СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обследование ребёнка с диагнозом ЗПР. Разработка примера обследование ребёнка ЗПР педагогом-психологом в помощь учителю начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика»

Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика



Обследование ребёнка с диагнозом ЗПР.

Люба  Ю., ученица II класса. Девочка родилась от первой беременности. Роды тяжелые, девочка была в течение месяца в условиях стационара.
     В детстве болела простудными заболеваниями, в настоящее время у Любы заболевание  почек. Физическое развитие ребенка  соответствует возрасту; зрение, слух - без видимых нарушений.
     Девочка дисциплинированная, к учебным предметам  относится серьезно, старательно. Учебный материал усваивает с трудом, с заданиями учителя справляется с помощью учителя или родителей. Любимые предметы Любы - чтение, изобразительное искусство. В свободное время предпочитает читать, рисовать.
     Внимание  устойчивое. Переключаемость внимания затруднена. Девочка не сразу переходит от одного вида упражнения к другому, ей требуется время. Объем внимания достаточный - 2-3 объекта. У девочки преобладает непроизвольное внимание.
     Люба  некоторые явления окружающей действительности воспринимает неполно, но знает меру времени, называет последовательность событий. Чувствует форму и величину предметов. Расположение предметов в пространстве определяет правильно. При наблюдении за предметами и явлениями видит и называет основные изменения.
     Представление девочки неполное, фрагментарное. Хорошо и быстро запоминает стихи, хуже рассказы, сказки. Узнает известное в новом материале. Точно воспроизводит занимательный, интересный материал, но часто не соблюдает последовательности.
     У девочки развита преимущественно  зрительная память, причем преобладает память механическая. Мыслительная деятельность ученицы достаточно активна, но суждения даются с трудом, причинно-следственные зависимости устанавливает слабо. Затруднений в выполнении сравнения нет. Сложнее дается анализ, синтез. Абстрактные понятия и явления не всегда доступны. Выводы делает с помощью учителя. Развито наглядно-Действенное мышление.
     Люба  хорошо понимает обращенную к ней  речь. При том что темп речи у нее нормальный, словарь развит недостаточно. Монологическая Речь связная, выразительная. Девочка умеет поддержать тему разговора, Отвечает на вопросы, сложнее для нее задать вопрос. Письменной речью владеет слабо, не всегда может выразить свои мысли, хотя предложения строит правильно. Грубых дефектов в речи нет.
     Девочка организованная. Легко подчиняется  требованиям одноклассников. К ученикам класса относится внимательно, дружелюбно, старается помочь. Авторитетом особым не пользуется, влиять на других не умеет. К работе относится добросовестно. В контакт вступает легко, но необщительная. Дружит только девочками.
     Люба  трудолюбива, может справиться с  работой без помощи взрослых. За своим внешним видом следит. Но она нерешительна, трудности переносит с трудом, внушаемая, склонна к аффективным вспышкам, может длительно переживать какое-либо событие. Самооценка занижена.
     В коррекционно-педагогической работе следует  опираться на такие черты характера  Любы, как доброжелательность, трудолюбие, исполнительность.
     Большое внимание следует уделить формированию адекватной самооценки ученицы, уверенности в себе.
     Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья. 


Методики и результаты обследования Любы Ю.


  1. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников


Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.

4

3

2

8

2

3

6

5

9

1

7

5

7

6

6

5

9

0

8

5

3

1

0

1

3

4

0

6

5

1

7

2

4

1

0

6

2

3

7

1

6

5

4

4

3

8

8

3

1

3

8

0

0

3

2

1

5

4

9

5

0

7

6

3

2

6

3

8

2

9

6

1

7

6

9

5

8

5

9

0

7

4

1

7

5

3

9

2

3

4

6

3

0

7

6

9

1

0

9

1



Оценка результатов:

Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием.




Результаты выполнения теста примерно таковы:



Возраст

9-10 лет

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Время

(сек.)

20

28

27

25

27

29

26

26

29

17

Количество

цифр

8

11

10

12

9

10

8

11

12

9


Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия.

Результаты обследования: Люба Ю.




Люба Ю.

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Время

(сек.)

