СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиционные особенности диптиха и триптиха

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация была разработа для учащихся 4 классов художественных школ предпрофессиональной общеобразовательной программы "Живопись" и раскрывает тему диптиха и триптиха в работах великих художников. Так же раскрываются основные композиционных схемы, которые можно применять в серийных работах.

Просмотр содержимого документа
«Композиционные особенности диптиха и триптиха»

МБУ ДО «Ялтинская детская художественная школа им. Ф. Васильева» Презентация на тему:  «Композиционные особенности диптиха и триптиха» по предмету «композиция» в 3 классе предпрофессиональной программы обучения «Живопись» Составитель: преподаватель изобразительного искусства Яровая Е.В.

МБУ ДО «Ялтинская детская

художественная школа им. Ф. Васильева»

Презентация на тему:

«Композиционные особенности диптиха и триптиха»

по предмету «композиция»

в 3 классе предпрофессиональной программы обучения «Живопись»

Составитель: преподаватель изобразительного искусства Яровая Е.В.

Диптих — (от греческого «двойной», « сложенный вдвое») две картины, связанные единым замыслом .  Первоначально диптихи были изобретены еще древними греками и римлянами. Это были простые таблички, покрытые воском, и предназначались они для записей. Между собой эти таблички соединялись, и получался своеобразный диптих. Некоторое время спустя, когда християнство восторжествовало, такие таблички использовались в церкви для записи умерших, и в тот же момент служили своеобразным украшением из двух сегментов. Начиная с 9 века иконы стали изготавливать в виде складных диптихов.

Диптих — (от греческого «двойной», « сложенный вдвое») две картины, связанные единым замыслом .

Первоначально диптихи были изобретены еще древними греками и римлянами. Это были простые таблички, покрытые воском, и предназначались они для записей. Между собой эти таблички соединялись, и получался своеобразный диптих.

Некоторое время спустя, когда християнство восторжествовало, такие таблички использовались в церкви для записи умерших, и в тот же момент служили своеобразным украшением из двух сегментов.

Начиная с 9 века иконы стали изготавливать в виде складных диптихов.

Идея «двух и трех частей» была с успехом перенята художниками. “ Урбинский диптих” (портреты герцога Урбино Федериго да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца) Пьеро делла Франческо считается одним из шедевров итальянской живописи эпохи Возрождения.

Идея «двух и трех частей» была с успехом перенята художниками.

Урбинский диптих” (портреты герцога Урбино Федериго да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца) Пьеро делла Франческо считается одним из шедевров итальянской живописи эпохи Возрождения.

«Суд Камбиса» , или «Сдирание кожи с продажного судьи» — картина-диптих нидерландского художника Герарда Давида (1498) . Картина, написанная для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге, была призвана напоминать о необходимости судить справедливо. На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни. На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве. На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу.

«Суд Камбиса» , или «Сдирание кожи с продажного судьи» — картина-диптих нидерландского художника Герарда Давида (1498) . Картина, написанная для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге, была призвана напоминать о необходимости судить справедливо.

На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни.

На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве.

На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу.

Понятие

Понятие "триптих" переводится с греческого, как "сложенный втрое "» ( в Киевской Руси такие произведения называли ещё «складнями»).

Впервые оно стало использоваться для обозначения произведений искусства в Средневековье. Именно тогда в европейских соборах алтари стали оформлять композициями, состоящими из трех частей, объединенных общим замыслом .

Никола Фроман «Воскрешение Лазаря» , алтарный триптих (1461 ).

На средней (самой большой) части изображали основную сцену, а две боковые – дополняли и раскрывали сюжет.

На средней (самой большой) части изображали основную сцену, а две боковые – дополняли и раскрывали сюжет.

Иероним Босх. «Сад земных наслаждений» . ( 1500—1510) На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

Иероним Босх. «Сад земных наслаждений» .

( 1500—1510)

На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю.

В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.

В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

Дирк Боутс «Поклонение волхвов» ( 1470 г.) В центральной части самый молодой волхв (Бальтазар) еще стоит на пороге, он пока не вошел в помещение, и еще мы видим волхвов с их многочисленной свитой. Справа - святой Христофор, переносящий младенца-Христа через реку (иллюстрация легендеы о великане-Христофоре) Левая панель- Иоанн Креститель на фоне прекрасного пейзажа.

Дирк Боутс «Поклонение волхвов» ( 1470 г.)

В центральной части самый молодой волхв (Бальтазар) еще стоит на пороге, он пока не вошел в помещение, и еще мы видим волхвов с их многочисленной свитой.

Справа - святой Христофор, переносящий младенца-Христа через реку (иллюстрация легендеы о великане-Христофоре)

Левая панель- Иоанн Креститель на фоне прекрасного пейзажа.

Питер Пауль Рубенс. Триптих

Питер Пауль Рубенс. Триптих "Воздвижение креста". (1609- 1610)

Центральная часть триптиха посвящена главному герою – Христу. Левая панель изображает скорбящую мать, Иосифа и других людей. Правая часть изображает двух преступников, которых готовят к чудовищной казни.

