СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно – оценочных средств по учебной дисциплине «История родного края»(Архангельская область)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен один из возможных вариантов контрольно-оценочных средств, который также можно использовать и на уроке как игру, и после уроков как одну из станций квеста, и на классном часе по истории Архангельской области

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно – оценочных средств по учебной дисциплине «История родного края»(Архангельская область)»


Комплект контрольно – оценочных средств по учебной дисциплине «История родного края»


Содержание:


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. Структура и содержание учебной дисциплины «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

3. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

4.1. Литература


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Освоение содержания учебной дисциплины ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

OKI. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


1.1. Предметы оценивания.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:

У1. Проводить историческую параллель в событиях страны и родного края

У2. Определять роль родного края в социально-экономическом, политическом и культурном развитии страны.

знать:

З1. что такое краеведение, Источники и методы изучения родного края

З2. процесс формирования населения, их типы расселения, национально-культурные традиции края и города

З3. о событиях Поморского Севера в древности и средневековье

З4. основные факты из истории государств, влияние, которое они

оказывали на состояние и жизнь Поморского Севера в период средневековья.

З5. этапы присоединения Поморского Севера к России, роль развития крупных поморских городов в истории государства.

З6. социально-экономическое развитие края и города в XVII - XVIII вв, о событиях , связанных с церковной реформой и Соловецким восстанием в крае.

З7. социально-экономическое и политическое развитие края в XIХ веке.


З8. о развитии просвещения и культуры Архангельского Севера в XIХ веке

З9. о событиях в крае в период революций и Первой мировой войны

З10. причины, повод и начало гражданской войны, основные военные конфликты на территории Архангельского Севера .

З11. о духовных и культурных ценностях Архангельской области и Северодвинска

З12. о положении Архангельской области во время ВОв, о роли Молотовска.

З13. о методах и способах восстановления хозяйства Архангельского Севера в послевоенный период.

З14. о состоянии развития главных отраслей промышленности и сельского хозяйства в Архангельской области и Северодвинска во второй половине XX – начала XXI вв.

Формой аттестации по учебной дисциплине является итоговый дифференцированный зачет.



1.2. Формы контроля знаний обучающихся


Для контроля результатов обучения дисциплине «История родного края» предусмотрены следующие формы:


ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ - тестирование


ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ - устный опрос, выполнение практических работ, тестирование


РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ - контрольные работы


ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ (промежуточная аттестация)- дифференцированный зачет


  • Критерии для выставления оценок при выполнении практических, проверочных работ и тестов:

Оценка «5» 90100% правильных ответов

Оценка «4» 80-89правильных ответов

Оценка «3» 60-79% правильных ответов

Оценка «2» менее 60% правильных ответов


  • Критерии и показатели, используемые при оценивании реферата (по итогам промежуточной аттестации)


Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. - 2 балла

- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 3 балла

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников
Макс. – 2 балла

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. – 2 балла

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. - 2 балла

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.


Оценивание реферата


Реферат оценивается по 10 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 9 – 10 баллов – «отлично»;

• 7 – 8 баллов – «хорошо»;

• 5 – 6 баллов – «удовлетворительно;

• мене 5 балла – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.


2. Структура и содержание учебной дисциплины

«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»


Часы внеаудиторной работы распределены следующим образом:

Вид учебной работы

Объем часов


Оператор, электрорадиомонтажник

Художники

Максимальная учебная нагрузка

54

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

36

40

в том числе:



практические занятия

10

12

контрольные работы



Самостоятельная работа обучающегося

18

20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Оператор, электрорадиомонтажник

Художник

№п/п

Наименование разделов и тем

Обязательная учебная нагрузка

ВСР


Обязательная учебная нагрузка

ВСР


1

РАЗДЕЛ 1. — От Древней Руси к Российскому государству

5

3

5

5

2

РАЗДЕЛ 2. Россия в XVI-XVII

5

3

5

3

3

РАЗДЕЛ 3 . Россия в XVII-XVIII

5

3

5

3

4

РАЗДЕЛ 4 . Россия в XIX — начале XX века.

