общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах профиль гуманитарный»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Магнитогорский педагогический колледж»








Комплект контрольно-измерительных материалов

по учебной дисциплине

ОБП.01 Русский язык

Общеобразовательного цикла

 программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

профиль гуманитарный




























2022 год


Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах программы учебной дисциплины ОБП.01 Русский язык общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы



Разработчик-организация: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

Разработчик: Вотчинникова В. В., преподаватель







































1.ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Освоение содержания учебной дисциплины ОБП.01 Русский язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:


Личностные результаты освоения дисциплины включают:

— российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

— толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

— навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

— осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.


Метапредметные результаты освоения дисциплины должны отражать:

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты освоения дисциплины включают:

— сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

— сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

— владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

— владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

— сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально- стилевой и жанровой принадлежности;

— владение различными приемами редактирования текстов;

— сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности.




2.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Формы текущего контроля по учебной дисциплине в ходе освоения ППССЗ/ППКРС


Элементы учебной дисциплины

Формы текущего контроля

Раздел 1


Введение

Срезовая работа (входной контроль);

Устный опрос;

Оценка выполнения практических заданий;

Оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся;

Практические занятия:

Освоение общих закономерностей лингвистического анализа;

Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования;

Самостоятельная работа:

подготовка сообщения на тему «Русский язык в современном мире», «Русский язык – один из развитых языков мира», «Язык, речь, общение»; написать сочинение – рассуждение «Зачем необходимо изучать русский язык».

Раздел 2

 

Язык и речь

Функциональные стили речи

Устный опрос;

Оценка выполнения практических заданий;

Оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся.

Практические занятия:

Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи;

Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу);

Анализ структуры текста;

Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста;

Освоение видов переработки текста;

Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов;

Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.

Самостоятельная работа:

Выполнить лингвостилистический анализ текста;

подобрать примеры по темам из изучаемых художественных произведений; исправить речевые недостатки, редактировать текст; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; проанализировать тексты разных жанров; создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; подобрать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществить информационную переработку текста.


Раздел 3



Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Устный опрос;

Оценка выполнения практических заданий;

Оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся.

Практические занятия:

Явление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка;

Сопоставление устной и письменной речи;

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов;

Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова;

Наблюдение над выразительными средствами фонетики.

Самостоятельная работа:

Дать акустическую и артикуляционную характеристику звуков; выполнить фонетический разбор; извлекать информацию из орфоэпических словарей и справочников; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил; опознавать основные выразительные средства фонетики.


Раздел 4



Лексикология и фразеология

Устный опрос;

Оценка выполнения практических заданий;

Оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся.

Практические занятия:

Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа;

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления;лексический и фразеологический анализ слова;

Подбор текстов с изучаемым языковым явлением; Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики;

Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.

Самостоятельная работа: аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стиля речи; извлекать необходимую информацию из толкового словаря, из словаря синонимов, антонимов; извлекать необходимую информацию из словаря устаревших слов; извлекать необходимую информацию из словаря иностранных слов; извлекать необходимую информацию из фразеологического словаря.


Раздел 5



Морфемика, словообразование, орфография

Устный опрос;

Оценка выполнения практических заданий;

оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся.

Практические занятия

Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте;

Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами;

Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки.

Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования;

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов;

Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры;

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.

Самостоятельная работа:

проводить морфемный, словообразовательный анализ;

проводить этимологический, орфографический анализ; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.


Раздел 6



Морфология и орфография

Устный опрос;

оценка выполнения практических заданий;

оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся.

Практические занятия

Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения;

выведение алгоритма морфологического разбора;

Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте;

Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи;

Сопоставление лексического и грамматического значения слов;

Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучающихся;

Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи;

Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи;

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов;

Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.

Самостоятельная работа:

проводить морфологический анализ; проводить орфографический анализ; проводить пунктуационный анализ; подбирать примеры по теме из художественных текстов; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной форме; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения орфограмм, пунктограмм; извлекать информацию из словарей и справочников по правописанию; использовать информацию из словарей и справочников в процессе письма; определять роль разных частей речи в текстообразовании.


