СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект Контрольно-оценочных средств на 2017-2018 учебный год 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные диктанты, тесты по русскому языку по учебнику М.Разумовской

Просмотр содержимого документа
«Комплект Контрольно-оценочных средств на 2017-2018 учебный год 5 класс»

Приложение 2

к рабочей программе



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан



«РАСМОТРЕНА» «СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании ШМО Заместитель директора директор школы

учителей предметов по учебно-воспитательной ______/В.Г. Толокнова/

гуманитарного цикла работе Приказ № 69

Протокол №1 __________/Т.А. Гогова/ «29» августа 2017 г. «26» августа 2017 г «29» августа 2017 г

Руководитель ШМО

__________ /С.С.Макарова/











КОМПЛЕКТЫ

КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

на 2017 – 2018 учебный год

5 КЛАСС










Учитель русского языка

и литературы:

Макарова Светлана Семеновна

Год составления: 2017



1.Диктант с грамматическим заданием по повторению изученного в начальных классах

I.

Весной и летом ёлочки не было, а появилась она осенью. Раздвинула листья у травинки, высунулась из земли, удивлённо и зачарованно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много лет прошло с тех пор, но каждую осень деревья вспоминают о ёлочкином дне рождения и дарят ей подарки. Осина преподносит ей пунцовые китайские фонарики, а клён роняет оранжевые звёзды. Ивушка засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка радостная и счастливая. Раскинула лапки, а на ладонях подарки. И уже некуда их девать, а ей всё дарят и дарят. И у всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная.

( 107 слов). ( По Н.Сладкову ).

Задание:

1.Разобрать по составу следующие слова: радостная, засыпает ( 1вариант)

счастливая, осмотрелась ( 2 вариант).

2. выполнить фонетический разбор слов: вся (1 вариант)

всё (2 вариант).

3.Подчеркнуть грамматические основы предложения : Осина преподносит ей пунцовые китайские фонарики, а клён роняет оранжевые звёзды.

4. Выполнить морфологический разбор слов: (на) ладонях - (1 вариант)

золотыми (рыбками) – (2 вариант).

II

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озе ро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно. Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями про хладно. Тишь и глушь в лесу. В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

(88 слов.) (По Н. Ф. Ефимовой.)

Задание:

Выписать из текста 5 слов с разными орфограммами в корне.

Выделить в первом абзаце безударные окончания прилагательных.

Выделить в любом предложении безударные личные окончания глаголов.


2. Контрольная работа по теме «Морфемика. Морфология»

Вариант 1

Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст

Я отправился за горо(д/т) в лес погл..деть, заметно ли там прибл..жение в..сны. День был яс..ный, солнеч..ный. Х..р..шо в л..су в эту предв..сенн.. пору. В..сна чу..ствует..ся только в воздух.. . Со..нце сл..пит глаза. Небо по-в..сеннему голубе..т плывут лё..кие белые обл..ка. З..мля ещё покрыта льдом и снегом д..рев..я тоже укрыва..т сне(г/к). Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам.(4) Вот и ш..рокая п..ляна(1), где кажд.. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд..вления: сколько на ней заяч..их сл..дов! Теперь зайц.. нере(д/т)ко разгулива..т(2) днём: выб..гут на п..лянку и гре..т..ся на ласковом(3) солнышк.. .

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.



3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Алфавит, документ, звонишь, свекла.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

С давних времён Русь славилась хвойными и лиственными лесами.

5. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1)Друзья познаются в беде и об этом все знают. 2) Друг всегда поможет в трудную минуту и выручит тебя. 3) Настоящая дружба растёт и крепнет год от года. 4) Друг поймёт тебя с полуслова и даже без слов.