8

4

8

4

5

РАЗДЕЛ 5 . Наш край в начале XX веке.

12

5

16

5


ИТОГО: 54 / 60

36

18

40

20

3. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины


3.1. Тест для входного контроля базовых знаний за курс основного

общего образования (не предполагает выставления оценки)

Тест

1. Какая река протекает через всю Архангельскую область и впадает в Белое море?

А) Мезень Б) Северная Двина В) Онега

2. С каким обозом пришёл в Москву Михайло Ломоносов?

А) мясным Б) пушным В) рыбным

3.Зачеркни лишнее

А) Пинега Б) Вага В) Кенозеро Г) Мезень

4. Как называют большие заливы Белого моря

А) «нос» Б) «рукав» В) «губа»

8. Из чего мастерили птицу «счастья» ?

А) камня Б) щепы В) глины

10. Цвета мезенской росписи?

А) черный, красный Б) зеленый, красный, черный В) зеленый, желтый, красный, черный


  1. Сохатый – это … (лось)

  2. Лемминг – это… (тундровая мышь)

  3. Белухи – это ….(белые киты)

  4. Кулебяка – это …(открытый поморский пирожок)

  5. Лысун – это …(взрослый тюлень)

  6. Шаркунок – это … (погремушка для малышей)

  7. Гандвиг – это…(древнее былинное название Белого моря)

  8. Козуля – это (северный пряник)


3.2. Задания текущего контроля освоения обучающимися программы дисциплины «История родного края» по темам:


  1. «Географическое положение и история Архангельской области»(тест 1, 2, 3)

  2. Кроссворд о Ломоносове (Приложение)


Задания текущего контроля


Тест 1. Раздел 1. Географическое положение и история Архангельской области


Вопросы

Ответы

1. Сколько административных районов ( назвать цифру) входит в состав Архангельской области?

20 районов и НАО


2. Удаленность северной точки Архангельской области от Северного полюса (в км.)?

888 км


3. Назовите самое «мокрое» место в области?

г. Няндома, 700 мм/год


4. Самое большое по площади озеро Архангельской области.

Озеро Лача (334 кв км)


5. Где в Архангельской области расположены солёные озёра?

в Пинежском районе и Сольвычегодске

6.Этот город расположен на правом берегу р. Вычегда. Знаменитая династия купцов Строгановых организовала там целый ряд иконописных и ювелирных мастерских. Что это за город?

Сольвычегодск


7. По чьему приказу был построен г.Архангельск?

Царь Иван Грозный в 1584 году.


8. Этот царь 3 раза посетил Архангельск.

Царь Пётр I


9. Кто автор сказок «Морожены песни», «Апельсин» «Ветер прозапас»?

Степан Григорьевич Писахов


10. Этими промыслами владел знаменитый русский род Строгановых, внесших существенный вклад в экономику Севера, жертвуя значительные средства на развитие культуры и искусства. Что это за промыслы?

соляные


11. Этот национальный парк на территории области был образован в 1991 году. В 2004 году включен в список Всемирного наследия "ЮНЕСКО".Назовите его?

Кенозерский национальный парк

12. Эта птица занесена в красную книгу Архангельской области.

Орлан-белохвост


Тест 2. Раздел 2.

1. Площадь Архангельской области составляет

а). 587 т.кв.км б). 857 т. кв. км в). 550 т. кв. км


2. Длина Северной Двины :

а). 816 км б). 744 км в). 720 км


3. Животный и растительный мир Архангельской области

а). 83 вида млекопитающих, 300 видов птиц , 1300 видов растений

б). 58 видов птиц и 200 видов млекопитающих , 800 видов растений

в). 50 видов млекопитающих и 150 видов птиц , 1000 видов растений


4. Стоянки человека палеолита найдены:

а).на Пинеге б). на Кудьме в). На Печоре


5. Когда на Севере появились люди:

а). 70 т. лет до н.э. б). 15 век до н.э. в). 6 век до н.э


6. Самое древнее упоминание в летописи о северных племенах:

