СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект оценочных средств по ОП.03 Статистика по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.03 Статистика

Просмотр содержимого документа
«Комплект оценочных средств по ОП.03 Статистика по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Армавирский юридический техникум»


(ГБПОУ КК АЮТ)










КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в форме экзамена по ОП.03 Статистика
в рамках программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 21.02.05 Земельно-имущественные отношения


























2018

Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой

методической комиссии

общепрофессиональных дисциплин

Протокол от « 14 » июня 2018 г. № 10


УТВЕРЖДАЮ


Директор техникума


_____________ А.Н. Савинов

« 18 » июня 2018 г.

Председатель ЦМК

_____________ К.В. Кравченко




Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в форме экзамена по ОП.03 Статистика на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.05 Земельно-имущественные отношения (приказ Министерства образования и науки РФ 12.05.2014 г. N 486 и зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 27.07.2014 г. N 32885), укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело и геодезия и рабочей программы учебной дисциплины ОП.03 Статистика, положения о фондах оценочных средств (утв. приказом директора техникума от 30.12.2013 г. № 84-ОД)


Организация - разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский юридический техникум».


Разработчик:

Абалтусова Лариса Анатольевна, кандидат социологических наук, преподаватель, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский юридический техникум».


Рецензенты:


1. Петросянц Р.М.,ИП кадастровый инженер. Квалификация по диплому: менеджер


2.Мелешко О.В., преподаватель, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский юридический техникум». Квалификация по диплому: экономист.















© Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Армавирский юридический техникум», 2018




1. Паспорт комплекта оценочных средств

1.1. Область применения комплекта оценочных средств

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.03 Статистика

1.2. Сводные данные об объекте оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации

Результаты освоения

(объекты оценивания)


Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

задания


Формируемые профессиональные компетенции

Форма аттестации

(в соответствии с учебным планом)

1

2

3


4

Умение собирать и регистрировать статистическую информацию

Проведение сбора и регистрации статистической информации в соответствии с предъявляемыми требованиями Госкомстата РФ

Практическое занятие №1

ПК 4.1

Текущий контроль


Умение проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения


Построение различных видов сводки и группировки статистических данных, статистических таблиц, в соответствии с принятой методикой

Практические занятия № 1,2


ПК 4.1

Текущий контроль


Знание предмета, методов и задач статистики;


Формулирование предмета и задач статистики Федерации в соответствии с ФЗ N 282

"Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";

изложение существующих подходов к классификации методов статистики;

распознание метода статистики по его характеристике

Устный опрос



Теор. вопросы

№№ 1,4


ПК 4.1

Текущий контроль



экзамен

Знание общих основ статистической науки


Описание системы государственной статистики в Российской Федерации Федерации в соответствии с ФЗ N 282 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Формулирование понятия статистической совокупности,

Приведение примеров статистических совокупностей,

Описание основных этапов статистического исследования.

Формулирование понятия и целей статистического наблюдения, его форм и видов.

Формулирование понятия и задач статистической сводки и группировки, их видов.

Устный опрос



Теор. вопросы

№№ 2,3,8-16

ПК 4.1

Текущий контроль



экзамен

Знание принципов организации государственной статистики


Описание системы и структуры государственной статистики в Российской Федерации в соответствии с ФЗ N 282

"Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Формулирование задач и принципов организации государственного статистического учета в соответствии с ФЗ N 282 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Устный опрос,

Письменный опрос


Теор. вопросы

№№5,6

Устный опрос,



Теор.

вопрос

№7

ПК 4.1

Текущий контроль




экзамен

Знание современных тенденций развития статистического учета

Формулирование тенденций развития статистического учета


Устный опрос


Теор.

вопрос

№7

ПК 4.1

Текущий контроль



экзамен

Знание основных способов сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации, в том числе точности статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества инфор­мации

Изложение форм, видов, способов сбора и анализа статистической информации в соответствии с принятой методикой и Положением Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета

Формулирование способов наглядного представления статистических данных(правила построения таблиц и графиков)


Устный опрос



Теор.

вопросы

№17, 18

ПК 4.1, 4.5

Текущий контроль



экзамен

Знание основных форм и видов действующей статистической отчетности. В том числе видов статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. задач и видов статистической сводки. понятия и структуры программы статистической сводки. Результаты сводки




Описание основных видов действующей статистической отчетности как формы статистического наблюдения в соответствии с Положением Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета

Осуществление классификации статистического наблюдения в соответствии с принятой методикой. Описание методики проведения сводки.

Устный опрос


Теор.

вопрос

№10

ПК 4.1

Текущий контроль


экзамен

Знание техники расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления, в том числе

Изложение основных правил техники расчетов абсолютных и относительных величин в соответствии с принятой методикой.

Изложение основных правил техники расчетов различных видов средних величин и показателей вариации в соответствии с принятой методикой.

Изложение основных правил техники обработки динамических рядов в соответствии с принятой методикой.

Изложение основных правил техники расчета экономических индексов в соответствии с принятой методикой.

Устный опрос


Теор.

вопросы

№ 25- 49


ПК 4.1

Текущий контроль


экзамен

Умение выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы





Умение осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники.



Знание техники расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления, в том числе

механизма построения рядов распределений. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма. Абсолютных и относительных величин,

Сферы примениния и методики расчета средней арифмефтической, средней хронологической, средней гармонической. Методы анализа рядов динамики цепным и базисным способом.

Индекс, их классификация по степени охвата явле­ния, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Методику их расчета. Агрегатный индекс физического объема товарооборота. Агрегатный индекс цен. Агрегатный индекс стоимости.

Методику расчета индексов в среднеарифметической и среднегармонической форме: физического объема товарооборота, индекса цен, индекса стоимости


Проведение быстрых и правильных расчетов абсолютных и относительных величин в соответствии с принятой методикой и формулирование аналитических выводов на основе этих расчетов.


Проведение комплексного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов с помощью расчета различных видов относительных величин




Устный опрос






Практическое занятие № 3


Задание (практическое) для проведения экзамена № 1

ПК 4.1

Текущий контроль









экзамен

Проведение быстрых и правильных расчетов средних величин, показателей вариации, ошибки выборки в соответствии с принятой методикой и формулирование аналитических выводов на основе этих расчетов.


Проведение комплексного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов в том числе с помощью расчета различных видов средних величин и показателей вариации



Устный опрос






Практические занятия № 4,7


Задание (практическое) для проведения экзамена № 2

ПК 1.5


ПК 4.1

Текущий контроль










экзамен

Проведение обработки динамических рядов цепным и базисным способом, формулирование аналитических выводов о развитии социально-экономических явлений и процессов.


Проведение комплексного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов с помощью динамики показателей.




Устный опрос







Практическое занятие № 5



Задание (практическое) для проведения экзамена № 3


ПК 1.5

ПК 4.1

Текущий контроль












экзамен

Проведение расчета различных видов индексов в соответствии с принятой методикой , формулирование аналитических выводов о развитии социально-экономических явлений и процессов.