Вариант 2

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст

Хмур..т..ся небо р..вёт ветер. Приш..л первый мес..ц ос..ни. Пожухли все р..стения. Высоко над г..л..вой лист..я на д..рев..ях ж..лтеют кр..снеют буреют. Лист..ям (не)хв..та..т со..нца. Они быстро вянут т..ряют яркий з..лёный цвет.(4) Даже в бе..ветренный(2) день вдруг об..рвёт..ся с ветк.. осин..вый лист ле(г/х)ко п..качнёт..ся в воздух.. и бе..шумно ск..льзнёт по з..мле. Всё чаще будут срыват..ся лист..я с в..твей, пока (не)задуют ветры, (не)сорвут с леса весь р..скошный летний наряд(1). Ласточ..ки и другие перелётные птиц.. соб..рают..ся в б..льшие(3) стаи отбыва..т в дальн.. путь. Х..л..деет в..да: больше уж (не)тянет купат..ся.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Дефис, квартал, облегчить, фарфор.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Зима заковывает широкие берега Байкала в крепкие ледяные доспехи.

5. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Пустеют осенние леса и холодный ветер свистит на просторных полях. 2) Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг стаи перелётных птиц. 3) Звери переоделись в тёплые зимние шубы и попрятались в укромные норы. 4) В сильные морозы белка всё время проводит в дупле и не выходит из убежища.

Вариант 3

Перепишите текст , раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст

Прошл.. летом у моего л..сного домика я увид..л м..л..дую л..сич..ку. Обыч..но л..сиц.. прячут..ся в лесу и даже опытный охотник ре(д/т)ко(1) увид..т(2) вбл..зи ж..вого зверя. А эта л..сич..ка д..верчиво гл..дела на меня ч..рными гла(з/с)ками. Я принёс из кухн.. кусочек мяса бросил л..сич..ке под ноги. Л..сич..ка спокойно вз..ла мясо и с..ела.(4) Л..сная гост..я несколько дней ж..ла у домика. Днём она заб..ралась в пустую(3) с..бач..ю конуру возле с..рая. По утрам и в..черам л..сич..ка вых..дила на волю и я её к..рмил. К моему рыж..му к..ту она отн..силась дружески и нере(д/т)ко они ели из одной ч..шки.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Баловаться, повторит, создала, щавель.

4.Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.

Туман спускается с гор и окутывает лес и речку.

5. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые.(Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Давайте переведём на русский язык этот текст. 2) А вы повторите последние реплики отчётливее! 3) Ты Ваня поработай над своим произношением. 4) Мой друг бегло читает и хорошо говорит по-немецки.


3.Контрольная работа по фонетике и орфоэпии.

I

1. Охарактеризуйте следующие звуки: [х], [д], [ж] (1 вариант),

[л], [к], [ш] (2 вариант).
2. Сделайте фонетический разбор слова:

пятью (1 вариант), семью (2 вариант).
3. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударения в словах: Ильинична, термин, сорит (1 вариант),

Фоминична, тире, щавель (2 вариант).
4. Перечислите буквы: не обозначающие звуков (1 вариант),

обозначающие два звука (2 вариант).
5. Выпишите из орфоэпического словарика учебника пять слов, обозначая в них произношение и ударение.
6. (Для сильных учащихся). Выберите правильный ответ:
а) [с] - согласная, твердая, глухая.
б) [с] - согласный, твердый, глухой.
Обоснуйте свой выбор.
Примечание. Пятое задание проверяется учителем устно: ученик произносит слово правильно, в соответствии с пометами. Письменная форма проверки в данном случае неуместна, так как контролируется устная речь. Идеально было бы провести всю проверочную работу не прибегая к письму.

II

1.Охарактеризуйте следующие звуки:

1 вариант [х], [д], [ж], [щ'], [j'], [р']; 2 вариант [б], [л], [ш], [ч'], [ц], [з'].

2. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударение в словах:

1 вариант

принял, баловать, включит, торты, индекс, завидно;

2 вариант

повторит, создала, красивее, звонит, компьютер, шофер.

3. Перечислите буквы:

1 вариант не обозначающие звуков; 2 вариант обозначающие два звука.

4. Перечислите звуки:

1 вариант

непарные звонкие, непарные твёрдые;

2 вариант

непарные глухие, непарные мягкие.

5. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию:

1 вариант

лодка, шоссе, скользкий, старушка, торт, город, гром, просьба, глотка, яичница.

2 вариант

сводка, стол, текст, пастбище, ошибка, скот, указка, косьба, конечно, торты.

