Групповая консультация в 10 классе
вечерней школы при исправительной колонии
Автор:
Иванова Альбина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ вечерней (сменной)
общеобразовательной школы г. Южи
Тема консультации: Комплексный анализ текста.
Тип консультации: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, творческий, алгоритмический.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, самостоятельная работа, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.
Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, дидактический материал, ПК и м/м проектор, словари, справочная литература.
Ход консультации.
I. Постановка целей консультации.
Просмотр фрагмента фильма «Белый Бим Черное ухо» - экранизации повести Гавриила Троепольского (главный герой о совести).
Вопросы:
- О чем размышляет герой фильма? (о совести).
- Над чем автор заставил нас задуматься? Какие проблемы поднял? (Что такое совесть? Когда человеку бывает совестно? Когда один человек дает другому взятку, кому из них должно быть совестно? Нужна ли совесть человеку? И др.).
- Как можно охарактеризовать эту проблему? (важная, актуальная, нравственная, вечная).
- Что означает слово совесть? Заслушать ответы учащихся и зачитать определение слова «совесть» по словарю.
Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом (Толковый словарь Ожегова).
Внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. (Большой энциклопедический словарь).
- Подберите слова-синонимы и близкие по значению выражения к слову совесть (нравственная ответственность, стыд, убеждённость, честность).
- Составьте словосочетания со словом совесть (без зазрения совести, вступать в компромисс с совестью, лежать на совести, по совести, поступать против совести, по чистой совести, угрызения совести).
Сегодня в центре нашей дискуссии будет тема совести. Совесть как духовное качество человека, необходимое для жизни в обществе.
И работать мы будем по тексту – сказке Салтыкова -Щедрина «Пропала совесть».
Тема консультации «Комплексный анализ текста».
Алгоритм выполнения комплексного анализа текста:
Докажите, что перед вами текст.
К какому типу относится текст?
К какому стилю речи относится текст (научный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?
Какова композиция текста?
Какова тема текста? Выделите микротемы текста, озаглавьте их.
Сформулируйте проблему текста.
Прокомментируйте авторскую позицию.
Формулировка целей консультации (совместно с учащимися):
Закреплять и обобщать ЗУН комплексного анализа художественного текста как средства подготовки к ГВЭ.
Развивать умение слушать, дискутировать, задавать вопросы, формулировать свою точку зрения, навыки грамотной и культурной речи.
Воспитывать устойчивый интерес к саморазвитию; формировать нравственные ориентиры на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни.
Определить для себя темы, которые необходимо повторить (проблема, основная мысль текста, комментарий проблемы, орфографические, пунктуационные правила и т.д.).
II. Целеполагание. Повторение теоретических сведений по теме консультации. Использование данных знаний и умений на государственном выпускном экзамене.
Формулировка экзаменационного задания:
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение в объеме от 70 слов.
Напишите сочинение по прослушанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните почему.
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Тип текста, стиль речи, микротемы текста | Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста и применил один или несколько приёмов сжатия текста – 2б. |
Композиция текста | Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения - 2б. |
3. Идея, проблема текста | Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем прослушанного текста, позицию автора (рассказчика) текста по прокомментированной проблеме, выразил собственное мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его (привёл не менее одного аргумента) – 3б. |
4. Грамотность | Соблюдение орфографических норм. Соблюдение пунктуационных норм. Соблюдение грамматических норм. Соблюдение речевых норм. Фактическая точность письменной речи – 10б. |
| |
III. Работа с текстом.
1. Перед вами текст сказки С-Щедрина «Пропала совесть» в сокращенном варианте, который мы сегодня будем анализировать. Творчество писателя мы закончили изучать на уроках литературы. С проблематикой сказок также знакомы.
2. Чтение текста.
3. Анализ текста по алгоритму (дидактический материал с алгоритмом у учащихся на столах).
Сначала учащиеся самостоятельно работают в группах:
1 группа – задания 1-3.
2 группа – задания 4-5.
3 группа – задания 6-7
Ответы обсуждаются в группе. Готовится защита выступления.
