СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликт как способ достижения спортивного результата

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конфликт как способ достижения спортивного результата»

конфликт как способ достижения спортивного результата


Современный спорт характеризуется стремительным ростом результатов. Уже сегодня результаты в некоторых видах спорта столь высоки, что нарушают все привычные представления о пределах физиологических возможностей человеческого организма.

Спортсмены и тренеры становятся героями дня, маяками, людьми, за которыми следят, привычкам, вкусам и манерам которых подражают. Воздействие таких примеров может быть положительным и отрицательным. Все это повышает личную ответственность спортсменов за свое поведение и ставит вопросы психологического и морального воспитания в ряд наиболее актуальных проблем спортивной психологии и педагогики [3].

Мы с полным правом можем утверждать, что спорт стимулирует не только стремление к физическому совершенствованию, но и формирует духовные и нравственные ценности.

Одним из факторов достижения спортивного результата и спортивной деятельности вообще является проблема использования конфликтной ситуации.

Различают внешнюю и внутреннюю стороны конфликтной деятельности. С внешней стороны – это реальное противоборство людей, выражающееся в боевых действиях, спорах, спортивного противодействия и т.д.

С внутренней стороны конфликтная деятельность представляет своеобразное психологическое взаимодействие ее участников. Спортсмены стремятся мыслить за соперника, определить, как он рассуждает и принимает решение, чтобы предвидеть его действия и лучше регулировать собственное поведение. Важную роль приобретает умение маскировать свои подлинные цели и дезинформировать противника, что позволяет в ряде случаев управлять поведением противника посредством «передачи» ему оснований для принятия невыгодного для него решения [5].

В конфликтной деятельности устанавливаются и своеобразные взаимоотношения между сторонами. Соперникам присуще наличие внутренней установки на борьбу. Эта установка выражается в определенном негативном отношении к противнику и формировании чувства уверенности в своих силах. Естественно, что в зависимости от социального содержания конфликта установка на борьбу проявляется в разных формах. В спорте – это преимущественно отрицательное отношение к стилю ведения борьбы противником и его тактическим установкам. Отсюда стремление развенчать стиль противника и утвердить собственное «мировоззрение» [2].

Анализ научно-методической литературы по конфликтологии и опыт работы ведущих специалистов в данной области дает рекомендации по его осуществлению в практике достижения спортивного результата.

Рассматривается роль личности в конфликтной деятельности, умение принимать правильные решения, понимать соперников и себя самого, как одну из сторон конфликта.

Рассматривается специфика использования информации о противнике и применение собственных умений и навыков для достижения спортивного результата. А так же практические рекомендации по данной теме.

Обобщение результатов приводят к следующим выводам:

* Участнику конфликтной деятельности приходится сталкиваться с жесткими условиями времени, на неполной ориентировочной основе с необходимостью быстро принимать целесообразные, ответственные, творческие и зачастую окончательные, может быть, рискованные решения.

*Адекватное понимание другого человека должно позволить с большей надежностью прогнозировать его возможности и лучше регулировать собственные действия. Следовательно, наличие объективной информации о сопернике должно повысить эффективность собственных решений.

*Понимание противника позволяет спортсмену более основательно выбирать общую стратегию собственного поведения и принимать конкретные решения. Однако для достижения успеха, по крайней мере, не меньшее значение имеет верная оценка собственных достоинств и недостатков. Очевидно, что человек не может действовать рационально, не обладая хотя бы минимальными знаниями о себе.

*Для успеха необходимы три следующих фактора. Во-первых, понимание своей силы и слабости; во-вторых, точное разумение силы и слабости противника; в-третьих, более высокая цель, чем минутное удовлетворение [4].

*Исключительно важно предвидение в спорте, где для принятия решений о действиях спортсмен располагает долями секунды, мгновением. Способность адекватно имитировать и моделировать намерения противника базируются на способности спортсмена к антиципации.

*Борьба за психологическую инициативу – атрибут конфликтной деятельности. В случае уступок или пассивности одной стороны другая сторона, как правило, переходит к более активным действиям. Иногда наблюдается равновесие взаимных воздействий, но взаимной пассивности во взаимоотношениях противников обнаружено не было [1].

*Владение психологической инициативой является важным условием достижения успеха. Наличие инициативы позволяет навязать противнику несвойственный его стилю характер игры, скрыть подготовку собственных планов и начать их осуществление неожиданно.