Раздел 7



Синтаксис и пунктуация

Устный опрос;

оценка выполнения практических заданий;

оценка выполнения самостоятельной работы обучающихся.

Практические занятия

Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития;

Наблюдение над существенными признаками словосочетания;

Особенности употребления словосочетаний;

Синонимия словосочетаний;

Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;

использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.

Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании;

Сопоставление устной и письменной речи.

Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов;

Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.;

Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения;

Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам;

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

Самостоятельная работа:

проводить лексический разбор; проводить морфемный разбор; проводить словообразовательный разбор; проводить морфологический разбор; проводить этимологический разбор; проводить синтаксический разбор; проводить орфографический разбор; проводить пунктуационный разбор; составлять словосочетания по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; составлять предложения по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании находить в тексте стилистические фигуры; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; извлекать информацию из словарей; извлекать информацию из справочников по правописанию; писать сочинение на лингвистическую тему.


2.2. Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине в ходе освоения ППССЗ/ППКРС

(в соответствии с учебным планом)

Наименование учебной дисциплины

Форма промежуточной аттестации

(зачет, дифференцированный зачет, экзамен)

ОБП.01. Русский язык

экзамен



3. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

3.1. Задания для входного контроля

Входная контрольная работа проводится с целью проверить знания, умения и навыки студентов по основным темам дисциплины ОБП.01 Русский язык за курс основной школы, выявить пробелы в усвоении базового уровня образования по предмету.

Для проведения входного контроля предлагается тестовая работа на проверку знаний основных понятий по дисциплине ОБП.01 Русский язык.

Тестирование проводится среди обучающихся 1 курса в течение 40 мин.


Вариант № 1

Инструкция: тест состоит из 20 вопросов. На его выполнение отводится 45 минут. Справочной литературой пользоваться нельзя. Рекомендуется отвечать на вопросы по порядку. Если не удается на какой-то вопрос ответить сразу, переходите к следующему. Если останется время, вернетесь к пропущенным вопросам.

К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответов, из которых только один верный.

1. Укажите, в каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв? 

А) ёлка, празднуют, воробей, взял.

Б) опускается, пришёл, сбить, июнь

B) сгибает, появляюсь, демонстрация, явление.

Г) объявление, съехавший, бьющаяся, кино


2. В каком ряду во всех словах все согласные звуки звонкие?

A) смотрить, сбил, шил                                     

Б) искра, громко, бежать

В) наглая, молотьба, грозил                                 

Г) бежать, мечтал, жил


3. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

A) километр, начал, агентство                                                   

Б каталог, свёкла, фарфор

В) красивее, красива, цыган                                                   

Г) намерение, процент, ярмарка


4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

A) расстегнуть, расступиться, восстать, рассвет                                                           

Б) поддержать, подделка, поддакивать, предрассветный

B) исследовать, оттолкнуть, оттащить, расстелить                                                       

Г) ссыпать, сдавать, давать, давал


5. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

А) мыть, промыть, промывать, промывка

Б) мороз, морозить, разморозить, размораживать

В) след, последовать, последовательный, следовать

Г) диво, дивить, удивить, удивительный


6.Укажите, какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: один­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ -….- одиночка

А) одиноко

Б) одиночество

В) одинокий.

Г) одиночный


7. Значение какого слова определено неверно?

A)сувенир- подарок, изделие на память о городе, стране

Б) торец- боковая сторона дома

B) уникальный- единственный в своём роде

Г) заурядный- приметный, обращающий на себя внимание


8. Каком ряду пары слов не являются антонимами?

А) рутина- новаторство

Б) отрицание- утверждение

В) мудрый- глупый

Г) абстрактный- секретный


9. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость»

А) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость

Б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный

B) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие

Г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость


10. В каком ряду все слова являются именами существительными?

А) парикмахерская, вселенная, столовый, вестибюль

Б) красный, тройка, больной, тюль

В) ночь, тройка, былина, бег

Г) старина, три, ванная, быль


11. В каком ряду все слова- причастия?

А) дремлющий лес, лелеял мечту, хвалящийся друг

Б) беду прочуяв, пилящий, раскаялся, расклеив

В) пёс пролаял, промаявшись, стелющийся, расклеенный

Г) плохо видящий, уже скошенный, давно выросший, гонимый всеми


12. В каком ряду перечислены сочинительные союзы?

