МБУ ДО «Ялтинская детская
художественная школа им. Ф. Васильева»
Презентация на тему:
«Композиционные особенности диптиха и триптиха»
по предмету «композиция»
в 3 классе предпрофессиональной программы обучения «Живопись»
Составитель: преподаватель изобразительного искусства Яровая Е.В.
Диптих — (от греческого «двойной», « сложенный вдвое») две картины, связанные единым замыслом .
Первоначально диптихи были изобретены еще древними греками и римлянами. Это были простые таблички, покрытые воском, и предназначались они для записей. Между собой эти таблички соединялись, и получался своеобразный диптих.
Некоторое время спустя, когда християнство восторжествовало, такие таблички использовались в церкви для записи умерших, и в тот же момент служили своеобразным украшением из двух сегментов.
Начиная с 9 века иконы стали изготавливать в виде складных диптихов.
Идея «двух и трех частей» была с успехом перенята художниками.
“ Урбинский диптих” (портреты герцога Урбино Федериго да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца) Пьеро делла Франческо считается одним из шедевров итальянской живописи эпохи Возрождения.
«Суд Камбиса» , или «Сдирание кожи с продажного судьи» — картина-диптих нидерландского художника Герарда Давида (1498) . Картина, написанная для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге, была призвана напоминать о необходимости судить справедливо.
На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни.
На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве.
На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу.
Понятие "триптих" переводится с греческого, как "сложенный втрое "» ( в Киевской Руси такие произведения называли ещё «складнями»).
Впервые оно стало использоваться для обозначения произведений искусства в Средневековье. Именно тогда в европейских соборах алтари стали оформлять композициями, состоящими из трех частей, объединенных общим замыслом .
Никола Фроман «Воскрешение Лазаря» , алтарный триптих (1461 ).
На средней (самой большой) части изображали основную сцену, а две боковые – дополняли и раскрывали сюжет.
Иероним Босх. «Сад земных наслаждений» .
( 1500—1510)
На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю.
В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.
В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.
Дирк Боутс «Поклонение волхвов» ( 1470 г.)
В центральной части самый молодой волхв (Бальтазар) еще стоит на пороге, он пока не вошел в помещение, и еще мы видим волхвов с их многочисленной свитой.
Справа - святой Христофор, переносящий младенца-Христа через реку (иллюстрация легендеы о великане-Христофоре)
Левая панель- Иоанн Креститель на фоне прекрасного пейзажа.
Питер Пауль Рубенс. Триптих "Воздвижение креста". (1609- 1610)
Центральная часть триптиха посвящена главному герою – Христу. Левая панель изображает скорбящую мать, Иосифа и других людей. Правая часть изображает двух преступников, которых готовят к чудовищной казни.
Работа Рубенса полна новаторства…Впервые в религиозной живописи Рубенс сделал зрителя свидетелем-участником этой драматической сцены- воздвижения креста.
Во-вторых, Рубенс лишил статичности канонический сюжет и присутствующих здесь лиц. Работа полна динамики.
Питер Пауль Рубенс . «Снятие с креста».
(1610-1614)
Последовательно в триптихе описываются сцены: «Встреча Марии и Елизаветы», «Снятие с креста» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме».
В середине центрального полотна между восемью фигурами находится Христос в необычайно трогательной позе. Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста.
М.Врубель «Фауст» (1896 г.)
Левое панно: «Мефистофель и ученик».
Среднее панно: «Маргарита». Правое панно: «Фауст».
Первая часть - молодой ученик и враг рода человеческого. Контраст двух образов разителен, конфликт работы в противопоставлении чистой юности, жадной до всего нового и неведомого.
Центральная часть триптиха - прекрасная Маргарита. Ее вполне можно охарактеризовать, как гимн чистой любви и красоты.
Завершает триптих - зрелый образ Фауста.
Мастер обращает внимание зрителя на важнейшие моменты жизни каждого человека. Здесь и неопытная юность, подверженная влиянию порока, и чистое светлое чувство, и заслуженно мудрая зрелость.
Пример создания композиции:
1. Совмещение разновременных событий.
«Куликово поле» Юрий Ракши (1980).
Центральная часть- «Предстояние »: князь Дмитрий со своими товарищами вглядываются туда, где стоят войска Мамая.
В левой части- «Благословение на битву » : событие , происходящее за несколько недель до битвы на Мановце. В центре композиции- духовный наставник князя Сергий Радонежский.
Правая часть- «Проводы ополчения» или «Плач женщин».
На переднем плане- группа женщин разного возраста и сословия, объединённых одной печалью. На втором плане- уходящие войны, покрытые туманом…
Пример создания композиции:
2. Совмещение переднего и дальнего планов – «наплывы ».
Пример создания композиции:
3. Сочетание разнонаправленного движения .
Пример создания композиции:
4. Совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах.
Ф. Кричевский. Триптих «Жизнь»:
«Любовь», «Семья», «Возвращение».
М. Нестеров. «Труды преподобного Сергия». 1896- 1897 гг.
Триптих «Гибель Золотой империи Чжурчженей» . 2011 гг.
Н. Рерих. Триптих «Распятое человечество» (1939-1942 гг.)
П. Корин. «Александр Невский».
В. Назарук. «Слово о полку Игореве».
Пантюхин. «За Землю Русскую».