*Различные по содержанию способы борьбы проявляются не изолированно, а как тесно взаимосвязанные, диалектически единые компоненты деятельности. Вместе с тем необходимо отметить, что обобщенный опыт деятельности человека в условиях конфликта, нашедший выражение в основных принципах конфликтной деятельности, является той базой, на основе которой становится возможным успешное применение различных способов борьбы, учитывающих информацию о личности противников.

* Высокой результативностью отличаются действия, основанные на верном понимании закономерностей стратегии борьбы и одновременном учете индивидуальных качеств соперников. Такой подход позволяет более динамично и эффективно использовать основные принципы конфликтной деятельности.

*Можно утверждать, что ни в спорте, ни в других видах конфликтной деятельности нет проблемных ситуаций, решения которых вырабатывались без учета в той или иной степени индивидуальных особенностей противника и собственных. И чем острее борьба, чем ровнее соперники, тем большее значение приобретает понимание человека человеком. Можно спорить об удельном весе этого понимания в выборе решения, но отрицать его нельзя.

*Для систематизации встречающихся на практике методов борьбы и выявления их специфики, исходя из условного разделения внешней и внутренней сторон конфликта выделяют следующие основные принципы борьбы, обобщающие конкретные различные способы ее осуществления: концентрация сил, координация сил, нанесение удара в наиболее уязвимое место, экономия сил [5].

*Соревнования и соревновательная деятельность составляют основу спорта, цель, критерий эффективности и основное специфическое средство подготовки спортсменов. Без ориентации на специфические особенности соревнований невозможна оптимальная подготовка спортсменов.

*Целью участия спортсмена в соревнованиях, как правило, является либо улучшение личного спортивного результата или установление рекорда, либо обеспечение необходимого количества очков команде, борющейся за призовые места.

*В процессе соревнований возникает психологическое взаимодействие между спортсменами. Каждый из соперников намечает собственные действия, стихийно или осознано стремится мыслить за другого, принимать в расчет индивидуальные особенности противника и свои собственные.

*Анализ показывает, что в конфликтной деятельности используются разные методы борьбы; общие и частные. Общие методы содержат рекомендации, пригодные для поведения в самых разнообразных ситуациях и по отношению к различным противникам. В частных методах (или лучше сказать примерах) реализуются рекомендации общих методов на основе анализа данной предметной ситуации и учета индивидуальных особенностей конкретных противников.

Общие методы борьбы с личностью противника следующие: создание противнику максимальных трудностей, маскировка собственных намерений и дезинформация противника, активность [3].

В истории спорта известно много случаев, когда физически одаренные спортсмены, обладающие отличной координацией движений и моторикой, не достигли хороших результатов. Только потому, что или не проявляли в тренировке необходимых волевых качеств, или не осмысливали сущности технико-тактической подготовки и системы тренировки, или в связи с отрицательными чертами характера не могли соблюдать нормальные отношения с товарищами и тренерами, плохо дифференцировали и осознавали свои мышечные ощущения, невнимательно воспринимали советы и указания тренера. И, наоборот, нередко «средние» по своим физическим качествам и способностям спортсмены достигали высоких спортивных результатов, потому что глубоко осмысливали задачи своей тренировочной деятельности и познали ее научные основы, осознавали важность постоянного самовоспитания, проявляли во время занятий и выступлений максимальные волевые усилия, стремились проанализировать и преодолеть трудности, препятствующие достижению спортивного результата.

Литература.
  1. Загайнов, Р. Рядом с спортсменом // Р. Загайнов ФиС №12-2003г.; №1-6, 2004г.

  2. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый: Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. / Х. Корнелиус, Ш. Фейр. - М., 1992. - 314с.

  3. Петров, С.И. Психологическая характеристика поведения в конфликте спортсменов-борцов / С.И. Петров. // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 28-й конф. – СПб.: СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта, 2001. – Вып. 6. - С. 87-88.

  4. Тараканов, Б.И. Психомоторные особенности физической подготовки спортсменок, занимающихся борьбой / Б.И. Тараканов.// Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 28-й конф. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – Вып. 6. – С. 42-45.

  5. Тараканов, Б.И. Управление конфликтами в процессе подготовки спортсменов-единоборцев на основе реализации педагогических воздействий / Б.И. Тараканов. // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 28-й конф. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. – Вып. 6. - С. 45-47.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!