СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс заданий по математике с использованием фольклора.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы, а также опираясь на результаты диагностики нами был разработан комплекс заданий по математике с использованием фольклора.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс заданий по математике с использованием фольклора.»

Комплекс заданий по математики с использованием фольклора.

На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы, а также опираясь на результаты диагностики нами были разработан комплекс заданий с использованием фольклора, который мы разбили на следующие блоки:

I блок - загадки. (Цель – способствовать активизации познания окружающего мира, формирование навыков логического мышления, развитие наблюдательности, сообразительности.)

1. При изучении нумерации.

2. При изучении геометрического материала.

3. При формировании умения решать примеры

4. При изучении величин.

5. Математические инструменты или что нам пригодится на уроках математики.

II блок. Пословицы и поговорки (рациональное применение пословиц и поговорок развивает творческое воображении, концентрирует и увеличивает объем внимания, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся с разным уровней способностей.

1При изучении величин.

2При изучении нумерации.

III блок. Скороговорки и считалки. (развитие артикуляционного речевого аппарата.)

1При изучении нумерации.

2Устный счет.

3При изучении математических понятий.

IV блок. Cказка (цель – решение нестандартных заданий, формирование интереса к предмету, увеличение мышления, логических, творческих способностей).

1Задачи со сказочным сюжетом.

2Уроки в форме сказки.

I.Загадки – любимая детьми форма устного народного творчества и поэтому она наиболее часто используется в начальной школе. В любой загадке заложен смысл о том или ином существенном признаке или характерной особенности загадываемого объекта. Благодаря этому смыслу становится возможной реализация обучающей, воспитывающей и развивающей функции. Загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т. д.).

  1. При изучении нумерации.

а) Однозначные числа.

Вот на нашей строчке

Встали в строй сыночки.

Их, дружок могу назвать;

2 и 3, 4, 5.

Что же за сыночки

Выстроились в строчке?

(Цифры)

Как вязальный он крючок,

Как обломанный сучок.

Носик тонкий, словно спица

А зовется - … (единица)


У кого днем один глаз,

А ночью много?

( У неба)


В школе есть такая птица

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь домой.

(Двойка)

Черненькая, хвостатенькая

Не лает, не кусает.

А из класса в класс не пускает.

(Двойка)

Три брата – один впереди,

Два позади бегут

И догнать одного не могут.

(Велосипед трехколесный)

Делал Егорка

С мамой уборку

Опрокинул стул в квартире

Стал похож он на…(четыре)


Отгадайте - ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на 3 больше станет… (шесть)

Два соболя лежат

Хвостами друг к другу.

(Брови)

Пять амбарушек

Одни ворота.

(Перчатка)


б) Двузначные числа

Тридцать три родных сестрицы –

Писанные красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

(Буквы)

Я сильней десяти коней

Где в полях пройдут весной,

Летом станет хлеб стеной.

( Трактор)

Тридцать два молотят

Один поворачивает.

(Язык и зубы)

в) Многозначные числа.

Золотист он усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колос)

Семьсот поросят

На колышке висят.

(Связка луковиц)

Выходило 12 молодцов,

Выносили 52 сокола,

Выпускали 365 лебедей.

(Месяцы, недели, дни)

Не живой я, но шагаю,

Землю рыть я помогаю.

Вместо тысячи лопат.

Я один работать рад.

(Экскаватор)

  1. При изучении геометрического материала.

Для закрепления, конкретизации знаний о геометрических формах и фигурах можно предложить загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины. ( В.И.Шаталова).

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой друзья?

Назовите вы меня.

(Круг)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Всем его представить рад

Как зовут его?

(Квадрат)

Хоть углы мои прямые,

Я, ребята, не квадрат,

Если вы меня узнали,

Буду очень – очень рад.

(Прямоугольник)

Три угла, три стороны

Разной могут быть длины.

И на горку я похож,

Как меня ты назовешь?

(Треугольник)

  1. При формировании умения решать примеры.

