СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционный урок

Просмотр содержимого документа
«Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений»

Урок литературы в 10 классе № 76

Тема: «Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений»


Цели:

  • анализ  романа Ф. М.  Достоевского «Преступление и наказание» на уровне христианской основы его мировоззрения;

  • развитие речи, логического мышления;

  • воспитание желания переосмысления собственных взглядов по изучаемой теме  


Задачи:


Предметные – создать условия для


  • ознакомления с религиозными взглядами Достоевского;

  • понимания (путем исследования) болезненного внутреннего мира героя, презревшего законы гуманизма и нравственности;

  • развития устной речи;

  • обогащения словарного запаса


Метапредметные 


  • проводить сравнения, обобщения, уметь выделять главное, существенное;

  • умение пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой;

  • на основе анализа художественного произведения учиться рассуждать


Личностные –

  • выявить заложенные в произведении религиозно-нравственные ценности;

  • заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню



План урока:


1. Ознакомление с материалом урока


Проблемный вопрос: можно ли сказать, что Христианская идея пронизывает «Преступление и наказание» и "воскресение" Родиона Раскольникова происходит на пути к Богу?

Исследуя проблемный вопрос урока, выдвинем гипотезу:

роман Достоевского проникнут христианскими мотивами, путь Раскольникова – это путь к Богу.

 Когда писатель следовал на каторгу в Сибирь, в Тобольске жёны декабристов подарили ему Евангелие. С этой единственной книгой, позволенной  в остроге, он никогда не расставался. Именно этот экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание». «На комоде лежала какая-то книга… Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте».    

В 1854 году, выйдя с каторги, Достоевский написал Н.Д. Фонвизиной:

«Я сложил для себя символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост; вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной».

Достоевский изначально признает духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемом Богом. Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг. ”Возлюби ближнего своего, как самого себя”, и тогда тебе откроется истина, познать которую можно, только пройдя через страдания и лишения. Нет такого греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.


Главными признаками сатанизма, главными человеческими пороками Достоевский считает гордыню и себялюбие. Эти качества оказывают наиболее глубокое влияние на все стороны душевной жизни человека

Именно эти пороки породили чудовищную теорию Раскольникова

- Вспомните, в чем суть его теории.

- Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения, но только когда сам человек захочет этого. Поэтому Раскольникову даются предостережения. Назовите их.

Художественный пересказ страниц, рисующих картину преступления

«Не убий!» …Эту заповедь Раскольников преступил и,  по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая.

Продолжим исследование, чтобы убедиться, действительно ли такой путь прошел Раскольников.


2. Работа с текстом


Раскольников должен пройти через мучения разъятого мира, через искушение бесчисленных двойников, дойти до последних ступеней падения и выйти с другой стороны - к другой, высшей морали, выйти к Страшному суду, где не будет проклятых - одни прощенные.

Одним из ключевых эпизодов "Преступления и наказания" является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, -        о воскрешении Лазаря.

- Найдите в тексте романа этот эпизод, прочитайте его

Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает читателям будущую судьбу Раскольникова. “Четыре дня” Лазаря в гробу становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова. Только Христос мог воскресить Лазаря, только Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова.

Рассмотрим путь Раскольникова к «воскрешению»

Общаясь с духовными «двойниками» - Лужиным и Свидригайловым, Родион осознает, что уподобился им, хотя совсем этого не желал. Вот возможный путь его нравственного развития, окажись он сильной личностью

Достоевский, раскрывая двойственность души героя, добавляет все новые и новые признаки победы совести над разумом.

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова - это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Но в это же время энергия самозащиты у Родиона Раскольникова не иссякает. Эта борьба видна в эпизоде общения с Полечкой  после смерти Мармеладова.

-Найдите этот эпизод и прочитайте его

           После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова.

 Не отказавшись от своей "идеи", он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня.

Подумайте и ответьте:

- Почему Раскольников со своими страданиями пошел к Соне?

- Что общего в их судьбе? В чем они не приемлют друг друга?