29

30

27

29

30

32

28

25

29

20

Количество

цифр

5

8

6

7

9

10

7

9

8

7

Из приведённой таблицы видно, что девочка имеет средний уровень восприятия





















Диагностика внимания



  1. Корректурная проба

С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем переключение и распределения внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.


ж ф с я а б ц у и к е н г ш щ з х ф м о

ы в а и р о о л д ж з я ч м и т ь с т в

о б ю е а в ы р е н о л б ж д л о р у к

ц у к е н г ш щ з х ф ы в а п р о л д ж

я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в в ы

е а е ы ф я ч с м и т б ю ф ы в а к й ц

э л д ж э ц у к е н г ш щ н е к ц ф у к

и м с ч я а х о х р з х о щ н е к у ы в

ц к э д ж л о н с а в и ф ю в м б ю и м

е к у ц з щ ш г н е к у ц и м с ч ю т и

ф ы в а п р о л д ж з щ ш г н е к у н г

ж д л о р п ф ы в а п р о л д ж ю б и м

ф ы в к у ц е н г ш щ л о р п и т м с ч

р п а о л д и м с ч и т б л о д ш е н г

а п р о н е г к у в а п л д ж и т б м с

п а е к н г о л п д ж ш н г к у в м с и

э л д ш г н щ у к е н д о р г с и т п р

к у е н г ш л о р д ж в а п р н д и т в

в а п р н г о л д и т ж з х к у п р н е

с и т р н г ц е ы в с и м п р о н е г б

Инструкция: По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.

Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок (5 ошибок и менее).

Работоспособность учащихся можно определить по формуле:

Работоспособность = (количество строк)

количество ошибок

Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.

Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р» , на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч».

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:


Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных

Общее количество просмотренных строк


Результат


Люба Ю. показала следующие результаты:


Объём внимания – средний уровень

Концентрация внимания - низкий уровень

Работоспособность Просмотрено 8 строк, сделано 6 ошибок 8:6 =1,3 Это ниже среднего уровня.

Переключение внимания : 100х6:10 = 6 Это средний уровень переключения внимания











1. Методика "Определение типа памяти"

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а :10 количество правильно воспроизведенных слов.

 Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.





Обработка результатов:



 

№п/п


Вид памяти


Испытуемый

Слуховая

Зрительная

Моторно-

слуховая

Комбиниро-

ванная

Итог

1

Люба Ю

3(0,3)

2 (0,2)

4 (0,4)

3 (0,3)

Моторно-

слуховая


. У девочки выявлен низкий уровень всех типов восприятия информации, несколько выше моторно-слуховое. Необходимо разработать программу тренировочных упражнений для формирования каждого вида памяти.


Методика 1. Методика определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Э.Ф. Замбицявичене)

Тест состоит из 4-х субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

Методика проводится индивидуально, что дает возможность выяснить причины ошибок и ход рассуждений ребенка при помощи дополнительных вопросов. Задания и текст методики предъявляются ребенку на бланке, экспериментатор читает их вслух, ребенок (если умеет) про себя. За пробные задания оценки не ставятся.

Субтест 1.

Направлен на исследование способности к дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также изучение общей осведомленности испытуемого.

Инструкция для 1 субтеста:«Закончи предложение. Выбери из пяти слов в скобках одно, которым было бы правильно закончить начатое предложение».

После прочтения первого задания субтеста ребенка спрашивают:

«Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». Таким образом, выясняется понимание слова «всегда», что важно для выполнения других заданий того же субтеста.

После правильного ответа решение оценивается в 1 балл. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный – 0 баллов. При решении следующих проб субтеста уточняющие вопросы не задаются.

Пример:«Вода всегда… (холодная, прозрачная, жидкая, вкусная, светлая)

Субтест 1

1. У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях живет…(медведь, олень, пингвин, волк, верблюд)

3. В году…(24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)

4. Месяц зимы…(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В нашей стране не живет… (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына…(редко, всегда, часто, никогда, иногда)

7. Время суток… (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. У дерева всегда есть…(листья, цветы, плоды, корень, тень)

9. Время года…(август, осень, суббота, утро, каникулы)

10. Пассажирский транспорт… (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)



Субтест 2

Направлен на исследование операций обобщения и абстрагирования, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Инструкция 2 субтеста:«В каждой строчке написано пять слов, четыре из которых можно объединить в одну группу, а пятое к этой группе не относится, оно лишнее. Найди и исключи лишнее слово».