Во время анализа текста учащиеся делают записи и смогут дополнить ответ, отметить недочеты, оценить ответ с точки зрения полноты и грамотности формулировки.
Примерные ответы.
Докажите, что перед нами текст?
Текст - произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Основные признаки текста: 1) авторство 2)смысловая цельность, зависящая от основной мысли. 3)тематическое и идейное единство. 4)грамматическая связь между предложениями. 5)абзацное членение – выделение микротем. 6)композиционная стройность, завершенность.
Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание в устной или письменной форме.
Текст имеет четкие границы – начало и конец. Основными признаками текста являются связность и цельность. Предложения, входящие в текст, располагаются в определенном порядке. Это и создает связность текста.
К какому типу относится текст?
- Текст относится к повествовательному типу.
- Сказка повествует о событиях.
- Сама сказка – эпический жанр, передающий последовательную смену событий.
К какому стилю речи относится текст (научный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?
В тексте используется художественный стиль:
Во первых, это художественное произведение, авторская сказка.
Во-вторых, образная, эмоциональная речь, богатая лексика воздействуют на воображение и чувства читателя.
В-третьих, используются языковые средства, тропы.
- Совесть пропала, совесть - надоедливая приживалка, сознание проснулось (метафора, олицетворение).
- Совесть, как негодная ветошь (сравнение).
- Надзиратель по фамилии Ловец, Фофан Фофаныч (говорящие фамилии - фамилии, которые характеризует людей).
- Надоедливая приживалка, возбужденное воображение, несчастный пропоец, сердце чистое (эпитеты).
- Маленькое дитя - большой человек (антонимы).
Какова композиция текста?
- Композиция любого текста состоит из трех частей:
вступления, основной части, заключения. Композиция текста повествовательного типа состоит из завязки, развития действия, развязки.
- К завязке я бы отнес 1 абзац.
Совесть пропала вдруг… всякий швырял ее, как негодную ветошь.
- Развитие действия включает …абзацев.
Совесть переходит от человека к человеку, и каждый пытается от неё избавиться, так как не хочет жить по совести, честно. Совесть просит схоронить её в чистом сердце ребёнка.
- Последний абзац можно считать развязкой.
Совесть начинает расти в маленьком ребенке, который станет большим человеком с большой совестью, И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия.
Какова тема текста? Выделите микротемы текста, озаглавьте их.
Тема «Совесть пропала» отражена в заглавии.
Микротемы.
Завязка.
«Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Она валялась на дороге, и «всякий швырял ее, как негодную ветошь»…
Развитие действия.
Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние.
Торговец Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ.
Квартальный надзиратель привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое.
Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила схоронить её в сердце маленького дитя.
Развязка.
Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия.
Формулировка микротем текста – это план (назывной, вопросный, тезисный) или сжатое изложение текста.
Сформулируйте проблему текста.
Используйте клише:
Автор размышляет над проблемой...
Автор текста затрагивает проблему...
В центре внимания автора проблема...
Текст (имя и фамилия автора в род.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...
Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
- Почему некоторым людям совесть не нужна?
- Как совесть может изменить жизнь?
- Влияет ли совесть на поступки людей?
Прокомментируйте авторскую позицию.
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы текста. Это рассуждения о том, как именно автор раскрывает сформулированную проблему.
Используйте клише для комментария проблемы:
Автор отмечает, описывает, подчёркивает, считает, цитирует, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает…
Автор останавливается на…
Автор приводит пример того, как…
Автор отмечает важность…
Автор приходит к выводу…
Автор по-настоящему встревожен тем, что…
Автор по-настоящему встревожен тем, что совесть, оказывается, никому не нужна. Те, к кому она попала, стремятся от нее избавиться.
Он отмечает роль совести в жизни человека и приводит примеры того, как люди начинают себя вести по совести… (привести примеры из текста).
Салтыков-Щедрин отмечает важность присутствия у человека совести и надеется, что совесть не может исчезнуть совсем. Есть люди, в частности маленькие дети, кому совесть нужна. В них совесть будет расти, и жизнь изменится к лучшему.