- Что значат для Раскольникова эти встречи?

      Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание.

 Только на каторге Родион Раскольников нашел "свою веру" в спасительных для человечества свойствах любви и уже отсюда - в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу.

- Найдите и зачитайте этот эпизод

Испытание ошибочной теории Раскольникова завершилось катастрофой, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. Кроткая, всепрощающая Соня указывает убийце путь христианского искупления вины.

Результат исследования

Христианская проблематика в творчестве Достоевского - не самоцель и не художественные средства - это нравственная основа его произведений

Роман Достоевского "Преступление и наказание" – это произведение, в котором религия – вера – является способом разрешения нравственных проблем. Писатель показал человеческую душу, прошедшую страшный путь, но через ошибки и страдания все же пришедшую к постижению истины и любви


3. Рефлексия. Нравственные уроки Раскольникова, выводы:


Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

Преступления всегда ведут к духовной смерти «переступившего».

Разъединение людей, потерявших общие нравственные принципы

божьей морали, неизбежно приводит к социальным катастрофам.


Содержание и значение снов Раскольникова как главного героя в романе «Преступление и наказание» является важным для выражения авторской позиции и необходимым в структуре самого произведения.

Сон — это выражение бессознательного в человеческой психике. Поэтому как элемент художественного произведения — это одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.

Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова



  • Первый сон героя- отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны («Заездили клячу»);

  • Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки героя), с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания. Композиционный «двойник» — убийство старухи процентщицы и Лизаветы.

  • Третий сон Раскольникова (повторное убийство старухи) — аналог реального убийства, вторичное проживание содеянного. Ожившая старуха (литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина) — символ поражения теории героя.

  • Последний сон героя (он видит его на каторге) — аллегорическое воплощение реализации теории, символ освобождения героя из-под власти теоретических построений, возрождения его к жизни. Литературный аналог — философский трактат Вольтера о безумии человечества. Этот сон не имеет реального композиционного двойника, что символично.
    Герой отказывается от теории — она не может осуществиться.

Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа.

В своих романах Ф. М. Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни своих героев, их чувства, эмоции, тайные желания, переживания и опасения. В этом контексте особую значимость приобретают сны персонажей. Сон, как композиционный элемент, может выполнять различные функции и нести свою особенную смысловую нагрузку. Давайте попробуем разобраться, какова роль и значение снов в романе "Преступление и наказание".

Первый раз Достоевский вводит сон в первой части произведения, еще до убийства старухи-процентщицы. Заснув на улице по причине болезненного своего состояния и выпитой накануне рюмки, Раскольников видит свое детство: маленький Родя вместе с отцом гуляет за городом в светлый праздничный день, однако вскоре идиллию нарушает один страшный эпизод. Молодой мужик Миколка, выйдя из кабака, начинает хлестать свою "тощую саврасую клячонку", которой не под силу везти груз в виде без малого десяти человек, а потом добивает ее железным ломом. Первое, что лежит на поверхности, это то, что чистая детская натура Раскольникова протестует против насилия. Маленький Родион подбегает к клячонке и целует ее в окровавленную морду, а потом с кулачками бросается на убившего "лошадку" Миколку. То, что нам дан именно детский взгляд на ситуацию, - неслучайно. Детское сознание - чистое и незашоренное никакими теориями, ребенок живет - сердцем. И в душе Раскольникова этот ребенок борется с его разумом, рождающим столь губительные казуистические теории. Здесь проявляется двойственность натуры главного героя. О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют и два противоположных образа из его сна - церковь и кабак. Кабак - является символом того, что губит людей, это средоточие зла, разврата, безрассудства, это то место, где человек теряет свои человеческий облик (неслучайно нравственно опустившийся Свидригайлов - завсегдатай кабаков и прочих "клоак", поскольку один из признаков развратности - отсутствие некого эстетического чувства). Церковь же олицетворяет все лучшее, что есть в человеческой природе. Характерно, что в церковь маленький Родя ходить любил, а кабак всегда производил на него "неприятнейшее впечатление". Таким образом, кабак и церковь в метафорическом плане представляют собой нравственные ориентиры человека в реальной жизни. Символично то, что Родион задерживается у кабака по пути в церковь и так в нее и не попадает. На мой взгляд, это можно трактовать двояко. Например, это может означать с одной стороны то, что Раскольников свернул с истинного пути, а с другой, что он сделал это все же не по своей воле, а во имя лошади Миколки, символизирующей всех "униженных и оскорбленных". Примечательно, что с этим эпизодом сна Раскольникова перекликается горькое восклицание Катерины Ивановны: "Уездили клячу! Надорвала-ась!".