6. Сделайте фонетический разбор слов:

1 - вариант пятью, восторг, местный. 2 вариант - семью, полив, честный.



4. Контрольный диктант по правописанию гласных в корне


I

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель. 

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки. 

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

(120 слов)

 

Задания.

  1) 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, - рос-. Графически объясните выбор гласной.

       2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.

  2) 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

       2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.


II

Шторм

Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрее. Казалось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда чувствует опасность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушивался. Вдруг ухо уловило необъяснимый, отдаленный шум. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев.
Резкий порыв ветра налетел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно повалился на левый борт. Ковалев не удержался на ногах и полетел в люк, увлекая за собой боцмана, на палубе что-то грохотало, звенело, трещало и стонало. Казалось, что судно разъединится надвое. (По Б. Житкову).
Примечание. Во время диктанта разъясняется написание слова нарастала, надвое.

Задания.

1.Выберите любые два слова с орфограммой в корне, подберите однокоренное проверочное слово (если есть).
2. Образуйте форму 2-го л. ед. ч. от глагола увлекаться (I вар.); сдружиться (II вар.).


5.Контрольный диктант по правописанию приставок, О-Ё после шипящих, Ы-И после Ц


I


Синичка необыкновенная

  Звонкоголосую и белощекую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, согласен: она больше других синиц. Но что обыкновенная - не могу согласиться!

  Она поразила меня с первой же встречи. А было это давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руку, и она... умерла! Только что была живая и резвая и вот умерла. Я растерялся и разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал ее, подержал - и положил на пенек. И только руку отвел - синичка вскрикнула и улетела! 

  Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет - умрет, захочет - воскреснет.

  Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает ее от неволи. (По Н. Сладкову)(132 слова)

  Предупредить о написании слов: обыкновенный, умереть, лучше.

  Западок - ловушка на певчих птиц.

  Задания к тексту:

  1) 1-й вариант: выпишите слова с приставками, оканчивающимися на с,з, обозначьте выбор приставки.

       2-й вариант: выделите в словах орфограмму "Буквы и, ы после ц"; запишите существительные синица, обманщица в форме множественного числа.

  2) 1-й вариант: выпишите слово с чередованием гласных а, о в корне; подберите к нему 2 - 3 однокоренных.

       2-й вариант: найдите слово с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова", запишите 2 - 3 слова с этой орфограммой.


II

Рябина

  Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

  Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

(По А. Смирнову)(114 слов)

 

  Задания к тексту:

  1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.

  2. Найдите слова с орфограммой "Буквы и, ы псоле ц". Объясните написание. Запишите слова - исключения из этого правила.

  3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.

 

6. Изложение «Барсучонок»


Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья... целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.


Задания по упражнению 383 см.учебник.


7.Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Простое предложение»


I

Первый снег

Короткий осенний день угасал. Над селом3 сгущались сумерки. В доме включили свет, задёрнули занавески. Все занялись своими вечерними делами.

Пришла соседка, а на ней снег. Анна Ивановна, на улице снег идёт?

Мы посмотрели в окно. Снег тонким слоем лежал везде: на крыше соседнего дома, на земле3, на деревьях. Первый снег украсил природу, одел её в чистые белые одежды.4 Он казался весёлым и радовал глаз.

За ночь снега выпало много. Утром всё было бело кругом: и крыши домов, и дорога, и лужайки, и поле.

Снег держался на голых ветвях тополей на улице, на зелёных листьях сирени в палисаднике, на листьях вишни в саду.

(По В.Тетюреву) (99 сл.)


Задания:

  1. Выполните морфлогический разбор существительных по вариантам.

  2. Выполните синтаксический разбор предложения.

  3. Найдите предложения с обобщающим словом, обведите обобщающие слова.

  4. Найдите предложение с обращением, постройте схему этого предложения.


II

Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Сетка сачка шевелилась. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами.

Я бросился к пруду, а рыбка билась в моих ладонях и начала затихать. Но я уже подбежал к берегу, опустил ладони в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся! .

(По Ю. Алешковскому) (89 сл.)

Задания.

  1. Сделать синтаксический разбор простого предложения.