Проведение комплексного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов в том числе с помощью индексов.




Устный опрос






Практическое занятие № 6


Задание (практическое) для проведения экзамена № 4

ПК 4.1

Текущий контроль










экзамен

2. Комплект оценочных средств


2.1. Задания для проведения текущего контроля


Входной контроль

(тестирование)


1.Статистика это наука о:

- массовых количественных явлениях,

- массовых качественных явлениях,

- массовых количественных и качественных явлениях,

-единичных явлениях.

2.Относительные величины представляют собой:

- разность двух величин

- сумму величин

- частное от деления двух величин

- произведение двух величин

3.Показатели, характеризующие объёмы и размеры социально-экономических явлений, - это величины

- абсолютные

- относительные

- коэффициенты

- индексы

4.Значение признака, наиболее часто встречающееся в совокупности, называется

- модой

- медианой

- вариацией

- средней

5.Под ранжированием понимают

- определение предела значений варьирующего признака

- определение средней для вариационного, ряда распределения

- расположение всех вариантов ряда в возрастающем (убывающем) порядке

6.Плотность населения – это относительная величина

- сравнения

- интенсивности

- координации

- вариации

7.Модой называется

- наиболее редко встречающееся значение признака в данном ряду

- значение признака, делящее совокупность на четыре равные части

- наиболее часто встречающееся значение признака в данном ряду

- значение признака, делящее совокупность на две равные части


Критерии оценки:

«отлично» - на все вопросы даны правильные ответы

«хорошо» - допущены одна или две ошибки

«удовлетворительно» - допущены три ошибки

«неудовлетворительно» - более трех ошибок.


Тема 1.1. Предмет, метод, задачи статистики.

Теоретические вопросы

1. Предмет и задачи статистики.

2. История статистики.

3. Общие основы статистической науки.

4. Особенности стати­стической методологии.

5. Статистическая совокупность.

6. Закон больших чисел.

7. Единицы статистической совокупности и вариация признаков.

8. Статистические показатели.




Тема 2.1. Организация государственной статистики в Российской Федерации

Теоретические вопросы


1. Система государственной статистики в Российской Федерации.

2. Принципы организации государственной статистики, современные тенденции развития статистического учета.


Тема 3.1. Понятие, цели и задачи статистического наблюдения

Теоретические вопросы


1. Статистическое наблюдение и этапы его проведения.

2. Цели и задачи ста­тистического наблюдения.

3. Программа статистического наблюдения.

4. Объекты и единицы статистического наблюдения.

5. Статистический формуляр.

6. Статистиче­ский момент и срок (период) статистического наблюдения.


Тема 3.2. Виды ошибок статистического наблюдения

Теоретические вопросы


1. Точность статистического наблюдения.

2. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

3. Арифметический и логический контроль качества инфор­мации.


Тема 3.3. Виды и способы организации статистического наблюдения

Теоретические вопросы


1. Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное.

2. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое.

3. Непосредственное наблюдение.

4. Документальный способ.


Тема 3.4. Формы статистического наблюдения

Теоретические вопросы


1. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный.

2. Формы статистического наблюдения.

3. Действующая статистическая отчетность, ее формы и виды.

4. Специально организованное статистическое наблюдение.

5. Перепись населения.

6. Регистровая форма наблюдения.


Тема 4.1. Задачи и виды статистической сводки

Теоретические вопросы


1. Статистическая сводка.

2. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения.


Тема 4.2. Программа статистической сводки

Теоретические вопросы


1. Понятие и структура программы статистической сводки.

2. Результаты сводки.


Практическое занятие №1

Проведение простой и сложной сводки


Тема 5.1. Метод группировки в статистике

Теоретические вопросы


1. Группировка статистических данных как способ обработки, анализа и наглядного представления информации.

2. Группировочные признаки.

3. Принцип оптимизации числа групп.

4. Простые и сложные группировки.


Тестирование по теме

1. Группировка-это:

а) упорядочение единиц совокупности по признаку;

б) разбивка единиц совокупности на группы по признаку;

в) обобщение единичных фактов.


2. Группировка, выявляющая взаимосвязь между явлениями и их признаками, называется:

а) типологической;

б) структурной;

в) аналитической.


3. Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:

а) типологической;

б) структурной;

в) аналитической.


4. Группировка, построенная по двум признакам, называется:

а) рядом распределения;

б) простой;

в) комбинационной.


5. Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:

а) факторный;

б) результативный;

в) факторный и результативный.


6.Основанием группировки может быть:

а) качественный признак;

б) количественный признак;

в) как качественный, так и количественный признаки.


7. Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется:

а) атрибутивным;

б) дискретным;

в) вариационным.


8. Вариационный ряд распределения – это ряд, построенный:

а) по качественному признаку;

б) по количественному признаку;

в) как по качественному, так и по количественному признаку.


9. При непрерывной вариации признака целесообразно построить:

а) атрибутивный ряд распределения;

б) дискретный ряд распределения;

в) интервальный ряд распределения.


10. Для изображения дискретных рядов распределения используется:

а) полигон;

б) гистограмма;

в) кумулята.

11. Охарактеризуйте вид ряда распределения абитуриентов по результатам сдачи вступительных экзаменов:


Группы абитуриентов по результатам сдачи экзаменов

Число абитуриентов

Удельный вес, % к итогу

Не поступившие

Поступившие

50

150

25

75

Итого

200

100


а) дискретный вариационный;

б) интервальный вариационный;

в) атрибутивный.


12. Охарактеризуйте вид ряда распределения коммерческих банков по величине работающих активов:


Величина работающих активов банка, млн руб.

Число банков

Удельный вес, в % к итогу

До 7,0

7,0-12,0

12,0-17,0

17,0-22,0

22,0 и более

4

5

10

6

5

13,3

16,7

33,3

20,0

16,7

Итого

30

100,0


а) дискретный вариационный;

б) интервальный вариационный;

в) атрибутивный.


13. Представлен макет статистической таблицы, характеризующий группировку промышленных предприятий по среднегодовой стоимости основных фондов:



Стоимость основных фондов предприятия, млн руб.



Число предприятий


Объем выпускаемой продукции, млн руб.

Численность промышленно-производственного персонала, чел.


Всего

В среднем на одно предприятие


Всего

В среднем на одно предприятие

10,0-12,0

12,0-14,0

14,0-16,0






итого







Какой вид группировки отражает данный макет:

а) типологическую;

б) структурную;

в) аналитическую.


14.Распределение предприятий по тарифному разряду характеризуется следующими данными:



Тарифный разряд


Число рабочих


Удельный вес, в % к итогу

2

3

4

5

6

5

6

5

12

22

10

12

10

24

44

Итого

50

100


Определите вид ряда распределения:

а) интервальный вариационный;

б) дискретный вариационный;

в) атрибутивный.


15. Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 5 000 и 10 000 руб.