Однако стоит поподробнее остановится на лошади и ее символике. Помимо того, что она представляет тех, за чье благо борется Раскольников, она в то же время символизирует ту самую "бесполезную вошь", старушонку, ставшую его жертвой. То есть этот сон предрекает те самые кровавые события в будущем. Поэтому, проснувшись, Раскольников отрекается от своей "проклятой мечты" и задается вопросами: "Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором. Господи, неужели?". И если лошадь - это старуха-процентщица, то логично будет предположить, что Миколка - это Раскольников. И тут рассуждение опять же затрагивает тему двойственности Раскольникова, что в нем могут уживаться безгрешный наивный ребенок и страшный убийца. Примечательно, на мой взгляд, и то, что имя Миколки фигурирует в тексте не один раз. Действительно, между Миколкой из сна и Миколкой, сознавшемся в преступлении, можно провести параллель. С первым Миколкой Раскольникова роднит совершенное злодеяние, что касается второго Миколки, интересно, что Порфирий Петрович упоминает о том, что Миколка из "раскольников". Наверняка, это не простое совпадение, а сознательная авторская отсылка к главному герою. Таким образом, второй Миколка как бы подает пример Раскольникову, показывает то, как ему нужно поступить в сложившейся ситуации. Миколка хоть и появляется лишь в нескольких эпизодах романа, его образ очень важен. Он является символом добровольного страдания, только через него по Достоевскому можно искупить свои грехи, очиститься и нравственно возродиться.

Второй сон Раскольников видит уже после своего преступления. Ему снится , что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее , однако старушонка, как будто издеваясь, заливается тихим , неслышным смехом. Смех и шепот слышатся ему в соседней комнате. Раскольникова окружает вдруг множество людей - в прихожей, на площадке, на лестнице, - молча и выжидая, они смотрят на него. Объятый ужасом, он не может пошевелиться и вскоре пробуждается. Этот сон показывает болезненное состояние Раскольникова, его нервную напряженность, его желание поделиться с кем-нибудь, разделить свою тяжкую ношу. Раскольников борется с собой и своим индивидуализмом, его душа рвется к людям, поэтому, возможно, в его сне фигурирует множество людей. Помимо этого, во сне появляется мотив смеха, развенчивающего теорию Раскольникова. М. Бахтин пишет: "Перед нами образ развенчивающего всенародного осмеяния на площади карнавального короля-самозванца". И на иррациональном уровне Раскольников это чувствует, но еще не осознает. Смех процентщицы также может олицетворять насмешку дьявола над Раскольниковым. Однозначно, бесовское начало присутствует в романе, посмотреть хотя бы на то, в каких условиях создавалась раскольниковская теория - там не было ни Бога, ни человека.