Вариант 1 – Я бросился к пруду…

Вариант 2 – Но я уже подбежал…

  1. Составить схему предложения с прямой речью.

  2. Выписать три слова с изученными орфограммами, обозначить их.


8. Изложение с элементами сочинения

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.


Задание:

1. Напишите свое впечатление от данного отрывка. Какие мысли и чувства вызывает у вас данный текст.

Или

2.Какая сила заставила воробья камнем упасть перед зубастой раскрытой пастью собаки.


9. Диктант с грамматическим заданием


I

Погода стала меняться. Из-за далекого  горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло4.

Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила2 Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал2: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

(По В.П.Астафьеву) (89 сл.)

Задания:

  1. В последнем предложении подчеркните грамматическую основу

  2. Составьте схему предложений с прямой речью:

1 вариант из 2 абзаца

2 вариант из 3 абзаца.

  1. Выполните морфемный разбор слов по вариантам.

  2. Выполните синтаксический разбор предложения.

II

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает3 озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4

Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются3 орехами, грибами и съедобными семенами4. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» - кричат им вслед ребята.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

Задания:

  1. Выполните разборы по вариантам.


10. Изложение «Джек здоровается»


Цель работы: проверить умение сохранить стиль исходного текста (в частности художественный стиль речи), а также умение видеть и сохранить при пересказе типологическую структуру текста (в частности повествование с двумя вкраплениями описания).
Задания. 
1. Озаглавьте текст.
2. Напишите изложение, сохраняя стиль и тип речи.
3. Отметьте на полях типы речи.
4. Подчеркните в тексте слова и выражения, с помощью которых изображается картина встречи детей и собаки.

Мы с братом Сережей ложились спать. Вдруг дверь растворилась, и вошел папа, а следом за ним большая красивая собака, белая, с коричневыми пятнами на боках. Морда у нее была коричневая, огромные уши свисали вниз.
— Папа, откуда? Это наша будет? Как ее зовуг? — закричали мы, вскакивая с постелей и бросаясь к собаке.
Папа сказал, что это охотничья собака теперь наша и что зовут ее Джек.
Пес, немного смущенный такой бурной встречей, все же дружелюбно завилял хвостом и позволил себя погладить. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под нее проступали сильные мускулы. Он даже обнюхал мою руку и лизнул ее мягким розовым языком.
- Джек, здравствуй! — сказал папа.
Пес подал ему лапу. Папа потряс ее и снял с колен, но Джек подал лапу опять. Так он «здоровался» раз десять. Мы весело смеялись.

(По. Г. Скребицкому).


11. Сочинение – повествование «Как я…»

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых вы пишете.


12.Контрольная работа по теме «Имя существительное»

I

Беспокойный хвост

Наш...л я л...сной шатер. Когда-то здесь белка обедала, оставила после себя целый ворох ощипанных ш...шечек.

Cм...трю л...жит к...мок (комочек) рыжей шерсти. Наверное, белку с...ела куница, и только к...нец (кончик) белич...его хв...ста (хвостика) валяет...ся.

С...ребристый п...ук (паучок) обвил его п...утиной (паутинкой), устроил себе в белич...ей шерсти закуток. П...ука (паучка) я потрогал пальцем. Он испугался, быстро-быстро вскарабкался наверх и закачался на п...утин... (паутинке).

Поднял я хвост (хвостик) и засунул в пустую гильзу. Бе...покойный этот хвост (xвостик) оказался: как посмотрю на него, тян...т меня бродить искать л...сные шатры.

(По Г. Снегиреву)

Задания:

—Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания

- Замените имена существительные (где это возможно) существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

— Обозначьте падежи у существительных.

— Надпишите склонение имен существительных в тексте.

— Произведите морфологический разбор слов (на) паутине, (в) гильзу.

— Выделите суффиксы, с помощью которых образованы уменьшительно-ласкательные существительные.


II

1.Укажите род существительных. Обозначьте главное слово в словосочетании.

Румян… яблоко, городск… молодёжь, свеж… картофель, прочн… рельс, белоснежн… простыня, широк… поле, известн… фамилия, высок… дерево.