Критерии оценки:

«отлично» - на все вопросы даны правильные ответы

«хорошо» - допущены одна или две ошибки

«удовлетворительно» - допущены от трех до семи ошибок

«неудовлетворительно» - более семи ошибок.


Практическое занятие №2

Осуществление первичной обработки и контроля материалов наблюдения с помощью проведения группировки.

Задания (практические)


Вариант №1

Выполнение установленных норм выработки рабочими бригады строителей-монтажников характеризуется следующими данными: за июль

№№

рабочего

Выполнение норм

выработки, %

№№

рабочего

Выполнение норм

выработки, %

1

101,3

13

110,3

2

124,6

14

102,6

3

103,5

15

100,1

4

130,1

16

153,0

5

113,9

17

109,9

6

89,6

18

117,6

7

104,7

19

102,4

8

120,0

20

105,6

9

119,5

21

99,7

10

108,6

22

107,4

11

97,8

23

106,1

12

107,2

24

112,2

Произвести группировку рабочих по степени выполнения норм выработки, приняв следующие интервалы:

  1. до 100%

  2. от 100 до 110%

  3. от 110 до 120%

  4. от 120 и выше

Решение оформить в таблице.


Вариант №2

Имеются следующие данные о выпуске продукции и численности рабочих по 30 предприятиям местной деревообрабатывающей промышленности за месяц:

№№

предприятия

Выпуск

продукции

(тыс. руб.)

Число

рабочих

№№

предприятия

Выпуск

продукции

(тыс. руб.)

Число

рабочих

1

387

615

16

469

689

2

65

190

17

250

460

3

180

375

18

149

325

4

45

124

19

427

660

5

226

430

20

53

135

6

110

249

21

209

410

7

351

558

22

550

771

8

108

245

23

97

227

9

146

318

24

314

527

10

175

367

25

187

380

11

316

531

26

60

161

12

176

369

27

118

268

13

100

230

28

106

250

14

264

470

29

591

810

15

67

170

30

214

421


Распределите эти предприятия по объему выпущенной продукции на следующие четыре группы:


  1. предприятия с выпуском продукции до 100 тыс. руб.;

  2. 101-200 тыс. руб.;

  3. 201-300 тыс. руб.;

  4. 301-400 тыс. руб.;

  5. свыше 400 тыс. руб.

Определите в каждой группе:

а) число предприятий;

б) объем выпущенной продукции;

в) число рабочих;

г) среднюю выработку одного рабочего по каждой группе и по всем предприятиям (руб. коп.).

Постройте таблицу и заполните ее заданными и исчисленными показателями. Установите связь между производительностью труда (средней выработкой одного рабочего) и размера предприятия по выпуску продукции.



Вариант №3

Состав рабочих бригады токарей и их заработная плата характеризуется следующими данными за июнь:


№№

рабочих

Стаж

работы

(лет)

Тариф-

ный

разряд

Зара-

ботная

плата

(т. руб.)

№№

рабочих

Стаж

работы

(лет)

Тариф-

ный

разряд

Зара-

ботная

плата

(т. руб.)

1

3

II

9434.5

8

16

V

14015.6

2

12

IV

12961.0

9

19

V

15027.7

3

9

IV

10942.3

10

2

IV

12888.6

4

7

IV

9942.0

11

10

IV

13970.0

5

4

III

8847.5

12

7

V

14247.4

6

1

III

7839.0

13

5

V

14255.5

7

8

IV

13935.5

14

14

IV

14983.4


Сгруппируйте рабочих бригады по следующим признакам:

  1. по стажу работы, выделив группы: до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет;

  2. по квалификации ( тарифным разрядам ): II, III, IV, V.

По каждой группе и по всем вместе определите число рабочих, сумму заработной платы; среднюю заработную плату. Охарактеризуйте зависимость размера заработной платы от их квалификации и стажа работы.


Задание №4

Представлены условные данные об объеме продукции по ряду предприятий (тыс. руб.)

Предприятия

Объем

продукции

Предприятия

Объем

продукции

1. Обувная фабрика

12470

11. Кондитерская

фабрика

6870

2. Маргариновый завод

1930

12. Завод деревообраба-

тывающих станков

2540

3. Станкостроитель-

ный завод

6500

13. Прядильная фабрика

1310

4. Инструментальный завод

1400

14. Завод автотрактор-

ного оборудования

2630

5. Швейная фабрика

1380

15. Угольная шахта

1450

6. Парфюмерная фабрика

1240

16. Кирпичный завод

820

7. Фабрика детских

Игрушек

650

17. Алюминиевый комбинат

31040

8. Металлургический

завод

17100

18. Хлебзавод

980

9. Машиностроитель-

ный завод

10900

19. Велосипедный завод

960

10. Химзавод

6600

20. Завод железобетон-

ных изделий

1790

Сгруппируйте предприятия по группам: производство средств производства (группа «А») и производство предметов потребления (группа «Б»). По каждой группе укажите число предприятий, объем продукции, удельный вес (в %) в общем выпуске продукции.

Решение оформите в таблице.


Критерии оценки:

«отлично» - все расчеты произведены правильно, таблица построена с учетом всех требований

«хорошо» - допущена арифметическая ошибка или таблица построена с недочетами

«удовлетворительно» - допущены арифметические ошибки в расчета, таблица построена с грубыми нарушениями

«неудовлетворительно» - группировка построена неверно.


Тема 6.1. Понятие и виды рядов распределения

Теоретические вопросы


1. Ряд распределения.

2. Атрибутивные и вариационные ряды распределения.

3. Элементы вариационного ряда.

4. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения.

5. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма.


Тема 7.1. Статистические таблицы

Теоретические вопросы


1. Способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации.

2. Статистические таблицы как способ наглядного представления информации .

3. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы.

4. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы.

5. Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы.

6. Правила построения таблиц в статистике.

7. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.


Тема 7.2. Правила построения таблиц в статистике.

Теоретические вопросы


1. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

Тема 7.3. Статистические графики

Теоретические вопросы


1. Статистические графики как способ наглядного представления информации.

2. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика.

3. Виды графиков по форме графического образа и способу построения.



Тема 8.1. Абсолютные и относительные величины в статистике

Теоретические вопросы


1. Натуральные, стои­мостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей.

2. Коэффици­енты, проценты, промилле в статистике.


Тема 8.2. Виды относительных величин в статистике

Теоретические вопросы


1. Техника расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления с помощью относительных показателей динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравне­ния.


Тестирование по теме

1. Показатели, выражающие размеры, объем, уровни социально-экономических явлений и процессов, являются величинами:

А) абсолютными;

Б) относительными,

В) средними.


2. Абсолютные величины могут выражаться в единицах измерения:

А) натуральных и условно-натуральных, трудовых и денежных;

Б) отвлеченных,

В) индексируемых.



3. Абсолютные величины выражаются в единицах измерения:

А) килограммах, штуках, метрах, тоннах, километрах и т.д.;

Б) коэффициентах, процентах,

В) промилле, продецимилле.