а). Геродот об Йирках

б). Квинт КурцийРуф о бабиях

в). Викинги о Биармах


7. Русские летописцы именовали самоедами современный народ

а) ханты б) манси в) коми г) ненцы д) саамы


8. Что дарил отец своей дочери на свадьбу:

а).зыбку-люльку б). солонку-уточку в). Прялку и веретена


9. Кто был одним из крупнейших специалистов по финно-угорской

филологии:

а). Куратов И.А. б). Давыдов АН. в). Булатов


10. Основан Архангельск

а). Петром 1 б). Иваном 4 в). Иваном 3


11. Кто из писателей работал в области политической сатиры:

а). Лебедев М.Н. б). И. Торопов в).Я. Рочев


12. Двинской край присоединился к Московскому государству:

а). 11 в. б). 15 в. в). 19 в.


13. Христианизацию края проводили

а). Савватий б). Антоний Сийский б) Филипп Колычев

14. Согласно документам жители Коми края строили речные суда при помощи топора. В 18 веке началась кампания за экономию против «топорных досок». Появились указы, предписывающие делать суда из « . досок». Каким инструментом предлагалось заменить топор? (выпиленные, пилы)

15. В феврале 1814 года в наш край прислали попавших в плен ... солдат и офицеров. Назовите войну, в которой они участвовали.


Тест 3 . Раздел 5.


1. В 30-е годы редкий номер газет выходил без материалов о лесозаготовках и лесосплаве, похожих на фронтовые сводки: «На штурм леса!», « План лесозаготовок должен быть выполнен во что бы то ни стало!»

Вопросы: 1.Почему страна нуждалась в большом количестве леса? 2.Какую выгоду от лесозаготовок имела Архангельская область?

2. Строительство социализма в СССР сопровождалось политическими репрессиями. Волна репрессий достигла пика в 1937-1938 годах. В Архангельской области арестовали всех, кто в прошлом допускал «отклонения от генеральной линии партии», принадлежал к …. классам, подозревался в …. . Вопрос: Назовите пропущенные в тексте причины арестов.

3. Соотнесите персоналии и факты

A

Седов Г.

1

Участвовал в открытии земель на р.Амур

Б

Русанов В.

2

Открыл самую дальнюю точку материка Евразия

B

Литке Ф.

3

Организатор экспедиции к Северному полюсу

Г

Хабаров Е.

4

описал берега НовойЗемли, сделал много географических определений мест по берегу Белогоморя описал берега НовойЗемли, сделал много определений мест по берегу Белогоморя

Д

Дежнев С.

5

возглавил экспедицию на боте «Геркулес» по обследованию угленосных районов Шпицберген



6

на пароходе ледокольного типа «Сибиряков», совершившей первое в истории плавание по Северному морскому пути за одну навигацию


4. Для строительства Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (»Мечкастрой») и Архангельского судостроительного завода (завод № 402) были организованы Архангельский и Ягринский исправительно-трудовые лагеря НКВД.

А) В 1938 Б)в 1935 В) в 1929


5. Система ГУЛАГа в Архангельской области была ликвидирована в 1953-1958 годах при

A) Н.С.Хрущеве Б) Л.И.Брежневе B) Ю.В.Андропове Г) М.С.Горбачеве


6. Начало работы первой телевизионной станции в Архангельске

A)1959 Б)1960 B)1961 Г) 1963


7. Во 2-й половин 20-х годов в СССР началась коллективизация сельского хозяйства. Проходила она и в Архангельском крае. Начался открытый террор против кулаков. Единственной привилегией местных кулаков было то, что их лишая имущества и выгоняя из домов, не ... в Назовите эту привилегию.

8. За период 1950-1980-х годов значительно повысился жизненный уровень населения края. Из перечня фактов выделите причины роста благосостояния народа.