Авторская позиция – это итог размышлений автора текста, вывод, к которому он приходит. Это ответ на вопрос, поставленный в тексте. То, в чём автор видит решение проблемы.
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам.
Используйте клише для определения авторской позиции:
Автор считает, что…
Решение проблемы автор видит в том, что…
По мнению автора,…
По мнению автора, там, где совесть, нет места неправде, коварству и насилию.
IV. Беседа по проблеме.
Вопросы:
- Какие произведения, затрагивающие проблему совести, вы знаете? (Произведения о ВОВ: В.Быков, повести «Сотников», «Обелиск», Б.Васильев, повесть «А зори здесь тихие», Ю.Бондарев, роман «Горячий снег» и др.
Л.Н.Толстой, роман «Война и мир»,
А.Н.Островский, драма «Гроза»,
И.А.Гончаров, роман «Обломов»,
М.Е.Салтыков-Щедрин, сказки.
- Заранее подготовленный ученик зачитывает афоризмы писателей о совести.
Антон Павлович Чехов. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
Петр Первый. Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.
Бернард Шоу. Чем больше человек стыдится, тем больше он заслуживает уважения.
Александр Сергеевич Пушкин. Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
Цицерон (древнеримский политический деятель, оратор и философ). Самое главное украшение — чистая совесть.
Денис Иванович Фонвизин. Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!
Овидий (древнеримский поэт). Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.
Константин Кушнер (русский поэт 20 века). Угрызения совести не каждому по зубам.
Пословицы и поговорки о совести.
Добрая совесть не боится клеветы.
У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
Добрая совесть злому ненавистна.
Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.
От человека утаишь, от совести не утаишь.
Есть слезы — есть и совесть.
Что того и совестить, у кого нет совести.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Нечистая совесть спать не дает.
Угрызение совести сильнее кнута.
От людей спрячешься, от совести нет.
V. Лексический, орфографический и синтаксический анализ текста.
1. Лексическая работа. Подберите синонимы к словам писатель, сказка.
- Автор, прозаик, русский писатель, классик, Салтыков-Щедрин, он.
- Произведение, текст.
2. Из предложений 1-2 абзацев выпишите слова с разными видами орфограмм, графически их выделите.
Мгновенно, возбужденному (воображению), ничего, легче, (поспешили) воспользоваться, негодную ветошь, несчастный, раскаяние, на рассвете.
Какие слова можно проверить? (орфограммы в корне, окончании).
В каком случае вы можете обратиться к орфографическому словарю?
3. Объясните знаки препинания в предложениях 1 абзаца.
Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего!».
Первая запятая разделяет однородные члены мелькала, чудилась, связанных бессоюзной связью. , .
Вторая запятая перед союзом И, соединяющим два простые предложения. , и .
Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы». ,
Начались грабежи и разбои, люди остервенились. и , .
4. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.
И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!». –
И тогда совесть попросила о том, чтобы её схоронили в сердце дитя.
Прямая речь – это речь какого-нибудь лица, передаваемая без изменений, непосредственно так, как она была произнесена.
Косвенная речь передает слова говорящего не слово в слово, а лишь по содержанию, в виде дополнительного придаточного предложения.
5. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.
Без совести людям стало жить легче, они «поспешили воспользоваться плодами этой свободы».12 слов
Без совести люди стали жить легче и свободнее. 8 слов
Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного прошлого» выплыли все позорные поступки, совершенные им…28 слов
Один пропоец подобрал совесть. И ему стало совестно за прошлые поступки. 11 слов
VI. Рефлексия.
- Считаете ли вы, что занятие было полезным? Да – нет.
- Оцените свои знания и умения по теме «Комплексный анализ текст» по пятибалльной шкале 5-4-3.
- Какую тему вы хотели бы повторить? Текст: тема, проблема, основная мысль, композиция, микротемы. Орфография. Пунктуация.
VII. Просмотр видеоролика притчи «Все в твоих руках».
Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.