Свой третий сон Раскольников видит уже на каторге. В этом сне он как бы заново переосмысливает происшедшие события, свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной... моровой язве ». Появились какие- то новые микроскопические существа, трихины, заражающие людей и делающие их бесноватыми .Зараженные не слышат и не понимают других , считая лишь свое мнение абсолютно верным и единственно правильным. Оставив свои занятия, ремесла и земледелие, люди убивают друг друга в какой- то бессмысленной злобе. Начинаются пожары, голод, гибнет все вокруг. Во всем мире спастись могут лишь несколько человек, «чистых и избранных»,но их никто и никогда не видел. Сон этот являет собой крайнее воплощение индивидуалистической теории Раскольникова, показывая угрожающие результаты пагубного влияния ее на мир и человечество. Характерно, что индивидуализм теперь отождествляется в сознании Родиона с бесноватостью и сумасшествием. Фактически идея героя о сильных личностях, Наполеонах, которым « все дозволено», представляется теперь ему болезнью, сумасшествием, помутнением разума. Более того, распространение этой теории во всем мире — это то , что вызывает наибольшие опасения Раскольникова. Теперь герой сознает, что идея его противна самой человеческой природе, разуму, Божественному мироустройству. Поняв и приняв все это своей душой , Раскольников испытывает нравственное просветление . Недаром именно после этого сна он начинает осознавать свою любовь к Соне, открывающую ему веру в жизнь.

Еще один человек помимо Раскольникова, кто видит сны, - Свиригайлов. И примечательно, что этот факт в какой-то мере обуславливает их двойничество. Совесть до конца не оставляет в покое ни одного, ни другого. Накануне самоубийства Свидригайлов видит несколько сновидений, одно переходит в другое. Существенно, что переходы Свидригайлова из одного сна в другой имеют свою внутреннюю логику: «…в снах есть тема разврата, нарастающая от первого к третьему»; в первом сне, где появляется мышь, тема разврата «дана лишь намеком, лишь ощущением скользкого, противного», во втором сне возникает девочка-утопленница, «жертва разврата», в третьем сне – пятилетняя «девочка», «разврат полностью овладел ею». Образ пятилетней, возникший во сне Свидригайлова, глубоко символичен, поскольку воплощает в себе возможный предел человеческого падения, который ужасает даже Свидригайлова. Этот сон может также характеризовать Свидригайлова как человека, не способного возродиться. Поскольку возраст его "жертв" варьируется от двенадцати до шестнадцати, то представляется вполне возможным, что однажды он может "понизить планку". Дети для Достоевского - святое, поэтому нетрудно догадаться, что поступки Свидригайлова расцениваются автором как едва ли не самый тяжелый грех. И возможно, самоубийство - был единственный выход из этого ада, в которых сам герой себя и загнал.

Таким образом, сны и видения героев романа передают их внутренние состояния, чувства, сокровенные желания и тайные опасения. Композиционно сны нередко предваряют будущие события. Кроме того, сны перекликаются с идейным замыслом произведения и с авторской оценкой тех или иных событий.

4. Выполните тест, результаты оформите в виде таблицы и пришлите на электронную почту учителя до 14 30 10 апреля.







Тест по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


1. В какое время года начинаются события романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

А) Весна

Б) Лето

В) Осень

Г) Зима

2. В какие годы происходят события, описанные Ф.М. Достоевским?

А) 20-е годы XIX века

Б) 60-е годы XIX века

В) 20-е годы XX века

Г) 50-е годы XX века

3. Где находилась каморка, в которой жил Родион Раскольников?

А) В отдельном крыле усадьбы

Б) В подвале

В) Под крышей

Г) На краю скалы

4. В каком состоянии находился Родион в начале романа?

А) Он впервые влюбился

Б) В панике

В) В возвышенном

Г) В раздражительном и напряжённом

5. Что во внешнем виде Родиона Раскольникова было слишком приметным, по его мнению, и окружающие могли бы это запомнить?

А) Сюртук

Б) Башмаки

В) Шляпа

Г) Трость

6. От дома Раскольникова было ровно 730 шагов до:

А) Питейной

Б) Банка

В) Дома процентщицы

Г) Площади

7. Кем был Раскольников?

А) Художником

Б) Торговцем

В) Писарем

Г) Студентом

8. Как звали старуху-процентщицу?

А) Наталья Николаевна

Б) Надежда Ивановна

В) Алёна Ивановна

Г) Анастасия Андреевна

9. Что принёс в качестве залога старухе-процентщице Раскольников?