а) рост зарплаты, пенсий и пособий

б) возрастают расходы населения на приобретение товаров длительного пользования

в) введена регулярная «тринадцатая зарплата»

г) северяне получили возможность отдыхать на море


3.3. Практические работы

  1. «Древнее прошлое Поморского Севера» (анализ исторических источников 1, 2)

  2. «Известные люди Архангельского Севера» (работа со справочной литературой)

  3. «Карта Архангельска», «Карта Северодвинска» (работа с картой)

  4. «Поморская говоря» (работа с источниками, словарями)

  5. История Северодвинска, Ягры ( выполнение заданий рабочего листа)

  6. Сообщение о развитии прикладного искусства в нашем крае ( после экскурсии в музей)


«Древнее прошлое Поморского Севера» (анализ исторических источников)


1. Работа с картой и источником


 В скандинавских сагах содержаться многочисленные упоминания о сказочной стране Биармия (Бьярмаланд), в которую отправлялись викинги в поисках богатств и приключений. Поездки скандинавов в Биармию имели место в IX-XIII в.в. Они носили характер, как торговых предприятий, так и вооруженных вторжений с грабительскими целями. По мнению некоторых историков Бьярмаланд скандинавских саг это низовья р. Северной Двины и берег Белого моря, а Холмгард - столица Биармии, название древних Холмогор. В конце IXв. английский король Альфред Великий издал перевод «Истории» античного писателя Павла Орозия, который в новой редакции был дополнен рассказом норвежского хевдинга (вождя) Оттара о его плавании на Север в Биармию. Оттар о своей поездке в Бьярмаланд. XI. в. Аттар рассказал своему государю, королю Альфреду, что он живет севернее всех норманнов. Он прибавил, что живет в стране расположенной на севере от «Западного моря». Он, однако, говорил, что эта страна еще простирается очень далеко на север, но она вся пустынна и только на немногих местах поселились здесь и там финны, занимаясь зимой охотой, а летом рыбным промыслом на море. Он рассказывал, что однажды хотел испытать, далеко ли эта земля простирается на север и живет ли кто на севере этой пустыни. Тогда он поехал на север вдоль берега: все время в течение трех дней по правой стороне у него оставалась пустынная страна и открытое море по левой. Тогда он достиг северной высоты, дальше которой китоловы не ездят. Он же продолжил путь на север, на сколько еще мог проехать в другие три дня. Тут берег сворачивал на восток или море врезалось в страну, этого он не знал. Известно ему только то, что ему пришлось ждать там попутного ветра с запада и отчасти с севера, а потом он поплыл дальше вдоль берега, сколько мог проехать в четыре дня. Тогда он принужден был ждать прямого северного ветра, потому что берег здесь сворачивал на юг или же море врезалось в страну, этого он не знал. Тогда он поплыл отсюда на юг вдоль берега сколько мог проехать в пять дней. Там большая река вела внутрь страны. Тогда они уже в самой реке повернули обратно, потому что не смели подняться по реке вверх, боясь враждебного нападения. Это страна была населена по одной (правой) стороне реки. Это была первая населенная страна, которую они нашли с тех пор, как оставили свои собственные дома Страна биармийцев была весьма хорошо заселена, но они не посмели ехать туда много вещей ему рассказали биармийцы, как об их стране, так и о странах лежащих кругом, но он не мог проверить их достоверность, потому что сам их не видал. Финны, казалось ему, и биармийцы говорят почти на одном и том же языке. Вскоре он опять поехал туда, интересуясь природой этой страны, а также из-за моржей, потому что их зубы представляли собой весьма ценную кость несколько таких зубов он преподнес королю, а их кожа была в высшей степени пригожа для корабельных канатов (Цит. по Тиандер К. Поездки скандинавов в белое море, глава VI. Путешествие Отера // в кн. В.Булатов Русский север. Т.I, Архангельск, 1997., с ).? Проследите по карте путь Оттара. О какой «большой реке ведущей внутрь страны» идет речь? Найдете в тексте строки позволяющие утверждать, что Оттар первым открыл путь в Белое море. Какой вывод из этого можно сделать? О каких особенностях мореплавания древних норвежцев говорит отрывок? Король Альфред вводит название «биармийцы» без всяких объяснений, как вы думаете, почему? Что сообщает текст о природных богатствах Биармии? Что в тексте позволяет нам предполагать этническую принадлежность биармийцев? Найдите в структуре текста подтверждения того, что Альфред записывал непосредственно с устного рассказа Оттара. Какое это имеет значение? Саги повествуют о Биармии как о великой и богатой стране, но прямых доказательств этому в бассейне реки Северной реки не найдено. Вопрос о Биармии в исторической науке остается открытым.? Предположите, какие прямые доказательства могли бы убедить историков в том, что Биармия располагалась в устье Северной Двины и на побережье Белого моря? Попробуйте нарисовать карту путешествия Оттара.