А) как, ли, или, едва, как будто

Б) зато, когда, хотя, несмотря на

В) зато, либо, однако же, но

Г) однако, не то…не то, тоже, если


13. В каком ряду во всех словах строчки пишется «а»?

А) безотл…гательный, заг..рать, пор…жать, к…рнавал

Б) прик…саться, преод…леть, раздр…жение, распозн…вать

В) преподпол…гать, сост…влять, к…ммюнике, од…рённый

Г) декл…мация, отр…стить, нав…ждение, обн…житься


14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется «ь»

A) подпояш…ся, могуч…, полчищ…, суш….

Б) еш…., наотмаш….., тиш…., сплош….

B) маж….тесь, свеж…., из-за туч….., сеч…..

Г) трескуч….,плющ….,леч…, береч….


15. В каком ряду во всех словах строчки пишется «Ё» - «Е»?

А) оглуш….нный, ч…рточка, девч….нка, ш…рстка

Б) морж….вый, пересеч….нный, беч….вка, уж….м

В) выч…ркивать, напряж….нный, ещ…., ситц…вый Г) сургуч…м, лиш….нный, ж…лудь, галч….нок


16. В каком ряду даны все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ?

А) кто-то из нас, письмо написано, в течение года, в течении реки

Б) путём замены, рассказ артиста, мой друг, желание рисовать

В) белый от снега, посеять рожь, очень хорошо, сидеть молча

Г) ласковый взгляд, мой друг, над опустевшим домом, из-за дальнего леса


17. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа?

А) Погода на улице была не из приятных.

Б) Большинство людей молчало.

В) На рассвете был туман

Г) Начинает шуметь редкий тёплый дождь


18. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

А) Пусть для вас сияет солнце.

Б) В третий раз обратился он к морю.

В) Отпусти меня родная на простор широкий.

Г) Повидайся со мной, появись хоть на миг.


19. На месте каких цифр должны быть запятые?

Трудно найти другой пример в истории(1) где бы цель (2)которую поставило себе историческое лицо (3) была бы так совершенно достигнута(4) как та цель (5) к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова

А) 1,4,5 Б) 1,2,3,5 В) 1,2,3,4,5 Г) 2,3,4


20. На месте каких цифр должны быть запятые?

В вестибюле училища (1) располагавшегося в старинном особняке (2) выставлялись (3) изготовленные студентами (4) модели самолётов.

А)1,2,3,4 Б) 1,2 В) 1,3,4 Г) 1,2


21. На месте каких цифр должны быть запятые?

Комната(1) в которую мы вошли (2) была разделена барьером (3) и я не видел (4) с кем говорила (5) и кому униженно кланялась моя мать.

А)1,2,3,4,5 Б) 1,3,4 В) 1,2,3,4 Г) 2,3,4



Вариант № 2

1. Укажите, в каком ряду во всех словах звуков меньше, чем букв?

А) сбросил, съехавший, солнце

Б) повозка, вьюга, молодёжный

B) чудесный, сдобное, шить

Г) бежать, скакать, молотьба


2В каком ряду во всех словах все согласные звуки глухие?

A) узкая, полоска, липкая, ночь                                   

Б) бумага, хлеб, бедствие, злая

В) шалаш, объект, прочь, ёжик                             

Г) шить, косить, съезд, шик


3. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

A) осталось, языковая (колбаса)                                                   

Б) алфавит, инструмент, предложить

В) формировать, издавна, инструмент                                                  

Г) двоюродный, каучук, свободнее


4В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

A) подписать, описать, отписать, сжал                                                        

Б) городить, отгородить, перегородка, огородил

B) выжечь, дожечь, обжечь, поджечь, сжёг                                                      

Г) приближаю, приморский, предлинный, убегаю


5В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

А) масло, масляный, маслянистый, маслянистость

Б) мука, мучной, мучнистый, мучнистость

В) серебро, серебрить, серебриться

Г) звук, беззвучность, беззвучный, звучный


6.Укажите, какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) назавтра

Б) досуха

В) немного

Г) набок


7. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?