2.Выпишите сначала имена существительные, которые имеют оба числа, затем существительные, которые имеют форму только множественного числа или единственного числа.

Ц…фра, грабли, с…нева, р…стения, м…локо, жмурки, в…юга, заморо…ки, кил…метр, хлопоты, т…мнота, праз…ник.

3.Запишите слова в два столбика: с Ь и без Ь

Доч…, меч…, с крыш…, брош…, ключ…, нет передач…, малыш…, луч…, реч…, много задач…, дрож…, рож…

4. Запишите существительные в творительном падеже, Используя предлоги над, под, перед, с.

Товарищ, встреча, палец, храбрец, задача, училище, силач, юноша.

5. Запишите предложения. Определите падеж имён существительных. Выполните синтаксический разбор предложений.

Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник — лесное растение.Аромат цветков как у розочки. Плоды — красные ягоды с толстой кожицей.

6. Выпишите имена собственные и нарицательные из предложений 4 задания.

7. Выполните морфологический разбор существительных:

(в) Сибири, (с) кожицей3


13. Контрольное сочинение «Знакомьтесь, мой друг…»(кот Мурзик, попугай Кеша и т. п.)».



Цель работы - проверить, умеют ли школьники, вдумываясь в формулировку темы:
1) уточнить основную мысль и отобрать содержание высказывания так, чтобы тема сочинения была раскрыта, а основная мысль передана; 
2) выбрать соответствующую теме и основной мысли форму изложения (ведущим типом речи в сочинении должно быть описание предмета с включенными в него фрагментами повествования и рассуждения); 
3) выбрать нужный стиль речи (художественный) и использовать в сочинении языковые средства, помогающие: а) нарисовать словом картину, б) передать свое отношение к предмету речи;
4) правильно строить текст типа описания предмета, используя в «новом» для обозначения признаков предмета не только имена прилагательные, но и глаголы, существительные со значением признака, определительные словосочетания, а в «данном», предупреждая лексический повтор, слова со значением части целого, местоимения, контекстные синонимы



14. Итоговое контрольное тестирование

Вариант 1.


Часть 1.

А. Выберите заголовки, отражающие основную мысль стихотворения.

Дождик прошел по садовой дорожке.

Капли на ветках висят, как сережки,

Тронешь березку – она встрепенется

И засмеется. До слез засмеется.

Дождь прошуршал по широкому лугу,

Даже цветы дивились друг другу;

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонечку, по серебринке. (А.Яшин)


Дождик. 2) После дождя 3) Хорошо после дождя! 4) Волшебник-дождь.


Б. Укажите средство связи предложений

В дальнем углу за печкой висела шинель. Она была ржавой от времени, с подпалинами и дырками. Мой отец носил ее тогда, когда меня еще не было на свете.

1) лексический повтор. 2) местоимение 3) Синоним. 4) Однокоренные слова


В. Определите тип речи.

На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая пухом курчавая голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.

(По К.Паустовскому)

повествование 2) Описание предмета 3) Описание места 4) Рассуждение


Г. Определите стиль речи.

-Оля, кто такой Тимур?

- … Это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.


Художественный 2) Научный 3) деловой 4) Разговорный


Д. Определите вид речи (см. текст задания Г)

1) Монологическая речь 2) Диалогическая речь


Часть 2.

А. Укажите имена существительные.

1) Доброта 2) Она 3) Проводы 4) Хождение 5) Свежесть 6) Жадничает

7) Рыбачий 8) Завтракают


Б. Укажите глаголы.

1) Беречь. 2) Жужжание 3) Галдёж 4) Желтеет 5) Струсил 6) Скрипучий

7) Хочу 8) Свист


В. укажите, в каких случаях морфологические признаки имен существительных указаны неверно.

1) Фамилия – сущ. ср.рода 2) Мыши – сущ. 2-го скл. 3) Ель – сущ. 2-го скл.

4) На ветке – сущ. 1-го скл. 5) Из-за тучи – сущ. в предл. пад.

6) В книге – сущ. в род. Падеже


Г. Укажите, в каких случаях морфологические признаки глаголов указаны неверно.