На материале загадок можно формировать умение заменять число двумя слагаемыми в случаях, когда:

а) одно слагаемое известно

б) неизвестны оба слагаемые; находить дополнение числа до 10; увеличивать (уменьшать) числа на несколько единиц; закреплять приемы сложения и вычитания для случаев:

а+1 а-1 а+2 а-2

а+3 а-3 а+4 а-4

прием перестановки слагаемых; прием вычитания на основе соответствующего примера на сложение (О.И.Пенькова).

Например: для того, чтобы отгадать загадку, необходимо решить заданные примеры и записать ответы, затем соотнести каждый ответ с буквой алфавита в таблице и вписать ее в клетку рядом.

В результате в крайнем правом столбце получается слово – отгадка, например:

1)Что за звездочка такая на пальто и на платке? Вся сквозная, вырезная, а возьмешь – вода в руке. (Снежинка).


6-1=













3-1=













5-1=













7-1=





3

5

8

6

7

2

1

4

2-1=





к

с

н

ж

а

н

и

е

9-1=













4-1=













8-1=














2) Стоит в поле теремок, угадай, кто в нем живет? (Барсук)

5+3=












8-3=













8-5=




4

3

6

5

2

8



6-4=





у

р

к

ф

с

б



6-2=













4+2=














3)Среди песков, среди бархан идет в пустыне караван. Устал, отстал один верблюд, узнайте как его зовут? (Степка)


8

*













*

3













7

*













*

5













9

*













*

4














Интересен и процесс отгадывания загадки. Он осуществляется таким образом: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время чем – то близкие предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по – новому, в ином сочетании и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.

  1. При изучении величин.

Поутру с сажень, в полдень – падень, а к вечеру через поле хватает.

(Тень).

Выходило 12 молодцов,

Выносили 52 сокола,

Выпускали 365 лебедей.

(Месяцы, недели, дни)

Длиной в версту,да поперек,

Великан врастяжку лег.

Через реку по спине

Он ходить позволил мне.

(Мост)

5 Математические инструменты или что нам пригодится на уроке математики?

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

(Циркуль)

В ранце моем учебников много.

Про них загадать я загадку готова

«Азбука» всех нас научит читать

А этот учебник - задачи решать.

(Математика)

Цифры стали по порядку,

Запишу я их в… (тетрадку)

Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю их рисовать.

(Карандаш)

Вдруг прямою станет змейка,

Если есть в руках… (линейка).

II Пословицы и поговорки.

1 При изучении величин.

1.Меры длины.

а) ростом в косую сажень

б) 5 верст до небес и все лесом

в) за 7 верст киселя хлебать

г) каждый купец на свой аршин

д) семи пядей во лбу мерит

е) от горшка 2 вершка, а уже указчик.

2.Меры объема, массы, веса.

а) Мал золотник, да дорог

б) Слава приходит золотникам, а уходит рублями

в) Худое валит пудами, а хорошее золотником.

3. Меры денежного обращения.

Добрая слава рубля дороже

Не было ни грамма, да вдруг алтин

Хорош пригож, а дело ни на грамм

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

II При изучении нумерации

-Одна весна на родине лучше, чем 100 весен на чужбине.

- Делу время, а потехе час. (Собственноручная приписка царя Алексея Михайловича (1629-1676) к сборнику правил соколиной охоты, излюбленной потехи того времени. Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который развлекаясь, забывает о деле.

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

- 7 раз отмерь, 1 раз отрежь.

- Один в поле не воин.

- Одна голова хорошо, а 2 лучше.

- Ум хорошо, а 2 лучше. (Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за ответом к кому – нибудь, когда решают дело вместе).

III Например, на обобщающем уроке математики во II классе по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» учащиеся работают в трех группах и выполняют задания на перфокартах.

Задания для I группы (с высоким уровнем обучаемости):

1.Вставь пропущенные числа.

2.Используя полученные числа, составь пословицу.

3.Выбери из данных ниже пословиц ту, которая раскрывает смысл составленной тобой пословицы. Напиши соответствующую цифру на перфокарте.

Для оформления работы у учащихся лист бумаги, на котором записано:

1-В 4-ЛОБ 7-МОХ

2- ВЕЛИК 5-ГОЛОВЕ

3-ТО 6-ДА

Пословицы:

1.Посади свинью за стол, она ноги на стол.

