Комплексная экскурсия «Изучение природного комплекса поймы реки Абакан».
Для оптимизации времени для проведения таких практик, используем интегрированные уроки географии и биологии.
Цели экскурсии:
Образовательные – сформировать представление о природном комплексе поймы реки Абакан; составить комплексную характеристику изучаемой территории реки; научить исследовать реку и делать выводы об экологическом состоянии речной системы.
Развивающие – развивать умение ориентироваться на местности с использованием компаса и местных признаков; продолжить формировать умение выполнять практические задания, обобщать результаты, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за свою малую Родину.
Методы: полевой метод, визуальное наблюдение, сравнительно-географический, геофизический, метод моделирования, математический, картографический, географического прогнозирования, съемка местности.
Подготовительный этап:
Выбор места исследования (пойма реки Абакан)
Инструктаж по технике безопасности
Организационные моменты, так как предусматривается выход за пределы школы
Распределение детей по группам
Ход экскурсии
Обучающиеся разбиваются на группы по 4-5 человек, каждая группа получает свое задание, инструктивные карты для их выполнения, объекты для работы.
Задания для учащихся:
Определить географическое положение. Составить план местности. Съемка местности.
Изучение климатических показателей с использованием приборов.
Составление характеристики реки по плану
Изучение растительного покрова
Изучение почвы
Определение антропогенного влияния на природный комплекс реки Абакан.
Группы готовят отчеты в виде презентаций для итогового занятия.
Инструктивная карточка № 1
«Составление плана участка местности, описание физико-географического положения».
Оборудование: планшет, компас, карандаш, линейка, ластик.
Запишите дату исследования (число, месяц, год)
Административное положение: Республика, район, окрестности населенного пункта.
Географическое положение района.
Определить основные стороны горизонта и направления на отдельно стоящие объекты.
Измерить расстояние до отдельно стоящих объектов в парах шагов.
Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе 1:1 000
Определить азимут движения к изучаемому объекту и обратно.
Полученные результаты занести в таблицу.
Таблица «Съемка местности»
Наблюдаемый объект | Расположение объекта по отношению к месту наблюдения (направление) | Азимут движения к объекту | Расстояние до объекта (в метрах) |
Дерево | | | |
Река | | | |
| | | |
| | | |
Инструктивная карточка № 2
«Изучение климатических условий местности»
Оборудование: термометр, барометр, флюгер, компас.
Вспомните народные приметы, предсказывающие погоду.
Используя основные приемы наблюдения за погодой, определите с помощью приборов:
а) температуру воздуха (термометр)
б) атмосферное давление (барометр)
в) направление ветра (флюгер и компас)
г) облачность (ясно, пасмурно, переменная облачность)
д) осадки
Полученные результаты занесите в таблицу.
Таблица «Характеристика погоды»
Время наблюдения | Температура воздуха | Атм. давление | Ветер | Облачность | Осадки |
| | | | | |
Сделайте выводы о существующей зависимости между климатическими условиями и характером растительного мира на изучаемой территории.
Инструктивная карточка № 3
«Изучение реки Абакан»
Оборудование: планшет, карандаш, рулетка, компас, бутылка с пробкой.
Общая характеристика реки Чернушки.
а) определить, в какой стороне относительно изучаемого участка находится река. (компас)
б) изобразить на чертеже речную систему с помощью условных знаков.
в) указать на каких формах рельефа расположен водоем.
2. Изучение реки Чернушки:
а) происхождение названия.
б) направление течения реки с помощью компаса и природных ориентиров.
в) по карте Хакасии установите исток и устье реки.
г) определите характер и извилистость русла, размыв берегов, отложений и образование отмелей. Сделать вывод о зависимости направления и характера течения реки от рельефа
д) определите физические свойства речной воды (температура, цвет, запах, мутность).
е) определите особенности прибрежной растительности и влияние водного характера питания на рост, и развитие растительных сообществ.
ж) определить скорость течения воды в реке*.
з) определить степень использования воды реки местными жителями.
*Определение скорости течения реки
Скорость течения реки вычисляется по формуле: v = s:t
S- путь
t- время прохождения пути
Инструктивная карточка № 4
«Описание ярусов растительности на учебной площадке».
Разные виды растений в сообществе имеют разную высоту и поэтому располагаются ярусами.
А) Определите, сколько ярусов в лесу. Составьте список доминирующих видов по каждому ярусу изученного растительного сообщества, результаты занесите в таблицу.
Б) Составьте схему ярусов.
Таблица №1 «Описание ярусов растительности».
Древостой | Кустарники | Травостой | Мхи, лишайники | Примечание |
| | | | |
Инструктивная карточка № 5
«Определение состава почв на данном участке»
Определите механический состав почвы*.
Сделайте вывод о структуре почвы и возможности ее использования в земледелии.
*Для определения механического состава почвы надо взять комочек увлажненной почвы, скатать его в ладонях в колбаску и соединить концы. Если получилось кольцо — почва у вас глинистая, если в кольце образовались разломы — почва суглинистая, если кольцо рассыпалось на части — супесчаная, а вот если колбаска не скатывается – песчаная. Для земледелия подходят только средние и лёгкие суглинки.
Инструктивная карточка №6
«Определение антропогенного влияния на природный комплекс реки Абакан»
Как используется человеком;
На сколько правильно, бережно относится человек к природному комплексу;
Что надо сделать, чтобы улучшить природные условия и сохранить природный комплекс реки Абакан.
Итоговый урок по экскурсии проходит в виде презентаций, каждая группа представляет отчет.