A) безответный - не получающий, не дающий ответа, отклика на что-либо

Б) высокий - большой по протяжённости снизу вверх; превышающий среднюю норму

B) высотный - очень высокий, многоэтажный (об архитектурных сооружениях)

Г) экспрессивный - движущийся со скоростью экспресса


8. Какие пары слов не являются антонимами?

А) угрюмый - весёлый

Б) гигант - кролик

В) робкий - смелый

Г) скромный - хитрый


9. Определите, в каком ряду пары слов - синонимы.

А) гигант- колосс, жажда- увлечение

Б) благородный - спокойный, одарённый - талантливый

B) ликовать-торжествовать, форсировать- свергать

Г) пламенный - страстный, соперник- конкурент


10. В каком ряду все слова являются числительными?

А) одиннадцать, десяток, пятнадцать, двое

Б) семёрка, обоих, две седьмых, шестой

В) пятерых, втрое, тридцать один, пятёрка

Г) пятьсот, семнадцать, две десятых, трое


11. В каком ряду все слова- причастия?

А) измучив, страдающий, заснувший, молотый

Б) зависимый, развеянный, построив, раскаявшийся

В) увидев, зависимый, построенный, разбитый

Г) нахмуренный, отчаявшийся, слышащий, выкрашен


12. В каком ряду перечислены подчинительные союзы?

А) как….,так и, а, как будто, и

Б) чтобы, если, словно, когда

В) что, хотя, зато, не то… не то

Г) если, раз, пока, и


13. В каком ряду во всех словах строчки пишется «о»?

А) сапож…к, грош…вый, расч…т, огорч…нный

Б) камыш….вый, подж…г дома, врач…м, пыльц….й

В) парч…вый, увлеч…нный, врач…м, улиц…й

Г) свинц…вый, одеж…нка, сбереж….нный, взбеш….нный


14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется «ы»

A) под…тожить, раз…грать, до…сторический, без…мянный

Б) небез….нтересный, пред…дыдущий, меж…здательский, сан…нспектор

B) свер…зысканный, пед….нститут, спорт….нвентарь, трех…мпульсный

Г) без…нициативный, с…грать, под…скать, вз…скание


15. В каком ряду во всех словах строчки пишется «Ь»?

А) береч…ся, блеснёш…, неуклюж…., нет пастбищ….

Б) достич…, защитиш…ся, хорош…., настеж….

В) испеч…, чествуеш…, пахуч…., наотмаш…. Г) моч…, волнуеш….ся, проч…., доч…


16. В каком ряду даны все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ?

А) слушать молча, жить дружно, глубокое озеро, семь дней

Б) моя подруга, пять лет, возле бушующей реки, автор проекта

В) беспокоиться о детях, рассказ ветерана, заниматься спортом, улицы города Г) возможность учиться, что-нибудь новое, вдали от шумной дороги, войти в дом


17. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа?

А) Собравшиеся обсуждали повестку дня

Б) Ночь была свежа.

В) Мы продолжали идти молча.

Г) Ночь казалась мне удивительной.


18. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

А) Пусть для вас сияет солнце.

Б) В третий раз обратился он к морю.

В) Отпусти меня родная на простор широкий.

Г) Повидайся со мной, появись хоть на миг.


19. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?

Я присел под лиственницей(1) чтобы закурить папиросу (2) и (3) пока дымок тихо вился надо мною(4) отгоняя больших лесных комаров (5) меня совершенно незаметно охватила дремота.

А) 1,2,3,4,5 – запятые Б) 1,2,4,5- запятые В) 1,2,3,5- запятые Г) 1,3,4,5- запятые, 2- точка с запятой


20. На месте каких цифр должны быть запятые?

С вёсел капали голубые капли (1) и (2)когда они падали в море (3) на месте их падения (4) вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

А)1,2,3,4 Б) 2,3,4 В) 1,2,3 Г) 1,3


21. На месте каких цифр должны быть запятые?

Во всём(1) что наполняет комнату(2) чувствуется нечто давно отжившее (3) какое-то сухое тление (4) и все вещи источают тот странный запах (5) который дают цветы (6) высушенные временем до того(7) что (8) когда коснёшься их (9) они рассыпаются серой пылью.