2. Анализ исторических источников


Монастыри играли очень важную роль в освоении северных земель, очень часто они действовали при прямой поддержке государственной власти. *Жалованная грамота это разновидность юридического документа. В данном случае она жалует (дарует) определенные привилегии (исключительные права). Жалованная грамота Новгорода Троице-Сергиеву монастырю (середина XV в.). По благословению господина преосвященного архиепискома богоспасаема Великого Новгорода владыки Еуфима. По старои грамоте пожалованом, и пожаловавши посадник Великого Новагорода Дмитри Васильевичь вси старыи посадникы и тысяцкои Великого Новагорода Михайло Андреевичь и вси старыи тысяцькии, и бояре, и житьи люди, и купци и весь господин Великыи Новогород, на вече на Ярославле дворе, и дахом сию грамоту жалованную в дом святеи Троицы в Сергеев монастырь в маковець, к игумену Мартиниану, или кто по нём иныи игумен будет, и всем старцем черньцемь святыя Троиця кого пошлют ис того монастыря на Двину, зиме на возех, а лете на одинннадцати ладьих, старцев или мирян, ино двиньским посадником колмогорьским или вологодскым посадником, и их приказником пошлинником, с тех ладьи Сергеева монастыря и с возов не имати гостинного ничего же никоторых пошлин, ни подоралного, ни подзорного, ни описчего, ни подъездного, ни побережного, ни померного, продадут ли что где, купят ли, на Вологде или Двиною, да и на Колмогорах и в Ноноксе нашим посадником и их приказником не являти им; не судять их ватаманов, ни кормников, ни осначев, и с поличным. А хто сю грамоту новгородьскую преступить, чим изобидит купчину Сергеева монастыря, или его кормников, или осначев, и он даст посаднику и тысяцкому и всему господину Великому Новугороду пятьдесят рублёв в стену. А вы, бояре двиньские и житьи люди и купци, бороните купчину Сергеева монастыря; хотя коли будет Новгород Великий с которыми сторонами не мирен, а вы блюдите монастырского купчину и его людей, как своих, занежь весь господин Великий Новгород жаловал Сергеев монастырь держать своим; и вы, посадники и бояре, и их приказники вси пошлинники, сее грамоты Новгородския не ослышся. (Цит. по: Грамоты Великого Новгорода и Пскова./ Под ред. С. Н. Валка. М.- Л., С )

Из каких частей состоит текст грамоты? Какую задачу выполняет каждая из этих частей? Кому адресована грамота? Какую историческую информацию несет текст: о системе управления новгородскими владениями; о торговле; о налоговой системе; о привилегиях Троице-Сергиева монастыря? Чем можно объяснить привилегии, полученные монастырем? Объясните выделенные в тексте слова.

3. Работа со справочной литературой и словарем.

Составить кроссворд по теме «Известные люди Архангельского Севера»


4, 5. Работа с картой «Карта Архангельска», «Карта Северодвинска»

Задание: Отметить на карте10 достопримечательностей города, которые вы бы показали своим гостям, приехавшим из другого региона. Составить наиболее удобный маршрут, не забыть накормить гостя в учреждении питания с поморской кухней.



6. Работа с источниками, словарями «Поморская говоря»

Задание: 1. заполнить текст, объяснить слова

2. продолжить пословицу


  • Море пахать (– рукам спокою не видать. )

  • Море кипит,( рыбу сулит. )

  • Держись в море около людей,( беду одолеешь. )

  • Закипела в море пена, (будет ветру перемена. )

  • Работа помора извека (на море. )

  • Лес да море – (поморское поле. )

  • И радость и горе помору – (все от моря.)