А) Золотую цепь

Б) Серебряные часы

В) Жемчужные серьги матери

Г) Перстень с драгоценным камнем

10. Где оказался Раскольников после того, как заложил свою последнюю ценную вещь?

А) На берегу реки

Б) Дома

В) В распивочной

Г) В борделе

11. Как пыталась заработать Соня, до того, как отправилась на панель?

А) Стирала вещи

Б) Шила рубахи

В) Торговала на рынке

Г) Потрошила рыбу

12. Чем болела Катерина Ивановна, жена Мармеладова?

А) Туберкулёзом

Б) Раком

В) Чахоткой

Г) Ангиной

13. Что делала Катерина Ивановна, когда дети начинали плакать?

А) Успокаивала их

Б) Плакала вместе с ними

В) Била их

Г) Отправляла к бабушке

14. Из-за чего плакали дети Мармеладова?

А) Боялись пьяного отца

Б) Боялись соседей по квартире

В) Такой был характер

Г) Из-за голода

15. По какому билету жила Соня Мармеладова?

А) По белому

Б) По чёрному

В) По красному

Г) По жёлтому

16. Чего обычно избегал Раскольников?

А) Одиночества

Б) Лжецов

В) Толпы

Г) Женщин

17. Чем занимался Мармеладов по жизни на момент знакомства с Раскольниковым?

А) Работал чиновником

Б) Работал подмастерьем

В) Служил в армии

Г) Был безработным

18. Что Родион Раскольников сделал с письмом, которое ему принесла Настасья?

А) Сжёг не читая

Б) Порвал

В) Поцеловал

Г) Повесил на стену

19. Почему Раскольников перестал учить детей?

А) Закончились знания

Б) Ученики выросли

В) Не выдержал конкуренции

Г) Мало платили

тест-20. За что хотела пожаловаться на Родиона в полицию хозяйка комнаты, в которой он жил?

А) За постоянный шум

Б) Он перестал платить

В) У неё пропали драгоценности

Г) Он пропал

21. Как звали сестру Родиона Раскольникова?

А) Дуня

Б) Наденька

В) Оля

Г) Лариса

22. Кем работала сестра Раскольникова в доме Свидригайловых?

А) Гувернанткой

Б) Прачкой

В) Ключницей

Г) Экономкой

23. Из-за чего Марфа Петровна выгнала сестру Раскольникова из дома и отправила её в город на открытой телеге под дождём?

А) Уличила Дуню в воровстве

Б) Застала мужа и Дуню во время поцелуя

В) Услышала признания Дуни своему мужу

Г) Услышала в саду признания своего мужа Дуне

24. Каким образом была восстановлена репутация сестры Раскольникова?

А) Дуня смогла сама доказать свою невиновность

Б) Народ поверил Дуне

В) Жена Свидригайлова поняла всё сама

Г) Свидригайлов отдал жене письмо, в котором Дуня его отвергает

25. Какое воспоминание из детства приснилось Родиону Раскольникову перед убийством?

А) Забитая насмерть лошадь

Б) Разорванная волком овца

В) Огромная крыса

Г) Мёртвая рыба в пруду

26. При помощи чего Родион Раскольников совершил убийство?

А) Верёвка

Б) Нож

В) Ружьё

Г) Топор

27. Кого убил Раскольников?

А) Старуху-процентщицу

Б) Старуху-процентщицу и её сестру

В) Старуху-процентщицу и её посетителя

Г) Старуху-процентщицу и её слуг

28. Кем приходился Раскольникову Разумихин?

А) Дядя

Б) Двоюродный брат

В) Студенческий товарищ

Г) Друг детства

29. Как закончилась жизнь Мармеладова?

А) Попал под колёса кареты

Б) Умер от чахотки

В) Пропал без вести

Г) Уехал жить в деревню

30. Что произошло с Соней Мармеладовой после того, как Раскольников отправился на каторгу в Сибирь?

А) Осталась на прежней работе

Б) Вышла замуж за Разумихина

В) Поехала за Родионом в Сибирь

Г) Пропала без вести




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!