2.В пустой бочке и шуму много.

3.В одно ухо влетает, а в другое вылетает.

Задание на перфокарте:

52-= =28 -27=26

+19=80 70 - =63

На листе бумаги учащиеся пишут числа: 24, 61, 53, 7.

Располагая их по порядку, составляют пословицу:

2 4 6 1 5 3 7

велик лоб да в голове то мох

К этой пословице учащиеся выбрали пословицу: В пустой бочке и шуму много.

Задания для II группы (с низким уровнем обучаемости):

1.Найди значения выражений.

2.Замени эти значения соответствующими словами и составь пословицу.

Задание на перфокартах:

20+7 30+5

29+27= 43+35=

30+7 30+8

60-37= 52-38=

Для оформления работы у учащихся лист бумаги с записью:

1-чужой 5-на

2- ум 6-свой

3-надейся 7- а

4-держись 8-за

На листе бумаги учащиеся пишут числа и составляют пословицу:

5 6 2 3 7 8 1 4

На свой ум надейся, а за чужой держись

По окончании работы учащиеся каждой группы читают по три пословицы, а затем в беседе проводится работа над смысловой стороной пословиц.

II Скороговорки и считалки.

Используя скороговорки в учебном процессе можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, ударения. Веселая и легкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорки.

I При изучении нумерации

При знакомстве детей с числами и цифрами можно предложить следующие скороговорки;

- Возле грядки - две лопатки,

Возле кадки – два ведра.

- Два щенка, щека к щеке

Щипают щетку в уголке.

- В семеро саней Семенов с усами уселись в сени сами.

- У Феофана Митрофанича 3 сына Феофаныча.

- Шли 40 мышей, несли 40 грошей

Две мыши поплоше несли по 2 гроши.

- Во дворе 4 Сашки на траве играли в шашки.

- Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

- Шли 3 попа, 3 Прокопья попа, 3 Прокопьевича говорили

Про попа, про Прокопья, про Прокопьевича.

- 40 корон

Для своих сорочат

40 сорочек

Не скорясь, строчат.

40 сорочек

Прострочены в срок-

Сразу поссорились,

Сразу поссорились

Сразу поссорились

40 сорок.

- В один, Клин, клин колоти.

Мы предлагаем использовать считалки с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

Например:

1)Один, два, три-

Ваня, не шути!

Один, два, три, четыре, пять-

Ваня, не шути опять!

Один, два, три, четыре, пять

Шесть, семь, восемь-

Ваня, не шути, мы просим!

2) 1, 2, 3, 4, 5

6, 7, 8,

9, 10.

Выплыл ясный месяц.

3) 9, 8, 7, 6,

5, 4, 3, 2, 1.

В прятки мы играть хотим

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

4)Котята.

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята-

Их по счету ровно 5ю

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

1, 2, 3, 4, 5.

1- котенок, самый белый.

2- котенок, самый смелый

3- котенок, самый умный.

А 4- самый шумный

5 похож на 3 и 2-

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке

Хороши у нас котята-

1, 2, 3, 4, 5!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

2. Устный счет.

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят

Эта долька – для бобра

А для волка – ко – жу – ра!

Он сердит на нас. Беда!

Разбегайтесь кто куда.

(Считая, дети загибают пальчики, а потом отвечают на вопрос: «На сколько долек разделили апельсин?».

Ты – хомяк, а ты – хорек.

Ты – зайчишка, прыг да скок

Ты – лисица. Ты курица

Ты – бобриха – мастерица.

Ты – охотник…

Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!

(Сколько зверей вы насчитали? – Шесть)

Раз пошли ребята к речке,

2 весла несли в руках.

Им навстречу – 3 овечки

И 4 индюка

Испугались, разбежались,

Весла бросили в кусты,

А найти их должен ты.

(Сколько всего было животных? – 7)

3.При изучении математических понятий

- Четверть четверика гороха, без червоточинки.

- Пара птиц порхала, порхала,

Да и выпорхнула.

- В четверть четверного числа

В четыре с четвертью часа

4 черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Чертили чрезвычайно чисто.

- Полчетверта четверика гороху, без четвоточинки.