1) Бегал – глаг. сов. вида 2) Прочитал – глагол сов.вида 3) Выстирал – глагол несов. вида 4) Смотреть – глагол 1 спряжения 5) Слышать – глагол 2 спр.

6) Строить – глагол 1 спр.


Д. Укажите словосочетания.

1) Подмигивать глазами 2) Царевна догадалась 3) Взялся за кольцо. 4) Царевна очутилась


Е. Укажите словосочетания, в которых глагол является главным словом

1) Быстро бежать 2) Бег вприпрыжку 3) Синее небо 4) Синеет море


Ё. Укажите побудительное предложение.

1) Расскажи мне сказку 2) Люблю весну! 3) Куда ты поедешь летом?

4) Сегодня мама пришла пораньше.


Ж. Укажите предложение с обстоятельством

1) Мяч ударился о дверь. 2) Убери книги в стол. 3) Мальчик был весел.

З. Найдите сложные предложения.

1) В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…

2) Тучка по небу идет, бочка по морю плывет.

3) Мы объехали весь свет, торговали соболями, чернобурыми лисами.

4) Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился…

5) Мы хотели, чтобы скорее наступил день.


Часть 3.

А. Укажите слова с проверяемой гласной в корне.

1) Наслаждаться. 2) сверкать 3) Породниться 4) Побелить 5) Росточек

6) Разместиться


Б. Укажите слова, в корне которых пишется а.

1) Опр..вдать 2) Уд…ленный 3) Пом…гает 4) Д..бросердечный 5) Хв..стливый

6) Предл..гать


В. Укажите слова, в которых пишется О.

1) Взр..слеть 2) Распол..гаться 3) Р..стение 4) Прол…жить 5) Р..сток

6) Выр..стить


Г. Укажите слова, в которых после шипящих пишется О.

1) Ключ..м 2) Ч..рствый 3) Ш..рох 4) Реш..тка 5) Удач..й 6) Свинц..вый


Д. Укажите словосочетания, в которых существительные имеют окончание И

1) Прогуливаться по улиц.. 2) Отдыхать в санатори… 3) Жить в селени..

4) Заботиться о молодеж.. 5) Хранить в тайн.. 6) Строить на побережь..


Е. Укажите глаголы с окончанием –ЕТ.

1) Ненавид..т 2) Скач..т 3) Кол..тся 4) Прос..тся 5) Терп..т 6) Взглян..т


Ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на З.

1) Бе..граничный 2) Ра..давать 3) Ра..целовать 4) В..глянуть 5) Ра..чистить

6) И..следование


Ж. В конце каких предложений следует поставить вопросительный знак?

1) В чём, скажи, виновна я 2) Ты к нему теперь ступай

3) Что ж качаешь головою 4) Не губи меня, девица


З.Укажите, где перед союзом И необходима запятая.

1) Прошёл долгожданный дождь и оживил пожухлую зелень.

2) Невинно небо голубеет и солнце ласковое греет.

3) Теплый ветерок сушит крыши и ласково покачивает деревья.


И. В каких предложениях есть обращения, которые надо выделить запятой?

1) Бабушка и я с братом поехали за город.

2) Бабушка мы с братом уезжаем за город.

3) Страна моя велика и могуча. 4) Велика ты страна моя!


К. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

1) Осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу…

2) улыбнулись сонные березки растрепали шелковые косы…

3) Школа тотчас наполнилась голосами, смехом, шарканьем ног…

4) С классом мы побывали в Смоленске, Новгороде, Самаре и Вологде.

Часть 4.

А. Укажите, от какого слова образовано существительное «велосипедистка».

1) Велосипед 2) Велосипедный 3) Велосипедист


Б. Какое слово является однокоренным к прилагательному «куриный»?

1) Курильщик 2) Курятник 3) Курение 4) Курительный


В) Укажите слова, образованные приставочным способом.

1) Подождать 2) Перепилить 3) Перепёлка 4) Отцовский 5) Отцеплять

6) Оборот 7) Оборвать


Г. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении?

1) Горячее сердце 2) Горячий чай 3) Горячий спор 4) Горячая плита


Д. Как называются выражения сахарный снег, чугунный грохот, мёртвая тишина, золотая осень?