А)1,2,4,5,6,7,9 Б) 1,2,3,4,5,6,7,8,9 В) 1,2,5,7 Г) 1,2,3,4,5,6,7,9



Ответы к входной контрольной работе

Вариант №1

№ вопроса

Правильные ответы

1

3

2

3

3

3

4

3

5

3

6

3

7

4

8

4

9

3

10

3

11

4

12

3

13

4

14

2

15

3

16

4

17

1

18

3

19

3

20

2

21

3



Вариант №2

№ вопроса

Правильные ответы

1

4

2

4

3

2

4

4

5

4

6

2

7

4

8

4

9

4

10

4

11

4

12

2

13

2

14

4

15

4

16

3

17

2

18

3

19

1

20

3

21

2


Критерии оценки:

«5» - 85% - 100% 18-21 баллов

«4» - 70 – 84% 15-17 баллов

«3» - 50% - 69% 11-14 баллов

«2» - менее 50% 10 баллов и менее

За каждый правильный ответ – 1 балл


3.2. Типовые контрольные задания для текущего и рубежного контроля


Задания для рубежного контроля по разделу 4 «Лексикология и фразеология». Форма контроля – контрольная тестовая работа.


  1. Найдите в каждом ряду многозначное слово:

а) карандаш, палитра, гамма;

б) прихожая, гардероб, вестибюль;

в) рояль, скрипка, инструмент.

2. Определите в каждом ряду слово-омоним:

а) стена, потолок, пол;

б) нота, аккорд, арпеджио;

в) кладовая, склад, хранилище.

3. Определите в каждой цепочке слово, не являющееся синонимом:

а) замолкать, затихать, затухать, замирать;

б) недостаток, недоверие, изъян, порок;

в) осторожный, осмотрительный, опасный, опасливый.

4. Найдите в каждом ряду слово, не имеющее антонима:

а) грустный, нежный, слабый, трогательный;

б) доброта, глупость, верность, старость;

в) пилить, говорить, спать, мокнуть.

5. Найдите в каждом ряду фразеологизмов один, не являющийся синонимом:

а) терять голову, сходить с ума, без царя в голове;

б) от корки до корки, вдоль и поперёк, от альфы до омеги;

в) ума палата, семи пядей во лбу, от большого ума.

г) отдать Богу душу, отправиться на тот свет, отбросить коньки, как сквозь землю провалиться.

6. Найдите в каждом ряду слов архаизм:

а) городской, городовой, загородный;

б) когда-то, давно, встарь;

в) дворецкий, дворцовый, дворовый.

7. Найдите в каждом ряду слов историзм:

а) комод, поставец, горка;

б) брюки, порты, лосины;

в) командарм, комиссар, командир.

8. Найдите слова - неологизмы:

а) штрих (паста для исправления текста);

б) шейпинг;

в) чайник (неспециалист со слабыми навыками чего-либо);

г) метро.

9. Отметьте неверные высказывания.

А). Лексическая норма регламентирует ударение.

Б). Лексическая норма регламентирует произношение.

В). Лексическая норма регламентирует словоупотребление.

Г). Паронимы — это близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.

Д). При выборе слова следует учитывать не только значение слова, но и его лексическую сочетаемость.

Е). Для уточнения лексической сочетаемости можно воспользоваться «Орфоэпическим словарем».

Ж). При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать их функционально-стилистическую окраску.

10. Отметьте те словосочетания, которые являются фразеологизмами.

А) Медвежья берлога.

Б) Медвежья услуга.

В) Золотые руки.

Г) Золотые часы.

Д) Волчий хвост.

Е) Волчий аппетит.

Ж) Важная деталь.

З) Важная птица.

И) Горькая правда.

К) Горькая микстура.

Критерии оценки:

«5» - 85% - 100% 31-34 баллов

«4» - 70 – 84% 27-30 баллов

«3» - 50% - 69% 24-26 баллов

«2» - менее 50% 23 балла и менее

За каждый правильный ответ – 1 балл

Время выполнения: 1 час 20 мин.


Задания для рубежного контроля по разделу 5 «Морфемика, словообразование, орфография». Форма контроля – контрольная тестовая работа.