Работа Рубенса полна новаторства…Впервые в религиозной живописи Рубенс сделал зрителя свидетелем-участником этой драматической сцены- воздвижения креста.

Во-вторых, Рубенс лишил статичности канонический сюжет и присутствующих здесь лиц. Работа полна динамики.

Питер Пауль Рубенс . «Снятие с креста».  (1610-1614) Последовательно в триптихе описываются сцены: «Встреча Марии и Елизаветы», «Снятие с креста» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме».  В середине центрального полотна между восемью фигурами находится Христос в необычайно трогательной позе. Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста.

Питер Пауль Рубенс . «Снятие с креста».

(1610-1614)

Последовательно в триптихе описываются сцены: «Встреча Марии и Елизаветы», «Снятие с креста» и «Представление Иисуса в Иерусалимском храме».

В середине центрального полотна между восемью фигурами находится Христос в необычайно трогательной позе. Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста.

М.Врубель «Фауст» (1896 г.)  Левое панно: «Мефистофель и ученик». Среднее панно: «Маргарита». Правое панно: «Фауст».  Первая часть - молодой ученик и враг рода человеческого. Контраст двух образов разителен, конфликт работы в противопоставлении чистой юности, жадной до всего нового и неведомого.  Центральная часть триптиха - прекрасная Маргарита. Ее вполне можно охарактеризовать, как гимн чистой любви и красоты.  Завершает  триптих - зрелый образ Фауста. Мастер обращает внимание зрителя на важнейшие моменты жизни каждого человека. Здесь и неопытная юность, подверженная влиянию порока, и чистое светлое чувство, и заслуженно мудрая зрелость.

М.Врубель «Фауст» (1896 г.)

Левое панно: «Мефистофель и ученик».

Среднее панно: «Маргарита». Правое панно: «Фауст».

Первая часть - молодой ученик и враг рода человеческого. Контраст двух образов разителен, конфликт работы в противопоставлении чистой юности, жадной до всего нового и неведомого.

Центральная часть триптиха - прекрасная Маргарита. Ее вполне можно охарактеризовать, как гимн чистой любви и красоты.

Завершает триптих - зрелый образ Фауста.

Мастер обращает внимание зрителя на важнейшие моменты жизни каждого человека. Здесь и неопытная юность, подверженная влиянию порока, и чистое светлое чувство, и заслуженно мудрая зрелость.

Пример создания композиции: 1. Совмещение разновременных событий. «Куликово поле» Юрий Ракши (1980). Центральная часть- «Предстояние »: князь Дмитрий со своими товарищами вглядываются туда, где стоят войска Мамая. В левой части- «Благословение на битву » : событие , происходящее за несколько недель до битвы на Мановце. В центре композиции- духовный наставник князя Сергий Радонежский. Правая часть- «Проводы ополчения» или «Плач женщин». На переднем плане- группа женщин разного возраста и сословия, объединённых одной печалью. На втором плане- уходящие войны, покрытые туманом…

Пример создания композиции:

1. Совмещение разновременных событий.

«Куликово поле» Юрий Ракши (1980).

Центральная часть- «Предстояние »: князь Дмитрий со своими товарищами вглядываются туда, где стоят войска Мамая.

В левой части- «Благословение на битву » : событие , происходящее за несколько недель до битвы на Мановце. В центре композиции- духовный наставник князя Сергий Радонежский.

Правая часть- «Проводы ополчения» или «Плач женщин».

На переднем плане- группа женщин разного возраста и сословия, объединённых одной печалью. На втором плане- уходящие войны, покрытые туманом…

Пример создания композиции: 2. Совмещение переднего и дальнего планов – «наплывы ».

Пример создания композиции:

2. Совмещение переднего и дальнего планов – «наплывы ».

Пример создания композиции: 3. Сочетание разнонаправленного движения .

Пример создания композиции:

3. Сочетание разнонаправленного движения .

Пример создания композиции: 4. Совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах.

Пример создания композиции:

4. Совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах.

Ф. Кричевский. Триптих «Жизнь»: «Любовь», «Семья», «Возвращение». М. Нестеров. «Труды преподобного Сергия». 1896- 1897 гг.

Ф. Кричевский. Триптих «Жизнь»:

«Любовь», «Семья», «Возвращение».

М. Нестеров. «Труды преподобного Сергия». 1896- 1897 гг.

Триптих «Гибель Золотой империи Чжурчженей» . 2011 гг. Н. Рерих. Триптих «Распятое человечество» (1939-1942 гг.)

Триптих «Гибель Золотой империи Чжурчженей» . 2011 гг.

Н. Рерих. Триптих «Распятое человечество» (1939-1942 гг.)

П. Корин. «Александр Невский». В. Назарук. «Слово о полку Игореве». Пантюхин. «За Землю Русскую».

П. Корин. «Александр Невский».

В. Назарук. «Слово о полку Игореве».

Пантюхин. «За Землю Русскую».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!