4. Виды относительных величин:

А) индивидуальные, общие;

Б) выполнения плана, планового задания, динамики, структуры, сравнения, интенсивности.

В) объема, уровня.


5. Относительные величины выполнения плана исчисляются как:

А) отношение планового задания на предстоящий период к фактически достигнутому уровню, являющемуся базисным для плана;

Б) отношение фактически достигнутого уровня к плановому заданию за тот же период времени,

В) отношение планового задания к фактически достигнутому за один и тот же период.


6. Относительные величины динамики получаются в результате сопоставления показателей каждого последующего периода:

А) с предыдущим, с первоначальным,

Б) со средним,

В) с индексируемым показателем.


7. Относительные величины структуры:

А) характеризуют состав явления и показывают, какой удельный вес в общем итоге составляет каждая его часть;

Б) показывают соотношение отдельных составных частей целого явления.

В) показывают среднее значение показателя.


8. Относительные величины интенсивности представляют собой:

А) отношение двух разноименных показателей, находящихся в определенной зависимости;

Б) отношение двух одноименных показателей, относящихся к разным объектам или территориям за один и тот же период или момент времени,

В) произведение двух одноименных показателей.


9. Укажите относительную величину уровня экономического развития:

А) производство хлопчатобумажных тканей на душу населения в одном из регионов в 2,3 раза больше, чем в другом.

Б) в одном из регионов на душу населения было произведено 760 м. куб. газа;

В) число телефонных станций в регионе составляет 34,3 тыс.


10. Имеются следующие данные об урожайности пшеницы в некоторых странах (ц /га): Россия – 14,5; Казахстан – 7,2; США – 25,3; Китай – 33, 2; Нидерланды – 80,7. Относительными показателями сравнения урожайности пшеницы других стран с показателями урожайности в России являются:

А) 1,1; 2,3; 3,4; 4,7.

Б) 0,5; 1,7; 2,2; 5,6,

В) 1,7; 2,2; 3,3; 7,1.


11. Стоимостные единицы измерения абсолютных величин:

А) позволяют изучать различные по своему содержанию явления, несопоставимые в натуральных единицах измерения.

Б) позволяют изучать явления, выраженные в натуральных единицах измерения.

В) позволяют изучать явления, выраженные в условно- натуральных единицах измерения.


12. Условно-натуральный измеритель применяется:

А) при необходимости совместного исследования различных типов явлений, выраженных в стоимостных измерителях,

Б) при необходимости совместного исследования различных типов одного и того же явления, выраженного в натуральных измерителях,

В) при необходимости совместного исследования различных типов одного и того же явления, выраженного в стоимостных измерителях.


13. К относительным величинам интенсивности относятся:

А) соотнесение числа различного рода потребительских товаров с численностью населения,

Б) соотношение объемов добычи нефти за 2007 год в США с объемами добычи нефти за 2007 год в РФ.

В) соотношение производства летней обуви к общему объему производства обуви за год.


14. К относительной величине сравнения относится:

А) сопоставление среднегодового размера внутреннего валового продукта, приходящегося на душу населения в Германии за период с 2000 по 2007 г.г., со среднегодовым размером внутреннего валового продукта, приходящегося на душу населения в Российской Федерации за этот же период;

Б) соотношение производственных и энергетических мощностей предприятия с численностью рабочих, использующих эти производственные мощности для создания продукции предприятия,

В) интенсивность движения на участке дороги.


Критерии оценки:

«отлично» - на все вопросы даны правильные ответы

«хорошо» - допущены одна – три ошибки

«удовлетворительно» - допущены четыре- семь ошибок

«неудовлетворительно» - более семи ошибок.


Практическое занятие № 3

Расчет статистических показателей методом относительных величин


Вариант №1.

Ниже приводятся плановые и отчетные показатели работы сборного цеха завода за октябрь 2011 года:


Показатели

За октябрь

по плану

фактически

Валовая продукция (руб.)

270000

277570

Общее число работающих

675

677

В том числе

Рабочих

540

539


Определите процент выполнения плана по средней выработке:

а) на одного работающего;

б) на одного рабочего (с точностью до 0,1 %).

Решение оформить в таблице.


Вариант №2.

Имеются следующие данные о плановом и фактическом выпуске отдельных видов продукции на часовом заводе за июль 2012 года (тыс. руб.)


Вид продукции

Плановые задания

Фактически изготовлено

Часы стенные

1000

1020

Будильники

15000

15600

Часы наручные (мужские)

40000

40000

Часы наручные (женские)

35000

35070

Запасные части

45

40,5


Исчислите: процент выполнения плана по каждому виду изделий и в целом по всем изделиям; показатель структуры ( по факту); с точностью до 0,1%. Решение оформить в таблице.

Вариант №3.

На металлургическом заводе средняя численность рабочих по годовому плану должна составить 2500 человек, а общая сумма их заработной платы 122500 тыс. руб. Фактически за год средняя численность рабочих составила 2450 чел., а общая сумма их заработной платы – 122870 тыс. руб.

Исчислите относительные величины, характеризующие степень выполнения годового плана:

  1. по средней численности рабочих;

  2. по общей сумме их заработной платы;

  3. по среднему месячному заработку одного рабочего.

Решение оформить в таблице.


Вариант №4.

Общая сумма затрат машиностроительного завода на изготовление продукции по плану за январь составила – 18750 тыс. руб.; из них на материалы затрачено – 10687,5 тыс. руб.; на топливо и энергию – 675,0 тыс. руб.; на заработную плату – 5906,3 тыс. руб.; на амортизацию – 750,0 тыс. руб.; на прочие расходы – 731,2 тыс.руб.

Фактические затраты за январь составили: всего – 18764,3 тыс. руб.; из них на материалы затрачено – 10898,5 тыс. руб.; на топливо и энергию – 680,0 тыс. руб.; на прочие расходы – 711,0 тыс.руб.

На февраль сумма затрат запланирована – 22239 тыс. руб., из них на материалы – 12900,0 тыс. руб.; на топливо и энергию – 890,0 тыс. руб.; на заработную плату – 7050,8 тыс.руб.; на амортизацию – 700,2 тыс. руб.; на прочие расходы – 698,0 тыс. руб.

Исчислите с точностью до 0,1%:

  1. абсолютное изменение в январе;

  2. % выполнения плана за январь;

  3. плановое задание в % на февраль;

  4. показатель структуры затрат в январе ( по фактическим данным).

Решение оформить в таблице.


Вариант №5.

По предприятию за отчетный год известны такие данные:


Показатель

По плану

Фактически

Выполнение

плана, %

Продукция (тыс.руб.)

600000

630000

Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала

300

98

Среднегодовая выработка продукции на одного работника (тыс. руб.)

107


Заполните таблицу недостающими данными.


Критерии оценки:

«отлично» - все расчеты произведены правильно

«хорошо» - допущена арифметическая ошибка, метод расчета верный

«удовлетворительно» - метод расчета использован с негрубыми нарушениями

«неудовлетворительно» - метод расчета использован с грубыми нарушениями, задача не решена.