ПОМОРСКАЯ ГОВОРЯ

  • ВАША ЗАДАЧА: ДОГАДАТЬСЯ ЗНАЧЕНИЕ ПОМОРСКИХ СЛОВ И ВСТАВИТЬ ИХ НА НУЖНОЕ МЕСТО.

  • ПРОЧЕСТЬ ТО, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ.

 В сознании, пробудившемся от повседневной суеты, вдруг начинает звучать говОря моих предков — язык, на котором сегодня почти никто уже не разговаривает. И сквозь шелест налетевшего ветра я будто снова слышу, как на берегу переговариваются меж собой деревенски жОнки:

  • — ПорАто-льмнОго, дЕфка, 1. ……..….. -то наломАла?

— Дак, 2………... — жарЁхи-то поИссь.

— Мы-то с ИрИньёй сЕйгод 3…………. не хАживали в лЕсы-то…

— Вы 4……….…похОдите? О КАмкурью, нет?

— ВТОвы-толЕсы обсЕцьны, онднО обсЕцьё. ТоттамдЕнь цЕлой упрЯк рЫндала.

  • — ВАнцинко, лЕшшой, 5…………. -торОзна?! — возмущается бабушка.

— Дак, бАушко, не порАто рОзна, бывАт? — неуверенно возражаю я.

— КакОж не порАто! Элако обремкАлссе, 6……….. вЕснут, легАюцце!

— А мне дак дородно кажЕт.

— КакОждорОдно! ИстовЁнно полОхоло!


Вечернее чаепитие и поедание шанег называлось 7.«……………..»:

  • — РобЯты, шАнешки-то в мАслице 8……….. — дакскуснЕ 9……….., — советует нам бабушка. А напоследок, убедившись, что мы уже наелись, она неизменно вопрошает:

— Нать, бывАт, ишшА калИтку-то на 10…………….?


поштОутярубАха

пАужной

кОйдысь


верьхосЫтку

волОшьте

дорОдно

ремкИ-то

ишшА

гУбок

Истито


7. Посетив экспозицию краеведческого музея (или используя дополнительную литературу), подготовьте рассказ о развитии прикладного искусства или

(на выбор) сообщение об одном из памятников культуры края. Используйте материал на уроках ( только для художников росписи по дереву)


3.4. Задания для рубежного контроля освоения обучающимися программы

дисциплины «История родного края»


Промежуточная аттестация в форме коллоквиума.

Тема: один из районов Архангельской области (по выбору студента)

Задание: подготовить мини-реферат по теме, создать презентацию (мультимедиа или газету, альбом,..) подобрать фрагмент документального фильма на 5-7 мин, составить тест 7-10 вопросов.

План :

1. место района и районного центра на карте области

2. животный и растительный мир, полезные ископаемые

3. Занятия населения

4. достопримечательности и традиции района

5. известные люди



4.1. Литература



  1. Барашков Ю. А. Архангельск: архитектурная биография. Архан­гельск, 1984.

  2. Бернштам Т. А. Поморы. Формирование группы и система хозяй­ства. Л., 1978.

  3. Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX — на­чале XX в.: Этнографические очерки. Л., 1983.

  4. Беспятых Ю. Н. История знаменитого сражения: шведская экспе­диция на Архангельск в 1701 году. Архангельск, 1990.

  5. Богуславская И. Я. Северные сокровища: О народном искусстве Севера и его мастерах. Архангельск, 1980.

  6. Борисов Н. П. Художник вечных льдов: Жизнь и творчество А. А. Борисова, 1866-1934. Л., 1983.

  7. Булатов В. Н. КПСС — организатор освоения Арктики и Север­ного морского пути (1917-1980). М., 1989

  8. Булатов В. Н. Русский Север. Кн. 1-5. Архангельск, 1997-2002.

  9. Визе В. Ю. Моря северной Арктики: Очерк по истории исследо­вания. М. — Л., 1948.

  10. Война в Арктике (1939-1945 гг.) / сост., науч. ред. М. Н. Супрун. Архангельск, 2001.

  11. Давыдов Р. А., Попов Г. П. Оборона Русского Севера в годы Крымской войны. Екатеринбург, 2005.