1.Найдите в каждом ряду слова, которые соответствуют по составу схеме приставка+корень+суффикс+окончание. Выпишите их и выполните морфемный разбор.

а) расписка, уголок, подберите, навечно;

б) расписание, объяснение, изумление, представление;

в) замахнуться, подмахивать, отмахала, замахнувшись.

2. В каждом ряду определите и обведите слова, которые нельзя по составу отнести к схеме приставка+корень+окончание. Выпишите их и выполните морфемный разбор.

а) растяпа, прямоугольный, подберут, оплата, неизвестно;

б) растолкать, объём, изумлённый, запись, предложение;

в) замёрз, отвергать, сотворение, аккордеон, пригород.

3. Найдите в каждом ряду слово, образованное суффиксальным способом. Выполните словообразовательный разбор этих слов.

а) перебор, нежность, вылетать, загородный;

б) умилительный, образование, заходить, подлокотник;

в) праздник, порыбачить, по-английски, краснопёрый.

4. Найдите в каждом ряду слово, образованное неморфологическим способом.

а) иностранная, образованный, гостиная, аккуратное;

б) подберёзовик, украшение, объем, подушка;

в) складной, полнота, диван-кровать, вечером.

5. Найдите в каждом ряду слово (слова), образованное префиксальным способом.

а) объединиться, обгорелый, выгораживать;

б) натворить, изложить, неприкосновенность;

в) насмотреться, подровнять, излюбленный.

6. Найдите в каждом ряду слово (слова), образованное префиксально-суффиксальным способом. Выполните словообразовательный разбор этих слов.

а) нарукавник, озорница, облегчение, изумляться;

б) выглядывать, по-французски, породниться, изложение.

7. Найдите в каждом ряду слово (слова), образованное безаффиксным способом:

а) наклон, обряд, излом;

б) казан, обмен, поручик;

в) взлёт, красильня, рвань.


Критерии оценки:

«5» - 90% - 100% 28-31 баллов

«4» - 80 – 89% 25-27 баллов

«3» - 70% - 79% 22-24 баллов

«2» - менее 69% 21 балл и менее

За каждый правильный ответ – 1 балл

Время выполнения: 1 час 20 мин



Задания для текущего контроля по разделу 6 «Морфология и орфография». Форма контроля – проверочная работа.


Проверочная работа по теме «Существительное и прилагательное»

Вопрос 1. На какие три группы делятся 10 частей речи? Перечислите.

1.

2.

3.


Вопрос 2. На какие 4 группы делятся имена существительные. Перечислите.

1.

2.

3.

4.


Вопрос 3. Выберите из списка 3 существительных общего рода: человек, ребёнок, Москва, растяпа, небо, трава, неряха, голубь, бремя, радио, какаду, молодчина, директор, мадам, бригадир, подмастерье, окно.


Вопрос 4. Перечислите синтаксические признаки прилагательного.


Вопрос 5. Определите разряд прилагательного: зелёный (лес), шоколадные (конфеты), лисий (хвост), каменный (дом), каменное (сердце).


Вопрос 6. Образуйте простую и составную степень сравнения прилагательного.

Холодный –

Удачный –


Критерии оценки:

«5» - 90% - 100% 14-16 баллов

«4» - 80 – 89% 13 баллов

«3» - 70% - 79% 11-12 баллов

«2» - менее 69% 10 баллов и менее

За каждый правильный ответ – 1 балл

Время выполнения: 20 мин.


Задания для текущего контроля по разделу 5 «Морфемика, словообразование, орфография». Форма контроля – цифровой диктант.

Цифровой диктант «Определи способ словообразования»

1. Определи способ образования слова ПРИГОРОД.

2. Определи способ образования слова ВЫХОД.

3. Определи способ образования слова ПО – ОСЕННЕМУ.

4. Определи способ образования слова СЕРДЦЕВИНА.

5. Определи способ образования слова БЕЗДЕЛЬЕ.

6. Определи способ образования слова ВЕСЕЛЬЕ.

7. Определи способ образования слова БОГОМОЛЬЕ.

8. Определи способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ.

9. Определи способ образования слова ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ.


