СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная экскурсия «Изучение природного комплекса поймы реки Абакан».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная экскурсия может проводиться как на уроках, таки во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная экскурсия «Изучение природного комплекса поймы реки Абакан».»

Комплексная экскурсия «Изучение природного комплекса поймы реки Абакан».

Для оптимизации времени для проведения таких практик, используем интегрированные уроки географии и биологии.

Цели экскурсии:
Образовательные
– сформировать представление о природном комплексе поймы реки Абакан; составить комплексную характеристику изучаемой территории реки; научить исследовать реку и делать выводы об экологическом состоянии речной системы.
Развивающие – развивать умение ориентироваться на местности с использованием компаса и местных признаков; продолжить формировать умение выполнять практические задания, обобщать результаты, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за свою малую Родину.

Методы: полевой метод, визуальное наблюдение, сравнительно-географический, геофизический, метод моделирования, математический, картографический, географического прогнозирования, съемка местности.

Подготовительный этап:

  1. Выбор места исследования (пойма реки Абакан)

  2. Инструктаж по технике безопасности

  3. Организационные моменты, так как предусматривается выход за пределы школы

  4. Распределение детей по группам

Ход экскурсии

Обучающиеся разбиваются на группы по 4-5 человек, каждая группа получает свое задание, инструктивные карты для их выполнения, объекты для работы.

Задания для учащихся:

  1. Определить географическое положение. Составить план местности. Съемка местности.

  2. Изучение климатических показателей с использованием приборов.

  3. Составление характеристики реки по плану

  4. Изучение растительного покрова

  5. Изучение почвы

  6. Определение антропогенного влияния на природный комплекс реки Абакан.

Группы готовят отчеты в виде презентаций для итогового занятия.

Инструктивная карточка № 1
«Составление плана участка местности, описание физико-географического положения».

Оборудование: планшет, компас, карандаш, линейка, ластик.

  1. Запишите дату исследования (число, месяц, год)

  2. Административное положение: Республика, район, окрестности населенного пункта.

  3. Географическое положение района.

  4. Определить основные стороны горизонта и направления на отдельно стоящие объекты.

  5. Измерить расстояние до отдельно стоящих объектов в парах шагов.

  6. Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе 1:1 000

  7. Определить азимут движения к изучаемому объекту и обратно.
    Полученные результаты занести в таблицу.
    Таблица «Съемка местности»

Наблюдаемый объект

Расположение объекта по отношению к месту наблюдения (направление)

Азимут движения к объекту

Расстояние до объекта (в метрах)

Дерево




Река













Инструктивная карточка № 2
«Изучение климатических условий местности»

Оборудование: термометр, барометр, флюгер, компас.

  1. Вспомните народные приметы, предсказывающие погоду.

  2. Используя основные приемы наблюдения за погодой, определите с помощью приборов:
    а) температуру воздуха (термометр)
    б) атмосферное давление (барометр)
    в) направление ветра (флюгер и компас)
    г) облачность (ясно, пасмурно, переменная облачность)
    д) осадки
    Полученные результаты занесите в таблицу.
    Таблица «Характеристика погоды»

Время наблюдения

Температура воздуха

Атм. давление

Ветер

Облачность

Осадки








  1. Сделайте выводы о существующей зависимости между климатическими условиями и характером растительного мира на изучаемой территории.

Инструктивная карточка № 3
«Изучение реки Абакан»
Оборудование: планшет, карандаш, рулетка, компас, бутылка с пробкой.
Общая характеристика реки Чернушки.
а) определить, в какой стороне относительно изучаемого участка находится река. (компас)
б) изобразить на чертеже речную систему с помощью условных знаков.
в) указать на каких формах рельефа расположен водоем.
2. Изучение реки Чернушки:
а) происхождение названия.
б) направление течения реки с помощью компаса и природных ориентиров.
в) по карте Хакасии установите исток и устье реки.
г) определите характер и извилистость русла, размыв берегов, отложений и образование отмелей. Сделать вывод о зависимости направления и характера течения реки от рельефа
д) определите физические свойства речной воды (температура, цвет, запах, мутность).
е) определите особенности прибрежной растительности и влияние водного характера питания на рост, и развитие растительных сообществ.
ж) определить скорость течения воды в реке*.
з) определить степень использования воды реки местными жителями.

*Определение скорости течения реки

Скорость течения реки вычисляется по формуле: v = s:t

S- путь

t- время прохождения пути

Инструктивная карточка № 4
«Описание ярусов растительности на учебной площадке».
Разные виды растений в сообществе имеют разную высоту и поэтому располагаются ярусами.
А) Определите, сколько ярусов в лесу. Составьте список доминирующих видов по каждому ярусу изученного растительного сообщества, результаты занесите в таблицу.
Б) Составьте схему ярусов.
Таблица №1 «Описание ярусов растительности».

Древостой

Кустарники

Травостой

Мхи,
лишайники

Примечание







Инструктивная карточка № 5

«Определение состава почв на данном участке»

  1. Определите механический состав почвы*.

  2. Сделайте вывод о структуре почвы и возможности ее использования в земледелии.

*Для определения механического состава почвы надо взять комо­чек увлажненной почвы, скатать его в ладонях в колбаску и соеди­нить концы. Если получилось кольцо — почва у вас глинистая, если в кольце образовались разломы — почва суглинистая, если кольцо         рассыпалось на части — супесчаная, а вот если колбаска не скатывается – песчаная. Для земледелия подходят только средние и лёгкие суглинки.


Инструктивная карточка №6

«Определение антропогенного влияния на природный комплекс реки Абакан»

  1. Как используется человеком;

  2. На сколько правильно, бережно относится человек к природному комплексу;

  3. Что надо сделать, чтобы улучшить природные условия и сохранить природный комплекс реки Абакан.

Итоговый урок по экскурсии проходит в виде презентаций, каждая группа представляет отчет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!