1) Фразеологизмы 2) Эпитеты 3) Метафоры 4) Синонимы


Е. Укажите слова с нулевым окончанием

1) (Много) ягод 2) Лифтером 3) Любить 4) (много) молоточков 5) шутник

6) (белая) мышь 7) машинистка 8) Захотел


Ё. Строение каких слов соответствует морфемной модели

1) Туманность 2) Глупость 3) Безжалостный 4) Твёрдость 5) Ясность

6) Радость 7) Звучность 8) Безграмотность





Вариант 2.

Часть 1.

А. Выберите заголовки, отражающие основную мысль стихотворения.

Пришла телеграмма, Пришла телеграмма –

Слов – меньше десятка. И боль отлетела…

Но вдруг поседела В строчках коротких

Упрямая прядка… Она уместилась.

Пришла телеграмма – Пришла телеграмма –

Лицо посветлело. И жизнь изменилась.

(Ф.Васильев)

1) Телеграмма. 2) Слово – это тоже дело. 3) Пришла телеграмма… 4) Пришла телеграмма - и жизнь изменилась


Б. Укажите средство связи предложений

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

1) лексический повтор. 2) местоимение 3) Синоним. 4) Однокоренные слова


В. Определите тип речи.

Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.

(По К.Паустовскому)

Описание предмета 2) Описание места 3) Рассуждение 4) Повествование


Г. Определите стиль речи.

- Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива, как у льва.

- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так постригли.

Художественный 2) Научный 3) деловой 4) Разговорный


Д. Определите вид речи (см. текст задания Г)

1) Диалогическая речь 2) Монологическая речь

Часть 2.

А. Укажите имена существительные.

1) Они 2) Всходы 3) Теплота 4) Яблочное 5) Трусость 6) Нянчит

7) Вождение 8) Обедают


Б. Укажите глаголы.

1) Пение 2) Стеречь 3) Топот 4) Вертлявый 5) Синеет 6) Буду

7) Звон 8) Имели


В. Укажите, в каких случаях морфологические признаки имен существительных указаны неверно.

1) Тополь – сущ. жен .рода 2) Фасоль– сущ. жен. р.3) о молодежи – сущ. 2-го скл.

4) у девочки – сущ. в предл. пад. 5) в роще – сущ. в род. пад.

6) В зелени – сущ. 3 скл.


Г. Укажите, в каких случаях морфологические признаки глаголов указаны неверно.

1) читал – глаг. сов. вида 2) Пробежал – глагол сов. вида 3) гнать – глаг. 2 спр. 4) увидел – глагол несов.в 5) дышать – глагол 1 спр.

6) пилить – глагол 1 спр.


Д. Укажите словосочетания.

1) Вьется вьюга. 2) По зеркальцу как хлопнет. 3) Воротился царь-отец.

4) Приветливо шутила


Е. Укажите словосочетания, в которых глагол является главным словом

1) чтение вслух 2) медленно читать 3) розовый закат 4) закат розовеет


Ё. Укажите побудительные предложения.

1) Как ты себя чувствуешь? 2) Хорошо весной! 3) Принеси мне книгу.

4) Ко мне пришел друг..


Ж. Укажите предложение с обстоятельством

1) Корабль ушел в море. 2) Я играю на пианино. 3) Девочка была прилежной.

З. Найдите сложные предложения.

1) Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь…

2) Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

3) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

4) В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.

5) Я знал, когда приедет друг.

Часть 3.

А. Укажите слова с непроверяемой гласной в корне.

1) Пшеница. 2) Ослепительный 3) Обогреватель. 4) Вокзал 5) Железный

6) Поразительный


Б. Укажите слова, в корне которых пишется о.

1) взр..слеть 2) взб..дриться 3) распол..гаться 4) р..стение 5) прол.жить

6) д..бротный


В. Укажите слова, в которых пишется А.

1) Предл..жение 2) подр..сти 3) р..стущий 4) р..сток 5) прил..гательное

6) пол..жил


Г. Укажите слова, в которых после шипящих пишется Ё.

