В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности.
Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.
Цель культуры безопасности - безопасность (состояние среды), достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности - носителя специфичных качеств (личности безопасного типа).
Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.
Для разработки методических основ формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.
Высший уровень формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.
Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. Введение в 1991 году в школах страны нового предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и как его продолжения курса «Безопасности жизнедеятельности» в средних специальных и высших учебных заведениях можно расценивать как факт осознания руководством страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления. Таким образом, формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, т.к. изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной, социальной.
Очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р).
Безопасность и охрана труда в школе должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить неблагоприятные происшествия в учебно-воспитательном процессе. Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности.
Выделяют следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся:
· снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
· постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;
· убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
· воспитание сознательного отношения к безопасности;
· популяризация новых средств обеспечения безопасности;
· внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
· создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.
Главными методами и средствами воздействия на формирования КБЖ, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков.
Культура безопасности жизнедеятельности – это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасностей во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.
Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует. В настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного характера из-за глобального потепления климата на планете, возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека, растёт социальная напряжённость в связи с возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, не исключаются возможности возникновения крупных вооружённых конфликтов.
В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на:
-природные;
-социально-биологические;
-техногенные;
-социальные.
На основании вышесказанного в школе прогнозируются следующие возможные виды угроз:
Социально-политические: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты политического, международного и религиозного экстремизма и терроризма.
Угрозы военного характера: военные конфликты и противостояния, действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований.
Социально-криминальные: уличные проявления экстремизма; взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ; угрозы осуществления терактов, захват заложников; хищение имущества обучающихся или сотрудников школы; хулиганские действия, изнасилование, причинение вреда здоровью, травматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков.
Техногенные и социально-техногенные: транспортные аварии; выброс СДЯВ и АХОВ; аварии на энергетических установках и т.д..
Природные и социально-природные: стихийные бедствия, эпидемии, природные пожары.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.
Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и этического развития, способы и формы общения. Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма и экстремизма.
На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется:
- привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;
- сохранение и сбережение природной среды;
- развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;
- привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем и проблем противодействия терроризму и экстремизму является приоритетом;
- мотивирование безопасной деятельности;
- развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;
- привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;
- соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи мероприятий по обеспечению безопасности школы:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- формирование готовности к опасности и к противодействию им, изучение видов опасностей, способов их преодоления;
- раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
- обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
- формирование культуры безопасности мышления и поведения, интереса каждого ученика, родителя и педагога к обеспечению безопасности образовательного учреждения.
В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования, а также путем применения комплексного подхода по противодействию терроризму, по обучению поведению в различных экстримальных ситуациях различного характера..
Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств.
Таким образом, под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.