Тема 9.1. Значение и виды средних величин

Теоретические вопросы

1. Понятие и значение средних величин.

2. Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.


Тема 9.2. Средняя арифметическая

Теоретические вопросы


1. Значение средней арифмефтической, сфера применения.

2. Виды средней арифметической и методика расчета.


Тестирование по теме


1. Средняя арифметическая взвешенная рассчитывается:

А) по сгруппированным данным,

Б) по средним показателям,

В) по несгруппированным данным.


2. Одним из условий расчета достоверной средней величины является:

А) наличие однородной совокупности,

Б) наличие разнородной совокупности,

В) наличие любой совокупности.


3. Мода – это:

А) наиболее типичное, чаще всего встречаемое значение признака,

Б) значение редко повторяющегося признака,

В) серединное значение ранжированной совокупности.


4. Медиана – это:

А) серединное значение ранжированной совокупности,

Б) серединное значение совокупности,

В) серединное значение сгруппированной совокупности.


5. Средние величины подразделяются на группы:

А) математические и структурные,

Б) аналитические и типологические,

В) с постоянными и переменными весами.


6. Для расчета средней из интервального ряда необходимо воспользоваться формулами:

А) средней арифметической простой и взвешенной,

Б) средней гармонической простой и взвешенной,

В) средней хронологической.


7. Средняя хронологическая величина используется для расчета средней из

А) моментного ряда распределения,

Б) дискретного ряда распределения,

В) интервального ряда распределения.


8. Среднее значение признака в не сгруппированной совокупности вычисляется по формуле средней ...

А) арифметической простой

Б) арифметической взвешенной

В) гармонической


9. Коэффициент вариации применяется в целях:

А) Определения разности между наибольшей и наименьшей вариант

Б)Определения частоты вариант в вариационном ряду

В)Сравнения признаков, выраженных в разных единицах измерения


10. Средняя арифметическая величина применяется для:

А)Обобщения качественных признаков

Б)Обобщения числовых значений варьирующего признака

В) Выявления взаимосвязи между явлениями


Критерии оценки:

«отлично» - на все вопросы даны правильные ответы

«хорошо» - допущены одна – две ошибки

«удовлетворительно» - допущены три-четыре ошибки

«неудовлетворительно» - более четырех ошибок.


Тема 9.3. Средняя хронологическая

Теоретические вопросы


1. Значение средней хронологической, сфера применения.

2. Методика расчета.


Тема 9.4. Средняя гармоническая величина

Теоретические вопросы


1. Значение средней гармонической, ее виды, сфера применения.

2. Методика расчета.


Тема 9.5. Средняя геометрическая величина

Теоретические вопросы


1. Значение средней геометрической, ее виды, сфера применения.

2. Методика расчета.

3. Техника расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления с помощью средних величин.


Практическое занятие №4

Исчисление средних величин. составление и формулировка выводов на основе рассчитанных статистических показателей.


Вариант №1.

Приведены данные об объеме строительно-монтажных работ десяти строительных управлений за месяц.

Номер СУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Объем строительно-

монтажных

работ

(тыс. руб.)

200

320

440

200

400

320

200

400

370

200


Определите средний объем строительно-монтажных работ по несгруппированным данным строительных управлений по объему работ. Решение оформить в таблице.




Вариант №2.

Рабочие – станочники механосборочного цеха завода распределяются в соответствии с их квалификацией следующим образом.

Основные элементы тарифной

системы оплаты труда

Число рабочих

Тарифный

разряд

Тарифный

коэффициент

2011г.

2012г.

1

1,0

80

50

2

1,13

250

150

3

1,29

330

300

4

1,48

400

500

5

1,72

600

700

6

2,0

140

200


Определите:

а) средний тарифный разряд;

б) средний тарифный коэффициент рабочих цеха отдельно за 2011 и 2012 годы.

Сделайте выводы о характере изменений квалификации рабочего в 2012 году по сравнению с 2011 годом.

Вариант №3.

Рабочие механического завода распределяются по возрасту следующим образом:

Группы по

возрасту (лет)

Число

рабочих

Группы по

возрасту (лет)

Число

рабочих

до 20

160

35-40

40

20-25

150

40-45

30

25-30

105

45 и более

20

30-35

45



Определите средний возраст рабочих завода. Решение оформить в таблице.

Вариант №4.

Известны данные о размерах затрат на 1 рубль товарной продукции на предприятиях города:


Затраты на рубль

товарной

продукции (коп)

Число предприятий

Стоимость товарной

продукции

(млн. руб.)

до 70

4

8

70-80

13

10

80-90

10

5

90-100

3

7

Итого:

30

30


Определите:

  1. средний размер затрат на 1 рубль товарной продукции;

  2. средний объем товарной продукции на одно предприятие.

Решение оформить в таблице.


Вариант №5.

Вычислите среднюю стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств предприятия за каждый квартал и за весь год по следующим данным (тыс. руб.)


Дата

Основные производственные фонды

Нормируемые

оборотные средства

На 01.01.2011г.

1800

1100

01.02.2011г.

1800

1070

01.03.2011г.

2100

1100

01.04.2011г.

1950

1130

01.05.2011г.

2200

1000

01.06.2011г.

2400

1010

01.07.2011г.

2600

1200

01.08.2011г.

2500

1200

01.09.2011г.

2700

1300

01.10.2011г.

2650

1350

01.11.2011г.

2550

1350

01.12.2011г.

2550

1300

01.01.2012г.

2400

1400



Тема 10.1.Понятие и виды рядов динамики

Теоретические вопросы


1. Понятие ряда динамики.

2. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; аб­солютных, относительных и средних величин.

3. Техника расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления с помощью динамических рядов.


Тема 10.2. Методы анализа рядов динамики базисным способом

Теоретические вопросы


1. Методика обработки ряда динамики базисным способом.

2. Базисные абсолютный прирост, темп роста, темп прироста.


Тема 10.3. Методы анализа рядов динамики цепным способом

Теоретические вопросы


1. Методика обработки ряда динамики цепным способом.

2. Цепные показатели динамического ряда.


Практическое занятие № 5

Расчет показателей ряда динамики. Осуществление комплексного анализа социально-экономических явлений и процессов на основе динамических рядов.


Вариант №1.

Представлены следующие данные о производстве химических волокон (тыс.т)


2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

955

1020

1088

1055

1131

1176


Определите абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, величину 1% прироста химических волокон. Исчисления производить с точностью до 0,1%.


Вариант №2.

Рост производства мяса в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в ТОО «Зоркий» и «Восход» характеризуется следующими данными за 2002-2007 годы (ц):


ООО

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

«Зоркий»

67

70

74

80

86

90

«Восход»

46

53

57

60

64

70


Проанализируйте приведенные ряды динамики, исчислив за каждый год абсолютный прирост, темп роста и темп прироста производства мяса на 100 га сельскохозяйственных угодий отдельно по каждому хозяйству.