  12. Заозерская С. В. Развитие женского образования на Архангель­ском Севере во второй половине XIX — начале XX в. Архангельск, 2004.

  13. Золотые звезды северян. Архангельск, 1971.

  14. Иконы Русского Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: статьи и материалы / ред.-сост. Э. С. Смирнова. М., 2005.

  15. Копица М. Н. История Архангельского Севера с древнейших времен до начала ХХ века. Пособие для учителя. Архангельск, 2009.

  16. Коротаев В. И. На пороге демографической катастрофы: прину­дительная колонизация и демографический кризис в Северном крае в 30-е годы XX века. Архангельск, 2004.

  17. Куратов А. А. Архангельский Север в истории России: учебная книга для школьников и студентов. Архангельск, 2003.

  18. Куратов А. А. Православные святыни и святые в истории Архан­гельского Севера. Архангельск, 2002.

  19. Е. И. Имена архангельских улиц. Архангельск, 2002.

  20. Поморская энциклопедия: в 5 томах. Т. 1. История Архангельско­го Севера / гл. ед. В. Н. Булатов; сост. А. А. Куратов. Архангельск, 2001.

  21. Попов Г. П. Старый Архангельск. Архангельск, 2003.

  22. Северодвинск: Испытание на прочность: Очерки, воспоминания, исследования / ред.-сост. А. А. Масленников. Северодвинск, 1998.

  23. Селезнев С. А. Ломоносов и Север. Архангельск, 1971.

  24. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М.,1997.

  25. Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX веках. Архангельск, 1975.

  26. Фруменков Г. Г. Узники Соловецкого монастыря. Архангельск, 1979.

  27. Шмигельский Л. Г. Юнга с «Либавы». Воспоминания архан­гельского школьника военных лет. Северодвинск, 2000.

  28. Шубин С. И. Северный край в истории России: Проблемы ре­гиональной и национальной политики в 1920-1930-е годы. Архангельск, 2000.


4.2. Художественная литература:


1. Абрамов Ф. А. Собрание сочинений. В 6 томах. Л. (СПб.), 1990-1993.

2. Архангельские сказки: из материалов лаборатории фольклора Поморского университета / сост., отв. ред. Н. В. Дранникова. Архан­гельск, 2002.

3. Бадигин К. С. Кораблекрушение у острова Надежды: роман- хроника времен XVI века. М., 1977.

4. Бадигин К. С. Покорители студеных морей. М., 1962.

5. Бадигин К. С. Путь на Грумант. М., 1993.

6. Бадигин К. С. Чужие паруса. М., 1993.

7. Богданов Е. Ф. Лодейный кормщик. М., 1974.

8. Богданов Е. Ф. Черный соболь. Архангельск, 1975.

9. Коковин Е. С. Детство в Соломбале. Архангельск, 1979.

10. Коничев К. И. Люди больших дел. Архангельск, 1949.

11. Коничев К. И. Петр I на Севере. Л., 1973.

20

12. Коничев К. И. Повесть о Федоте Шубине. Архангельск, 1970.

13. Линевский А. М. Листы каменной книги. Петрозаводск, 1976.

14. Личутин В. В. Скитальцы. М., 1991.

15. Осокин В. Н. Российскою землей рожденный. М., 1971.

16. Писарев С. С. Повесть о Манко Смелом — охотнике из племени Береговых людей. Л., 1990.

17. Писахов С. Г. Сказки. Архангельск, 1978.

18. Попов М. К. Берестяная история, или Приключения отрока Онфима. Архангельск, 1997.

19. Толмасов В. Соловки: Трилогия. М., 1993.

20. Фрезер Е. Дом над Двиной: Детство в Архангельске. Архан­гельск, 1998.


4.3. Интернет-ресурсы:

1.http://kraeved29.ru/ — Архангельский краеведческий музей.

2. http://www.korely.ru/ — Музей народной культуры и деревянного

зодчества «Малые Корелы».

3. http://arhmuseum.ru/ — Музейное объединение «Художественная

культура Русского Севера».

4. http://www.sevmormuseum.ru/ — Северный морской музей.

5. http://musey29.ru/ — Северодвинский городской краеведческий

музей.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!