- Поравну – равну всем поровно.

III Сказка.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы, учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и т.п.), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

  1. Задачи со сказочным сюжетом.

- Вини – Пуху подарили на день рождения бочонок с медом. Мед вместе с бочонком имел массу 7 кг. Когда Вини – Пух съел половину меда, то оставшийся мед вместе с бочонком стал иметь массу 4 кг. Сколько кг меда было в бочонке первоначально?

Решение:

  1. 7-4=3 (кг) – меда съел Вини – Пух

  2. 3*2= 6 (кг) – меда было первоначально.

Ответ: 6 кг.

- Пять лет назад сестрице Аленушке и братцу Иванушке вместе было 8 лет. Сколько лет будет им будет вместе через пять лет?

Решение:

5+5=10 лет – на столько станет старше каждый из них.

10+10=20 лет – на столько они будут старше вместе.

8+20=28 лет столько им будет вместе через 5 лет.

Ответ: 28 лет им будет вместе через 5 лет.

- Из Простоквашино в город на велосипеде выехал почтальон Печкин со скоростью 12 км/час. В то же время навстречу ему из города в Простоквашино вышел Дядя Федор со скоростью 6 км/час. Расстояние от Простоквашино до города 9 км. Какое расстояние будет между ними через полчаса.

Решение:

  1. 12:2=6 (км) – проехал почтальон Печкин за полчаса;

  2. 6:2=3 (км) – прошел Дядя Федор за полчаса;

  3. 6+3=9 (км) – пройдут вместе;

  4. 9-9=0 (км)

Ответ: Через полчаса почтальон Печкин и Дядя Федор встретятся и между ними будет 0 км.

Учащиеся должны не только решать готовые задачи, но и уметь составлять их. Эту работу следует вести в течение всего периода изучения математики. Сначала учащиеся ставят вопрос к данной задаче.

Например:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешан,

В печку сажен.

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел

От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.

Работая над данным текстом, ученик может составить следующие вопросы и задания: «Сколько зверей встретил колобок? Помогите колобку посчитать, сколько раз он смог уйти».

Затем можно предложить учащимся задачу с недостающими данными.

Например:

«Жили - были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Пошел старик к морю ловить рыбу. Раз закинул свой невод, пришел невод с тиною морскою. Еще раз старик закинул свой невод, пришел невод с … рыбками морскими. И последний раз закинул он невод. Пришел невод, а там еще 4 морские рыбки.

- Сколько всего морских рыбок поймал старик?

- Сколько раз старик закинул свой невод?

После такой подготовки учащиеся могут составлять задачи на заданную тему или, используя текст заданной сказки.

2 Урок – сказка.

На уроке – сказке изучение нового материала по математике и закрепление раннее изученного облечена в форму сказочного повествования. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. На таких уроках есть прекрасная возможность для осуществления межпредметных связей, для реализации воспитательных целей, расширения кругозора учащихся. В начале урока детей необходимо ввести в мир сказки. Для этого можно прочитать сказку с детьми до урока, оформить выставку рисунков, а на занятии воспроизвести отрывки или посмотреть фрагменты диафильмов.

Например, после чтения сказки «Дюймовочка» дети помогают распустится «волшебному» цветку. Для этого, решив примеры, отогнуть каждый лепесток.

На цветке появляется Дюймовочка. Дети должны начертить отрезок 2 см 5 мм, чтобы узнать рост девочки. Чтобы спасти ее от страшных жаб, учащиеся должны определить закономерность расположения геометрических фигур и продолжить мостик.

Решая текстовую задачу дети узнают, сколько зерна требуется мышке на зиму. А чтобы провести Дюймовочку по лабиринту крота, необходимо решить круговые примеры. Далее, выполняя задание с математическим содержанием, дети помогают Дюймовочке добраться до страны эльфов.

Для того, чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, пригласите детей в сказку. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивать формирование основы знаний.

Таким образом, предлагая некоторые задания с использованием фольклора на уроках математики или внеклассных занятиях, мы не только формируем у школьников интерес к учению, но и побуждаем к самостоятельным мыслительным действиям, проявлению творчества при решении задач.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!