Сравните между собой показатели, характеризующие рост производства мяса в этих хозяйствах, и сделайте выводы.

Решение оформить в таблице.

Исчисления производить с точностью до 0,1%


Вариант №3.

Рост мощности электростанции характеризуется следующими данными: (тыс. кВт)


2008

2009

2010

2011

2012

217,0

223,0

230,0

235,0

235,0


Определите абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютную величину 1% прироста мощности электростанции за каждый год. Решение оформить в таблице. Исчисления производить с точностью до 0,1%.


Критерии оценки:

«отлично» - все расчеты произведены правильно

«хорошо» - допущена арифметическая ошибка, метод расчета показателей верный

«удовлетворительно» - имеются ошибки в расчете отдельных показателей ряда

« неудовлетворительно» - метод расчета использован с грубыми нарушениями, задача не решена.


Тема 11.1. Понятие и значение индексов

Теоретические вопросы


1. Индексы.

2. Классификация индексов в статистике по степени охвата явле­ния, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления.


Тема 11.2. Индексы в среднеарифметической и среднегармонической форме

Теоретические вопросы


1. Методика расчета индексов в среднеарифметической и среднегармонической форме: физического объема товарооборота, индекса цен, индекса стоимости.


Практическое занятие № 6

Исчисление индексов в агрегатной форме, индексов структурных сдвигов, составление и формулировка выводов на основе рассчитанных статистических показателей. Осуществление комплексного анализа социально-экономических явлений и процессов на основе индексов


Задание №1.

Цены на отдельные изделия и их реализация (продажа) в магазинах города характеризуется следующими данными за 2011 и 2012 годы.


Изделия

Цена единицы (руб.)

Реализовано (единиц)

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

А

41

54

736

812

Б

36

52

681

752

В

44

42

186

216


Определите:

  1. индивидуальные индексы цен и физического объема товарооборота;

  2. общий индекс физического объема товарооборота и абсолютный прирост физического объема товарооборота;

  3. общий индекс цен и сумму экономии или превышения от влияния изменения цен.


Задание №2.

Известны следующие данные по рынку города за II и III кварталы 2012 года

Товар

Цена за 1 кг (руб.)

Количество проданного

товара (кг)

II кв.

III кв.

II кв.

III кв.

А

200

250

30000

60000

Б

150

200

8000

9000

В

300

350

4000

6000


Определите:

  1. общий индекс цен и физического объема товарооборота;

  2. абсолютную сумму увеличения объема товарооборота в сопоставимых целях;

  3. относительное увеличение объема товарооборота.


Задание №3.

По машиностроительному заводу известны следующие данные:

Изделие

Выпуск по плану

(штук)

Цена за 1 единицу

(руб.)

Выполнение

плана %

Кофеварка

1400

79

106

Электроплитка

1200

200

103

Исчислите общий индекс выпуска продукции в сопоставимых ценах.



Практическое занятие №7

Исчисление индексов в среднеарифметической и среднегармонической форме. Осуществление комплексного анализа социально-экономических явлений и процессов методом индексов. Формулирование выводов.


Задание №1.

Цены на продукцию снизились на 10%. Объем продукции завода возрос на 20%.

Определите, как изменилась общая стоимость продукции завода.


Задание №2.

Объем продукции возрос на 12%, а цены снизились на 6%. Стоимость продукции за тот же период возросла за счет увеличения объема продукции на 240 тыс. руб.

Определите, на какую сумму снизилась фактическая стоимость продукции в отчетном периоде за счет снижения цен.


Задание №3.

Индекс на товары, реализованные на рынке в августе, по сравнению с июлем, составляет 0,8%. Индекс физического объема товарооборота равен 1,14%.

Определите индекс товарооборота (текущих ценах).


Задание №4.

Численность рабочих увеличилась на 5%, а в производительность труда – на 10%.

Определите, как изменился объем выпущенной продукции.


Задание №5.

Численность промышленно-производственного персонала сократилась на 2%. Объем продукции увеличился при этом на 3,9%.

Определите, как изменилась в среднем производительность труда.

Задание №6.

Стоимость продукции на заводе увеличилась на 7,1%. Индекс цен составил 97,2%.

Определите, как изменился физический объем продукции.


Критерии оценки:

«отлично» - все расчеты произведены правильно

«хорошо» - допущена арифметическая ошибка, метод расчета показателей верный

«удовлетворительно» - имеются ошибки в расчете отдельных индексов

«неудовлетворительно» - метод расчета использован с грубыми нарушениями, задача не решена.



2.2.Задания для проведения экзамена


Перечень теоретических вопросов


1.Предмет и методы статистики.

2.Понятие статистической совокупности.

3.Основные этапы статистического исследования.

4.Задачи статистики на современном этапе.

5.Госкомстат как высший федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство российской статистикой.

6.Структура государственной статистики.

  1. Принципы организации статистической работы в Российской Федерации. Тенденции развития статистического учета.

  2. Понятие и цели статистического наблюдения.

  3. Формы статистического наблюдения.

  4. Отчетность как форма статистического наблюдения.

  5. Виды статистического наблюдения.

  6. Способы получения информации при статистическом наблюдении.

  7. Виды статистического наблюдения по учету фактора времени.

  8. Понятие и задачи статистической сводки.

  9. Этапы проведения статистической сводки.

  10. Группировка, ее задачи и виды.

  11. Статистические таблицы и порядок их построения.

  12. Статистические графики, их задачи и виды.

  13. Понятие и значение относительных величин

  14. Виды абсолютных величин.

  15. Понятие и значение относительных величин планового задания и выполнения плана

  16. Виды относительных величин.

  17. Относительная величина интенсивности и ее характеристика.

  18. Относительная величина уровня экономического развития и ее характеристика.

  19. Понятие и значение среднего показателя.

  20. Цели определения средних величин.

  21. Условия исчисления достоверной средней величины.

  22. Виды рядов распределения.

  23. Виды средних величин.

  24. Средняя арифметическая и порядок ее исчисления.

  25. Исчисление средней из интервального ряда.

  26. Исчисление средней арифметической из вариационного ряда.

  27. Исчисление средней хронологической величины.

  28. Понятие и исчисление средней гармонической (простой и взвешенной).

  29. Средняя геометрическая и порядок ее исчисления.

  30. Понятие и правила исчисления моды и медианы.

  31. Показатели вариации

  32. Сущность и значение рядов динамики.

  33. Виды динамических рядов.

  34. Показатели рядов динамики и порядок их построения.

  35. Понятие экономических индексов и их значение.

  36. Классификация экономических индексов.

  37. Индивидуальные индексы и порядок их исчисления.

  38. Групповые индексы и порядок их исчисления.

  39. Взаимосвязь экономических индексов.

  40. Цепные и базисные индексы. Правила их исчисления.

  41. Индивидуальный и групповой индекс физического объема реализации, его значение и порядок исчисления.

  42. Индекс цен (индекс Пааше) и порядок его исчисления.