1) ш..в 2) ш..пот 3) грач..м 4) деш..вый 5) кумач..вый 6) ч..рненький


Д. Укажите словосочетания, в которых существительные имеют окончание Е

1) Собраться на площад.. 2) Расположиться в рощ.. 3) прогуляться о алле...

4) служить в армии.. 5) ошибиться в решении.. . 6) росли в теплиц...


Е. Укажите глаголы с окончанием –ЯТ (АТ).

1) круж..тся 2) реж..т 3) обид..т 4) бор..тся 5) услыш..т 6) колыш..тся


Ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на С.

1) И..расхдовать 2) И..жарить 3) Ра..гонять 4) Во..кликнуть

5) Ра..чувствоваться 6) Бе..покоиться


Ж. В конце каких предложений следует поставить вопросительный знак?

1) Посмотри, как он хлопочет 2) Что, Соколко, что с тобою

3) Чего тебе надобно, старче 4) Будь нам милая сестрица

З.Укажите, где перед союзом И необходима запятая.

1) все светлее светит солнце и природа пробуждается от спячки.

2) Бурно тают снега и веселыми ручейками бегут по улице.

3) Радостно суетятся птицы и наполняют воздух своим гомоном.

И. В каких предложениях есть обращения, которые надо выделить запятой?

1) пригрей солнышко землю!

2) Солнышко пригревает землю.

3) Друг мой пришел на помощь.

4) Помоги мне друг мой!


К. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!..

2) Играют волны ветер свищет…

3) День был свежий, солнечный, и безветренный.

4) Дельфины прыгали, кувыркались и играли в воде.

Часть 4.

А. Укажите, от какого слова образовано прилагательное «водянистый».

1) Вода 2) Водяной 3) Безводный


Б. Какие слова являются однокоренными к прилагательному «косолапый»?

1) Сенокос 2) Косоворотка 3) Прикоснуться 4) Косичка


В) Укажите слова, образованные сложением.

1) Котята 2) Снегоочиститель 3) Волнистый 4) Газопровод 5) Беловатый

6) Подорожник 7) Глазомер


Г. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении?

1) Железное корыто 2) Железная воля 3) Железный характер 4) Железное перо


Д. Как называются выражения взять себя в руки , закрыть рот на замок, развесить уши?

1) Омонимы 2) Фразеологизмы 3) Эпитеты 4) Синонимы

Е. Укажите слова с нулевым окончанием

1) Отварить 2) Журналом 3) Баянист 4) Цветник 5) (много) туч

6) бегает 7) Столов 8) прибегал


Ё. Строение каких слов соответствует морфемной модели ость ?

1) Безоблачность 2) Храбрость 3) Бегать 4) Старость 5) смелость

6) Вредность 7) Ценность 8) Безветренность





















Ответы. Вариант 1.


Часть 1.


Часть 2

Часть 3

Часть 4

А-3,4

Б- 2

В-2

Г-4

Д-2


А-1,3,4,5

Б-1,4,5,7

В-1,3,5.6

Г- 1,3,4,6

Д-1,3

Е-1

Ё-1

Ж-2

З-1,2,5

А-1,3,4,6

Б- 1,2,5,6

В-1,4,5

Г-1,3,6

Д-2,3,4

Е-2,3.6

Ё-1,2,4

Ж-1.3

З-2

И-2,4

К-2.4

А-3

Б-2

В-1.2,5,7

Г-1,3

Д-2

Е-1,5,6,8

Ё-2,4,5,6


Ответы. Вариант 2.


Часть 1.


Часть 2

Часть 3

Часть 4

А-2,4

Б- 1

В-4

Г-4

Д-1


А-2,3,5,7

Б-2,5,6,8

В-1,3,4,5

Г- 1,4,5,6

Д-2,4

Е-2

Ё-3

Ж-1

З-1,4,5

А-1,4,5,6

Б- 1,2,5,6

В-2,3,5

Г-2,4,6

Д-2,3,6

Е-1,3.5

Ё-4,5,6

Ж-2,3

З-1

И-1,4

К-2,3

А-2

Б-2

В-2,4,7

Г-2,3

Д-2

Е-3,4,5,8

Ё-2,4,5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!