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше (субтест 1). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 8, 9, 10-й пробы дополнительные вопросы не задаются.

Пример:«Яблоко, лимон, апельсин, огурец, груша»

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.



Субтест 3.

Направлен на исследование сформированности логического действия «умозаключение по аналогии», способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

За правильный ответ – 1 балл, за ответ после второй попытки – 0,5 балла, при невыполненном задании – 0 баллов.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

Инструкция 3 субтеста:«В каждой строчке слева написана пара слов. Слова в паре находятся в определенной связи друг с другом (например: лес/дерево). Справа одно слово написано над чертой и пять – под чертой (например: библиотека/ сад, двор, книга, театр, город). Из пяти слов, написанных под чертой, выбери одно, которое подходило бы к слову над чертой так же, как подходят друг другу слова в первой паре».

Пример:


Лес


библиотека

Дерево


сад, двор, книга, театр, город


 

Направлен на исследование способности обобщать.

Инструкция 4 субтеста:«Эти пары слов можно объединить в одну группу и дать ей название».

После прочтения слов первой пробы (примеры), ребенка просят назвать подходящее для этих двух слов обобщающее понятие: «Как это можно назвать вместе?» При неправильном ответе предлагается подумать еще.

Оценки аналогичны приведенным выше.

Пример: брюки, платье… ‑ одежда.

треугольник, квадрат…‑ геометрические фигуры.

1. Окунь, карась…

2. Метла, лопата…

3. Лето, зима…

4. Огурец, помидор…

5. Сирень, орешник…

6. Шкаф, диван…

7. Июнь, июль…

8. День, ночь…

9. Слон, муравей…

10. Дерево, цветок…



Оценка и интерпретация результатов (по Л.И. Переслени, 1990)

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за все четыре субтеста. Максимальное количество баллов за решение всех четырех субтестов – 40 баллов (100% успешности).

Целесообразно подсчитать отдельно общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов.

Оценка успешности (ОУ) определяется по формуле:

, где Х- сумма баллов по всем тестам.

Уровни успешности:

1-й уровень (низкий) – 19,5 и менее баллов (49,0% и ниже).

2-й уровень(ниже среднего) - 25,5 – 20 баллов (64,0 - 50%)

3-й уровень(средний уровень) – 31,5 – 26 баллов (79,0 - 65%)

4-й уровень(высокий уровень успешности) – 32


Обработка результатов


№п/п

Испытуемый

Номера субтестов

1

2

3

4

Баллы /%

уровень

1

Люба Ю.

6

2

2

2

12/ 30%

низкий


Люба Ю. показала низкий уровень умственного развития: особенно очень низкий показатель операций обобщения и абстрагирования, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. Низкая сформированность логического действия «умозаключение по аналогии», способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями.Способность к обобщению.

3. Методика "Изучение скорости мышления"

.

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.


Обработка результатов:


№п/п

Испытуемый

Количество слов

Скорость мышления

1

Люба Ю.

11

Ниже средней


Люба Ю. показала скорость мышления ниже средней.


Вывод: У Любы выявлено:

Восприятие:

- темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;

- сужен объём восприятия;

- наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов - наблюдаются проблемы с гнозисом. Девочка с трудом узнаёт зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирает разрезные картинки, ошибается в « прохождении лабиринтов»;

- нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;

- затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;

- физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;

- затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).

Память :

- недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение ;

- хуже развита вербальная память, лучше зрительная;

- страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.



Мышление :

- недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;

- особенно страдает словесно – логическое мышление.. Девочка не понимает картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

- не может без помощи педагога установить причинно – следственные связи;

- не понимает скрытый смысл загадки, пословицы …

Речь : У Любы нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Рекомендации:

Наряду с учителем – дефектологом необходимы занятия с логопедом.

Рекомендация: в работе с данной девочкой использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны, соответствовать возрастным и психологическим особенностям.

3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!