  43. Значение и порядок исчисления индекса стоимости (товарооборота).




    1. Пакет экзаменатора


Теоретические задания


1.Предмет и методы статистики.

2.Понятие статистической совокупности.

3.Основные этапы статистического исследования.

4.Задачи статистики на современном этапе.

5.Госкомстат как высший федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство российской статистикой.

6.Структура государственной статистики.

7. Принципы организации статистической работы в Российской Федерации. Тенденции развития статистического учета.

8. Понятие и цели статистического наблюдения.

9. Формы статистического наблюдения.

10. Отчетность как форма статистического наблюдения.

11. Виды статистического наблюдения.

12. Способы получения информации при статистическом наблюдении.

13. Виды статистического наблюдения по учету фактора времени.

14. Понятие и задачи статистической сводки.

15. Этапы проведения статистической сводки.

16. Группировка, ее задачи и виды.

17. Статистические таблицы и порядок их построения.

18. Статистические графики, их задачи и виды.

19. Понятие и значение относительных величин

20. Виды абсолютных величин.

21. Понятие и значение относительных величин планового задания и выполнения плана.

22. Виды относительных величин.

23. Относительная величина интенсивности и ее характеристика.

24. Относительная величина уровня экономического развития и ее характеристика.

25. Понятие и значение среднего показателя.

26. Цели определения средних величин.

27. Условия исчисления достоверной средней величины.

28. Виды рядов распределения.

29. Виды средних величин.

30. Средняя арифметическая и порядок ее исчисления.

31. Исчисление средней из интервального ряда.

32. Исчисление средней арифметической из вариационного ряда.

33. Исчисление средней хронологической величины.

34. Понятие и исчисление средней гармонической (простой и взвешенной).

35. Средняя геометрическая и порядок ее исчисления.

36. Понятие и правила исчисления моды и медианы.

37. Показатели вариации

38. Сущность и значение рядов динамики.

39. Виды динамических рядов.

40. Показатели рядов динамики и порядок их построения.

41. Понятие экономических индексов и их значение.

42. Классификация экономических индексов.

43. Индивидуальные индексы и порядок их исчисления.

44. Групповые индексы и порядок их исчисления.

45. Взаимосвязь экономических индексов.

46. Цепные и базисные индексы. Правила их исчисления.

47. Индивидуальный и групповой индекс физического объема реализации, его значение и порядок исчисления.

48. Индекс цен (индекс Пааше) и порядок его исчисления.

49. Значение и порядок исчисления индекса стоимости (товарооборота).


Практические задания


Задание (практическое) №1

Используя необходимую технику и методику, выполнить расчеты абсолютных и относительных величин. Осуществить комплексный анализ конкретного социально-экономического явления и сформулировать вывод.


Вариант 1.

Имеются данные о плановой и фактической себестоимости 1 кв.м жилья в новостройках за базисный и отчетный период. Определите все возможные абсолютные и относительные показатели.

Классификация квартир

Себестоимость 1 кв.м жилья в базисном периоде, руб.

Себестоимость 1 кв.м жилья в отчетном периоде по плану, руб.

План

Факт

Жилье эконом-класса

19000

21200

22000

Элитное жилье

32600

34000

36000




Задание (практическое) №2.

Используя необходимую технику и методику, выполнить расчеты средних величин. Осуществить комплексный анализ конкретного социально-экономического явления и сформулировать вывод.



Вариант 1.

При выборочном наблюдении 10% квартир по методу бесповторного отбора получены следующие данные о площади прихожей в новостройках:

Площадь прихожей, м2

Число квартир

До 13

4

13-15

18

15-17

50

17-19

22

19 и выше

6

Итого

100



На основании данных определите:

1.Среднюю площадь помещения.

2.Дисперсию и среднее квадратическое отклонение.

3.Коэффициент вариации.

Вариант 2.


Распределение рабочих предприятия по тарифному разряду имеет следующий вид:

Тарифный разряд

Число рабочих, чел.

1

2

2

3

3

26

4

74

5

18

6

4


Определите средний уровень квалификации рабочих организации, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.




Задание (практическое) №3

Используя необходимую технику и методику, провести расчет показателей динамического ряда. Осуществить комплексный анализ конкретного социально-экономического явления и сформулировать вывод.


Вариант 1.

Изменение цен на рынке жилой недвижимости представлено в таблице. Проанализируйте динамический ряд. Рассчитайте цепные показатели динамики( абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютную величину 1% прироста).

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Перв. рынок
(руб. за 1 кв. м)

23 910

25700

25980

26100

Вариант 2.

Изменение цен на рынке жилой недвижимости представлено в таблице. Проанализируйте динамический ряд. Рассчитайте базисные показатели динамики( абсолютный прирост, темп роста, темп прироста).

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Втор. рынок
(руб. за 1 кв. м)

19700

19990

20600

21300



Задание (практическое) №4

Используя необходимую технику и методику, провести расчет экономических индексов. Осуществить комплексный анализ конкретного социально-экономического явления и сформулировать вывод.

Вариант 1.

По оценкам специалистов компании «Рутерра» стоимость вторичного жилья в Сочи в ноябре - декабре 2011 г. составила (в рублях):

Тип недвижимости

Средняя стоимость 
в ноябре 2011 г., руб./кв.м

Средняя стоимость 
в декабре 2011 г., руб./кв.м

Объем продаж в ноябре

Объем продаж в декабре

1-комн. квартиры

78 229

79 435

31

28

2-комн. квартиры

80 081

79 975

42

37

3-комн. квартиры

79 141

79 491

24

21

Определите индивидуальные и сводные индексы физического объема реализации, цен и стоимости. Сделайте вывод.

Вариант 2.

Цены на жилье в отчетном периоде возросли на 12,3%. Объем продаж снижен на 6,7%. Как изменилась стоимость жилья? Сформулируйте основной вывод.


Результаты освоения

(объекты оценивания)


Основные показатели оценки результата и их критерии

Умение собирать и регистрировать статистическую информацию

Проведение сбора и регистрации статистической информации в соответствии с предъявляемыми требованиями Госкомстата РФ

Умение проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения


Построение различных видов сводки и группировки статистических данных, статистических таблиц, в соответствии с принятой методикой

Знание предмета, методов и задач статистики;


Формулирование предмета и задач статистики Федерации в соответствии с ФЗ N 282

"Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации";

изложение существующих подходов к классификации методов статистики;

распознание метода статистики по его характеристике

Знание общих основ статистической науки


Описание системы государственной статистики в Российской Федерации Федерации в соответствии с ФЗ N 282 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Формулирование понятия статистической совокупности,

Приведение примеров статистических совокупностей,

Описание основных этапов статистического исследования.

Формулирование понятия и целей статистического наблюдения, его форм и видов.

Формулирование понятия и задач статистической сводки и группировки, их видов.