Шифр способа словообразования:

1. суффиксальный;

2. приставочный;

3. приставочно – суффиксальный;

4. бессуффиксный;

5. сложение.


Критерии оценки:

«5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла

«2» - 2 балла и менее

За каждый правильный ответ – 1 балл

Время выполнения: 10 мин.


Задания для текущего контроля по разделу 7 «Синтаксис и пунктуация». Форма контроля – тестирование.


1. Словосочетание — это

1) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных только по смыслу

2) сочетание двух или нескольких слов разных частей речи, связанных грамматически

3) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически

4) сочетание самостоятельного и служебного слов, связанных по смыслу и грамматически


2. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

1) душистые ягоды

2) листья малины

3) около леса

4) по гладким стволам


3. Какое из словосочетаний является цельным (неделимым, синтаксически неразложимым)?

1) отправиться пешком

2) жаркими лучами

3) каждый из нас

4) несколько минут


4. Главным словом в словосочетании задумавшись о прошлом является

1) глагол

2) причастие

3) деепричастие

4) наречие


5. Какое словосочетание является именным?

1) смутно мерцая

2) разговаривая вслух

3) по-прежнему хорош

4) алая заря


6. Зависимым словом в словосочетании скоро остановился является

1) слово состояния

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие


7. Определите вид подчинительной связи в словосочетании уверенность в победе.

1) согласование

2) управление

3) примыкание


8. В каком словосочетании использована связь примыкание?

1) ждать отъезда

2) сверкая на солнце

3) весело играя

4) вспоминая о лете


9. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь согласование?

1) в новом доме, у синеющего пруда, очень весело

2) на крылечке террасы, у второго подъезда, к нашему дому

3) семеро козлят, на влажной траве, гуляя в непогоду

4) моё сердце, белоснежные вершины, первое свидание


10. В каком словосочетании допущена ошибка?

1) оплату счетов

2) скучаю по вас

3) произрастают в Урале

4) убеждён в своей правоте


11. Замените словосочетание человеческим поведением, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

12. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации.

13. Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, называется 1) сочинением; 2) управлением; 3) примыканием; 4) согласованием. 


Критерии оценки:

«5» - 90% - 100% 11-13 баллов

«4» - 80 – 89% 10 баллов

«3» - 70% - 79% 8-9 баллов

«2» - 69% и менее 7 баллов и менее

За каждый правильный ответ – 1 балл

Время выполнения: 30 мин.



3.4. Типовые контрольные задания для промежуточной аттестация


Задания для проведения промежуточной аттестации по русскому языку

в 2020-2021 учебном году

1. Напишите подробное изложение по предложенному тексту, озаглавьте его. При этом обратите внимание на следующее: если повествование ведется от первого лица и в задании не указано, что изложение пишется с заменой первого лица на третье, то сохраняется грамматический строй авторского текста.

2. Напишите сочинение-рассуждение по одному из предложенных вопросов (объем не менее 150 слов).


Задание 1


Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было очень много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина,» - и подтолкнула меня.

В четвертом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала её другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал все матери. «Знаешь - сказала она - со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала, но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку.

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем.

Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать все на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал.

Я стал вести самостоятельную жизнь. Поздно приходил домой, научился курить и перестал смотреть матери в глаза. Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, я прошел мимо.

Однажды я заметил у нее на столике валидол, но я никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать. Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.

С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Не бросая работы, стал готовиться к экзаменам и осенью, сдав все на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина». (По Е.Ауэрбах «Я поздно понял»)


Задание 2


1) Что влияет на выбор собственного пути?

2) Роль родителей в процессе взросления? Почему, став по-настоящему взрослыми, мы так нуждаемся в родителях?



Критерии оценки изложения

С помощью изложения проверяется: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе отметки считаются оценками по русскому языку.

Содержание изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы обучающегося теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

1. Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета,1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если: 1) работа не соответствует теме, 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Отметка «1» ставится, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

2. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных ошибок.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в изложении 2орфографических и 2пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них однотипные.

Отметка «3» выставляется за работу, в которой допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за изложение, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок изложение оценивается баллом «1».


Время выполнения: 3 часа 50 мин.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!