Знание принципов организации государственной статистики


Описание системы и структуры государственной статистики в Российской Федерации в соответствии с ФЗ N 282

"Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Формулирование задач и принципов организации государственного статистического учета в соответствии с ФЗ N 282 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

Знание современных тенденций развития статистического учета

Формулирование тенденций развития статистического учета


Знание основных способов сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации, в том числе точности статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества инфор­мации

Изложение форм, видов, способов сбора и анализа статистической информации в соответствии с принятой методикой и Положением Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета

Формулирование способов наглядного представления статистических данных(правила построения таблиц и графиков)


Знание основных форм и видов действующей статистической отчетности. В том числе видов статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. задач и видов статистической сводки. понятия и структуры программы статистической сводки. Результаты сводки




Описание основных видов действующей статистической отчетности как формы статистического наблюдения в соответствии с Положением Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета

Осуществление классификации статистического наблюдения в соответствии с принятой методикой. Описание методики проведения сводки.

Знание техники расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления, в том числе

Изложение основных правил техники расчетов абсолютных и относительных величин в соответствии с принятой методикой.

Изложение основных правил техники расчетов различных видов средних величин и показателей вариации в соответствии с принятой методикой.

Изложение основных правил техники обработки динамических рядов в соответствии с принятой методикой.

Изложение основных правил техники расчета экономических индексов в соответствии с принятой методикой.

Умение выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы





Умение осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники.



Знание техники расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления, в том числе

механизма построения рядов распределений. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма. Абсолютных и относительных величин,

Сферы примениния и методики расчета средней арифмефтической, средней хронологической, средней гармонической. Методы анализа рядов динамики цепным и базисным способом.

Индекс, их классификация по степени охвата явле­ния, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Методику их расчета. Агрегатный индекс физического объема товарооборота. Агрегатный индекс цен. Агрегатный индекс стоимости.

Методику расчета индексов в среднеарифметической и среднегармонической форме: физического объема товарооборота, индекса цен, индекса стоимости


Проведение быстрых и правильных расчетов абсолютных и относительных величин в соответствии с принятой методикой и формулирование аналитических выводов на основе этих расчетов.


Проведение комплексного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов с помощью расчета различных видов относительных величин




Проведение быстрых и правильных расчетов средних величин, показателей вариации, ошибки выборки в соответствии с принятой методикой и формулирование аналитических выводов на основе этих расчетов.


Проведение комплексного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов в том числе с помощью расчета различных видов средних величин и показателей вариации



Проведение обработки динамических рядов цепным и базисным способом, формулирование аналитических выводов о развитии социально-экономических явлений и процессов.


Проведение комплексного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов с помощью динамики показателей.




Проведение расчета различных видов индексов в соответствии с принятой методикой , формулирование аналитических выводов о развитии социально-экономических явлений и процессов.


Проведение комплексного анализа изучаемых социально-экономических явлений и процессов в том числе с помощью индексов.





Условия выполнения заданий:  

Время выполнения задания: 30 мин.

Оборудование: бумага, ручка, калькулятор, ПК (при необходимости).


Критерии оценок:

«отлично» - получены полны и правильные ответы на три задания.

«хорошо» - допущены ошибки при раскрытии одного из заданий

«удовлетворительно» -

1) отсутствует ответ на один теоретический вопрос,

2) на два теоретических вопроса даны неполные ответы, присутствуют грубые ошибки, свидетельствующие о незнании общепринятых статистических методик, один вопрос раскрыт верно.

«неудовлетворительно» - отсутствуют ответы на все три задания.


РЕЦЕНЗИЯ

на комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, выполненный преподавателем ГБПОУ КК АЮТ Абалтусовой Л.А.



Комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.05 Земельно-имущественные отношения и рабочей программы учебной дисциплины ОП.03 Статистика (утв. директором Савиновым А.Н. 30.08.2014 г.).

Чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда необходимо владеть современным статистическим инструментарием анализа экономической и социальной информации.

Комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, позволяет проверить сформированность у обучающихся знания и умения:

  • умение собирать и регистрировать статистическую информацию;

  • умение проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

  • знание предмета, методов и задач статистики;

  • знание общих основ статистической науки;

  • знание принципов организации государственной статистики;

  • знание современных тенденций развития статистического учета;

  • знание основных способов сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

  • знание основных форм и видов действующей статистической отчетности;

  • знание техники расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления;

  • умение выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

  • умение осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники.

Структура комплекта оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, включает в себя:

1.Паспорт комплекта оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, содержащий область применения комплекта оценочных средств и сводные данные об объектах оценивания основных показателей оценки, типов заданий, формах аттестации.

2. Комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, состоящий из задания для проведения текущего контроля, задания для проведения экзамена и пакета экзаменатора.

Язык и стиль изложения комплекта оценочных средств грамотный, научный. Терминология соответствует содержанию и характеру дисциплины.

Содержание комплекта оценочных средств соответствует в полной мере современному уровню развития науки, техники и производства.


Заключение:

Комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, может быть использован для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения. Рекомендуется для использования в других образовательных учреждениях среднего профессионального образования.



Рецензент:

Петросянц Р.М., кадастровый инженер.

______________

(личная подпись)

«___» ___________201__г. М.П.

РЕЦЕНЗИЯ

на комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения, выполненный преподавателем ГБПОУ КК АЮТ Абалтусовой Л.А.



Комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.05 Земельно-имущественные отношения и рабочей программы учебной дисциплины ОП.03 Статистика (утв. директором Савиновым А.Н. 30.08.2014 г.).

Чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда необходимо владеть современным статистическим инструментарием анализа экономической и социальной информации.

Комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, позволяет проверить сформированность у обучающихся знания и умения:

  • умение собирать и регистрировать статистическую информацию;

  • умение проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

  • знание предмета, методов и задач статистики;

  • знание общих основ статистической науки;

  • знание принципов организации государственной статистики;

  • знание современных тенденций развития статистического учета;

  • знание основных способов сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

  • знание основных форм и видов действующей статистической отчетности;

  • знание техники расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления;

  • умение выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

  • умение осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники.

Структура комплекта оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, включает в себя:

1.Паспорт комплекта оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, содержащий область применения комплекта оценочных средств и сводные данные об объектах оценивания основных показателей оценки, типов заданий, формах аттестации.

2. Комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, состоящий из задания для проведения текущего контроля, задания для проведения экзамена и пакета экзаменатора.

Язык и стиль изложения комплекта оценочных средств грамотный, научный. Терминология соответствует содержанию и характеру дисциплины.

Содержание комплекта оценочных средств соответствует в полной мере современному уровню развития науки, техники и производства.


Заключение:

Комплект оценочных средств для проведения экзамена по дисциплине ОП.03 Статистика, может быть использован для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения. Рекомендуется для использования в других образовательных учреждениях среднего профессионального образования.



Рецензент:

Мелешко О.В., преподаватель

ГБПОУ КК «Армавирский

юридический техникум»

(личная подпись)

«___» ___________201__г. М.П.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!